Jump to content

Резерфорд Уодделл

Резерфорд Уодделл
Рожденный Между 1850 и 1852 годами
Баллируни, графство Даун, Ирландия
Умер 16 апреля 1932 г.
Данидин, Новая Зеландия
Национальность ирландский
Занятие Министр
Годы активности 1877–1919
Известный Пресвитерианский министр, социальный реформатор и писатель
Супруг (а) Кэтлин Мод Эштон Ньюман (1877–1920)
Кристабель Дункан (1923–1932)
Дети Сын, умерший в младенчестве
Мюриэл Элис Ньюман
Родители) Хью Уодделл и Маргарет Рид [ 1 ]
Родственники Брат Хью Уодделла
Мэри Уодделл
Уильям Уодделл
Томас Мейн Уодделл
Хелена Уодделл
Джейн Уодделл
Лайонс Уодделл [ 1 ]

Резерфорд Уодделл (1850–1932) был известным новозеландским пресвитерианским священником, социальным реформатором и писателем. Он родился в Ирландии и, не сумев найти работу миссионера или министра, Уодделл и его жена мигрировали в Новую Зеландию в 1877 году. [ 2 ] Поселившись в Данидине, он возглавлял пресвитерианскую церковь Св. Андрея в течение сорока лет, с 1879 по 1919 год. Оказав важное либерализирующее влияние на пресвитерианскую церковь Новой Зеландии, он активно верил в ценность служения для содействия социальной справедливости. Это побудило его курировать создание миссионерского зала, сберегательной кассы, бесплатной библиотеки и бесплатного детского сада в своем приходе, а также способствовать созданию различных культурных и спортивных групп. [ 3 ]

Однако самым заметным достижением Уодделла в Новой Зеландии девятнадцатого века стал его крестовый поход против потогонных мастерских . В октябре 1888 года его проповедь «О грехе дешевизны» побудила многих представителей местной общины к действиям, которые привели к созданию в 1890 году королевской комиссии по потоотделению. Его последующие рекомендации легли в основу многих социальных реформ страны следующего десятилетия. [ 3 ] Уодделл верил в ценность профсоюзов и в июле 1889 года стал первым президентом Союза портних Новой Зеландии.

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Резерфорд Уодделл родился в 1849 или 1850 году. [ 4 ] [ 5 ] в Гленарме , в графстве Антрим, Ирландия . [ 6 ] Другие источники утверждают, что он родился между 1850 и 1852 годами, а местом его рождения является Баллируни, графство Даун , Ирландия. [ 3 ] [ 7 ]

Его родителями были Маргарет (урожденная Рид, 1809–) и Хью Уодделл (1803–1875). [ 3 ] [ 1 ] Его отец был пресвитерианским священником, а мать была дочерью пресвитерианского священника и сестрой писателя Томаса Мейна Рида . Один из восьми детей, многие из его предков по обе стороны семьи на протяжении поколений были священниками в Ольстере. Среди них был шотландский богослов 17 века Сэмюэл Резерфорд , в честь которого он был назван. [ 7 ] Его старший брат Хью (1839–1901) стал священником, а в 1869 году стал пионером ирландской пресвитерианской миссии в Китае. [ 7 ] Позже он посвятил всю жизнь миссионерской работе в Японии. Уодделл вырос в сельской местности Антрима и Дауна. [ 7 ] Мать Уодделла умерла, когда он был молод, а его отец практически отсутствовал, в результате чего его воспитывала старая старая тетя Джин Рид в фермерском доме в Аннагбейне недалеко от Донахмора в графстве Даун. Она продолжала заботиться о нем, когда его отец женился на Энн Аткинсон и у него родилось еще двое детей. [ 5 ]

Ему не нравилось проводить время в школе, во многом из-за жестокости жестокого учителя. [ 7 ] [ 5 ] Несмотря на то, что он часто прогуливал занятия, он полюбил чтение и до конца своей жизни оставался потрясающим читателем таких предметов, как современная художественная литература, экономика, социология и теология.

Он бросил школу в возрасте 14 лет, чтобы стать продавцом в магазине тканей в городе Банбридж, производящем льняное полотно. [ 5 ] После четырех лет сверхурочной работы он решил последовать призванию своего отца в качестве служителя, которое, по его словам, произошло благодаря тому, что он услышал проповедь проповедника в сельской церкви и пример своего старшего брата Хью. [ 7 ] Он окончил со степенью магистра Королевский университет в Ирландии в октябре 1875 года. С 1874 по 1876 год он также учился в пресвитерианском теологическом колледже в Белфасте. [ 3 ]

Иммигрирует в Новую Зеландию

[ редактировать ]

После рукоположения в Ньютаунардсе в графстве Даун Уодделл изо всех сил пытался найти работу, но ему отказали как в миссионерской службе в Сирии, так и в конгрегации пресвитерианской церкви Баллигрейни в Сикс-Роуд-Эндс в Бангоре . Это побудило Уодделла принять приглашение присоединиться к служению Кентерберийской ассоциации расширения пресвитерианской церкви, за что он будет получать зарплату в размере 200 фунтов стерлингов в год. [ 7 ] Он отплыл со своей женой Кэтлин (на которой он женился в январе 1877 года) в Литтелтон, Новая Зеландия, на судне «Пиако» . [ 3 ] [ 8 ]

После их прибытия после 89-дневного путешествия в мае 1877 года Уодделл отправился на службу в пресвитерианскую церковь Папануи, а затем в течение трех месяцев работал помощником священника в церкви Святого Павла в Крайстчерче. Затем 25 сентября 1877 года он был назначен ответственным за Пребблтона и Линкольна. Это был небольшой приход, и его прихожанам было трудно выплачивать зарплату предыдущим служителям.

Церковь Святого Андрея

[ редактировать ]

После отставки своего предыдущего священника, преподобного Джона Гоу, в июле 1878 года пресвитерианская церковь Святого Андрея в Данидине начала искать замену. Были утверждения, что Гоу опозорился алкоголем, что побудило прихожан искать образцового кандидата, которого, по их мнению, можно было получить, только наняв священника из Шотландии. [ 7 ] Тем временем несколько служителей служили прихожанам по месяцу. Одним из запланированных временных служителей был Резерфорд Уодделл, который приехал по рекомендации преподобного Джона Элмсли, служителя церкви Святого Павла в Крайстчерче. Прихожане были воодушевлены первой проповедью, которую произнес Уодделл, и тут же обратились с призывом. [ 9 ] Спустя годы прихожанин вспоминал взволнованную реакцию прихожан. «Я хорошо помню встречу на тропинке у дверей церкви на Мелвилл-стрит, где возбужденные группы серьезных мужчин и женщин обсуждали проповедь, и тут же было решено, что он подойдет для церкви Святого Андрея, и никому больше не нужно подавать заявку». [ 7 ]

В январе 1879 года двести один член общины Святого Андрея подписали призыв призвать Уодделла стать их служителем, и при этом не было ни одного несогласного. [ 5 ] Он принял предложение в начале марта и был назначен министром прихода 18 апреля 1879 года, когда конгрегация насчитывала около 300 членов. [ 10 ] На момент назначения Уодделла он был всего лишь третьим ирландцем, служившим в пресвитерианской церкви Отаго, поскольку ее служители до 1860-х годов в подавляющем большинстве набирались из Шотландской свободной церкви, пока нехватка служителей не вынудила их рассмотреть возможность граждан других национальностей. [ 7 ]

В это время приход Святого Андрея простирался от нижнего течения процветающего Морнингтона , где проживал средний класс, а также богатые купцы и известные жители, такие как Уильям Рейнольдс, торговцы семенами Роберт Ниммо и Джон Блэр, импортер Александр С. Патерсон и владелец ткани. Томас Браун – вплоть до переполненных трущоб и грязи Дьявольского Полакра. [ 11 ]

Уодделл немедленно погрузился в жизнь своего непростого прихода, оживив Сент-Эндрюс после перерыва в нем без постоянного служителя, страстная прямота его проповедей вскоре завоевала доверие прихожан. Под его руководством к концу 1880 года вдвое был уменьшен долг по церковному имуществу, укрепилась Сессия и реорганизовался Диаконский суд. [ 7 ]

В 1880 году он основал Ассоциацию взаимного совершенствования молодых людей Сент-Эндрю, чтобы обеспечить образование и дружбу, которые «укрепят ... характер». [ 11 ]

После того, как заявка на финансирование в Комитет по расширению церкви пресвитерии Данидина была отклонена, церковь Святого Андрея в 1886 году профинансировала строительство миссионерского зала, чтобы обеспечить дом для церковных информационно-просветительских проектов, используя деньги, собранные на базаре и на публичных лекциях Уодделла. [ 7 ] В миссионерском зале Уодделл устроил сберегательную кассу и бесплатную библиотеку.

Стивенсон трагедия

[ редактировать ]

В начале 1880-х годов Уодделл попытался выступить посредником в горьком отчуждении Джорджа Стивенсона и его жены Мэри (урожденной Стенхаус). [ 12 ] После того, как пара рассталась, Стивенсон ничего не сделал для содержания своей жены и двоих детей, и Мэри получила против него охранный судебный приказ. За его усилия Джордж Стефенсон угрожал Уодделлу. [ 13 ] Вечером 7 июля 1883 года Стивенсон бросился к своей жене, когда она гуляла по Мэнор-плейс, схватил ее за шею левой рукой и вытащил из кармана динамитный патрон, который взорвал, взорвав им головы. выключенный. Уодделл присутствовал на похоронах Мэри. [ 12 ]

Грех дешевизны

[ редактировать ]

За экономическим бумом 1860-х годов, вызванным открытием золота, последовала длительная депрессия в Новой Зеландии, которая началась в 1870-х годах и продолжалась до 1890-х годов. Это ухудшило условия жизни бедняков Данидина, многие из которых жили в приходе Святого Андрея. Уодделл считал, что христианское Евангелие следует активно интерпретировать через социальную справедливость, поэтому он ответил рядом практических церковных инициатив: умирающая женская ассоциация была реструктурирована в течение трех лет после его прибытия, и ей было поручено раздавать еду, одежду, уголь и одеяла среди бедняки прихода. Позже оно было переименовано в Общество дружеской помощи, а еще позже – в Сестричество Святого Андрея. С 1883 года собор Святого Андрея также тесно сотрудничал с Армией Спасения над улучшением социальных услуг бедным и обездоленным в своем приходе. Когда-то Уодделл работал много часов бесплатно, когда работал учеником торговца тканями в Банбридже, поэтому он сочувствовал, когда узнал, что женщины и дети, работающие в сфере швейной и обувной торговли в Данидине, работают по 72 часа в неделю на грязных и опасных заводах. за девять шиллингов. У надомников дела обстояли еще хуже: одна женщина получила два пенса за завершение пары брюк. По мере продолжения депрессии заработная плата в швейной промышленности была снижена в 1877 году, а год спустя последовало снижение заработной платы складских рабочих, а производители еще больше сократили заработную плату и наняли больше женщин и детей, поскольку они стоили меньше, чем квалифицированные рабочие-мужчины. В начале 1888 года Уодделл прочитал серию лекций по социальным вопросам в церковном зале Сент-Эндрюс. В четвертой лекции он рассказал о социализме. [ 14 ]

После этих лекций он произнес проповедь в церкви Святого Андрея в начале октября 1888 года о «грехе дешевизны», утверждая, что «огромное стремление общества приобретать дешевые вещи» привело к сокращению затрат со стороны производителей и посредников. [ 15 ] Эта практика привела к снижению цен до уровня, когда заработная плата упала ниже прожиточного минимума. Этот процесс известен как « потение ». Проповедь (копий которой не сохранилось) считается поворотным моментом в трудовой истории Новой Зеландии, поскольку она вдохновила Джорджа Фенвика , редактора Otago Daily Times и главного репортера газеты Сайласа Спрэгга заняться этим вопросом. [ 9 ] Появившиеся в газете статьи об условиях труда в швейной и обувной промышленности воодушевили церковь, профсоюзных лидеров и общественность. В ноябре 1888 года Уодделл обратился с этим вопросом в Синод пресвитерианской церкви Отаго и Саутленда, который принял предложение, осуждающее существование потливости в Новой Зеландии. Уодделл в письмах настаивал на назначении королевской комиссии по женскому труду и на создании профсоюзов среди работниц.

Когда ни одна другая организация не поддержала это дело, он организовал многолюдное общественное собрание в зале Атенеум 14 февраля 1889 года. [ 16 ] На встрече под председательством Уильяма Дауни Стюарта было принято решение о создании комитета для поддержки улучшения условий труда и повышения оплаты труда для тех, кто живет на низкую заработную плату. [ 5 ] [ 17 ] Среди восьми членов комитета были Уодделл, Уильям Дауни Стюарт-старший , Уинифред Батгейт, Рэйчел Рейнольдс и Сайлас Спрэгг. В течение следующих недель комитет пришел к мнению, что соглашение о минимальных ставках заработной платы является лучшим средством улучшения условий труда. После обращения к Данидину отдельные работодатели согласились не нанимать подрядчиков, не выплачивающих минимальную заработную плату. Однако в мае четыре крупные складские компании Bing, Harris and Co.; Братья Баттерворт; Росс и Глендининг; и Саргуд, Сон и Юэн написали совместное письмо комитету, утверждая, что, если минимальные ставки заработной платы не будут согласованы на всей территории Новой Зеландии, фирмы Данидина не смогут конкурировать. Они отказались требовать от своих подрядчиков выплаты минимальной заработной платы и предложили комитету напрямую вести переговоры между подрядчиком и работником. [ 15 ]

Уодделл созвал еще одно публичное собрание в Хоровом зале 7 июня, на котором комитет, назначенный на предыдущем собрании, представил свой отчет. [ 18 ] [ 19 ] Под председательством Уильяма Дауни Стюарта среди присутствующих в переполненном зале были Уинифред Батгейт, Рэйчел Рейнольдс, редактор Otago Daily Times Джордж Фенвик, политик сэр Роберт Стаут , мэр Генри Фиш и другие политики Данидина, профсоюзные деятели, бизнес-лидеры и духовенство, включая преподобных, Джеймс Гибб и Дж. Гибсон-Смит. Уодделл в своей речи снова привел доводы в пользу улучшения заработной платы и условий труда, назвав и пристыдив складские компании, которые отказывались помочь в повышении заработной платы. [ 15 ]

После этой встречи Уодделл вместе с Рэйчел Рейнольдс и ведущей профсоюзной активисткой страны Харриет Морисон сыграли важную роль в основании Союза портних Новой Зеландии 11 июля 1889 года. [ 15 ] Уодделлу предложили должность первого президента, и он согласился. Под его руководством профсоюз на переговорах по заработной плате пригрозил забастовкой, которая помогла убедить производителей согласиться на минимальные ставки. [ 17 ] Уодделл также выступал за сокращение продолжительности рабочего времени продавцов в магазинах и призывал людей взять на себя обязательство воздерживаться от покупок после 18:00. [ 17 ] Это привело к формированию Данидинской ассоциации раннего закрытия, а Уодделл помог в создании того, что в конечном итоге стало ее заменой, Новозеландского союза помощников драпировщиков в марте 1890 года. Он также способствовал созданию Новозеландского союза домашней прислуги и в 1892 году поддержал Данидинский союз домашних служащих. Ассоциация стенографистов. [ 5 ]

В ответ на общественное волнение, поднятое Уодделлом, консервативное правительство Аткинсона решило назначить королевскую комиссию для расследования условий труда в отдельных отраслях. В результате давления со стороны Уодделла, который согласился стать одним из девяти членов комиссии, правительство согласилось включить в расследование продавщиц, которых заставляли стоять не менее 12–14 часов в день. [ 5 ] Комиссия по потоотделению из первых рук услышала свидетельства низкой заработной платы, продолжительного рабочего дня в 60, 70, 80 часов в неделю, плохих условий труда, плохого здоровья, неадекватного, часто плохо соблюдаемого законодательства. Хотя в отчете большинства отрицалось, что «потение», как оно существовало в Лондоне и других местах, не существовало в Новой Зеландии. Однако он рекомендовал провести новый всеобъемлющий Закон о фабриках и другие радикальные реформы. Уодделл и двое членов комиссии опубликовали отчет меньшинства, в котором утверждалось, что в Новой Зеландии присутствует «потение». [ 20 ] Рекомендации комиссии были важной частью основы прогрессивного трудового и промышленного законодательства начала 1890-х годов, введенного Либеральной партией Джона Балланса. [ 3 ]

Уодделл воздерживался от употребления алкоголя и был сторонником избирательного права женщин. Он работал с Гарриет Морисон и Рэйчел Рейнольдс в кампаниях за воздержание и избирательное право женщин в начале 1890-х годов. [ 5 ] [ 15 ]

Суд над Джеймсом Гиббом по делу ереси

[ редактировать ]

В 1890 году друг Уодделла Джеймс Гибб , служитель Первой церкви Отаго, был обвинен в ереси консервативными членами его общины за нападки на доктрину пресвитерианской церкви об избрании благодати и о том, что младенцы, умершие до крещения, не могут попасть на небеса. [ 21 ] На суде в июне 1890 года в пресвитерии Данидина Уодделл выступил в защиту Гибба, утверждая, что его единственное преступление заключалось в том, что он обнародовал взгляды, которые многие члены пресвитерии тайно держали в секрете. [ 22 ] Гибб был оправдан шестнадцатью голосами против шести. Хотя его обвинители успешно подали апелляцию в Синод пресвитерианской церкви Отаго и Саутленда, никакого наказания наложено не было. [ 21 ]

Уодделл был сторонником изменения в 1894 году закона о разводе в стране, из-за которого женщинам было трудно развестись со своими мужьями, в то время как мужу было относительно легче развестись со своей женой. Уодделл хотел, чтобы дезертирство и пьянство были включены в законодательство.

Бесплатный детский сад в Данидине

[ редактировать ]

Стремясь помочь обездоленным детям в приходе, Уодделл вместе с Рэйчел Рейнольдс, журналист Марк Коэн (1849–1928) и Лавиния Келси сыграли важную роль в создании Ассоциации бесплатных детских садов Данидина. Когда преподобный Дональд Стюарт отказался предоставить помещения в церкви Нокс для детского сада, заявив, что он «гораздо скорее увидит, как дети играют в сточных канавах, чем попадет под эту новомодную идею янки». [ 23 ] По просьбе Уодделла церковь Святого Андрея согласилась предоставить бесплатно недавно открывшийся церковный миссионерский зал на Уокер-стрит. С благодарностью принятый ассоциацией, детский сад на Уокер-стрит открылся 10 июня 1889 года с первоначальным набором 14 человек. [ 23 ] Им было от 4 до 6 лет, хотя вскоре были приняты и трехлетние дети. [ 24 ] Это был первый бесплатный детский сад в Новой Зеландии. [ 3 ] Уодделла пользовали настолько высоко, что 26 апреля 1900 года 700 человек посетили мероприятие в Сельскохозяйственном зале, посвященное его 21-летию службы на посту министра Сент-Эндрю. [ 25 ]

Учреждение диаконисного служения

[ редактировать ]

Сент-Эндрюс продолжал подчеркивать социальные проблемы. Осознавая ограниченность добровольных усилий благонамеренных женщин из среднего класса из Общества дружественной помощи, Уодделл в 1901 году предложила нанять в приход дьякониссу. Методистская церковь уже привезла сестру Олив из Австралии на работу в Данидин. [ 26 ] Уодделл преодолела настороженность Дьяконского суда, согласившись лично профинансировать из доходов от серии лекций ее зарплату в размере 90 фунтов стерлингов за годичный судебный процесс. Он написал директору Пресвитерианского института подготовки дьяконисс в Мельбурне, чтобы выбрать подходящего человека для Данидина. Они выбрали сестру Кристабель Дункан, которая была одной из первых выпускниц. Она приехала (после некоторого первоначального сопротивления и оправданий) в марте 1901 года. [ 3 ] По прибытии в Данидин один местный священник, отметив ее молодость и жизнерадостность, заметил, что она «слишком легкомысленна». Работа Дункан среди бедняков в церковном приходе оказалась настолько успешной, что к концу первого года ее жизни дьяконы церкви Сент-Эндрюс стали ее горячими сторонниками. Вскоре этому примеру последовали и другие приходы Данидина. Орден диакониссы был учрежден в Новой Зеландии в 1903 году, за которым позже в том же году в Данидине был создан Пресвитерианский женский институт (PWTI). [ 26 ] Движение пресвитерианской диакониссы быстро распространилось по всей Новой Зеландии, предоставляя преданных женщин, которые фактически были приходскими социальными работниками на постоянной основе.

Уодделл был глубоко предан зарубежным миссиям, в результате чего в 1905 году община собрала 136 фунтов стерлингов для отправки Маргарет Андерсон (1877–1960) миссионером в Кантон (ныне Гуанчжоу в Китае). [ 24 ] [ 3 ] К 1912 году церковь поддерживала трёх миссионеров. [ 27 ]

Легкого телосложения и с небольшим дефектом речи, Уодделл довел себя до предела своих физических возможностей, что вынудило его взять отпуск по болезни в 1882, 1886, 1902 и 1913 годах. [ 15 ] Последние годы его служения осложнила тяжелая глухота.

Уодделл ушел с активной работы 30 июня 1919 года, сославшись на старость. [ 6 ] В ноябре 1917 года он купил дом престарелых в Брод-Бей на полуострове Отаго, который назвал «Дримторп». Выйдя на пенсию, он регулярно ездил в Австралию, Англию, Шотландию и Ирландию.

Другая деятельность

[ редактировать ]

Уодделл писал на ряд теологических и социальных тем и сотрудничал с различными журналами. В 1894 году он основал и был первым редактором журнала Christian Outlook (позже названного Outlook ) — официального еженедельника пресвитерианской церкви Новой Зеландии. Вынужденный в 1902 году из-за ухудшения здоровья отказаться от этой ответственности, он продолжал писать колонки для «Вечерней звезды» под подписью «Рор» в течение 27 лет. [ 28 ] Первой важной публикацией Уодделла стал том проповедей под названием « Вот Агнец Божий» , который имел широкое распространение. [ 29 ] Благодаря этому успеху он опубликовал меньшие тома проповедей под названием «Путешествие жизни» и «Строительство корабля» . В последующие годы он обычно ежегодно выпускал небольшой том проповедей или эссе, среди которых были «На рубеже года» , «Убитые в бою» , «До рассвета» , «Старые рождественские праздники» , «Мой путь ко Христу» , «Роман о Боге» , «Динамика Служба , В унынии , Скрипки Бога и Воспоминания и надежды . [ 6 ] В 1929 году, когда было создано сообщество новозеландских писателей, он был назначен его первым президентом.

Уодделл был одним из основателей Ассоциации тюремной реформы. [ 6 ]

В сентябре 1888 года он был одним из основателей Общества охраны пригородных заповедников Данидина (которое позже изменило свое название на Общество благоустройства и городского планирования), а также был членом движения, которое привело к формированию Ассоциации технических классов. [ 6 ]

В конце марта 1932 года Уодделл был госпитализирован в больницу Стаффорд в Данидине для небольшой операции. Однако начались осложнения, и он умер от уремии в больнице в субботу 16 апреля 1932 года. [ 6 ] [ 30 ] [ 28 ] Несмотря на его желание кремации, он был похоронен со своей первой женой Кэтлин в блоке 21А, участке 13А Южного кладбища в Данидине 19 апреля 1932 года. [ 31 ] [ 4 ]

За заслуги перед пресвитерианской церковью Теологический колледж Белфаста в 1897 году присвоил ему звание почетного доктора богословия. [ 6 ]

В августе 2012 года Центр теологии и общественных проблем Университета Отаго организовал однодневную конференцию в Бернс-холле в Данидине, на которой рассказывалось о жизни, творчестве и наследии Уодделла. Под названием «Нет пота! Резерфорд Уодделл и грех дешевизны» ее основным докладчиком была Хелен Келли , президент Совета профсоюзов Новой Зеландии. С докладами выступили известные историки и религиоведы Тони Баллантайн, Эндрю Брэдсток, Питер Лайнэм, Питер Мэтисон, Хью Моррисон, Джон Стенхаус и Ивонн Уилк. Ричардом Хаббером была также драматическая реконструкция знаменитой проповеди Уодделла.

Мемориальная доска, установленная Фондом исторических мест Новой Зеландии слева от входной двери снаружи бывшей пресвитерианской церкви Святого Андрея, гласит: «Здесь в 1888 году преподобный Резерфорд Уодделл, 1849–1932 годы, проповедовал о «грехе дешевизны». и положило конец изнурительному труду».

Часовня Уодделла с двумя витражами была установлена ​​в помещении Колледжа диаконисс. Название продолжилось в Салмонд-холле, который открылся на территории Нокс-колледжа в 1971 году. Часовня Кристабель и Резерфорда Уодделлов была освящена два года спустя.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Уодделл женился на 22-летней Кэтлин Мод Эштон Ньюман из Листоуэла в графстве Керри 22 января 1877 года в Дублине, Ирландия. [ 3 ] [ 5 ] У пары было двое детей: сын, умерший в младенчестве, и дочь Мюриэл Элис Ньюман, родившаяся 28 апреля 1882 года. [ 3 ] Мюриэл вышла замуж за Джеральда Андерсона и в конце концов поселилась в Австралии.

Кэтлин Уодделл страдала от тяжелого случая ревматоидного артрита, и после многих лет пребывания в хронической инвалидности в 1917 году ее поместили в психиатрическую больницу Сиклифф, где она умерла 7 сентября 1920 года. [ 5 ] [ 32 ] [ 33 ]

В возрасте 72 лет Уодделл женился на 47-летней Кристабель Дункан в Мельбурне 3 декабря 1923 года. [ 26 ] Дункан была диакониссой в церкви Святого Андрея. Дункан родилась 4 августа 1876 года и была рукоположена в сан диакониссы 17 марта 1901 года после окончания колледжа диаконис в Мельбурне, Австралия. [ 26 ] Она служила дьякониссой в церкви Святого Андрея с 1901 по 1923 год, за исключением двухлетнего отпуска для работы в Пресвитерианском женском миссионерском союзе (PWMU) с 1919 по 1921 год, в течение которого она активно участвовала в его расширении и работала его разъездным секретарем. [ 3 ] [ 26 ] Позже она работала секретарем PWMU с 1935 по 1943 год. После смерти мужа она работала в городе Веллингтоне для PSSA с 1944 по 1948 год. Она умерла в возрасте 86 лет 20 сентября 1962 года в Сиднее, Австралия. [ 26 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Уодделл, Том Мейн (10 июля 2019 г.). «Резерфорд Уодделл» . ГЕНи . Проверено 5 сентября 2021 г.
  2. ^ Догерти, Ян (2018). Радикальная кафедра: история новозеландского социального активиста Резерфорда Уодделла . Данидин: Saddle Hill Press. стр. 27, 29. ISBN.  9780473432805 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Брюард, Ян (2019). «Уодделл, Резерфорд» . Биографический словарь Новой Зеландии . Проверено 26 августа 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Уодделл, Резерфорд» . Городской совет Данидина . Проверено 4 сентября 2021 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Уодделл, Резерфорд» . Пресвитерианский исследовательский центр . Проверено 31 августа 2021 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Некролог: кончина преподобного доктора Уодделла известной личности» . Отаго Дейли Таймс . Данидин. 18 апреля 1932 года . Проверено 27 августа 2021 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Броснахэн, Шон Г. (2006). «Резерфорд Уодделл: ольстерский радикал в шотландском Кирке Отаго». В Паттерсоне, Брэд (ред.). Миграция и культурный трансфер Ольстер-Новая Зеландия (PDF) . Дублин: Four Courts Press. стр. 131–144.
  8. ^ «Прибытие корабля Пиако из Лондона» , Press , 16 мая 1877 г. , получено 5 сентября 2021 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Пресвитерианская церковь Святого Андрея и коттедж смотрителя (бывший)» . Наследие Новой Зеландии . Проверено 10 марта 2021 г.
  10. ^ «Церковь Сент-Эндрюс: введение в должность преподобного мистера Уодделла» . Свидетель Отаго . Данидин. 26 апреля 1879 года . Проверено 26 августа 2021 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Манро, Брюс (27 августа 2012 г.). «Ведем добрый бой» . Отаго Дейли Таймс . Проверено 26 августа 2021 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Поразительная трагедия в Мэнор-Плейс» . Отаго Дейли Таймс . Данидин. 13 июля 1883 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
  13. ^ «Трагедия Стефенсона» . Кромвель Аргус . Данидин. 10 июля 1883 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
  14. ^ «Социализм» . Отаго Дейли Таймс . Данидин. 27 июля 1888 года . Проверено 5 сентября 2021 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стенхаус, Джон (2013). «Страстный пастор: культурные выступления преподобного Резерфорда Уодделла» . Журнал исследований Новой Зеландии (15). Веллингтон: Университет Виктории: 22–35. дои : 10.26686/jnzs.v0i15.2006 .
  16. ^ «Система потоотделения» . Вечерняя звезда . Данидин. 15 февраля 1889 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Догерти, Ян (декабрь 2018 г.), «Стич! Стежок! Стежок!: В бедности, голоде и грязи», Воспоминания Новой Зеландии : 54–59
  18. ^ «Система потоотделения» . Вечерняя звезда . Данидин. 8 июня 1889 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  19. ^ «Система потоотделения» . Отаго Дейли Таймс . Данидин. 8 июня 1889 года . Проверено 7 сентября 2021 г.
  20. ^ Хеннинг, Джон (2021). «Неоплачиваемый ребенок». Исторический журнал Новой Зеландии . 55 (1). Окленд: Оклендский университет: 50–71.
  21. ^ Перейти обратно: а б Барбер, Лори (1993). «Гибб, Джеймс» . Биографический словарь Новой Зеландии . Проверено 6 сентября 2021 г.
  22. ^ Барбер, Л.Х. (1978). «Суд над ересью Джеймса Гибба, 1890 год» (PDF) . Исторический журнал Новой Зеландии . 12 (2). Окленд: Оклендский университет: 150.
  23. ^ Перейти обратно: а б Догерти, Ян (9 июля 2018 г.). «Добрый сад, чем сточная канава» . Отаго Дейли Таймс . Проверено 31 августа 2021 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б «Детский сад на Уокер-стрит» . Отаго Дейли Таймс . Данидин. 22 июня 1889 года . Проверено 31 августа 2021 г.
  25. ^ «Двадцать первая годовщина доктора Уодделла» . Вечерняя звезда . Данидин. 27 апреля 1900 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Реестр пресвитерианской церкви Новой Зеландии: министры, диакониссы и миссионеры с 1840 года - от Уодделла до Уотена» . Пресвитерианская церковь Новой Зеландии . Проверено 4 сентября 2021 г.
  27. ^ Моррисон, Хью Дуглас (2004). «Это наш священный долг»: возникновение новозеландского протестантского миссионерского движения, 1868–1926 (PDF) (доктор философии). Университет Мэсси. п. 242 . Проверено 27 августа 2021 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б «Смерть доктора Уодделла» . Вечерняя звезда . Данидин. 13 апреля 1932 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  29. ^ Циклопедия Новой Зеландии - округа провинций Отаго и Саутленд: преподобный Резерфорд Уодделл (в твердом переплете). Крайстчерч: Компания Cyclopedia. 1905.
  30. ^ Томсон, Джейн, изд. (1998). Южные люди: словарь биографии Отаго Саутленд . Данидин: Longacre Press. стр. 529–530. ISBN  1-877135-11-9 .
  31. ^ «Похороны доктора Уодделла» . Вечерняя звезда . Данидин. 19 апреля 1932 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  32. ^ "Летальные исходы" . Вечерняя звезда . Данидин. 8 сентября 1920 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
  33. ^ «Уодделл, Кэтлин Мод» . Городской совет Данидина . Проверено 4 сентября 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e28caea0b585ce6ad9d728a21407b1f__1719943560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/1f/5e28caea0b585ce6ad9d728a21407b1f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rutherford Waddell - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)