Мастерство садов
Юанье ( китайский 園冶, пиньинь юань йе), по-разному переводимый как «Садовый трактат» или «Ремесло садов» , представляет собой работу 1631 года по дизайну сада Цзи Чэна из поздней династии Мин . Сейчас она считается исчерпывающей работой по садовому дизайну из многих, созданных в тот период, и считается первой в мире монографией, посвященной садовой архитектуре , и входит в число величайших шедевров садовой литературы. [ 1 ]
Структура
[ редактировать ]Работа разбита на три тома. Первый том посвящен общим принципам, в частности: расположению, планировке, зданиям и их оснащению. Второй том содержит описания и иллюстрации декоративных балюстрад. Третий том посвящен дверным проемам, окнам, стенам, декоративным тротуарам, искусственным насыпям, выбору камней, а последняя глава, десятая, посвящена заимствованным пейзажам ( цзе цзин ).
Акцент
[ редактировать ]Работа ориентирована в первую очередь на архитектурные особенности, а не на природные особенности. Контрасты были проведены между этим и другими классическими произведениями восточноазиатского садового дизайна, такими как Сакутейки (японского периода Хэйан ), в котором основное внимание уделяется воде и камням, и многочисленными японскими произведениями периода Эдо ( Цукияма тэйдзодэн , Сагарюнива кохохиден но кото , Цукияма сансуиден ), чтобы предположить фундаментальное различие в подходе между китайским и японским садовым дизайном, а именно акцент на архитектурных и природных особенностях соответственно. Однако перед лицом более глубокого понимания последней, заключительной десятой главы книги становится ясно, что природные особенности на самом деле являются главной темой Юанье .
Последняя десятая глава: Цзе Цзин
[ редактировать ]Название последней главы «Юанье» — Цзе цзин 借景, заимствовавшее пейзаж. В тексте цзе цзин представлен не как единая дизайнерская идея заимствования декораций, как это принято считать. Скорее, он касается сути философии ландшафтного дизайна в целом. Постоянно меняющиеся настроения и образы пейзажа в полном действии понимаются автором как самостоятельная функция, которая становится агентом садоводства. Объект и субъект, как ландшафт, так и садовник, постоянно меняются, приближаясь к выводу: пейзаж и садовник являются одновременно объектом и субъектом и взаимозаменяемы. Чтобы создать сад, садовнику необходимо слиться с ландшафтом на участке, а природные явления становятся мнемониками для общеизвестных выражений, выраженных в известных отрывках из классической литературы или поэзии. Именно экология природы, включая человека, мотивирует и движет дизайном. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Конан, Мишель (1999). Перспективы садовой истории . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. п. 218 . ISBN 978-0-88402-265-7 .
- ^ Wybe Kuitert (2015) Заимствование пейзажей и ландшафта, который дает - последняя глава Юанье, Журнал ландшафтной архитектуры , 10:2, 32-43, [1]
Библиография
[ редактировать ]- Цзи Ченг: Садовое мастерство, издательство Йельского университета, 1988, перевод Элисон Харди ISBN 0-300-04182-9
- Юанье, «Трактат о саду», Цзи Чэн, перевод Че Бин Чиу ISBN 2-910735-13-3
- Сад как архитектура . Инадзи, Тоширо. 1998. ISBN 4-7700-1712-X
- Вайбе Куитерт: Заимствование пейзажей и ландшафт, который сдается - последняя глава журнала Yuanye Journal of Landscape Architecture 2015, 10:2, 32-43, [2]