Алексей Ухтомский
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Февраль 2013 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Алексей Алексеевич Ухтомский | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 31 августа 1942 г. | (67 лет)
Награды |
Алексей Алексеевич Ухтомский июня русский 13 ( 1875 — 31 августа 1942) физиолог и советский — . Его главным вкладом в науку стала теория доминант .
Алексей Ухтомский родился 13 (25) июня 1875 года в родовом имении князей Ухтомских (из древнего дворянства, восходящего к рюриковскому периоду) в хуторе Вослома, близ Арефино Рыбинского уезда губернии в Ярославской . Его родителями были отставной офицер Алексей Ухтомский (1842–1902) и его жена Антонина Федоровна, урожденная Анфимова (1847–1913). У них было пятеро сыновей Алексей, умерший во младенчестве, Владимир, Николай и старший сын Александр, ставший впоследствии архиепископом Андреем (1872–1937), и две дочери Мария и Елизавета.
В июне 1876 года сестра его отца Анна Николаевна Ухтомская, жившая в городе Рыбинске, только что похоронила свою мать, о которой заботилась много лет, и, оставшись теперь одна, искала, чем заняться со своей жизнью. Поскольку Антонина Федоровна была очень занята и не имела времени на семью, 27 сентября 1876 года Алексея отослали на воспитание к тете Анне, которая, по его собственным словам, была его «главной учительницей и соратницей до своей смерти в 1898 году». "
поступил в Нижегородский кадетский корпус В 1888 году Алексей, не окончив гимназию, по настоянию отца и матери . Там он начал проявлять интерес к науке. В этот период значительное влияние на него оказал будущий профессор Иван Петрович Долбня (1853–1912), учитель математики, знакомивший своих учеников с широким кругом предметов естествознания. Позже Ухтомский назвал его «человеком, который учит думать». В юнкерском училище Ухтомский проявлял интерес не только к физико-математическим дисциплинам, но и к философии, психологии, этике и литературе. К 18 годам он познакомился с произведениями Аристотеля , Декарта , Спинозы , Фейербаха , Якова , Гегеля , Ницше , Канта и других учёных и философов.
В 1894 году под влиянием брата Александра и по совету И. П. Долбни Ухтомского поступил на филологическое отделение Московской духовной академии. Он жил не в общежитии, а в квартире, которую обустраивала Надежда Бобровская, проживавшая у него в качестве помощницы и домработницы до мая 1941 года. Будучи молодым студентом Духовной академии, Ухтомский провел полтора месяца. в отделении для хронических больных Ярославской психиатрической больницы. Годы, проведенные в академии, он считал наиболее счастливыми и продуктивными для своего духовного развития. Темой его диссертации было «Космологическое доказательство существования Бога». Там он выдвинул идею о безграничных возможностях человеческого разума и уникальности каждой личности. В академические годы у Ухтомского возникла идея выявить естественные основы нравственного поведения человека, найти физиологические механизмы, посредством которых человеческая личность развивается во всем ее многообразии. Ухтомский стал доктором богословия. Позже в автобиографии Ухтомский писал: «Моя кандидатская диссертация поставила на повестку дня более пристальное изучение физиологии мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения». Окончив академию, он решил не продолжать церковную карьеру. Он присоединился к русской православной секте. Старообрядцы (точнее старообрядцы) (его имение Вослома всегда было заселено старообрядцами). Он хотел стать физиологом, но, поскольку выпускники духовных академий и семинарий не имели права поступать на факультеты естественных наук университета, он поступил на кафедру востоковедения.
С 1899 года Ухтомский был приглашенным студентом восточного факультета Петербургского университета, где освоил иврит. В следующем году он был в числе обычных студентов физико-математического факультета СПбГУ, изучая физиологию (пока ему не разрешили поступить на этот факультет, не запрещался перевод с другого факультета). В 1902 году он начал специализацию у профессора Н. Е. Введенского. С 1909 сотрудничал с Введенским в исследованиях антагонистов рефлексов. В 1911 году он защитил диссертацию на тему «О зависимости двигательных корковых эффектов от центральных побочных эффектов», в которой изложил результаты пятилетних экспериментов. Здесь он впервые сформулировал принцип доминирующего фокуса, развитый позднее в 1921 г. и в последующие годы. После защиты диссертации пять лет преподавал в Психоневрологическом институте (ныне Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова).
В декабре 1917 года, после участия в Поместном Соборе Православной Церкви, Ухтомский уехал в Рыбинск, где прожил в родительском доме почти весь 1918 год. Все это время он проводил за чтением религиозной литературы и работой на земле вокруг дома. В конце 1918 – начале 1919 года дом был национализирован. Осенью 1920 года в Рыбинском доме был произведен обыск, некоторые вещи конфискованы. Ухтомский прибыл в Рыбинск 25 ноября с документами университета и Петроградского Совета, в котором он был избран депутатом VI созыва. В этих документах содержалась просьба оставить ему две комнаты в бывшем доме, «который не должен быть буржуазным по размеру и характеру».
В ноябре 1930 года он был арестован «агентами Рыбинского политбюро» за, как он признает, за неосторожные высказывания в беседах в научной компании. Документы Петроградского Совета спасли его от немедленной расстрела, и Ухтомского отправили в Ярославский политзаключенный, а затем в Москву, в особый отдел ВЧК на Лубянке. Находясь под стражей, он читал своим сокамерникам лекции по физиологии. В конце января 1921 года благодаря усилиям коллег-ученых он был освобожден, ему разрешили сохранить прежний дом и вернули имущество. Однако в Рыбинск он не вернулся.
С 1920 года — заведующий лабораторией Института естественных наук. В 1922 году, после смерти Введенского, возглавил факультет физиологии человека и животных Петроградского университета. С 1935 года он был директором-основателем Института физиологии Ленинградского государственного университета, а с 1937 года — заведующим лабораторией электрофизиологии АН СССР. Он был заведующим кафедрой биологии Ленинградского университета, с 1931 по 1938 год был президентом Ленинградского общества естествоиспытателей. Вне университета он преподавал физиологию в Институте Лесгафта, в Психоневрологическом институте и на Рабфаке (рабочем факультете). В 1932 году ему была присуждена Ленинская премия. В 1933 г. он был избран членом-корреспондентом, а в 1935 г. действительным членом АН СССР. В начале 1920-х годов Ухтомский начал публиковать основы принципа доминирования как новой теории функции мозга. На рубеже 1923–1924 годов он выступил с докладом на Втором Всесоюзном съезде психоневрологов и нейрофизиологов, в котором выдвинул принцип доминирования как один из основных факторов центральной иннервации. В 1927 году он написал монографию « Парабиоз и доминанта», в которой объясняется органическая связь между доминантой и основными положениями теории парабиоза Введенского. В последующие годы он пришел к пониманию роли, которую играет изменение устойчивости физиологического субстрата в доминантном очаге, как выражено в отчете 1934 года «Возбуждение, торможение, утомление». По мнению Ухтомского, доминантой является временный управляющий центр возбуждения в центральной нервной системе, создающий скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременно угнетая другие рефлексы.
Ухтомский был монахом и священником. Он был делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917–1918 годах, активно участвовал в конференциях по воссоединению со старообрядчеством, был старостой старообрядческой церкви на улице Марата (ныне Музей Арктики и Арктики). Антарктика на улице Марата), где он обычно вел богослужения. Когда по всей стране началась конфискация церковного имущества, а его прихожане попытались спрятать ценности, Ухтомского арестовали, но из этого ничего не вышло, и вскоре его отпустили, когда он пообещал прекратить религиозную пропаганду. Ухтомский владел семью языками, разбирался в богословии, философии, политической экономии, архитектуре, был иконописцем, играл на скрипке.
В 1941 году Ухтомский остался в блокадном Ленинграде, где участвовал в организации научной работы в поддержку его обороны, руководил исследованиями травматического шока, актуального для ведения войны. Он умер 31 августа 1942 года, так и не ознакомившись с корректурой доклада «Система рефлексов в порядке возрастания», который он подготовил за неделю до смерти. Похоронен на Литераторских мостках.
Теория доминирующего фокуса
Работу Ухтомского о доминантном фокусе принято считать его важнейшим открытием. Теория способна объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. Принцип Доминанты описан в его статье «Доминанта как принцип действия нервных центров» и других научных работах. Этот принцип явился развитием идей Н. Е. Введенского. Термин «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта». В сноске к статье «Доминанта как принцип действия нервных центров» Ухтомский пишет: Я употребляю этот термин в смысле Авенариуса: «В конкуренции зависимых жизненных рядов, один из них должен рассматриваться как доминирующий в данный момент, и тогда общее поведение индивида будет определяться в этом направлении». Под «доминирующим» Ухтомский и его последователи понимали «более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости, вызванный тем или иным способом, причем вновь поступающие в центры возбуждения раздражители служат для усиления (усиления) возбуждения в этом очаге, в то время как в остальных широко распространяется торможение ЦНС. " Теория доминантного фокуса вышла за рамки физиологии и стала направлением всей русской философской антропологии, а также нашла применение в психологически ориентированном литературоведении.
«Я считаю, что настоящее человеческое счастье будет возможно лишь после того, как будущий человек сможет воспитать в себе способность переключаться на жизненный опыт другого человека, когда в каждом из нас будет воспитана доминанта перед лицом другого».
А.А. Ухтомский
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бразье, Мэри AB (2008). «Ухтомский, Алексей Алексеевич» . Полный словарь научной биографии . Энциклопедия.com . Проверено 19 февраля 2013 г.
- О русской школе психологии, с. 340 // Вилен Варданян. Панорама психологии . АвторДом, 2011 ISBN 1456700324 ISBN 9781456700324