Струнный квартет № 4 (Освальд)
Струнный квартет № 4 до минор , соч. 46 работы Энрике Освальда была закончена в период с июля по август 1921 года. [ 1 ] Это последнее крупное камерное произведение композитора. Ориентировочная продолжительность 15 минут.
История
[ редактировать ]В 1921 году Освальду было уже 69 лет. По словам Хосе Эдуардо Мартинша , этот квартет представляет собой синтез всей его камерной постановки, обладающей предельной чистотой музыкальной текстуры. [ 1 ] Об этом сочинении жена Освальда Лаудомия записала в своем дневнике: «Папины квартет современен, великолепен, особенно Адажио (29 ноября)». [ 2 ] В том же году он написал Этюд только для левой руки . [ 1 ]
квартету не повезло В Рио-де-Жанейро . Напротив, выступление в Сан-Паулу в феврале 1927 года имело большой успех. [ 3 ] Композитор Эрнани Брага так прокомментировал это: «Невозможно сказать, какой из трёх частей этого квартета восхищаться больше. Вдохновение льётся ясно и спонтанно, как будто оно исходит из чудесных и неисчерпаемых древних морей. Контрапунктическая фактура, хотя и густая, но никогда не теряет качеств ясности, которые необходимы». [ 4 ]
Четвертый квартет стал последним крупным камерным произведением Освальда. В июне 1927 года он попробовал свои силы с другим струнным квартетом (соч. 47), для которого набросал две версии, но ни одна из них не была закончена. [ 5 ] Как и другие его струнные квартеты, четвертый остается неопубликованным.
Структура
[ редактировать ]Квартет состоит из трех частей: [ 6 ]
Анализ
[ редактировать ]Первая часть открывается эмоциональной основной темой квартета, заявленной только скрипкой. Эта тема дает материал для большей части музыки всех трех частей. Вторая тема сонатной формы — ми ♭ мажор . Раздел разработки основан в основном на нем. После повторения основной темы второстепенная возвращается в до мажоре . Краткая кода завершает это движение.
Адажио открывается аккордами аккомпанемента, и только когда скрипка вступает со своей темой, тональность уточняется до фа минор . Эта часть написана в простой троичной форме и не имеет выразительно-контрастных моментов.
Финал до мажор полностью меняет настроение. оно длится всего 4,5 минуты (чуть больше, чем Адажио ). Однако это сонатная форма, соответствующая классическим правилам. Вторая тема — соль мажор , транспонированная в перепросмотре в до мажор. Цикличность и тематическое единство всей композиции подчеркивается введением в развивающий раздел главной темы первой части в ее первоначальном виде. после второго появления Немного изменившаяся тема Адажио сразу ведет к перепросмотру.
Записи
[ редактировать ]- (2010/2011) Энрике Освальд: Камерная музыка (Целые струнные квартеты; Целые квартеты с фортепиано; Квинтет с фортепиано Op. 18; Трио с фортепиано Op. 45; Соната-Фантазия Op. 44; Элегия для виолончели и фортепиано) – ArsBrasil ( скрипка: Артур Роберто Хуф, Самуэль Лима; альт: Андре Родригес, Вальдечи Меркиори; виолончель: Генезес; Оливейра, Мауро Бруколи, Ренато Оливейра), Фернандо Лопес (фортепиано) – Ariah Culture [2] (3 компакт-диска)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Мартинс (1995), с. 105.
- ^ Исходный текст: «Папский квартет современен, великолепен, особенно пословица» (цитата по Мартинсу, стр. 105); дневник предназначался сыну Освальда, отсюда и «папа» в его текстах.
- ^ Мартинс (1995), с. 135.
- ↑ Оригинальный текст: «Не знаешь, чем еще восхищаться в трех тактах этого квартета. Вдохновение течет ясно и спонтанно, как будто оно рождается из чудесных и неисчерпаемых древних морей. Конструкция проста. Контрапунктический контекст, хотя и закрыт, но никогда не теряет свойственной ему ясности» (цит. по Мартинсу, с. 135).
- ^ Мартинс (1995), с. 111.
- ^ Указания темпа взяты из [1] (CD 1, треки 10–12).
Источники
[ редактировать ]- Хосе Эдуардо Мартинс (1995). Энрике Освальд: музыкант романтической саги . ЭдУСП. ISBN 978-85-314-0302-6 .