Нараяни Деви Верма
Нараяни Деви Верма | |
---|---|
Умер | 12 марта 1977 г. |
Национальность | Индийский |
Известный | Биологическое движение Женское образование Индийское движение за независимость |
Супруг | Маникья Лал Верма |
Нараяни Деви Верма (? – 12 марта 1977) была борцом за свободу из Раджастана в движении за независимость Индии . Она была женой товарища по борьбе за свободу Маникья Лал Верма , и вместе они боролись с колониальным, империалистическим, а также феодальным угнетением в бывшем княжеском государстве Мевар . Она сыграла ключевую роль в движении Бихолия , а также предприняла множество шагов по продвижению женского образования. Хотя она была очень активна в движении Праджа Мандал , ее приверженность идеалам Ганди привела к ее активным усилиям по обеспечению благополучия племен и подъему далитов . [ 1 ] Даже после обретения независимости она оставалась активной как в политике, так и в социальной сфере. Она была членом Раджья Сабхи с 1970 по 1976 год. Она умерла 12 марта 1977 года. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Нараяни Деви была дочерью Рамсахая Бхатнагара из Синголи деревни в Мадхья-Прадеше . [ 3 ] Она вышла замуж за Маникью Лала Верму в нежном 12-летнем возрасте. Зверства правителей и джагирдаров по отношению к крестьянам и простому народу были для Маникья Лала невыносимы. Таким образом, он дал пожизненное обещание служить крестьянам, далитам и племенам и решил противостоять правящей власти и государственным силам. Нараяни Деви стала его союзником в этом начинании и внесла свой вклад как в активную, так и в вспомогательную роль. После того, как Маникья Лал попал в тюрьму, Нараяни Деви взяла на себя ответственность заботиться о семье, а также обучать людей. Она также предприняла множество инициатив по подготовке женщин к противостоянию эксплуатации со стороны государства. [ 4 ]
Движение за свободу и социальные реформы
[ редактировать ]Верма мобилизовал многих женщин на работу во имя национализма и социального пробуждения. Вместе со своей командой она распространяла это послание от дома к дому и вдохновляла людей поднять свой голос против принудительного труда, наркозависимости, детских браков и совместной работы. [ 5 ]
Бихолия Движение и мобилизация женщин
[ редактировать ]Верма мобилизовала нескольких женщин-лидеров и участниц крестьянского движения Бихолия в регионе Мевар. Впервые в Раджастане женщины вышли в общественное пространство и сыграли эффективную роль. [ 6 ] К ее усилиям по мобилизации женщин присоединилась Анджана Деви. Они регулярно организовывали отдельные собрания для крестьянок. [ 7 ] Во время этих встреч они будут стоять под прицелом государственных сил в тщетных попытках их запугать. [ 8 ] Верма вдохновляла крестьянок своим примером и даже работала на полях вместе с крестьянами. Женщины, несмотря на все трудности, оказались на высоте и мужественно приняли активное участие в движении Бихолия. [ 9 ]
Социальные реформы
[ редактировать ]Верма также объединила свое рвение к социальным реформам с политическим движением. И Маникья Лал, и Нараяни Деви посвятили себя работе по образованию крестьянских детей. Последний также выступил против употребления алкоголя и повысил осведомленность общества о его пагубных последствиях. Она снова жила примером, отказавшись от практики пурды (покрывала), что было трудной задачей, поскольку это была глубоко укоренившаяся практика в регионе. Таким образом, она призвала женщин избавиться от кандалов не только в политическом, но и в социальном плане. [ 10 ]
Праджамандалическое движение
[ редактировать ]Верма также проявил лидерскую инициативу во время движения Праджа Мандал. На первом заседании она планировала поприветствовать национальных лидеров, а также смогла организовать отдельную женскую конференцию, хотя раньше женщины Раджпутаны обычно не появлялись на публике. В 1939 году, во время Движения за выход из Индии , когда был арестован ее муж Маникья Лал, она взяла на себя руководящую роль и не позволила движению в Меваре ослабнуть в его отсутствие. В 1939, а затем в 1942 году она сама была арестована. [ 11 ]
Популяризация Хади
[ редактировать ]Ее усилия по политической мобилизации также включали популяризацию использования чаркхи и хади . Эти двое стали символами индийского национализма под руководством Махатмы Ганди . Они стали популярными благодаря политической мобилизации женщин в движении за независимость Индии. [ 12 ] Она научила крестьянок плести чарху. Сама она всегда носила хади.
Возвышение далитов и благополучие племен
[ редактировать ]Верма предпринял много шагов, чтобы сделать далитов и племена обычным явлением. В 1934 году Маникьялал Верма и Шобха Лал Гупта основали Севашрам для благосостояния хариджанов в Нарели, недалеко от Аджмера . Она сыграла активную роль в мобилизации далитов, вовлекая их в созидательную деятельность.
Нараяни Деви вместе с Маникьялалом Вермой основали ашрам Хадлай в племенных районах региона Багад в Бансваре и Дунгарпуре , где она жила со своими детьми. По мере того как благотворительная деятельность племени расширялась, Багад Сева Мандир Маникья Лал основал . Нараяни Деви не чуралась трудной жизни в этом негостеприимном регионе ввиду нахождения в непосредственной близости с племенным населением. Ее трехлетний сын скончался от болезни из-за отсутствия медицинских учреждений в регионе. [ 13 ]
Женское образование
[ редактировать ]Во время движения Бихолия Верма организовал вечернюю школу для крестьянок. В то же время она также помогала Маникьялалу в основанной им школе для детей крестьян. В 1944 году она основала ашрам Махила. [ 14 ] в Бхилваре для обучения женщин племени, что со временем привлекло большое количество студентов. школа для девочек Бхил Каньяшала была открыта Благодаря ее усилиям в 1944 году в Удайпуре , где девочки из племени Бхил зарегистрировали значительное присутствие. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Борьба женщин в Раджастане» . Раджастхани Грантхагар . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Махотсав, Амрит. «Нет देवी वर्मा» . Азади Ка Амрит Махотсав, Министерство культуры правительства Индии . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ админ (12 февраля 2022 г.). «Биография Нараяни Деви Вермы | Биография Нараяни Деви Вермы на хинди» . hihindi.com . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Джайн, Пратибха, Шарма, Сангита (2018). Борьба женщин в Раджастане - преодоление барьеров, завоевание пространства (1-е изд.). Джайпур: Центр исследований Раджастана, Университет Раджастана. стр. 233–240. ISBN 9789387297333 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Студия, Раджастан (23 ноября 2021 г.). «Салют патриотам Раджастана!» . Раджастан Студия . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Шарма, Сангита (2023). «Женщины в крестьянском движении Биджолиана: невидимые образы». Джиджнаса - Журнал истории идей и культуры . ХХХ : 31–42.
- ^ Шривастава, Аниша (2022–23). «Множество оттенков сопротивления в кифе Анджаны деви Чаудхари». Джиджнаса - История идей и культуры . ХХХ : 99.
- ^ « Нет даже кольца в носу»: женщины Раджпутаны сыграли звездную роль в борьбе за свободу» . Таймс оф Индия . 14 августа 2022 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Чатурведи, Ники (2009). «Возвращение женской истории - мобилизация против британского империализма в Раджастане». Материалы Конгресса истории Раджастана . XXV : 167–170.
- ^ «Борьба женщин в Раджастане» . Раджастхани Грантхагар . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Гаур, Мина (2022–23). «Движение Бхаратия Сватнатрата и женщины Раджастана». Джиджнаса - Журнал истории и идей . ХХХ : 1–12.
- ^ Тапар-Бьоркерт, Суручи (9 марта 2006 г.). Женщины в индийском национальном движении: невидимые лица и неслыханные голоса, 1930-42 . Публикации SAGE. ISBN 978-0-7619-3407-3 .
- ^ Джайн, Пратибха и Шарма, Сангита (2018). Женская борьба в Раджастане . Джайпур: Центр исследований Раджастана, Университет Раджастана. п. 238.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Группа учреждений ашрама Махила – работа в области женского образования с 1944 года» . www.mahilaashram.edu.in . Проверено 12 апреля 2023 г.
- ^ Джайн, Пратибха и Шарма, Сангита (2018). Женская борьба в Раджастане . Джайпур: Центр исследований Раджастана, Университет Раджастана. п. 237.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )