Луиза Уэйд Уэтерилл
Луиза Уэйд Уэзерилл жила с мужем и детьми на отдаленных торговых постах среди народа навахо в Нью-Мексико , Юте и Аризоне (2 сентября 1877 — 18 сентября 1945) более 25 лет и стала знатоком культуры навахо . Она говорила на языке навахо и стала знатоком лекарственных трав и растений, известных навахо, искусства, особенно рисования песком , традиционных историй и ткачества. Навахо она была известна как Астон Соси, или «Стройная женщина».
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Мэри Луиза Уэйд родилась 2 сентября 1877 года в Уэллсе, штат Невада . Она была дочерью Джека Уэйда, капитана армии США, и Джулии Франс Раш Уэйд. Когда ей было около двух лет, семья переехала в Манкос, штат Колорадо . Семья Уэтерилл жила неподалеку. Когда ей было восемнадцать, Луиза вышла замуж за 30-летнего Джона Уэзерилла 17 марта 1896 года. Джон Уэтерилл был одним из нескольких братьев, которые заинтересовались руинами и артефактами, оставленными предками пуэблоанцев , жившими шестьсот лет назад в Меса-Верде , несколько миль к югу от ранчо Уэтерилл. Старшим братом Джона был Ричард Уэтерилл , известный археолог-любитель. У пары родились сын Бенджамин (родился 26 декабря 1896 г.) и дочь Джорджия, которую звали «Сестра» (родилась 17 января 1898 г.). [ 2 ] [ 3 ]
Семья Уэзериллов жила на ферме площадью 160 акров (65 га) недалеко от Манкоса, но главным интересом мужа Джона были многочисленные останки древних пуэблоанцев в этом районе. Чтобы пополнить свой доход, он водил ученых к руинам и посещал многочисленные племена коренных американцев (индейцев), живших в резервациях в Нью-Мексико и Аризоне . Луиза осталась дома с детьми и управляла фермой. [ 4 ]
Аламо Ай
[ редактировать ]
В 1900 году Ричард Уэтерилл предложил Джону работу по управлению торговым постом Охо-Аламо, расположенным в 20 милях (32 км) к северо-западу от древних руин Пуэбло в каньоне Чако , штат Нью-Мексико . В ноябре 1900 года семья Уэтерилл и их давний партнер Клайд Колвилл отправились в Оджо Аламо («Источник Коттонвуд-Три») на конной повозке и стали единственными англоязычными людьми на большой пустынной территории. Торговый пост был окружен хоганами семей навахо, и только одна женщина навахо, жившая поблизости, говорила по-английски. Джон большую часть времени отсутствовал, преследуя свои интересы, а Луиза осталась управлять торговым постом. Преобразующим для нее опытом стало приглашение увидеть картину из песка навахо и сопутствующую церемонию. По ее словам, она «задалась целью узнать» о навахо и начала изучать язык и культуру. Вскоре она стала известна навахо как Астон Соси , «Стройная женщина». [ 5 ] [ 6 ]
Торговый пост Ольято
[ редактировать ]
В 1906 году Джон Уэтерилл основал торговый пост Ольято в Долине Монументов , штат Юта (иногда известный как Ольето). Это был первый торговый пост, принадлежавший Уэтериллам, и, как говорили, он находился дальше от железной дороги, чем любое другое населенное место в Соединенных Штатах. Ученый Фрэнк МакНитт описал его как «самый одинокий из аванпостов в пустыне». Ольято был «хлопковым деревом, источником воды и одиноким домом». Почта доставлялась раз в неделю, а припасы доставлялись на повозке из Гэллапа, штат Нью-Мексико, на дорогу туда и обратно требовался 21 день. [ 7 ] Луиза изучала лекарственные травы у пастуха и знахаря по имени «Убийца волков». Она написала биографию Волкоубийцы, которая была опубликована спустя много времени после ее смерти. Она продолжила изучение рисунков на песке навахо. Навахо по имени «Желтая певица» воспроизвела для нее многие рисунки песком на бумаге мелками. Семья Уэтериллов также имела контакты с людьми Утес и Южных Пайуте, которые посещали торговый пост. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Чтобы основать свой торговый пост, Уэзериллы заручились разрешением богатого местного вождя навахо по имени Хоскинини. Луиза стала верным другом и «внучкой» Хоскинини. Когда он умер в 1909 году, она оказалась распорядительницей его имущества и вынужденной смотрительницей его 32 рабов-ютов, все женщины. Сначала она дала женщинам-юте стадо овец Хоскинини и отправила их в путь, но через несколько месяцев они потеряли или отдали всех своих овец, и она взяла на себя ответственность за них, позволив женщинам-юте жить недалеко от торгового фактория. и кормят их в обмен на их труд. [ 11 ] [ 12 ]
Ее одежда
[ редактировать ]
В 1910 году Ветериллы переехали и основали новый торговый пост в Тоданестье , «месте, где вода стекает, как пальцы с холма», в 20 милях (32 км) к югу от Ольято. Новое место было менее изолированным и стало более известным как Кайента . [ 13 ] Со временем Уэзериллы расширили свой дом до домика для посетителей, и они приветствовали парад видных посетителей, особенно после того, как муж Луизы, Джон, и торговый партнер Клайд Колвилл построили в 1914 году неровную дорогу, и путешествие на автомобиле в Кайенту стало проще. [ 14 ] Одним из посетителей был Теодор Рузвельт в 1913 году, который сказал о Луизе и навахо: «Миссис Уэзерилл была не только сведуща в археологических знаниях о руинах… она… знает их язык; она знает их умы; сочувствие не только их телесным потребностям, но и их умственным и духовным процессам». [ 15 ] В парад посетителей вошли писатель Оливер Ла Фарж , антрополог Клайд Клакхон , писатель Зейн Грей , художник Джимми Суиннертон , режиссеры Джон Хьюстон и Джон Форд , а также реформатор Джон Коллиер . [ 16 ] [ 9 ]
В 1914 году индеец племени юте Це-не-гат, также известный как Эверетт Хэтч, был обвинен в убийстве Хуана Чакона, мексиканского пастуха. Це-не-гат встретился с Луизой Уэтерилл в Кайенте и заявил, что он невиновен. Она посоветовала ему рассказать свою историю индийскому агенту. Однако, предупрежденный о том, что его арестуют, Це-не-гат скрылся. В феврале 1915 года во время так называемой « Войны Блаффа» отряд из 26 человек пытался арестовать Це-не-гата недалеко от Блаффа, штат Юта . Несколько утесов и членов отряда были убиты в рукопашной схватке. После битвы в газетных сообщениях ложно утверждалось, что Уэтериллы были убиты ютами. В марте делегация Утеса, в том числе «Старый Полк», отец Це-не-гата, посетила Уэтериллов в Кайенте, и Джон Уэтерилл сопровождал одного из них на встречу с генералом армии США Хью Л. Скоттом в Мексикан-Хэте, штат Юта . После того, как Скотт заверил их, что Це-не-гат получит справедливое судебное разбирательство, он сдался. ожидался суд над Це-не-гатом В июне 1915 года в Денвере . Луиза с несколькими спутниками отправилась на повозке в долгое путешествие, чтобы найти свидетелей, которые могли бы дать показания от имени Це-не-гата. Она получила показания нескольких ютов и англосов, в том числе двух Мормоны , которые сопровождали ее в Денвер. Це-не-гат был признан невиновным за отсутствием улик. [ 17 ] [ 18 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]
Начиная с 1921 года, Уэтерилл совершил несколько поездок в Мексику, чтобы изучить теорию о том, что несколько кланов навахо мигрировали на север в доколумбовые времена. Уэтериллы начали проводить зимы в южной Аризоне и в 1926 году основали гостевое ранчо Ранчо де ла Оса в Сасабе. Когда двое ее детей выросли, Уэтерилл взяла на воспитание трех девочек навахо из школы-интерната города Туба : Эстер, Фанни и Бетти Зейн. . По словам ее приемной дочери Бетти, Уэтерилл добилась прекращения жестокого обращения в школе-интернате, прежде чем забрать девочек с собой домой. Уэзерилл также написала письма своему другу Джону Коллиеру о жестоком обращении с детьми навахо в школе Туба-Сити, а Коллиер предприняла успешную кампанию по реформированию индийских школ. Эстер заболела туберкулезом и умерла от гриппа в 1921 году. Две другие девушки вышли замуж. Биологическая дочь Уэтерилла, Джорджия, была убита пьяным водителем 4 июля 1935 года в Месе, штат Аризона . Когда ее муж и его деловой партнер умерли в течение полугода в 1944 и 1945 годах, Уэтерилл продала торговый пост и переехала на ранчо, принадлежавшее ее сыну Бенджамину, в Долина Черепа, Аризона . Уэтерилл умерла в соседнем Прескотте менее чем через год после своего мужа, в 1945 году. Она была похоронена в Кайенте. Бенджамин умер в 1950 году. [ 19 ] [ 1 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Уэтерилл работал над ее биографией с антропологом Фрэнсис Гиллмор . В 1985 году она была введена в Зал славы женщин Аризоны. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 22 ]
Работает
[ редактировать ]- Гиллмор, Фрэнсис; Уэтерилл, Луиза Уэйд (1953). Торговцы навахо . Альбукерке, Нью-Мексико. ISBN 0826300405 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уэтерилл, Луиза Уэйд (2007). Wolfkiller: мудрость пастуха навахо девятнадцатого века (первое изд.). Солт-Лейк-Сити. ISBN 9781423600305 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уэтерилл, Луиза Уэйд (1939). Танцы к востоку от заката .
Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Показать некролог миссис Джон (Луиза) («Астон Соси») (Уэйд) Уэзерилл» . см.ship.edu .
- ^ «Луиза Уэйд Уэтерилл (1877–1945)» . Зал славы женщин Аризоны . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Клир, январь (16 июня 2021 г.). «Местные западные женщины: Луиза Уэтерилл провела большую часть своей жизни, проживая с ней, изучая навахо» . Аризона Дейли Стар . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Лик, Харви (30 сентября 2019 г.). «Дом в пустыне: открытие торгового поста Уэтерилл-Колвилл в Ольято, штат Юта, в 1906 году» . Каньон Кантри Зефир . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Гиллмор и Уэтерилл 1953 , с. 54.
- ^ Лик, "Дом..."
- ^ Лик, "Дом..."
- ^ Гиллмор и Уэтерилл 1953 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б Ясный 2021 год .
- ^ МакНитт, Фрэнк (1962). Индийские торговцы . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 271. ИСБН 0806122137 .
- ^ Gillmor & Wetherill 1953 , стр. 178–180.
- ^ Брукс, Джеймс Ф. (2002). Пленники и двоюродные братья . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. п. 351. ИСБН 0807853828 .
- ^ Gillmor & Wetherill 1953 , стр. 189–191.
- ^ Полинг-Кемпес, Лесли (2015). Дамы каньонов . Тусон: Издательство Университета Аризоны. стр. 155–156. ISBN 9780816524945 . . Скачано из проекта MUSE .
- ^ Лик, Харви (5 февраля 2018 г.). «Стройная женщина из Кейенты» . Каньон Компания Зефир . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Лик, Стройная женщина...
- ^ Опрос-Кемпес 2015 , стр. 156–162.
- ^ Лик, Харви (4 июня 2018 г.). «Проблема на реке Сан-Хуан» . Зефир округа Каньон . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ «Уэтериллы» (PDF) . Газета поселка и общины Кайента . Поселок Кайента.
- ^ «Интервью по устной истории» . библиотека.nau.edu .
- ^ Лик, Харви (сентябрь 2009 г.). Волкоубийца . Гиббс Смит. ISBN 978-1-4236-1168-4 .
- ^ Jump up to: а б «Уэтерилл, Луиза Уэйд (1877–1945)» . www.энциклопедия.com . Словарь женщин во всем мире: 25 000 женщин на протяжении веков.
- ^ Швенингер, Ли (1 ноября 2011 г.). Первое, что мы можем вспомнить: женщины-пионеры из Колорадо рассказывают свои истории . Университет Небраски Пресс. ISBN 978-0-8032-3515-1 .
- ^ Гиллмор, Фрэнсис. «Биография Джона и Луизы Уэтерилл» (PDF) . Университет Аризоны.
- ^ Гиллмор, Фрэнсис; Уэтерилл, Луиза Уэйд (1934). Торговцы навахо: история Уэтериллов из Кайенты . Компания Хоутон Миффлин. OCLC 383828 .
- ^ Вайман, Лиланд Клифтон (1952). Картины из песка Кайенты Навахо: анализ коллекции Луизы Уэйд Уэтерилл . Издательство Университета Нью-Мексико.
- ^ Музей, штат Аризона; Харрис, Стюарт Кимбалл; Вайман, Лиланд Клифтон (1951). Этноботаника Кайента Навахо: анализ этноботанической коллекции Джона и Луизы Ветерилл . Издательство Университета Нью-Мексико.