Речь Посполитая-Литовско-Московская
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2008 г. ) |

Речь Посполитая была предложенным государством , которое должно было быть основано на личном союзе между Речью Посполитой и Российским Царством . В период с 1574 по 1658 год и в конце XVIII века был предпринят ряд серьезных попыток различными способами создать такой союз, но они так и не осуществились из-за несовместимости требований обеих сторон.
Предлагаемый союз известен на польском языке как Тройственный союз ( unia troista ), а также назывался Польско-российским союзом ( unia polsko-rosyjska ) или Польско-московским союзом ( unia polsko-moskiewska ).
Обоснование
[ редактировать ]Сторонники такого союза среди польской шляхты и литовского дворянства , в том числе влиятельные светские мыслители Ян Замойский и Лев Сапега , перечисляли несколько аргументов в его пользу: мир на неспокойной восточной границе, мощный военный союзник и относительно малонаселенные территории ( по сравнению с Речью Посполитой) для колонизации и крепостничества . Идею также поддержали иезуиты и другие папские эмиссары, которые никогда не переставали поддерживать идею о включении восточно-православной России в лоно католиков . [ нужна ссылка ] Некоторые русские бояре сочли это предложение привлекательным (например, Борис Годунов , сторонник кандидатуры царя Федора I ) по разным причинам, например, из-за того, что Золотые свободы Речи Посполитой, если бы они были применены в России, ослабили бы царскую власть. власть и, таким образом, предоставить им гораздо более высокий статус, чем раньше. [ нужна ссылка ]
Предложения тогда вращались вокруг введения личного союза между Речью Посполитой и Россией и различных экономических и политических соглашений (устранение торговых барьеров , свободное передвижение людей и т. д.) вплоть до создания одной страны, в рамках которой было создано Речи Посполитой в первую очередь ( Люблинская уния 1569 г.). Однако все предложения польско-литовской стороны были отвергнуты русским царем. Наиболее многообещающие переговоры состоялись в 1600 году, когда в Москву прибыла польско-литовская дипломатическая миссия во главе с Львом Сапегой . Сапега представил Борису Годунову разработанную идею союза Польши-Литвы и России. Подданные обоих правителей должны были иметь право служить другому правителю, путешествовать в другую страну, заключать браки с подданными другого правителя, владеть землей и учиться в другой стране. [ 1 ]
Хотя Москва была готова согласиться на некоторые части предложенных договоров (например, выдачу подозреваемых в совершении преступлений), она категорически возражала против положений о религиозной толерантности (неправославные религии, особенно католицизм, в России преследовались, в отличие от Содружества, где допускались все конфессии). проповедоваться) и свободное передвижение людей (по мнению польских ученых). [ 2 ] Преобразование Русского царства в республику по образцу Речи Посполитой оказалось бы слишком амбициозным проектом. Многие русские боялись полонизации , которая уже происходила с литовским и русинским дворянством, а также растущей опасности, исходящей от увеличения числа крестьянских и даже дворянских беженцев, бегущих из Российской империи. [ 3 ] [ 4 ] на что русский царь Иван ответил политикой жестоких репрессий, так называемой опричнины . 1596 Брестская уния года стала еще одним аргументом для православных противников сближения России и Речи Посполитой, которые утверждали, что она была прелюдией к католичеству России.

История
[ редактировать ]Польско-литовское правопреемство
[ редактировать ]Впервые эта идея была высказана в 16 веке, после смерти последнего короля Польши и великого князя литовского из династии Ягеллонов Сигизмунда II Августа . царь Русский Иван IV («Грозный») стал популярным кандидатом среди польского дворянства . Он имел существенную поддержку в Польше, особенно среди мелкого и среднего дворянства, которое видело в нем возможность ограничить растущую власть польско -литовских магнатов . Во время междуцарствия две дипломатические миссии (во главе с Великим писцом Литовским Михалом Харрабурдой и Енджей Тарановским ) были отправлены в Москву для проведения переговоров. Переговоры провалились из-за военных действий, возникших в результате Ливонской войны , территориальных требований Ивана (который хотел бывших территорий Киевской Руси , находившихся под контролем Литвы ) и решения Ивана о том, что русская сторона не будет «опускаться до уровень других европейских монархий и отправить дипломатическую миссию в Польшу, умоляя его стать королем». Во время второго междуцарствия, в 1574 году, кандидатура Ивана IV даже высоко ценилась в Польше, но прибывшая в Польшу московская дипломатическая миссия не имела ни приказа, ни прерогатив вести переговоры по этому вопросу. В конце концов, разочарованная про-Ивановская фракция, представленная Ян Сераковский выступил с заявлением в Сейме: «Великий князь Московский был бы лучшим выбором на роль короля, но из-за его молчания мы вынуждены забыть его и не должны упоминать о нем снова». [ 2 ]
российское правопреемство
[ редактировать ]
Смешанный круг сторонников этой идеи увидел возможность в России после смерти Ивана Грозного, последнего российского правителя того времени, легитимность которого никогда не подвергалась сомнению. Это предложение было возрождено вскоре после смерти Ивана во время правления Стефана Батория в Речи Посполитой и Федора I в России. После смерти Батория в 1587 году Федор I заинтересовался приобретением польско-литовского престола и отправил в Польшу дипломатическую миссию. Его поддержка среди литовцев была высокой, но поляки выдвинули несколько требований, например, требование обращения Федора в католицизм , что было совершенно немыслимым событием. В конце концов, Сигизмунд III Ваза был избран королем Польши и великим князем Литовским. Смерть Федора побудила Сигизмунда выдвинуть свою кандидатуру на московский престол, но к моменту прибытия дипломатической миссии в Москву Борис Годунов . новым царем был избран [ 2 ]
Поскольку вопросы легитимности омрачали весь период правления Бориса Годунова , Россия погрузилась в еще больший хаос после его смерти, Русское Смутное время , которое сопровождалось решающей польско-литовской вооруженной интервенцией, Польско-московской войной (1605 г.). –1618) . В ходе польско-московской войны польско-литовский князь (впоследствии король) Владислав IV Васа был ненадолго избран русским царем среди других таких странных событий, как интронизация и краткое правление Лжедмитрия , самозванца I Сын царя Ивана. Однако официально Владислав так и не был возведен на престол, и его быстрое избрание осталось в истории как одно из случайных событий Смутного времени.
Идея была вновь предложена в 1656–1658 годах, когда Москва предложила, чтобы одним из пунктов переговоров было избрание русского царя на польско-литовский престол. На этот раз именно польская сторона выдвинула требования (обращение в католицизм и территориальные изменения), которые в конечном итоге отбили у россиян желание реализовывать этот проект. В 1658 году сейм избрал королем царя Алексея I, но решение было аннулировано протестом католической церкви. [ 5 ]
Предложение последнего короля Содружества
[ редактировать ]Наконец, эта идея вернулась в 18 веке, когда последний польский король и великий князь литовский Станислав Август Понятовский попытался спасти Речь Посполитую, предложив брак между собой и российской императрицей Екатериной Великой .
Сама возможность того, что такая идея могла быть серьезно рассмотрена польской стороной на раннем этапе, вероятно, основывалась на духе Варшавской конфедерации 1573 года (Варшавского договора), которая гарантировала, по крайней мере формально, равенство некатолической знати в Речи Посполитой. . Однако принятая конвенция была беспрецедентно либеральным для своего времени актом, столь полное равноправие никогда не было достигнуто в реальности даже внутри самой Речи Посполитой. Принимая во внимание, что большинство разделений того времени, если не династические, были религиозными, а отношения между католической и восточно-православной ветвями христианства были в лучшем случае натянутыми, остается удивительным, что такая идея вообще серьезно рассматривалась. Столь же маловероятно, что такая идея могла быть принята российской стороной, поскольку отношение к католицизму в Российской империи было крайне негативным.
Таким образом, хотя идея Речи Посполитой на раннем этапе была поддержана некоторыми прогрессивными и светскими польскими дипломатами, усилия немногих в конечном итоге не смогли преодолеть сопротивление России католицизму и страх, что такой союз станет католическим. господство над православием.
См. также
[ редактировать ]- Речь Посполитая-Литовско-Русская
- Конгресс Польши , Речь Посполитая в составе России
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анджей Новак, Между имперским искушением и антиимперской функцией в восточноевропейской политике: Польша с восемнадцатого по двадцать первый век , славянские евразийские исследования, Университет Хоккайдо, онлайн
- ^ Перейти обратно: а б с Ежи Малец , Очерки из истории федерализма и федералистской мысли в наше время , «Unia Troista», Wydawnictwo UJ, 1999, Краков, ISBN 83-233-1278-8 .
- ^ Ежи Чаевский , «Исход русского населения в Речь Посполитую», журнал Promemoria, октябрь 2004 г., вып. (5/15), ISSN 1509-9091 , Содержание в Интернете. Архивировано 12 марта 2006 г. в Wayback Machine , польский язык.
- ^ Анджей Новак, Русско-польское историческое противостояние , Sarmatian Review , январь 1997 г., онлайн
- ^ Дэвис, Брайан (2014). Война, государство и общество в Причерноморской степи, 1500-1700 гг . Тейлор и Фрэнсис. п. 216. ИСБН 9781134552832 .
Источники
[ редактировать ]- К. Тышковский, Планы польско-московского союза на рубеже XVI и XVII веков , «Przegląd Współczesny», т. XXIV, 1928, стр. 392-402.
- К. Тышковский, «Посольство Льва Сапеги в Москву» , Львов, 1929 г.
- С. Грушевский, Идея польско-российского союза на рубеже XVI и XVII веков , «Возрождение и реформация в Польше», т. XV, 1970, стр. 89-99.
- Л.А. Дербов, К вопросу о кандидатуре Ивана IV на польский престол (1572-1576) , "Учёные Саратовского университета", т. XXXIX, Саратов, 1954 г.
- Б.Флора, Русская кандидатура на польский престол в конце XVI века , «Возрождение и реформация в Польше», т. XVI, 1971, стр. 85-95.
- Кшиштоф Рак, Федерализм или сила: проект шестнадцатого века для Восточной и Центральной Европы , Sarmatian Review , январь 2006 г.
- Збигнев Войчик, Русские усилия за польскую корону в семнадцатом веке , Славянское обозрение, Том. 41, № 1 (весна 1982 г.), стр. 59–72 JSTOR.