Jump to content

Томас де Хартманн

(Перенаправлено с Томаса и Ольги де Хартманн )
Томас де Хартманн
Свадебная фотография (часть), 12 (25) ноября 1906 г.
Рожденный
Томас Александрович де Гартманн

( 1884-10-03 ) 3 октября 1884 г. [ОС: 21 сентября]
Умер 28 марта 1956 г. ) ( 1956-03-28 ) ( 71 год
Альма-матер Санкт-Петербургская консерватория
Занятие Композитор
Супруг Olga Arkadievna de Schumacher (1885-1979)

Thomas Alexandrovich de Hartmann ( Russian : Фома́ Алекса́ндрович Га́ртман ; October 3 [O.S.: September 21], 1884 [ 1 ] — 28 марта 1956) — украинский композитор, пианист и профессор композиции.

Де Гартман родился в имении отца в Хоружовке , Полтавской губернии , в семье Александра Фомича де Гартмана и Ольги Александровны де Гартманн, урожденной де Украина , Российская империя Кросс. После смерти отца, когда ему было девять лет, мать отправила его в Первый кадетский корпус , то же военное училище, которое посещал его отец, а затем в Пажеский корпус . По окончании Пажеского корпуса де Гартман поступил в Русскую Императорскую Гвардию .

Осенью 1896 года, в возрасте 11 лет, де Гартманн начал индивидуальные занятия с Антоном Аренским и продолжал их до смерти Аренского в 1906 году. В это время де Гартманн выбрал Сергея Танеева своим новым музыкальным наставником . Он брал уроки контрапункта у Танеева, и они оставались друзьями до самой смерти Танеева. Де Гартманн окончил Императорскую консерваторию, где учился музыкальной композиции у Николая Римского-Корсакова . Его учителем игры на фортепиано была Анна Есипова , вторая жена и бывшая ученица Теодора Лешетицкого .

В 1906 году де Гартман познакомился с Ольгой Аркадьевной де Шумахер, дочерью Аркадия Александровича фон Шумахера (7 июня 1855 — 8 июня 1938), главы Комиссии по погашению долгов в Петербурге, и Ольгой Константиновной фон Вульфферт (1860 — 3 апреля). , 1939), оба умерли в Париже. Они поженились 25 ноября [OS 12 ноября] 1906 года. В том же году де Хартманн начал сочинять то, что оказалось самой амбициозной постановкой в ​​​​его карьере - «Красная флейретта» , балет в 5 действиях и 8 сценах продолжительностью 3 часа. продолжительность. Впервые она была исполнена в декабре 1907 года в Мариинском театре в Петербурге в постановке Николая Легата с Вацлавом Нижинским и Тамарой Карсавиной в актерском составе, а затем, в 1911 году, в Большом театре в Москве. Де Гартманн посвятил румяна La Fleurette своей жене.

Когда его балет исполнялся в репертуаре, де Гартманн хотел брать уроки дирижирования у Феликса Моттля в Мюнхене, Германия, но, поскольку он находился на военной службе, ему было запрещено выезжать за границу. В то время великая княгиня Ольга, младшая сестра царя Николая II, любила играть на скрипке, а де Гартман иногда аккомпанировал ей на фортепиано. Когда великая княгиня узнала, что де Гартманн хочет учиться у Моттля, она организовала встречу царя с де Гартманном, в результате чего де Гартманн был зачислен в военный резерв, что позволило ему выехать за границу.

В 1908 году де Гартманн поехал в Мюнхен, чтобы работать с Моттлем, и там познакомился с Василием Кандинским. В это время де Гартманн разочаровывался в традиционной гармонизации, и авангардный подход Кандинского к искусству был для него очень привлекателен. Эти двое сотрудничали в различных сценических произведениях, но при их жизни ни одно из них не было исполнено.

Находясь в Мюнхене, Томас де Гартманн познакомился с художником, бывшим суфийским студентом, а затем сценическим импресарио Александром де Зальцманном; они оба были друзьями Райнера Марии Рильке и Василия Кандинского . Позже, в России, после начала Первой мировой войны, де Гартманн познакомит де Зальцмана с Георгием Гурджиевым . [ 2 ]

С 1912 по 1914 год де Гартман жил между Мюнхеном и своим имением в Хоружовке, работая над различными композициями и постановками. Когда в 1914 году была объявлена ​​война, де Гартман был отозван на военную службу и переведен в Царское Село, где располагался его полк.

В декабре 1916 де Гартман встретил Г. И. Гурджиева, который стал его духовным учителем. Де Гартманн и его жена несколько раз встречались с Гурджиевым в Санкт-Петербурге, прежде чем в конце февраля 1917 года их направили в резервные силы вблизи австрийского фронта на Украине. Он поехал в Киев, и его жена последовала за ним, остановившись у сестры де Гартмана, которая жила там. В апреле 1917 года де Гартман был прикомандирован к депутатам Государственной думы Масленникову и Шмякову, а позже в том же месяце его переназначили для поездки с Родзянко. Все они отправились в Минск на первый съезд представителей Западного фронта.

В августе 1917 года Главное артиллерийское управление направило де Гартмана в Ростов-на-Дону для «ускорения изготовления образца [его] системы зенитных машин». (Ранее он изобрел своего рода перископическое устройство для стрельбы из орудий без того, чтобы солдаты высовывали головы для прицеливания. Оно было принято в армии и начато в производстве, но спасти русскую армию было слишком поздно, и устарел ко времени Второй мировой войны.)

В ноябре 1917 года во время путешествия он заболел тифом в Сочи и получил отпуск на три месяца, после чего воссоединился с Гурджиевым, переехавшим в Ессентуки. Он был освобожден от военной службы в феврале 1918 года и продолжал оставаться и работать с Гурджиевым, позже поехав с ним в Тифлис (Тбилиси). В 1919 году де Гартманн был назначен профессором музыки Тифлисской консерватории и за это время написал музыку для пары постановок. В 1920 году де Гартманы отправились с Гурджиевым в Константинополь, а оттуда в Берлин в 1921 году, в Париж в 1922 году, затем в октябре 1922 года переехали в Приоре д'Авон в Фонтенбло, к югу от Парижа. Де Гартманы оставались там с Гурджиевым до 1929 года.

В июне 1929 года де Гартманн порвал с Гурджиевым и переехал в Курбевуа к родителям жены. Его жена продолжала работать с Гурджиевым, деля свое время между Приере и Курбевуа, и, наконец, навсегда покинула Гурджиева в начале 1930 года. В это время, чтобы заработать на жизнь, де Гартманн аранжировал оркестровую музыку других композиторов для камерной музыки. которые можно было дешевле проигрывать по радио, и он писал музыку к фильмам. [ 3 ]

Получив доход от гонораров за его аранжировки и музыку к фильмам, де Гартманны жили сначала в Курбевуа, затем в Гарше, к югу от Парижа, до 1950 года. Оркестровую музыку Де Гартмана дирижировали такие дирижеры, как Биго, Стоковский и другие, и его концерты и сонаты исполнялись такими солистами, как Казальс, Тортелье, Рампал и Алез.

В 1950 году по просьбе Жанны де Зальцманн после смерти Гурджиева де Хартманны переехали в Соединенные Штаты, чтобы поддержать там работу Гурджиева, сначала присоединившись к Фрэнку Ллойду Райту в Талиесине, а затем переехав в Нью-Йорк. Де Гартманну, ставшему известным в Европе, пришлось начинать в новом мире с начала, чтобы укрепить свою репутацию. Как он говорил в письме Фрэнку Ллойду Райту, «…чтобы его крутили по радио – надо быть знаменитым. Чтобы прославиться, нужно, чтобы тебя крутили по радио». [ 4 ] Ему мешало плохое здоровье, и он проводил большую часть своего времени, работая над публикациями музыки Гурджиева/де Гартмана.

В 1954 году у Де Хартманна случился сердечный приступ, и он некоторое время болел. Он постепенно выздоровел, и его последний год был очень продуктивным - он работал над своей Четвертой симфонией и готовился к концерту своих произведений в Нью-Йорке, когда 28 марта 1956 года у него случился смертельный сердечный приступ. жена продолжала продвигать его музыку до самой своей смерти в своем доме недалеко от Намбе, округ Санта-Фе, Нью-Мексико. И она, и ее муж похоронены на Принстонском кладбище в Принстоне, штат Нью-Джерси.

Ассоциация с Антоном Аренским

[ редактировать ]

Де Гартман впервые встретил Антона Степановича Аренского осенью 1896 года. Однажды в воскресенье, когда он был в гостях у своей тети, которая была подругой матери и сестры Аренского, она взяла его в дом Аренского, чтобы он мог послушать игру де Гартмана на фортепиано. Аренский дал ему тему для импровизации и, услышав результат, принял де Гартмана своим единственным учеником. Де Гартманн закончил курс консерватории под руководством Аренского, изучая гармонию, строгий стиль, фугу и свободную композицию.

Он оставался учеником Аренского до смерти Аренского в 1906 году. Влияние Аренского на де Гартмана лучше всего можно резюмировать высказыванием Танеева. Однажды, когда де Гартман посетил Танеева с частью своего балета «Красная флёретта» , Танеев попросил де Гартмана сыграть ее на фортепиано, пока он и другие гости, присутствовавшие там, слушали. В конце Танеев сказал: «Вашу гармонию можно сравнить только с гармонией Аренского. Это высший комплимент, который я могу вам сделать». [ 5 ]

Ассоциация с Сергеем Танеевым

[ редактировать ]

Де Гартман впервые встретил Сергея Ивановича Танеева в доме Аренского, когда тот еще учился в консерватории. У него были с собой несколько упражнений по гармонии из консерватории, и Танеев сидел за роялем и анализировал их вместе с Модестом Чайковским и Феликсом Блюменфельдом, которые тоже были там в гостях у Аренского. После этого де Гартманн несколько лет не видел Танеева.

Де Гартман возобновил знакомство с Танеевым, когда Аренский болел и жил в Финляндии. Осенью 1905 года де Гартманн закончил оркестровку одного акта балета и хотел получить отзывы о нем. Он решил зайти к Танееву, чтобы показать ему балет. Танеев очень радушно принял воспитанника своего друга.

После смерти Аренского в 1906 году де Гартман заглянул к Танееву по дороге в его имение и де Гартман пригласил его приехать на лето в его имение на Украине. Танеев посетил его в том и следующем году, Танеев в это время обучал де Гартмана контрапункту и фуге.

Танеев был наставником де Гартмана в годы его сомнений, когда он почувствовал, что традиционная музыка зашла в тупик, и захотел найти новый путь. Как писал де Гартман в своих воспоминаниях о Танееве: «Строгий стиль и формы я сдавал у Аренского, но фугу мне хотелось изучать и у Танеева. В то время мне уже начало потихоньку становиться ясно, что пришло время искать новые пути в музыке. Ни тогда, ни сейчас я не переставал любить композиторов, особенно русских, которые мне нравились уже в детстве. Конечно, мне особенно нравился мой учитель Аренский, «Пятерка» [Милий Балакирев, Сезар Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и Александр Бородин], Глазунов, Рахманинов и другие, и до сих пор нравятся. Но одно дело – любить их. Другая была моя собственная композиция. Здесь нужно было искать что-то новое. И вот, перед этим поиском мне хотелось узнать все предыдущие методики. Это было время, когда вопросы еще были живы. Так я начал работать с Танеевым над фугой». [ 6 ]

Танеев призывал де Гартмана продолжать сочинение, работать над большими сочинениями: «Прежде всего я хочу вас отчитать за то, что вы ничего не сочиняете. Мне кажется, вы придаете упражнениям на контрапункте больше значения, чем следовало бы. Больше, чем кто-либо другой, я склонен признать их полезность. Но я считаю, что их следует писать в промежутках между сочинением, и во всяком случае сочинение должно быть на первом плане. Недостаточно развивать технику в одном направлении – ее всестороннее развитие возможно только на практике. Даже если некоторые композиции вначале окажутся неудовлетворительными. Избежать тех или иных недостатков можно в следующих композициях. Но не следует ограничиваться «мечтами об опере или балете». Сочинять нужно больших форматов – сонаты и так далее. Начните симфонию, увертюру – что-нибудь в этом роде. Трудно найти для этого лучшие условия, чем те, что есть в Хоружевке. Когда вами будут написаны большие вещи, тогда можно будет легко ответить на ваш вопрос об уровне ваших технических навыков. Если в этой связи есть какие-то недостатки, их нетрудно будет исправить, и в этом случае некоторые технические упражнения определенно могут принести большую пользу. Их можно сравнить с техническими упражнениями на фортепиано, которые способствуют развитию техники и необходимы и законченным виртуозам. Но тот, кто, кроме этих упражнений, ничего больше не играл бы на фортепиано и в течение нескольких лет не выучил бы ни одной пьесы, возможно, совсем разучился бы играть. В конце концов, вы тоже можете потерять привычку сочинять. Мне кажется, что сочинение должно быть вашим главным занятием, которому подчиняется все остальное. И тогда и упражнения на контрапункте, и работа с Моттлем приобретают определенную цель и способствуют одной главной цели. В противном случае все это если и не совсем бесцельно, то едва ли достигает тех целей, которые вряд ли стоит преследовать: репетируя оперы с певцами, самое лучшее, чего можно добиться, — это стать хорошим концертмейстером. Итак, Фома Александрович, прежде всего надо сочинять, неустанно и непрерывно, и оценивать все остальное только с этой точки зрения – насколько это помогает или мешает этой цели». [ 7 ]

В Мюнхене в 1908 году Танеев встретился с Кандинским и его коллегами-художниками, а позже написал де Гартману в письме: «Было очень приятно узнать, что мой квартет понравился г-ну Кандинскому, и в следующую поездку в Мюнхен я постараюсь познакомиться с теми декадентскими картинами, которые будут написаны под влиянием моей музыки». [ 8 ] Танеев и де Гартманн оставались в тесном контакте вплоть до смерти Танеева в 1915 году.

Ассоциация с Василием Кандинским

[ редактировать ]

В 1908 году де Гартманн поехал в Мюнхен, чтобы работать над дирижированием с Феликсом Моттлем, и там познакомился с Василием Кандинским. В то время де Гартманн начал ощущать необходимость идти по новому музыкальному пути. Когда он впервые посетил студию Кандинского, его очень захватило движение цветов в гравюрах на дереве, которые ему показывали, несмотря на статичность материала. Кандинский показал де Гартману, что традиционные формы не являются необходимыми для выражения внутреннего намерения. Как писал де Гартман в 1912 году в «Альманахе «Синий всадник» : «Во всех искусствах, и особенно в музыке, всякий метод, возникающий из внутренней необходимости, является правильным. Композитор хочет выразить то, что в данный момент является намерением его интуиции. В этот момент он может почувствовать потребность в сочетании звуков, которое, согласно современной теории, считается какофоническим. Очевидно, что такое суждение теории не может считаться в данном случае препятствием. Художник вынужден использовать такое сочетание, потому что его использование определялось его внутренним голосом: соответствие средств выражения внутренней необходимости и есть суть красоты в произведении». [ 9 ]

К Кандинскому и де Гартману присоединился Александр Сахаров, молодой и талантливый танцовщик. Они начали работать над постановкой по мотивам «Дафниса и Хлои», но когда поняли, что Фокин и Дягилев работают над одной и той же темой, отказались от этого проекта. Тем не менее, Сахаров продолжил изучение древнегреческого танца, изучая изображения на керамике в музеях, и в 1910 году он представил свои интерпретации камерной музыки де Гартмана в Тонхалле в Мюнхене. Эти сольные танцевальные выступления продолжались и в 1911 году. [ 10 ]

Кандинский и де Гартманн продолжили сотрудничество в постановке «Желтый звук». Его сценарий был опубликован в «Альманахе «Синий всадник»» и были сделаны эскизы музыки, но вмешалась война, и постановка так и не была завершена при их жизни. В 1982 году Фонда Гуггенхайма премьера оперы Кандинского «Der gelbe Klang» стала возможной благодаря полной переработке Гюнтером Шуллером до сих пор утраченного произведения де Гартмана. Из этого сочинения, весьма свободно адаптировавшего эскизы, написанные де Гартманом, ясно [ нужна ссылка ] почему Константин Станиславский не мог понять произведение, когда де Гартман предложил его для МХАТа в 1914 году. [ 11 ]

Кандинский и де Гартманн воссоединились в Париже в 1930-х годах, но больше никогда не работали над каким-либо проектом. Кандинский умер в 1944 году. Де Гартманн писал в своих мемуарах: «Воспоминание о Кандинском я закончу сценой, когда я видел его в последний раз, за ​​два дня до его смерти. Его жена попросила меня подбодрить его и вышла из комнаты. Я был один перед умирающим Кандинским. Он улыбнулся мне и пошел спать. Я посмотрел на него и на его фотографии, которые висели на стене, картины, которые он любил больше всего. Одно из них было из периода его первых больших «Сочинений», периода каких-то воображаемых катастроф и разрушений, соответствующих тому уровню, который в индуистской философии называется планом страдания. Они были написаны в те годы, когда никто не мог себе представить, что могут произойти такие катастрофы, что здесь, на так называемом физическом плане, будут такие катастрофы, войны и революции. Кто-то не обратил бы внимания, а кто-то увидел бы в этих картинках своего рода предсказание. И тогда я взглянул на другую картину, из его последнего периода – неземной синий простор, в нем правильные геометрические фигуры, и во всем царили покой, гармония, какое-то чудесное единство во множественности. Совсем другой, очень высокий духовный мир. В индуистской философии — просвещенный мир высокого Разума. Возможно, и здесь мой друг Кандинский предвидел наступление духовного пробуждения, когда внутренний звук будет услышан всеми». [ 12 ]

Ассоциация с Г.И. Гурджиевым

[ редактировать ]

С первых дней своего пребывания в Хоружевке де Гартман интересовался каббалой. Как он писал в воспоминаниях своей юности: «Мой интерес к еврейству начался, когда еще в юности в своих философских поисках я наткнулся на герметизм в связи с Берешитом и философией Каббалы. С самых первых страниц оригинала Каббалы я обратил внимание на ее глубину, а также на идейное сходство Эйн Соф с Брахмой. Далее я заинтересовался хасидизмом, его любовным отношением к страданиям еврейской бедноты, с его врачевателями, столь близкими по духу нашим старейшинам. ." [ 13 ]

Этот философский интерес нашел бы поддержку в его общении с Танеевым и Кандинским. Как писал де Гартман в одном из своих мемуаров: «Как я узнал позже, в библиотеке Танеева были также Упанишады и Сутры и другие книги, связанные с областью индуистской философии. Он знал Шопенгауэра и был большим поклонником Спинозы. Он сделал графический рисунок, изображающий схему логического построения принципов, изложенных в «Этике» Спинозы». [ 14 ] Несомненно, разговоры на эти темы велись и во время пребывания Танеева у де Гартмана и его жены в Хоружевке.

После смерти Танеева де Гартман продолжил поиски духовного руководства и в декабре 1916 года встретил Георгия Ивановича Гурджиева в Петербурге. В течение следующих нескольких месяцев Томас и Ольга де Гартманн имели возможность встретиться с Гурджиевым, и он оказал на них большое духовное влияние. Но де Гартманн был в армии, и вмешалась война. Ольга де Гартманн вспоминает встречу с Гурджиевым: «Я сказала ему, что мой муж должен уйти на фронт и что никто из нас не останется в городе надолго, так как я хотела следовать за своим мужем настолько, насколько мне позволят». идти. Я также спросила, нельзя ли моему мужу избежать фронта. «Нет, — сказал он, — когда ты живешь среди волков, тебе приходится выть по-волчьи; но вами не должен овладевать психоз войны, а внутри вы должны стараться держаться подальше от всего этого».

Пока де Гартманн находился на фронте, Гурджиев побывал на Кавказе, где де Гартманы смогли воссоединиться с ним в августе 1917 года в Ессентуках. На Кавказе де Гартман познакомился с музыкой Комитаса, который в то время был практически неизвестен в своей стране, и с ансамблями настоящей восточной музыки. Хотя де Гартманн в своем балете «Красная флёретта» написал музыку на восточные темы, это стало откровением. Как писал де Гартманн: «…Г-н Гурджиев дал нам еще одну возможность послушать настоящую восточную музыку и музыкантов, чтобы я мог лучше понять, как он хотел, чтобы его собственная музыка была написана и интерпретирована».

Гурджиев активизировал работу над своим балетом «Борьба магов», к нему были написаны фрагменты музыки. Этот балет был задуман еще в 1915 году в России, но теперь, когда у него был композитор, Гурджиев начал писать танцы и сцены для этого балета. Хотя либретто балета было написано и существует музыка на разных стадиях написания, этот балет так и не был завершен.

После того, как де Гартманы последовали за Гурджиевым во Францию, поселившись сначала в Париже, затем в Prieuré des Basses-Loges в Фонтенбло-Эйвоне, работа над этими танцами продолжилась, но в новом направлении – их демонстрации, получившей теперь название «Сакральные танцы и упражнения». , был запланирован для Театра Елисейских Полей в Париже в декабре 1923 года, после чего в 1924 году последовали демонстрации в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго в США. За это время де Хартманн записал и стал соавтором большей части музыки, которая Гурджиев собирал и использовал для своих движений упражнения. [ 15 ] [ 16 ] Для этих танцев использовалась часть старой музыки, но нужно было сочинить больше и все оркестровать.

Вернувшись в Приере, Гурджиев попал в серьезную автомобильную аварию. После выздоровления направление его творчества изменилось, и он начал работать с де Хартманном над новым направлением музыки. Эта музыка обычно состоит из коротких пьес фортепианной музыки, часто состоящих из мелодии в правой руке и ритмической гармонизации в левой, хотя из этого есть много исключений. Один из афоризмов в творчестве Гурджиева звучит так: «Возьмите понимание Востока со знанием Запада – и затем ищите». То же самое можно сказать и об этой музыке – она представляет собой сочетание мелодий и тем восточного типа, привнесенных Гурджиевым, обработанных с западными знаниями Томаса де Гартмана. Получившиеся в результате произведения совершенно уникальны в музыкальной жизни де Хартмана.

Гурджиев и де Гартман работали над этой музыкой с 1925 по 1927 год, но необходимость зарабатывать деньги для поддержки Приере побудила де Гартмана работать сначала над аранжировками произведений других композиторов, а затем над партитурой для музыки к фильмам. В результате этого его музыкальная работа с Гурджиевым подошла к концу. Он покинул Гурджиева в 1929 году. Часть этой музыки была позже адаптирована Лоуренсом Розенталем для Питера Брука фильма «Встречи с замечательными людьми» 1979 года .

В самых ранних произведениях Томаса де Гартмана можно увидеть русский романтизм Аренского и Танеева. К 1908 году можно увидеть импрессионизм и модернизм Кандинского. С 1916 по 1929 год Гурджиев руководил его изучением музыки Востока. Начиная с 1929 года, его работа над музыкой для фильмов привела его к добавлению в свои композиции музыки мира, битональности, джаза и ультрамодернизма. Таким образом, де Гартманн стал полистилистом. В одном произведении он использовал богатое сочетание приемов, как композиционных, так и выразительных, чтобы передать то, что он хотел сказать. На его произведения также повлияли русские сказки, которые он слышал с детства, в которых часто рассказывается история поисков. Его балет «Красная флёретта» основан на одной из таких сказок, написанной в стиле раннего русского романтизма, а его «Двенадцать русских сказок» написаны в более зрелом стиле 1930-х годов. Де Хартманн также находился под влиянием поэзии и других произведений, и многие из его произведений основаны на стихах или произведениях таких выдающихся авторов, как Шелли, Пушкин, Верлен, Джойс и других. Формы и цвета, которые, по мнению Кандинского, имели особое значение, также были источником вдохновения для его работ. Его Желтый звук и черный свет передают контрастные цвета, а его «Праздник покровительницы» основан на картине Дега.

Его композиционную деятельность можно резюмировать следующим образом: 18 оркестровых произведений, 15 камерных музыкальных произведений, музыка к 14 сценическим произведениям, более 20 сборников фортепианных произведений, более 40 песенных циклов, 4 тома музыки в соавторстве с Г.И. Гурджиевым, более 50 произведений для кино. , 12 обработок произведений других композиторов.

  • Музыка Гурджиева/де Гартмана, Томаса де Гартмана, фортепиано, набор из трех дисков, [1] Triangle Editions , TCD1001-1003, 1989 г.
  • Оркестровая музыка Томаса де Гартмана , Львовский национальный филармонический оркестр Украины под управлением Тянь Хуэй Нг, Элан Сикрофф, пианист. [2] Nimbus Records, NI6429, 2022 г.
  • Томас де Гартманн: Оркестровая музыка , Львовский национальный филармонический оркестр Украины под управлением Теодора Кучара, Бюлент Эвчил, флейта. [3] Классика Токката, TOCC0633, 2022 г.
  • Фортепианная музыка Томаса де Гартмана , Элана Сикрофа, пианиста. [4] Nimbus Records, NI6409, 2016 г.
  • Камерная музыка Томаса де Гартмана , Элана Сикрофа, пианиста, различных инструменталистов. [5] Nimbus Records, NI 6411, 2021 г.
  • Песни Томаса де Гартмана , Нина Лейдерман, сопрано, Кларон Макфадден, сопрано, Элан Сикрофф, пианист. [6] Nimbus Records, NI 6413, 2021 г.
  • Полное собрание фортепианной музыки Жоржа И. Гурджиева и Томаса де Гартмана , Сесил Литл, пианист, бокс-сет из 6 компакт-дисков, [7] , Celestial Harmonies 19904-2
  • Г.И. Гурджиев: Священные гимны , Кейт Джарретт , ECM 1174, сентябрь 1980 г.
  • Скрытые источники - Гурджиев, Де Хартманн , Алессандра Челлетти (KHA Records, 1998) [ 17 ]
  • Священный мед - Гурджиев, Де Гартман , [ 18 ] Челлетти Алессандра
  • «Отголоски реального мира» Гурджиев, Де Гартман , 21 сочинение для фортепиано соло; Марио Соллаццо, пианист. [8] , KHA Records, Италия, 2015 г.

Сочинения

[ редактировать ]

«Наша жизнь с г-ном Гурджиевым» (1983), «Окончательное издание» существенно расширено по сравнению с оригинальным изданием 1964 года за счет включения неопубликованных материалов и использования мемуаров Ольги де Хартманн (в соавторстве с Ольгой де Хартманн, которая была личным сотрудником Гурджиева). секретарь в течение многих лет.). Книги Аркана

  1. Дата рождения Томаса де Гартмана обычно указывается как 21 сентября 1885 года, но запись о его рождении была найдена в записях о крещении Михайловской церкви в Хоружовке, Украина, из которых видно, что 21 сентября является датой ОС, а на самом деле это 1884 год. Эту церковную запись (на русском языке) можно увидеть по адресу: https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3Q9M-CS9Y-FSZ1-G?i=91&cat=982910 , изображение 92.
  2. ^ Лахман, Гэри (2005). Темная Муза . Основные книги. п. 240. ИСБН  978-1-56025-656-4 .
  3. ^ Сокращённое из «Нашей жизни с г-ном Гурджиевым» (1983), «Окончательное издание» существенно расширено по сравнению с оригинальным изданием 1964 года за счёт включения неопубликованных материалов и использования мемуаров Ольги де Хартманн (в соавторстве с Ольгой де Хартманн, которая был личным секретарем Гурджиева в течение многих лет). Книги Аркана.
  4. ^ Недатированное письмо на русском языке Томаса де Гартмана Ольгиванне Ллойд Райт в коллекции Ллойда Райта, Колумбийский университет [фотокопия этого письма находится в коллекции Томаса де Хартмана, Монреаль]. Датировано апрелем 1953 года со ссылкой на Русскую Пасху и письмом Ольгиванны Ллойд Райт от 9 апреля 1953 года Томасу де Гартманну из коллекции Томаса де Гартмана, Монреаль, которое является ответом на это письмо.
  5. ^ Де Хартманн написал мемуары под названием S. IV. Танеев (Воспоминания и выводы) . Этот материал об Аренском сокращен и переведен из части этого неопубликованного мемуара, находящегося в собрании де Гартмана, Монреаль.
  6. Из воспоминаний С. Ив. Танеев (Воспоминания и выводы) в сборнике де Гартмана, Монреаль.
  7. Из письма Танеева Томасу де Гартману от 20 августа 1908 года в коллекции де Гартмана, Монреаль.
  8. Письмо Танеева Ольге де Гартманн от 13 декабря 1908 года в коллекции де Гартмана, Монреаль.
  9. ^ Альманах «Синий всадник» под редакцией Василия Кандинского и Франца Марка, перевод Хеннинга Фалькенштейна. Thames and Hudson Ltd., Лондон, 1974. Первоначально опубликовано в 1912 году на немецком языке под названием Der Blaue Reiter .
  10. В программе выступления 12 мая 1911 года в Тонхалле, Мюнхен, звучала музыка де Гартмана, И. Штрауса, Шопена и других.
  11. ^ Хайнс, Томас Дженсен (1991). Форма сотрудничества: исследования взаимоотношений искусств . Издательство Кентского государственного университета. п. 99. ИСБН  0-87338-417-2 . ...чтобы впервые увидеть малоизвестное сценическое произведение...
  12. Из «О Кандинском» , неопубликованном отчете о вечере, когда де Гартманн вспоминает своего друга после его смерти. Коллекция де Гартмана, Монреаль.
  13. Из «Очерков моей юности на Украине» , неопубликованных воспоминаний в собрании де Гартмана, Монреаль.
  14. ^ Из С. IV. Танеев (Воспоминания и выводы) , неопубликованные мемуары в сборнике де Гартмана, Монреаль.
  15. ^ Гурджиев в Тбилиси - также изображение Томаса де Гартмана.
  16. ^ Нотт, CS (1961). Учение Гурджиева — Журнал ученика . Пингвин Аркана. п. 9. ISBN  0-14-019156-9 .
  17. ^ «Скрытые источники — Обзор прессы» . www.kha.it. ​Проверено 24 декабря 2017 г.
  18. ^ «Священный мед |||||| Новый альбом» . Алессандра Челлетти | официальный сайт . 2018-02-23 . Проверено 30 мая 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 626231ac2e2f300e1d0c7f20126d51f3__1713442080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/f3/626231ac2e2f300e1d0c7f20126d51f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thomas de Hartmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)