Гронингенское богословие
Гронингенское богословие — богословское движение в голландской реформатской церкви середины девятнадцатого века, которое искало средний путь между богословским рационализмом и ортодоксальным кальвинизмом . Новаторы теологии Гронингена — Петрус Хофстеде де Гроот (1802–1886), Йохан Фредерик ван Оордт (1794–1852) и Луи Герлах Паро (1800–1866) — были профессорами Королевского университета Гронингена и еженедельно встречались с друзьями. и пасторы, начавшие в 1835 году изучать Новый Завет. Профессор Виллем Мюрлинг (1805–1882) присоединился к обществу после того, как Ван Оордт занял кафедру в Лейдене в 1839 году. Гронингенские теологи привлекли внимание всей страны прежде всего своим журналом Waarheid in Liefde («Истина в любви»), который выходил с 1837 по 1872 год.
Концепция практического христианского формирования была центральной в богословии Гронингенской школы. «Основная мыслеформа, управляющая всем, заключается в том, — писал Хофстед де Гроот, — что главное в христианстве — это откровение и образование, которые Бог дарует нам в Иисусе Христе, чтобы привести нас в большее соответствие с Богом…» [ 1 ] Они опирались на платонизм , особенно при посредничестве философа Филиппа Виллема ван Хойсде (1778–1839), чтобы сформулировать свое понимание христианской формации; Хофстеде де Гроот возложил на церковь задачу, которую Платон ошибочно поручил государству в своей республике, а именно — формирование ее граждан. Как Т. Л. Хайтьема отмечал, что акцент Гронингенской школы на церкви как месте формирования отличал ее от богословского рационализма XVIII века. [ 2 ]
Гронингенская школа заняла в своей теологии сознательно националистическую позицию. Хотя богословы из Гронингена с уважением относились к Мартину Лютеру и Жану Кальвину , они обвиняли франкоязычных беженцев в том, что они привнесли упрямый кальвинизм на Дордтском Синоде (1619 г.), который не уважал местные традиции доктринальной терпимости. Гронингенские богословы обращались к Фоме Кемпису , Весселю Гансфорту , Дезидерию Эразму , Корнелиусу Янсену и Йоханнесу Кокцеюсу , среди прочих, как к духовным предшественникам. Они более сдержанно относились к влиянию современных немецких теологов, таких как Фридрих Шлейермахер , с которым многие, тем не менее, их сравнивали.
Гронингенская школа была полностью христоцентричной в своем подходе к богословию, но также часто была ревизионистской в отношении традиционных доктринальных формулировок. Пересмотры Гронингенской школой классических христологических и тринитарных доктрин привели их к конфликту с более ортодоксальными фракциями Голландской реформатской церкви. Хофстеде де Гроот, который служил пастором в Ульруме в провинции Гронинген с 1826 по 1829 год, вступил в полемическую дискуссию в 1833 году со своим преемником Хендриком де Коком , который позже вышел из государственной церкви в 1834 году. Некоторые придерживались учения Гронингенская школа частично несет ответственность за эту преемственность, и Хофстеде де Гроот считал это обвинение несправедливым. В 1842 году кружок ортодоксальных мирян, связанных с Ревейлем и возглавляемый Гийомом Гроеном ван Принстерером, призвал синод Голландской реформатской церкви объявить Гронингенскую школу противоречащей ее конфессиональным стандартам. После того как синод отклонил это ходатайство по техническим причинам, эти так называемые «семь джентльменов из Гааги» обратились напрямую к членам церкви, призывая их восстать против влияния Гронингенской школы. [ 3 ] Споры утихли после того, как церковные власти Гронингена ясно заявили о своей поддержке богословов Гронингена.
Хотя Гронингенская школа имела большое влияние на голландскую реформатскую церковь девятнадцатого века, золотая середина, которую она занимала, оказалась нестабильной и неспособной сдержать растущий раскол между модернистскими и ортодоксальными фракциями.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ П. Хофстед де Гроот (1855). Гронингенские прорицания в своей особенности: обращение к своим бывшим и нынешним студентам после двадцати пяти лет профессорской деятельности . Шолтенс. п. 42.
- ^ Т.е. Л. Хайтьема (1953). Направления голландской реформатской церкви . Винман. OCLC 781334784 .
- ^ Орел Кагчелланд; Мишель Кагчелланд (2009). О депрессантах и просветителях: исследование противостояния раннего протестантского возрождения и Просвещения в Нидерландах (1825-1826) . Эбурон Уитгеверий Б.В. с. 175. ИСБН 978-90-5972-276-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Хайтьема, Теодор Ламберт. Направления голландской реформатской церкви . 2-е издание. Вагенинген: Х. Винман и Зонен, 1953.
- Хофстед де Гроот, Петрус. Гронингенские теологи в их своеобразии . Гронинген: AL Scholtens, 1855.
- Мир, Джаспер. Гронингенские годологи: истоки и первый период их появления (1820-1843) . Кампен: Дж. Х. Кок, 1984.