Иоганн Михаэль Дильхерр
Иоганн Михаэль Дильхерр | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 8 апреля 1669 г. | (64 года)
Супруг | Анна Мария Шмид (?-1664) |
Родители) | Иоганн Дильхерр Регина Гётц |
Иоганн Михаэль Дильгерр (14 октября 1604 — 8 апреля 1669) — немецкий протестантский богослов и филолог, работавший в университетах Йены и Атльдорфа (Нюрнберг) . [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Иоганн Михаэль Дильхерр родился в Темаре , небольшом торговом городке, окруженном стеной, к югу от Эрфурта в сердце Германии. Иоганн Дильхерр, его отец, был административным чиновником. Мальчик рос в скромных условиях, но когда ему было 13 лет, он смог поступить в гимназию (среднюю школу) в соседнем Шлейзингене . [ 1 ] В 1623 году он поступил в университет, обучаясь последовательно в Йене , Лейпциге , Виттенберге и Атльдорфе (Нюрнберг) . [ 2 ] Он также поддерживал себя, обучая сыновей дворянства. [ 3 ]
В Йене его обучал Иоганн Герхард , который оказал решающее влияние на его идеи, объединив лютеранскую ортодоксальность с идеями, пропагандируемыми Иоганном Арндтом . Ранние богословские сочинения Дильхерра также ярко раскрывают влияние Иоганна Маттеуса Мейфарта , чье эсхатологическое и аскетическое видение он во многом перенял. [ 2 ] 1630 году Дильгерр получил степень магистра теологии в В Йене , где в следующем году был назначен профессором красноречия (риторики) . В 1634 году он был назначен профессором истории и литературы. В 1640 году, еще в Йене, он был назначен на должность экстраординарного профессора теологии. [ 3 ]
В 1642 году Дильгерр принял приглашение Нюрнбергского городского совета ( «Rat der Stadt Nürnberg» ) стать проповедником в церкви Святого Лоренца . Между 1642 и 1644 годами он занимал должность ректора в недавно открытой гимназии (средней школе) «Эгидианум» . [ 1 ] также работал школьным инспектором и работал над реформированием городской школьной системы. Как реформатор образования он был, в частности, приверженцем идей Вольфганга Ратке . [ 2 ]
Иоганн Михаэль Дильхерр женился на Анне Марии Дешауэр (урожденной Анне Марии Шмид) из Эгера 29 ноября 1644 года. Она была вдовой, и их двадцатилетний брак оказался бездетным. [ 2 ] В 1646 году он стал проповедником в церкви Св. Себальда . Примерно в это же время он был назначен городским библиотекарем Нюрнберга.
Дильхерр разбогател. Его жена, как сообщается, была вдовой богатого купца. [ 4 ] Он смог пожертвовать значительные суммы денег на финансирование школ в Майнингене , Темаре и Шлейзингене . По крайней мере, равную непреходящую ценность для потомков имела его личная библиотека из 8000 томов, которую после своей смерти он завещал городу Нюрнбергу вместе со своей ценной коллекцией монет. [ 2 ]
Личность
[ редактировать ]Дилхерр был человеком, движимым своими убеждениями. Он использовал новую технологию для публикации своих идей и заявлений, как глубоких, так и тривиальных. По этой причине по крайней мере один источник называет его чрезвычайно тщеславным человеком. [ 4 ]
Важность
[ редактировать ]И как ведущий церковный деятель, и как пропагандист литературного искусства, Дильгерр был одной из ключевых фигур в Нюрнберге середины семнадцатого века. В богословском плане он представлял иренистскую тенденцию, всегда больше интересующуюся тем, что объединяло христиан, чем тем, что их разделяло. Его письменные работы были популярны среди современных читателей, широко цитировались и принимались другими авторами.
Вскоре после вступления в должность он основал Auditorium Publicum в Эгидиане . [ 5 ] и он поощрял талантливых студентов выступать в нем с публичными речами.
У него были тесные связи с Pegnesischer Blumenorden ( буквально, хотя и ошибочно, «Цветочное общество Пегница» ) , литературным объединением, базирующимся в Нюрнберге. [ 2 ] Он приветствовал обездоленного студента Иоганна Клая в своем доме и продвигал поэтические произведения своего гостя. Он также поддерживал осиротевшего поэта Зигмунда фон Биркена . Другим поэтом, которым восхищался Дильхерр, был Георг Филипп Харсдёрффер : когда Харсдёрффер умер в 1658 году, именно Дильхерр произнес свою надгробную речь. Одиннадцать лет спустя, когда умер сам Дильхерр, Блюменорден (ассоциация) произнес в его честь тщательно продуманную панегирик.
Библиотека Дильхерра, насчитывающая 8000 томов, сегодня хранится в Региональном церковном архиве Евангелическо-лютеранской церкви в Нюрнберге. Его обширная переписка с различными выдающимися современниками также представлена в этом архиве собранием из более чем ста писем.
Работает
[ редактировать ]Будучи старшим проповедником одной из главных церквей города , Дильхерр имел множество обязанностей помимо церковных служб по воскресеньям и праздникам. Сохранилось несколько сотен печатных заказов на ритуальные услуги, которыми он руководил. Необычно то, что почти все проповеди, которые он написал и произнес за годы работы в Нюрнберге, были опубликованы, многие в толстых томах в переплете, а некоторые появились в нескольких изданиях. Многие из его опубликованных литературных произведений были украшены стихами известных нюрнбергских поэтов и иллюстрациями Якоба фон Зандрарта . Среди поэтов, которые «участвовали» с Дильхерром таким образом, были Георг Филипп Харсдёрффер , Иоганн Кристоф Арншвангер и, в частности, Зигмунд фон Биркен, который написал более 500 стихов и религиозных стихотворений, а также разработал некоторые эмблемы для опубликованных произведений Дильхерра.
Выход (выбор)
[ редактировать ]- Vitia Linguarum Pricipua , Йена, 1640 г. ( оцифровано в цифровой библиотеке Мекленбурга-Передней Померании)
- Христианское размышление Страстной пятницы , Нюрнберг, 1642 г. ( оцифровано в цифровой библиотеке Мекленбург-Передней Померании)
- Исповедь Августа , 1643 г.
- Путь к блаженству , книга преданности, 1646 г. (13 изданий до 1752 г.)
- Евангелические заключительные стишки на музыку Иоганна Эразма Киндермана , 1652 г.
- Страстные недели , проповеди, 1653 г.
- Духовный дом плача, или Христианские похоронные проповеди , 1655 г.
- Честь брака , Иллюстрированная доктрина брака, 1662 г.
- Священный эпистолярный отчет , 2-частный том 1663/1661 ( оцифровано )
- Еда сердца и души , Почтальон, 1661 г. (2-е издание 1663 г. с 450 стихотворениями Биркена )
- Трехпостоянные эмблемы воскресных и праздничных дней , изд. Д. Пейл, Хильдесхайм, 1994 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Георг Брюкнер (1877). «Дильхерр, Иоганн Михаэль» . Дильхерр: Йоханнес Михаэль Д. (не Диллхерр), из плохой ситуации . Общая немецкая биография. Том 5. Историческая комиссия Баварской академии наук, Мюнхен. п. 225 . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Адальберт Эльшенбройх (1957). «Дильхерр, Иоганн Михаэль: лютеранский богослов, педагог и автор гимнов» . Новая немецкая биография . Историческая комиссия Баварской академии наук (HiKo), Мюнхен. стр. 717–718 . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иоганн Рист; Андреас Хаммершмидт; Майкл Якоби (12 сентября 2016 г.). Сноска 2 . Де Грютер. п. 34. ISBN 978-3-11-047928-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б Мартин Больц (2013). А как насчет Библии? . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 120. ИСБН 978-3-643-50478-4 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Макс Рейнхарт (2 марта 2017 г.). Исторические предпосылки . Тейлор и Фрэнсис. п. 214. ИСБН 978-1-351-92842-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )