Бласко де Гарай
Бласко де Гарай | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1500 |
Умер | 1552 г. (51–52 года) |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ВМС Испании |
Классифицировать | Капитан |
Другая работа | изобретатель |
Бласко де Гарай (1500–1552) был капитаном и изобретателем испанского флота .
Де Гарай был капитаном испанского флота во времена правления императора Священной Римской империи Карла V. Он сделал несколько важных изобретений, в том числе аппарат для дайвинга, и представил гребное колесо вместо весел . В девятнадцатом веке испанский архивист заявил, что обнаружил документы, свидетельствующие о том, что де Гарай в 1543 году испытал паровой корабль. [ 1 ] Однако эти утверждения были дискредитированы испанскими властями. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Нет никаких записей о рождении Бласко де Гарая или о его семейных связях, за исключением упоминания в его мемориале старшего брата, Диего де Аларкона, который погиб в качестве армейского капитана в Италии. В то время было несколько человек по имени Гарай, отличившихся в литературе и на военной службе, которые, по-видимому, принадлежали к мелкой знати кастильского города Толедо . Тот факт, что имя его брата было кастильской формой «Диего» (Джеймс), подтверждает кастильское происхождение. Самая правдоподобная версия состоит в том, что он был обедневшим мелким дворянином, образованным в области литературы, который по необходимости пошел на службу королю, но, как он писал, посвятил себя наукам и изобретениям.
Изобретения
[ редактировать ]Сам Гарай отправил императору документ, в котором излагались восемь изобретений, в том числе: [ 3 ]
- Способ подъема судов под воду, даже если они погрузились на глубину в сто саженей, с помощью всего лишь двух человек.
- Аппарат, с помощью которого любой человек мог находиться под водой на неопределенный срок.
- Еще одно устройство для обнаружения объектов на морском дне невооруженным глазом.
- Способ сохранить свет горящим под водой.
- Способ подсластить солоноватую воду.
Споры о пароходстве
[ редактировать ]Приписывание Бласко де Гараю испытаний парового двигателя , произведенного на лодке в порту Барселоны, было заявлено в 1825 году Томасом Гонсалесом, директором королевских архивов Симанкаса , выдающемуся историку Мартину Фернандесу Наваррете . Гонсалес заявил, что в найденном им файле есть документация, подтверждающая испытание, проведенное 17 июня 1543 года. [ 4 ] капитаном и инженером военно-морского флота Карла V навигационной большой системы без парусов и весел, содержащей котел с кипящей водой . Наваррете опубликовал отчет Гонсалеса в 1826 году в «Астрономической переписке барона де Зака» . [ 5 ] Письмо Гонсалеса Мартину Фернандесу Наваррете выглядит следующим образом:
- «Бласко де Гарай, капитан военно-морского флота, предложил в 1543 году императору и королю Карлу Пятому машину, позволяющую приводить в движение большие лодки и корабли, даже в тихую погоду, без весел и парусов. Несмотря на препятствия и сопротивление, которое встретил этот проект, император приказал провести его испытание в порту Барселоны , которое фактически состоялось 17 июня месяца указанного года. 1543. Гарай не объяснил подробности своего открытия: однако во время эксперимента было очевидно, что оно состояло из большого котла с кипящей водой и движущихся колес, прикрепленных к обеим сторонам корабля. Эксперимент проводился на корабле. двести тонн, названный « Тринидад» , пришедший из Колибра для выгрузки груза кукурузы в Барселону, капитаном которого был Педро де Скарса. По приказу Карла V губернатор дона Анри де Толедо и дона Педро де Кордова казначея . Раваго, вице-канцлер и интендант Каталонии были свидетелями эксперимента. В отчетах, сделанных императору и принцу, это гениальное изобретение было в целом одобрено, особенно из-за быстроты и легкости, с которой корабль был отправлен в путь. о.
- Казначей Раваго, враг проекта, сказал, что судно можно пройти на две лиги за три часа, что машина сложна и дорога и что в случае взрыва котла возникнет опасность. Остальные члены комиссии утверждали, что судно поворачивало оверштаг с такой же быстротой, как галера, маневрирующая обычным способом, и проходило не менее лиги в час.
- «Как только эксперимент был проведен, Гарай забрал всю машину, которой он снабдил судно, оставив только деревянную часть в арсенале в Барселоне, а все остальное оставив себе.
- «Несмотря на сопротивление Раваго, изобретение было одобрено, и если бы экспедиция, в которой тогда участвовал Карл V, не помешала, он, несомненно, поощрял бы ее. Тем не менее император повысил изобретателя на одну ступень, сделал ему подарок двести тысяч мараведи , приказал оплатить расходы из казны и оказал ему, помимо многих других милостей». [ 1 ] [ 4 ] [ 6 ]
- «Этот отчет основан на документах и оригинальных реестрах, хранящихся в Королевском архиве Симанкаса, среди коммерческих бумаг Каталонии, а также на документах военного и военно-морского ведомств за указанный 1543 год». Симанкас, 27 августа 1825 г., Томас Гонсалес . [ 1 ] [ 7 ]
Херонимо де Аянс-и-Бомон , испанский солдат, художник, космограф, музыкант и, прежде всего, изобретатель, зарегистрировал в 1606 году первый патент на паровую машину, поэтому его считают изобретателем всех видов паровых машин.
Фактически пароходы были завезены в Испанию только в 1817 году. [ 8 ] Real Fernando , спущенный на воду в 1817 году и курсировавший по реке Гвадалквивир от Севильи до Санлукара , был, вероятно, первым пароходом, построенным в Испании. К нему присоединился PS Hope , построенный в Бристоле в 1813 году. [ 9 ]
Запоздалые претензии, сделанные от имени Бласко де Гарая, впоследствии были дискредитированы испанскими властями. [ 2 ]
Неспособность найти документацию, подтверждающую это письмо, привела к разногласиям между французскими и испанскими учеными. [ 10 ] Выпуск приобрел такую популярность, что Оноре де Бальзак написал комедию из пяти действий. [ 11 ] с темой в качестве аргумента под названием Les Ressources de Quinola [ 12 ] Премьера которого состоялась в Париже 19 марта 1842 года и который, как правило, сочувствовал притязаниям Испании. [ 13 ] [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Пароход Бласко де Гарая 1543 года , Исторические ресурсы Рочестера, Рочестерский университет, 1996 г., заархивировано из оригинала 26 апреля 2008 г. , получено 24 апреля 2008 г.
- ^ Арнольд, Дж. Барто; Уэддл, Роберт С. (1978), Морская археология острова Падре: испанские кораблекрушения 1554 года , Academic Press, стр. 81, ISBN 0-12-063650-6
- ^ Jump up to: а б Ларднер, Дионисий (1840 г.), Объяснение и иллюстрация парового двигателя: с отчетом о его изобретении , Тейлор и Уолтон, стр. 16
- ^ Ларднер, Дионисий (1851), Паровая машина, знакомо объясненная и проиллюстрированная; с многочисленными иллюстрациями , Аппер-Гауэр-стрит и Айви-лейн, Патерностер-Роу, Лондон: Тейлор, Уолтон и Маберли, стр. 13
- ^ Тимбс, Джон (1860), Истории изобретателей и первооткрывателей в области науки и полезных искусств: книга для старых и молодых , Франклин-сквер, Нью-Йорк: Harper & Brothers, стр. 275
- ^ Джонс, доктор медицинских наук, Томас П., изд. (1840), Журнал Института Франклина штата Пенсильвания и Регистр механики. Посвящено механическим и физическим наукам, гражданскому строительству, искусству и производству, а также регистрации американских и других запатентованных изобретений , том. XXV, Филадельфия: Институт Франклина, с. 6
- ^ ММдел Мрамор. «Идея пароходов», Санлукар, 1817 год.
- ^ GEFarr, «Пассажирские пароходы West Country», Лондон, 1956, стр. 14.
- ^ Линдсей, Уильям Шоу (1876), История торгового мореплавания и древней торговли , С. Лоу, Марстон, Лоу и Сирл, стр. 12
- ^ Уэдмор, Фредерик; Андерсон, Джон Паркер (1890), Жизнь Оноре де Бальзака , В. Скотт, с. ii
- ^ Ресурсы кинолы, Оноре де Бальзак , Проект Гутенберг
- ^ Пельтье, Л. (21 марта 2008 г.), 1543–1555. Коперник. Потоси. Нострадамус. Амбруаз Паре , Газета мира [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Урбан, Сильванус, изд. (июль – декабрь 1884 г.), The Gentleman's Magazine , vol. CCLVII, Лондон: Chatto & Windus, Пикадилли, стр. 308
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- HP Спратт, Рождение парохода , Лондон, 1958 г.
- HP Spratt, Пренатальная история парохода , Newcomen Transactions, Vol.30, 1955–7, стр. 13.
Внешние ссылки
[ редактировать ]