Дионисий Ларднер
Дионисий Ларднер | |
---|---|
![]() Дионисий Ларднер | |
Рожденный | Дублин , Ирландия | 3 апреля 1793 г.
Умер | 29 апреля 1859 г. | (66 лет)
Альма-матер | Тринити-колледж, Дублин |
Известный | Кабинетная циклопедия |
Дионисий Ларднер FRS FRSE (3 апреля 1793 — 29 апреля 1859) был ирландским писателем-ученым, который популяризировал науку и технику и редактировал 133-томную «Кабинетную циклопедию» .
Ранняя жизнь в Дублине
[ редактировать ]Он родился в Дублине 3 апреля 1793 года в семье Уильяма Ларднера и его жены; его отец был адвокатом в Дублине и хотел, чтобы его сын последовал тому же призванию. После нескольких лет неприятной работы за столом Ларднер в 1812 году поступил в Тринити-колледж в Дублине . В 1817 году он получил степень бакалавра. [1] и степень магистра в 1819 году, выиграв множество призов.
Он женился на Сесилии Флад 19 декабря 1815 года, но в 1820 году они расстались и развелись в 1835 году. Примерно во время расставания он начал отношения с замужней женщиной, Анной Марией Дарли Бурсико, женой дублинского виноторговца из гугенотов. родословная. Считается, что он стал отцом ее сына Дион Бусико , который стал актером и драматургом. Ларднер оказывал ему финансовую поддержку до 1840 года. Находясь в Дублине, Ларднер начал писать и читать лекции по научным и математическим вопросам, а также публиковать статьи для публикации Ирландской академии. [2]
Карьера в Лондоне
[ редактировать ]В 1828 году Ларднер был избран профессором естественной философии и астрономии в Университетском колледже Лондона и занимал эту должность до тех пор, пока не оставил свою должность профессора в 1831 году. [ нужна ссылка ]
Ларднер показал себя успешным популяризатором науки, выступая с докладами на современные темы, такие как « Бэббиджа » Разностная машина (1834). [3] Он был автором многочисленных математических и физических трактатов по таким предметам, как алгебраическая геометрия (1823 г.), дифференциальное и интегральное исчисление (1825 г.) и паровая машина (1828 г.). Он также писал справочники по различным разделам натуральной философии (1854–1856); как редактора «Кабинетной циклопедии» Ларднера (1830–1844). но больше всего его помнят [ нужна ссылка ]
Кабинетская циклопедия в конечном итоге насчитывала 133 тома, и в ее составлении внесли свой вклад многие из самых способных ученых того времени. Сэр Вальтер Скотт внес свой вклад в историю Шотландии , а Томас Мур внес вклад в историю Ирландии. Конноп Тирлуолл представил историю Древней Греции , а Роберт Саути представил раздел, посвященный военно-морской истории. Многие выдающиеся ученые также внесли свой вклад. Сам Ларднер был автором трактатов по арифметике, геометрии, теплоте, гидростатике и пневматике , механике (совместно с Генри Катером ) и электричеству (совместно с Ч. В. Уокером ). [2]
Другими его главными начинаниями были Кабинетная библиотека (12 томов, 1830–1832) и Музей науки и искусства (12 томов, 1854–1856). Несколько оригинальных статей появляются в « Трудах Королевской ирландской академии» (1824 г.), в « Королевского общества» ( Трудах Астрономического общества» 1831–1836 гг.) и в «Ежемесячных уведомлениях (1852–1853 гг.); и два отчета Британской ассоциации о железнодорожных константах (1838, 1841 гг.) вышли из-под его пера. [1]
Участие в скандале
[ редактировать ]В 1840 году карьера Ларднера потерпела серьезную неудачу из-за его связи с Мэри Спайсер Хевисайд, женой капитана Ричарда Хевисайда из Драгунской гвардии . Ранее он был женат на Сесилии Флад с 1815 года до их развода в 1820 году. Ларднер сбежал в Париж с миссис Хевисайд, преследуемый ее мужем. Когда он догнал их, Хевисайд подверг Ларднера порке, но тот не смог убедить жену вернуться с ним. Позже в том же году он успешно подал в суд на Ларднера за « криминальный разговор » (прелюбодеяние) и получил приговор в размере 8000 фунтов стерлингов.
Хевисайды развелись в 1845 году, а в 1846 году Ларднер смог жениться на Мэри Хевисайд. Скандал, вызванный его романом с замужней женщиной, фактически положил конец его карьере в Англии, поэтому Ларднер и его жена оставались в Париже незадолго до его смерти в 1859 году. Он смог продолжить свою карьеру, читая лекции в Соединенных Штатах между 1841 и 1844 годами. , что оказалось финансово выгодным, [2] реализовав 40 000 фунтов стерлингов. [1]
Он умер в Неаполе , Италия, и похоронен там же в Cimitero degli Inglesi . [4]
Разногласия с Брюнелем
[ редактировать ]Ларднер оказался вовлеченным в ряд опрометчивых публичных разногласий с Исамбардом Кингдом Брюнелем по техническим вопросам, в которых он выступил хуже. [ нужна ссылка ]
Во время парламентских слушаний 1833 года, на которых обсуждалось предложение о строительстве Великой Западной железной дороги, Ларднер раскритиковал проект Брунеля Коробчатого туннеля . Туннель имел уклон 1 к 100 от восточного конца к западному. Ларднер утверждал, что если у поезда в туннеле откажут тормоза, он разгонится до скорости более 120 миль в час (190 км/ч), при которой поезд разобьется и убьет пассажиров. Брюнель отметил, что расчеты Ларднера полностью не учитывали сопротивление воздуха и трение, что является основной ошибкой. [5]
В 1836 году, когда Брюнель предлагал построить SS Great Western для трансатлантического перехода длиной 3500 миль (5600 км) в Нью-Йорк, на заседании Британской ассоциации содействия развитию науки Ларднер заявил, что:
Как проект путешествия напрямую из Нью-Йорка в Ливерпуль, он был совершенно химерическим, и с тем же успехом они могли говорить о путешествии из Нью-Йорка на Луну... 2080 миль (3350 км) — это самый длинный пробег, который может совершить пароход мог столкнуться – в конце этого расстояния ему потребовалась бы эстафета углей.
И снова Брюнель смог показать, что расчеты Ларднера были слишком упрощенными. Принцип, который понял Брюнель, но не понял Ларднер, заключался в том, что грузоподъемность корабля увеличивается пропорционально кубу его размеров, тогда как сопротивление воды увеличивается только пропорционально квадрату его размеров. Это означало, что большие корабли были более экономичными и могли перевозить достаточно угля для длительного плавания через Атлантику. Брюнель оказался прав, когда « Грейт Вестерн» вошёл в гавань Нью-Йорка с 200 длинными тоннами (200 тонн) запасного угля. [5] [6]
В 1838 году, когда Брюнель строил ширококолейную Великую Западную железную дорогу , Ларднер провел несколько экспериментов с флагманским локомотивом компании North Star . Он утверждал, что, хотя двигатель был способен буксировать 82 длинные тонны (83 тонны) со скоростью 33 мили в час (53 км/ч), он был способен буксировать только 16 длинных тонн (16 тонн) со скоростью 41 миль в час (66 км/ч). . Он также зафиксировал чрезмерный расход топлива на более высоких скоростях. Ларднер объяснил это большей ветроустойчивостью двигателей широкой колеи. Брюнель и его помощник Дэниел Гуч провели собственные эксперименты на том же локомотиве и обнаружили, что единственная проблема заключалась в том, что дымовая труба была слишком маленькой. Это было легко исправить, и характеристики «Полярной звезды» сразу улучшились. На следующем заседании директоров компании Брюнель торжествующе отверг показания Ларднера. [5]
Современное влияние
[ редактировать ]Ларднер упоминается в » Карла Маркса и «Капитале пользовался большим уважением как экономист. Он общался с богатыми и знаменитыми. Он участвовал в основании Лондонского университета и был первым человеком, занявшим там должность профессора естественной философии и астрономии. Он оказал большое влияние на популяризацию Бэббиджа Чарльза разностной машины .
Во время чтения лекций в Америке Ларднер получил деньги от Norris Brothers, крупнейшей фирмы по производству локомотивов, за расследование несчастного случая со смертельным исходом в Рединге, недалеко от Филадельфии, где котел в только что построенном поезде взорвался . Ларднер заявил, что авария была вызвана молнией, а это означало, что братья Норрис не несут личной ответственности за аварию. Комитет Института Франклина отметил, что в то время молний не было, насосы были неисправны, индикатор воды был плохо спроектирован, а перемычки были сделаны из чугуна, а не из кованого железа. Ларднер убедил присяжных, проводивших расследование коронера, что авария была «стихийным бедствием», но компания тщательно спроектировала свои более поздние локомотивы с коваными железными лентами. [7]
Избранные публикации
[ редактировать ]- (1828) Популярные лекции о паровом двигателе с Джеймсом Ренвиком
- (1830) Механика с капитаном Генри Катером
- (1830) Западный мир Том. 1 США
- (1831) Польша
- (1831) Трактат по алгебраической геометрии
- (1831) Трактат по механике Том. 1 с капитаном Генри Катером
- (1831) Трактат о... производстве шелка
- (1832) Трактат по гидростатике и пневматике с Бенджамином Франклином Джослином
- (1832) История Швейцарии с Роем Джеральдом Фицджеральдом
- (1832) Лекции о паровой машине
- (1834) Исторический взгляд на прогресс физико-математических наук» Баден Пауэлл «
- (1836) Паровой двигатель, подробно объясненный и проиллюстрированный с Джеймсом Ренвиком
- (1838) История морских и внутренних открытий Том. 3
- (1840) Объяснение и иллюстрация парового двигателя
- (1842) Курсы лекций: читает Дионисий Ларднер
- (1843) Очерки всеобщей истории Ларднера
- (1844) Исследование причин взрыва паровоза «Ричмонд»
- (1845) Популярные лекции по астрономии с Франсуа Араго
- (1847) Энциклопедия чистой математики с Питером Барлоу, Джорджем Пикоком
- (1848) Первые шесть книг «Начал» Евклида
- (1849) Популярные лекции по науке и искусству Том. 1
- (1850) Железнодорожное хозяйство
- (1854) Справочники естественной философии и астрономии для первого курса
- (1855) Объяснение обычных вещей
- (1856) Пар и его использование
- (1857) Элементарный трактат о паровом двигателе
- (1857) Естественная философия для школ
- (1858) Справочник по оптике
- (1858) Справочники по естественной философии и астрономии Том. 1
Библиография
[ редактировать ]- А.Л. Мартин, Злодей Steam: Жизнь Дионисия Ларднера (1793–1859) (Карлоу, Tyndall Scientific, 2015). Ссылки включают:
- Киран Бирн, «Институты механики в Ирландии до 1855 года» (диссертация, Университетский колледж Корка, 1976 г.)
- Ричард Фоукс «Дион Бусико»
- Норман Макмиллан «Огонь Прометея»
- Марк Блауг (редактор) «Уильям Уэвелл (1794–1866), Дионисий Ларднер (1793–1859), Чарльз Бэббидж (1792–1871)»; Статья Дж. Н. Хейса «Дионисий Ларднер» в Национальном биографическом словаре
- Введение Норы Крук в «Литературную жизнь Мэри Шелли и другие произведения»
- Р. Джон Брокманн «Искривленные рельсы, затонувшие корабли, риторика отчетов о расследовании пароходных и железнодорожных происшествий девятнадцатого века, 1833–1879» (2005).
- Архивы включают «Письма к Бэббиджу», «Письма в библиотеке Велкома» , включая 9-страничную автобиографию на французском языке и т. д.
- Пекхэм, Морс. «Кабинетная циклопедия доктора Ларднера». Документы Библиографического общества Америки 45 (1951): 37–58.
- Эндрю Одлыжко «Коллективные галлюцинации и неэффективные рынки: британская железнодорожная мания 1840-х годов» (2010) [1]
- Мартин, Алабама; де Паор, Аннраой (25 мая 2015 г.). Злодей Steam: Жизнь Дионисия Ларднера (1793-1859) . Тиндаль Сайентифик. ISBN 978-0993242007 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ларднер, Дионисий ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 214. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хейс, Дж. Н. (2004). «Ларднер, Дионисий (1793–1859), писатель-научник и лектор» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/16068 . ISBN 978-0-19-861412-8 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «Дионисий Ларднер» . Музей истории компьютеров.
- ^ Бойлан, Генри (1998). Словарь ирландской биографии, 3-е издание . Дублин: Гилл и Макмиллан. п. 215. ИСБН 0-7171-2945-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кристофер, Джон, «Королевство Брюнеля», 2006, Tempus Publishing Limited; ISBN 0-7524-3697-X
- ^ «КОЛОНИСТ» . 22 декабря 1838 г. с. 2 – через Трове.
- ^ Джон Брокманн «Искривленные рельсы, затонувшие корабли, риторика отчетов о расследовании пароходных и железнодорожных происшествий девятнадцатого века, 1833–1879» Нью-Йорк, Бэйвуд, 2005, стр. 41-73
Внешние ссылки
[ редактировать ]