Jump to content

Дионисий Ларднер

Дионисий Ларднер
Дионисий Ларднер
Рожденный ( 1793-04-03 ) 3 апреля 1793 г.
Дублин , Ирландия
Умер 29 апреля 1859 г. ( 1859-04-29 ) (66 лет)
Альма-матер Тринити-колледж, Дублин
Известный Кабинетная циклопедия

Дионисий Ларднер FRS FRSE (3 апреля 1793 — 29 апреля 1859) был ирландским писателем-ученым, который популяризировал науку и технику и редактировал 133-томную «Кабинетную циклопедию» .

Ранняя жизнь в Дублине

[ редактировать ]

Он родился в Дублине 3 апреля 1793 года в семье Уильяма Ларднера и его жены; его отец был адвокатом в Дублине и хотел, чтобы его сын последовал тому же призванию. После нескольких лет неприятной работы за столом Ларднер в 1812 году поступил в Тринити-колледж в Дублине . В 1817 году он получил степень бакалавра. [1] и степень магистра в 1819 году, выиграв множество призов.

Он женился на Сесилии Флад 19 декабря 1815 года, но в 1820 году они расстались и развелись в 1835 году. Примерно во время расставания он начал отношения с замужней женщиной, Анной Марией Дарли Бурсико, женой дублинского виноторговца из гугенотов. родословная. Считается, что он стал отцом ее сына Дион Бусико , который стал актером и драматургом. Ларднер оказывал ему финансовую поддержку до 1840 года. Находясь в Дублине, Ларднер начал писать и читать лекции по научным и математическим вопросам, а также публиковать статьи для публикации Ирландской академии. [2]

Карьера в Лондоне

[ редактировать ]

В 1828 году Ларднер был избран профессором естественной философии и астрономии в Университетском колледже Лондона и занимал эту должность до тех пор, пока не оставил свою должность профессора в 1831 году. [ нужна ссылка ]

Ларднер показал себя успешным популяризатором науки, выступая с докладами на современные темы, такие как « Бэббиджа » Разностная машина (1834). [3] Он был автором многочисленных математических и физических трактатов по таким предметам, как алгебраическая геометрия (1823 г.), дифференциальное и интегральное исчисление (1825 г.) и паровая машина (1828 г.). Он также писал справочники по различным разделам натуральной философии (1854–1856); как редактора «Кабинетной циклопедии» Ларднера (1830–1844). но больше всего его помнят [ нужна ссылка ]

Кабинетская циклопедия в конечном итоге насчитывала 133 тома, и в ее составлении внесли свой вклад многие из самых способных ученых того времени. Сэр Вальтер Скотт внес свой вклад в историю Шотландии , а Томас Мур внес вклад в историю Ирландии. Конноп Тирлуолл представил историю Древней Греции , а Роберт Саути представил раздел, посвященный военно-морской истории. Многие выдающиеся ученые также внесли свой вклад. Сам Ларднер был автором трактатов по арифметике, геометрии, теплоте, гидростатике и пневматике , механике (совместно с Генри Катером ) и электричеству (совместно с Ч. В. Уокером ). [2]

Другими его главными начинаниями были Кабинетная библиотека (12 томов, 1830–1832) и Музей науки и искусства (12 томов, 1854–1856). Несколько оригинальных статей появляются в « Трудах Королевской ирландской академии» (1824 г.), в « Королевского общества» ( Трудах Астрономического общества» 1831–1836 гг.) и в «Ежемесячных уведомлениях (1852–1853 гг.); и два отчета Британской ассоциации о железнодорожных константах (1838, 1841 гг.) вышли из-под его пера. [1]

Участие в скандале

[ редактировать ]

В 1840 году карьера Ларднера потерпела серьезную неудачу из-за его связи с Мэри Спайсер Хевисайд, женой капитана Ричарда Хевисайда из Драгунской гвардии . Ранее он был женат на Сесилии Флад с 1815 года до их развода в 1820 году. Ларднер сбежал в Париж с миссис Хевисайд, преследуемый ее мужем. Когда он догнал их, Хевисайд подверг Ларднера порке, но тот не смог убедить жену вернуться с ним. Позже в том же году он успешно подал в суд на Ларднера за « криминальный разговор » (прелюбодеяние) и получил приговор в размере 8000 фунтов стерлингов.

Хевисайды развелись в 1845 году, а в 1846 году Ларднер смог жениться на Мэри Хевисайд. Скандал, вызванный его романом с замужней женщиной, фактически положил конец его карьере в Англии, поэтому Ларднер и его жена оставались в Париже незадолго до его смерти в 1859 году. Он смог продолжить свою карьеру, читая лекции в Соединенных Штатах между 1841 и 1844 годами. , что оказалось финансово выгодным, [2] реализовав 40 000 фунтов стерлингов. [1]

Он умер в Неаполе , Италия, и похоронен там же в Cimitero degli Inglesi . [4]

Разногласия с Брюнелем

[ редактировать ]

Ларднер оказался вовлеченным в ряд опрометчивых публичных разногласий с Исамбардом Кингдом Брюнелем по техническим вопросам, в которых он выступил хуже. [ нужна ссылка ]

Во время парламентских слушаний 1833 года, на которых обсуждалось предложение о строительстве Великой Западной железной дороги, Ларднер раскритиковал проект Брунеля Коробчатого туннеля . Туннель имел уклон 1 к 100 от восточного конца к западному. Ларднер утверждал, что если у поезда в туннеле откажут тормоза, он разгонится до скорости более 120 миль в час (190 км/ч), при которой поезд разобьется и убьет пассажиров. Брюнель отметил, что расчеты Ларднера полностью не учитывали сопротивление воздуха и трение, что является основной ошибкой. [5]

В 1836 году, когда Брюнель предлагал построить SS Great Western для трансатлантического перехода длиной 3500 миль (5600 км) в Нью-Йорк, на заседании Британской ассоциации содействия развитию науки Ларднер заявил, что:

Как проект путешествия напрямую из Нью-Йорка в Ливерпуль, он был совершенно химерическим, и с тем же успехом они могли говорить о путешествии из Нью-Йорка на Луну... 2080 миль (3350 км) — это самый длинный пробег, который может совершить пароход мог столкнуться – в конце этого расстояния ему потребовалась бы эстафета углей.

И снова Брюнель смог показать, что расчеты Ларднера были слишком упрощенными. Принцип, который понял Брюнель, но не понял Ларднер, заключался в том, что грузоподъемность корабля увеличивается пропорционально кубу его размеров, тогда как сопротивление воды увеличивается только пропорционально квадрату его размеров. Это означало, что большие корабли были более экономичными и могли перевозить достаточно угля для длительного плавания через Атлантику. Брюнель оказался прав, когда « Грейт Вестерн» вошёл в гавань Нью-Йорка с 200 длинными тоннами (200 тонн) запасного угля. [5] [6]

В 1838 году, когда Брюнель строил ширококолейную Великую Западную железную дорогу , Ларднер провел несколько экспериментов с флагманским локомотивом компании North Star . Он утверждал, что, хотя двигатель был способен буксировать 82 длинные тонны (83 тонны) со скоростью 33 мили в час (53 км/ч), он был способен буксировать только 16 длинных тонн (16 тонн) со скоростью 41 миль в час (66 км/ч). . Он также зафиксировал чрезмерный расход топлива на более высоких скоростях. Ларднер объяснил это большей ветроустойчивостью двигателей широкой колеи. Брюнель и его помощник Дэниел Гуч провели собственные эксперименты на том же локомотиве и обнаружили, что единственная проблема заключалась в том, что дымовая труба была слишком маленькой. Это было легко исправить, и характеристики «Полярной звезды» сразу улучшились. На следующем заседании директоров компании Брюнель торжествующе отверг показания Ларднера. [5]

Современное влияние

[ редактировать ]

Ларднер упоминается в » Карла Маркса и «Капитале пользовался большим уважением как экономист. Он общался с богатыми и знаменитыми. Он участвовал в основании Лондонского университета и был первым человеком, занявшим там должность профессора естественной философии и астрономии. Он оказал большое влияние на популяризацию Бэббиджа Чарльза разностной машины .

Во время чтения лекций в Америке Ларднер получил деньги от Norris Brothers, крупнейшей фирмы по производству локомотивов, за расследование несчастного случая со смертельным исходом в Рединге, недалеко от Филадельфии, где котел в только что построенном поезде взорвался . Ларднер заявил, что авария была вызвана молнией, а это означало, что братья Норрис не несут личной ответственности за аварию. Комитет Института Франклина отметил, что в то время молний не было, насосы были неисправны, индикатор воды был плохо спроектирован, а перемычки были сделаны из чугуна, а не из кованого железа. Ларднер убедил присяжных, проводивших расследование коронера, что авария была «стихийным бедствием», но компания тщательно спроектировала свои более поздние локомотивы с коваными железными лентами. [7]

Избранные публикации

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • А.Л. Мартин, Злодей Steam: Жизнь Дионисия Ларднера (1793–1859) (Карлоу, Tyndall Scientific, 2015). Ссылки включают:
    • Киран Бирн, «Институты механики в Ирландии до 1855 года» (диссертация, Университетский колледж Корка, 1976 г.)
    • Ричард Фоукс «Дион Бусико»
    • Норман Макмиллан «Огонь Прометея»
    • Марк Блауг (редактор) «Уильям Уэвелл (1794–1866), Дионисий Ларднер (1793–1859), Чарльз Бэббидж (1792–1871)»; Статья Дж. Н. Хейса «Дионисий Ларднер» в Национальном биографическом словаре
    • Введение Норы Крук в «Литературную жизнь Мэри Шелли и другие произведения»
    • Р. Джон Брокманн «Искривленные рельсы, затонувшие корабли, риторика отчетов о расследовании пароходных и железнодорожных происшествий девятнадцатого века, 1833–1879» (2005).
    • Архивы включают «Письма к Бэббиджу», «Письма в библиотеке Велкома» , включая 9-страничную автобиографию на французском языке и т. д.
    • Пекхэм, Морс. «Кабинетная циклопедия доктора Ларднера». Документы Библиографического общества Америки 45 (1951): 37–58.
    • Эндрю Одлыжко «Коллективные галлюцинации и неэффективные рынки: британская железнодорожная мания 1840-х годов» (2010) [1]
  • Мартин, Алабама; де Паор, Аннраой (25 мая 2015 г.). Злодей Steam: Жизнь Дионисия Ларднера (1793-1859) . Тиндаль Сайентифик. ISBN  978-0993242007 .
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Ларднер, Дионисий ». Британская энциклопедия . Том. 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 214.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хейс, Дж. Н. (2004). «Ларднер, Дионисий (1793–1859), писатель-научник и лектор» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/16068 . ISBN  978-0-19-861412-8 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  3. ^ «Дионисий Ларднер» . Музей истории компьютеров.
  4. ^ Бойлан, Генри (1998). Словарь ирландской биографии, 3-е издание . Дублин: Гилл и Макмиллан. п. 215. ИСБН  0-7171-2945-4 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кристофер, Джон, «Королевство Брюнеля», 2006, Tempus Publishing Limited; ISBN   0-7524-3697-X
  6. ^ «КОЛОНИСТ» . 22 декабря 1838 г. с. 2 – через Трове.
  7. ^ Джон Брокманн «Искривленные рельсы, затонувшие корабли, риторика отчетов о расследовании пароходных и железнодорожных происшествий девятнадцатого века, 1833–1879» Нью-Йорк, Бэйвуд, 2005, стр. 41-73
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5cc9ac044c8d4b2faccbad7a2648a0b8__1705707060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/b8/5cc9ac044c8d4b2faccbad7a2648a0b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dionysius Lardner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)