Хендрик Николаас Веркман
Хендрик Николаас Веркман | |
---|---|
![]() Х.Н. Веркман в ок. 1906 год | |
Рожденный | |
Умер | 10 апреля 1945 г. Баккевен , Нидерланды | (62 года)
Известный | Типография , графический дизайн |
Хендрик Николаас Веркман (обычно называемый Х. Н. Веркманом экспериментатор ; 29 апреля 1882 — 10 апреля 1945) — голландский художник- , типограф и печатник . Во время нацистской оккупации (1940–1945) он открыл подпольную типографию и был застрелен гестапо в последние дни войны.
Жизнь и работа
[ редактировать ]
Веркман родился 29 апреля 1882 года в Линсе , в провинции Гронинген . Он был сыном ветеринарного хирурга, который умер еще в молодости, после чего его мать перевезла семью в город Гронинген . [ 1 ] В 1908 году он основал там типографию и издательство, в котором на пике своего развития работало около двадцати человек. Финансовые неудачи привели к ее закрытию в 1923 году, после чего Веркман начал заново с небольшой мастерской на чердаке склада. [ 2 ]
Веркман был членом группы художников De Ploeg («Плуг»), для которой печатал плакаты, приглашения и каталоги. С 1923 по 1926 год он выпускал свой собственный с английским названием авангардный журнал The Next Call , который, как и другие работы того периода, включал в себя коллажные эксперименты со шрифтами , печатными блоками и другими материалами для принтеров. Он распространял журнал, обменивая его на работы других авангардных художников и дизайнеров за границей, и таким образом поддерживал связь с прогрессивными тенденциями европейского искусства. Среди наиболее плодотворных контактов были Тео ван Дусбург , Курт Швиттерс , Эль Лисицкий и Мишель Сефор , последний из которых выставил свою гравюру в Париже. [ 3 ] [ нужна страница ] Этот обмен оказался очень плодотворным, поскольку источником вдохновения для Веркмана послужили зарубежные журналы – как он сам признавался, хотя и не всегда понимал содержание, Веркман искал новые идеи на страницах получаемых им журналов. [ 4 ]

Такой контакт был жизненно необходим, пока Веркман строил свой бизнес и не мог покинуть Гронинген. В 1929 году ему удалось посетить Кельн и Париж, после чего он разработал новый метод печати, нанося красящий валик непосредственно на бумагу, а затем штампуя для достижения уникальных эффектов на простой ручной печати. [ 5 ] Более сложные из них требовали около пятидесяти операций в прессе и за ее пределами, и на их выполнение мог уйти целый день. [ 6 ] Еще одним из его экспериментальных приемов было кропотливое создание абстрактных рисунков на пишущей машинке, которые он называл тикселями . [ 7 ] После 1929 года он также начал писать ритмические звуковые стихи. [ 8 ]
Работы Веркмана были включены в выставку-продажу Onze Kunst van Heden («Наше искусство сегодня») 1939 года в Рейксмузеуме в Амстердаме. [ 9 ]
В мае 1940 года, вскоре после вторжения Германии в Нидерланды , Веркман основал подпольное издательство De Blauwe Schuit («Голубая баржа»), в котором было выпущено сорок публикаций, все из которых были разработаны и иллюстрированы Веркманом. Включена серия хасидских рассказов из легенды о Баал Шем Тове . 13 марта 1945 года гестапо арестовало Веркмана и расстреляло его вместе с девятью другими заключенными в лесу недалеко от Баккевена 10 апреля, за три дня до освобождения Гронингена. Многие из его картин и гравюр, конфискованные гестапо, погибли в пожаре, возникшем во время боя за город . [ 10 ]
Наследство
[ редактировать ]Веркман похоронен на кладбище Баккевен. Сейчас в деревне, где он родился, установлен памятник десяти расстрелянным, а также ему еще один. В 1992 году голландский режиссер Джеррард Верхаге снял часовой документальный фильм о последних днях Веркмана « Ik ga naar Tahiti » («Я еду на Таити», 1992). [ 11 ]
Незадолго до Второй мировой войны директор музея Виллем Сандберг , который изначально учился на типографа, нанес визит Веркману и даже организовал для него небольшую персональную выставку в Амстердаме в 1939 году. Сразу после войны он устроил ретроспективу в Стеделике. музей и заложил основу для его большой коллекции работ Веркмана. Он также написал дань уважения своему другу, «человеку с жаждой свободы, проявляющейся в его образе жизни, выраженной в его творчестве, который стал художником в тот момент, когда он был экономически сломлен, всеми покинут, считался уродом – в в этот момент он создал свой собственный мир, теплый, яркий и жизненный». [ 12 ] Позднее дань уважения его примеру была отдана в американской монографии, посвященной его творчеству: «После смерти Веркмана неуклонно возникло осознание его значимости для современного графического дизайна, и его работы ничуть не потеряли своего богатства, духа и оптимизма». [ 13 ]
В 1983 году бывшие складские помещения Веркмана были преобразованы в мастерские, и зданию было присвоено его имя. В графическом отделе городского музея есть мастерская, где выставлено его полиграфическое оборудование. В 1999 году был создан Фонд Х. Н. Веркмана для повышения осведомленности о его творчестве, и его большая коллекция гравюр, рисунков, картин и писем была передана на постоянной основе в Гронингерский музей . [ 14 ]
Одна из главных муниципальных средних школ города позже была названа в его честь Колледжем Х. Н. Веркмана и сохраняет его наследие в своих художественных классах и повторяющихся специальных проектах. [ 15 ]
Галерея работ
[ редактировать ]-
Хождение в церковь по снегу , холст, масло 1919 г.
-
Композиция с цифрами , 1924 г., гравюра, Стеделикский музей Амстердама.
-
Композиция , 1925, гравюра, Стеделикский музей Амстердама.
-
Композиция с буквами X , 1927 г., гравюра, Стеделикский музей Амстердама.
-
Утренний гимн почтения , 1936, звукопоэма
-
Прелюдия , 1938 год, обложка журнала
-
Вращающаяся дверь почтового отделения 2. , 1941 год; шаблон и штамп на бумаге
-
Хасидские легенды , 1942, печать
-
Хасидские легенды , 1942, печать
-
«Пещера» (Де Грот), 1943 год; дизайн обложки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Х. Н. Веркман. Биография в датах – 1882–1900 гг. Юность» . Архив Веркмана . Гронингерский музей . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ «Х. Н. Веркман. Биография в датах – 1908–1922 Полиграфическое дело» . Архив Веркмана . Гронингерский музей . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ Ян Мартине
- ^ Вендерски, Майкл (2018). «От« периферийной »Варшавы до не менее маргинального Гронингена: художественное влияние Мечислава Щуки на Хендрика Николаса Веркмана». Голландский переход: Журнал исследований низких стран . 43 (3): 283–293. дои : 10.1080/03096564.2018.1553332 . S2CID 150173547 .
- ^ Мартине, с. 47
- ^ Анна ЕС Симони , «Хендрик Николаас Веркман и Веркманиана в Британской библиотеке», Журнал Британской библиотеки 1975, стр. 72
- ^ Примеры доступны в архиве Werkman Гронингенского музея.
- ^ Х. Н. Веркман, Типографии и стихи , стр. 10–11
- ^ «Хенк Веркман» . Visual BeNeLux Electronic (Лексикон) . Проверено 23 января 2021 г.
- ^ Первис, стр. 23–6
- ^ «ИМДб» . IMDB . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Бюллетень Гарвардской библиотеки , 18.4, 1970; перепечатано в HN Werkman, Typographies and Poems , стр. 2–3.
- ^ Первис, с. 26
- ^ Большая часть информации для этого раздела взята из статьи в голландской Википедии.
- ^ "Google" . www.google.com . Проверено 22 ноября 2022 г.
- Ян Мартине, «Зов Веркмана» , исследование, посвященное Хендрику Веркману и «Следующему звонку». Утрехт, 1978 год.
- Олстон В. Первис, Х.Н.Веркман , Йельский университет, 2004 г.
- К. Шипперс, Голландия Дада , Амстердам, 1974, глава о Х.Н. Веркмане, стр. 118–131
- Х. Н. Веркман, Типографии и стихи , Художественная галерея Уайтчепела, 1975 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Хендриком Веркманом, на Викискладе?
Цитаты, связанные с Хендриком Николаасом Веркманом в Wikiquote
- изображения творчества Веркмана и тексты о художнике, но на голландском языке! , в Архиве Веркмана Гронингенского музея, Нидерланды.
- текст «Хендрик Николаас Веркман и Werk (Work)-мания в Британской библиотеке» , Анна EC Simoni, стр. 70–88