Чжигуай Сяошо
Чжигуай Сяошо | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Странные романы | ||
Упрощенный китайский | Странные романы | ||
|
Чжигуай сяошуо , что переводится как «рассказы о чудесах», «рассказы о странных явлениях» или «записи об аномалиях», представляет собой тип китайской литературы , появившийся во времена династии Хань и получивший развитие после падения династии в 220 году н. э. при династии Тан в 618 году н.э. Они были одними из первых примеров китайской художественной литературы и посвящены существованию сверхъестественного, возрождению и реинкарнации, богам, призракам и духам.
Роберт Форд Кампани считает, что этот жанр в своих ранних примерах широко характеризуется относительно краткой формой, часто всего лишь списком повествований или описаний, написанных нерифмованной классической прозой с «ясным и основным» акцентом на аномальных вещах, с буддийским или даосская мораль. [ 1 ] Кампани, однако, не считает эти истории «выдумкой», поскольку авторы-литераторы считали, что их рассказы основаны на фактах. [ 2 ] Лидия Синг-Чен Чан предполагает, что одна из функций рассказов этого жанра заключалась в том, чтобы обеспечить «контекст, в котором неизвестному можно приписать имена и значения и, следовательно, стать «известным», контролироваться и использоваться». [ 3 ]
История и примеры
[ редактировать ]Термин «жигуай» является намеком на отрывок из внутренних глав « Чжуанцзы» . [ 4 ]
Во времена Шести династий сиань историй были частым предметом о жигуай . [ 5 ] Они часто обладали «магическими» силами Дао , включая способность «ходить... сквозь стены или стоять... в свете, не отбрасывая тени». [ 5 ]
Антология начала IV века « Сушен Цзи» под редакцией Ган Бао является наиболее известным ранним источником и содержит самые ранние версии ряда китайских народных легенд. Позже истории об индийском происхождении были включены и использованы для распространения буддийских концепций, таких как реинкарнация. [ 6 ] Еще один из самых богатых ранних сборников — «Ю Мин Лу » под редакцией Лю Ицина ( китайский : 劉義慶 , 403–444), который также составил «Новый отчет о сказках мира» . [ 7 ] Во времена династии Тан различие между жигуай и чуаньци (странные истории) становилось все более размытым, и существуют разногласия по поводу границы между ними. Многие рассказы обоих типов сохранились в антологии X века «Тайпин гуанцзи» («Обширные записи эпохи тайпинов»). [ 8 ]
К концу династий Мин и началу Цин коллекции материалов жигуай и чуаньци широко переиздавались и дополнялись современными произведениями. Джудит Цейтлин предполагает, что рассказы о странном «неизбежно начали терять чувство новизны и казаться стереотипными…», и поэтому таким писателям, как Пу Сунлин, необходимо было обновить категорию «странного». [ 9 ] Его аномальный сборник коротких произведений « Странные истории из китайской студии» объединились , в котором черты жигуай с другими стилями, остался незавершенным после его смерти в 1715 году. [ 10 ] Его тематические элементы включают призраков, романтические отношения, духов, сверхъестественные сны и карму. [ 11 ] : 44
В XXI веке истории о жигуай продолжают появляться в печати и на экране. Недавний сборник, например, «Чжигуай: китайские правдивые рассказы о паранормальных явлениях и сбоях в матрице » под редакцией И Иззи Ю и Джона Ю Бранскума, предлагает примеры творческого направления документальной литературы жигуай и связывает их с более поздним жанром жигуай. сказки о сбоях в матрице.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кампани (1996) , стр. 24–26.
- ^ Кампани (1996) , с. 162-164.
- ^ Чан (2005) , с. 12 .
- ^ Кампани (1996) , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Гершон, Ливия (22 февраля 2022 г.). «Проблема бессмертия» . JSTOR Daily . ДЖСТОР . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Идема (1997) , с. 112.
- ^ Чжан (2014) , стр. 1-2 .
- ^ Идема (1997) , с. 139.
- ^ Цейтлин (1997) , с. 198 .
- ^ Чан (2005) , с. 68 .
- ^ Рейндерс, Эрик (2024). Чтение Толкина на китайском: религия, фэнтези и перевод . Перспективы серии фэнтези. Лондон, Великобритания: Bloomsbury Academic. ISBN 9781350374645 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кампани, Роберт Форд (1996). Странное письмо: сообщения об аномалиях в раннесредневековом Китае . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0585042748 .
- Чан, Синг-чен Лидия (2005). Собирание себя: тело и идентичность в сборниках странных сказок позднего императорского Китая . Лейден; Бостон: Брилл. ISBN 9004142037 .
- Идема, Уилт и Ллойд Хафт (1997). Путеводитель по китайской литературе . Анн-Арбор: Центр китайских исследований Мичиганского университета. ISBN 0892641231 .
- Као, Карл С.Ю. (Гао, Синьюн) (1985). Классические китайские сказки о сверхъестественном и фантастическом: избранные произведения с третьего по десятый век . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0253313759 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) Тридцать шесть сказок Тан и шестьдесят жигуай , с обширным введением. - Зейтлин, Джудит Т. (1997). Историк странного: Пу Сунлин и китайская классическая сказка . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-2968-0 .
- Чжан, Чжэньцзюнь (2014). Буддизм и рассказы о сверхъестественном в раннесредневековом Китае: исследование Юмин Лу Лю Ицина (403-444) . ISBN 9789004277274 .