Константинопольский собор (536)
— Константинопольский собор конференция эндемического синода, проходившая в Константинополе , столице Восточной Римской империи патриарха , в мае-июне 536 года. Она подтвердила низложение константинопольского Анфима I и осудила трех видных антихалкидонитов, живших в Константинополе. , в результате чего император Юстиниан I запретил всем четверым посещать столицу. был Состоявшийся в сентябре Иерусалимский собор созван, чтобы осудить этих четверых как еретиков. Осужденными были низложенный патриарх Антиохийский Север , низложенный епископ Апамейский Петр и монах Зура .
Фон
[ редактировать ]Собор уходит корнями в халкидонско - миафизитский спор, достигший пика в Константинополе в 535–536 годах при Константинопольском патриархе Анфиме I , которого обвиняли в симпатиях к миафизитам. [1] Халкидоняне начали кампанию за его устранение и осуждение. Четверо обеспокоенных монахов Палестины направили прошение императору Юстиниану I. Еще 96 человек подписали петицию Папе Агапету I. Наконец, 47 епископов и священнослужителей ( резидентов) Константинополя направили петицию Папе. [2]
Агапит прибыл в Константинополь в феврале или марте 536 года с дипломатической миссией остготского короля Теодахада . Он отказался причащаться к Анфиму якобы на том основании, что последний был избран неканонично. Хотя это было правдой — он перешел из Трапезундской епархии , — настоящей причиной отказа папы, вероятно, были его подозрения в отношении богословия патриарха. Агапет, возможно, даже отлучил от церкви императрицу Феодору , как думал Либератус . Не имея поддержки со стороны императора, который созвал совет в Константинополе в мае, Анфим подал в отставку. Его сменил Менас , который был посвящен Агапитом 13 марта. [1] [3] Вскоре после этого Юстиниан издал приказ ( келевсис ) новому патриарху созвать синод для расследования дела Анфима. [4]
Вероятно, удаление Анфима планировалось уже давно, поскольку участие палестинских монахов в синоде было бы возможно только в том случае, если бы они были проинформированы о соборе до прибытия папы в Константинополь. Фактически они получили официальное приглашение от императора только после избрания Менаса, когда они, должно быть, уже были в пути. Папа внезапно скончался в Константинополе 22 апреля. [1]
Встречи
[ редактировать ]Синод заседал в церкви Богородицы в Халкопратии . [1] Было проведено пять заседаний. Первый состоялся 2 мая с 62 участниками и 87 палестинскими монахами в качестве свидетелей, второй - 6 мая с 64 участниками и 87 палестинскими монахами, третий - 10 мая с 77 участниками и 91 монахом, четвертый - 21 мая с 75 участниками. (но 76 подписали акты) и 93 монаха и пятый 4 июня с 62 участниками (но 93 подписавшимися). На заключительном заседании в протокол были зачитаны три короткие книги ( libelloi ) в поддержку осуждения: одна епископами Юстиниану (7 подписавшихся), одна монахами Юстиниану (97 подписавшихся) и одна монахами Менасу. (139 подписантов). [2] На момент созыва собора присутствовало около шестидесяти епископов с греческого Востока, все они находились в Константинополе. Кроме того, было пять епископов из Италии, посланных Агапетом до того, как он решил сам отправиться в Константинополь. Среди низшего духовенства Италии, присутствовавшего на соборе со своими епископами, был будущий папа Пелагий I. [5] Пять итальянских епископов, а также Пелагий и диакон Феофан подписали акты собора на латыни . [6] в то время как епископы Цирцезии и Габбулы подписывались на сирийском языке . [7]
Хотя Антимуса вызывали несколько раз, он так и не явился. Вместе с Севером Антиохийским , другим видным миафизитом, он остался во дворце Хормизда под защитой Феодоры. [1] Собравшиеся духовенство, монахи и епископы выступили с рядом осуждений учения Антима, Севера, Петра Апамейского и Зуры Амидского . [1] Антимус присутствовал на всех первых трех заседаниях и большей части четвертого, на котором его осудили. [5] В конце четвертого сеанса Северус, Питер и Зурас подверглись нападению. Пятый сеанс посвящен исключительно Северусу и Питеру. Протоколы заседаний обширны и хранятся в Collectio Sabbaitica . Синод , состоявшийся в Иерусалиме 19 сентября, продолжил работу Константинопольского синода, и акты обоих синодов объединены в рукописях. [8]
В ответ на собор Юстиниан 6 августа издал императорский рескрипт ( диатаксис ), объявлявший Анфима, Севера, Петра и Зура еретиками и запрещавший им жить в Константинополе. [1] [8] Этот рескрипт был включен в Новеллы конституций под номером 42. [9]
Уникальное сирийское описание совета можно найти в Мелькитской хронике 641 года . [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Поттер 2015 , с. 175–176.
- ^ Jump up to: а б Миллар 2008 , стр. 72–74.
- ^ Мензе 2008 , стр. 197–198.
- ^ Миллар 2008 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Миллар 2009 , с. 95.
- ^ Миллар 2009 , с. 99.
- ^ Миллар 2009 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Миллар 2008 , с. 71.
- ^ Миллар 2008 , с. 78.
- ^ Кауфхольд 2012 , с. 223.
Библиография
[ редактировать ]- Бримиуль, Патрик (2020). Константинопольский собор 536 . Издательство Франца Штайнера.
- Кауфхольд, Хуберт (2012). «Источники канонического права в восточных церквях». У Вилфрида Хартмана; Кеннет Пеннингтон (ред.). История византийского и восточного канонического права до 1500 года . Издательство Католического университета Америки. стр. 215–342.
- Мензе, Волкер Л. (2008). Юстиниан и становление Сирийской Православной Церкви . Издательство Оксфордского университета.
- Миллар, Фергюс (2008). «Рим, Константинополь и Ближневосточная церковь при Юстиниане: два синода 536 г. н.э.». Журнал римских исследований . 98 : 62–82. JSTOR 20430666 .
- Миллар, Фергюс (2009). «Языковое сосуществование в Константинополе: греческий и латынь (и сирийский язык) в актах Синода 536 г. н.э.». Журнал римских исследований . 99 : 92–103. JSTOR 40599741 .
- Поттер, Дэвид (2015). Феодора: Актриса, Императрица, Святая . Издательство Оксфордского университета.
- Шпейгл, Якоб [на немецком языке] (1994). «Синод 536 года в Константинополе». Восточные церковные исследования . 43 (2): 105–153.