Фрауэнкирххоф (Дрезден)

Фрауэнкирххоф было старейшим известным кладбищем Дрездена. Он существовал со времен первого здания Фрауэнкирхе, датируемого 10 или 11 веком. До 16 века Фрауэнкирххоф был основным местом захоронения жителей Дрездена , которые часто хоронили на кладбище своих умерших на протяжении нескольких поколений из-за больших семейных могил. Богато украшенные и расписанные Швиббогенграберы представляли особую историко-художественную ценность. Из-за новых построек во Фрауэнкирхе кладбище первоначально несколько раз уменьшалось в размерах и окончательно секуляризовалось к 1727 году, несмотря на протесты населения в ходе строительства новой Фрауэнкирхе, построенной Георгом Бэром . эпитафии С кладбища сохранились и надгробия. Археологические раскопки, проводившиеся с 1980-х годов, обнаружили погребальный инвентарь, в том числе несколько погребальных корон .
История
[ редактировать ]

До начала 18 века
[ редактировать ]С момента постройки первой Фрауэнкирхе, которую исследования относят к концу 10 или началу 11 века. [ 1 ] Погост использовался как могильник. В ходе раскопок, проведенных в 1987 году, были обнаружены останки бывшей могилы Фрауэнкирххоф, вероятно, датируемые 11 или началом 12 века. [ 1 ]
В позднем средневековье Фрауэнкирхе все больше теряла свое значение городской церкви по сравнению с Кройцкирхе , но пользовалась высочайшей репутацией места захоронения; никакое кладбище не могло быть построено вокруг Кройцкирхе из соображений простора, а захоронения внутри Кройцкирхе также были запрещены, поскольку церковь должна была оставаться «чистой» как место собраний. [ 2 ] В то же время в позднем средневековье только монастырям и больницам разрешалось хоронить своих умерших на собственном погосте - кроме Фрауэнкирххофа, только кладбище больницы Варфоломеус в это время существовало . Другие постоянные кладбища, такие как Аннен и Йоханнискирххоф , были основаны только во второй половине 16 века. Хотя панихиды в Дрездене проводились в Кройцкирхе, похоронная процессия всегда следовала через город к Фрауэнкирхе, где проходила короткая церемония захоронения. После Реформации 1539 года Фрауэнкирхе и ее погост в течение 20 лет использовались исключительно для похорон.
Фрауэнкирххоф был окружен постройками со всех сторон с середины 16 века. Впервые он был уменьшен в размерах за счет развития территории между Аугустусштрассе , Тёпфергассе , Ан-дер-Фрауэнкирхе и Ноймарктом . Церковь больше не была окружена погостом, а располагалась прямо рядом с рядом домов на западе. Кладбище также уменьшилось в размерах по направлению к Ноймаркту. [ 3 ] В 1561 году погост был обнесен стеной. [ 4 ] На погост теперь можно было попасть через четыре входа: со стороны Пирнайше-Гассе в Ноймаркте, откуда тела также были доставлены на погост, со стороны Юденхофа , со стороны Тёпфергассе и со стороны Рампише-Гассе . Двое боковых ворот соединяли Материнскую больницу и Кирхнервохнунг с кладбищем.

Фрауэнкирххоф больше не мог быть расширен из-за обнесения стенами и обширной застройки. Поэтому могилы перезахоранивали через относительно короткие промежутки времени. Однако выкопанные кости не были уничтожены, а хранились в глубоком склепе в так называемом костнице на погосте. [ 5 ] Предшественником костницы, возможно, была небольшая часовня на погосте, освященная в 1373, 1375 и 1388 годах и посвященная Троице и Святой Анне . [ 6 ] Вероятно, он был снесен и заменен склепом, завершенным в 1514 году. 24 апреля 1514 года склеп был освящен епископом Иоганнесом фон Мейсеном . В 1514 году каменщики и каменщики передали в склеп во Фрауэнкирхгофе алтарь святой Анны, четырех коронованных мучеников и Святую кафедру Петра. В 1558 году склеп был снесен над землей, но подземные своды сохранились. В 1714 году они еще были «полностью заполнены костями и законсервированы железной дверью». [ 7 ] был установлен памятный камень. Около 1714 года над землей между двумя липами Вероятно, из алтаря костницы сохранилась деревянная статуя Святой Анны. Она изображена как Анна Селбдритт , пожилая женщина, держащая на руках Марию и Иисуса. По оценкам , происхождение статуи, сделанной из липы и высотой 131 сантиметр, датируется 1510 годом. Задняя часть скульптуры выдолблена; статуя раньше была раскрашена. Его можно найти в Sculpturensammlung Государственного художественного собрания Дрездена .
Первоначально в самой Фрауэнкирхе хоронили только священнослужителей. Позже дворяне и придворные чиновники также смогли приобрести могилу в церкви за высокую плату. Фрауэнкирхе была популярным местом захоронений, поэтому количество потенциальных могил в церкви намного превышало количество заинтересованных сторон. Поэтому с 1561 по 1562 год мастер-каменщик Войт Гроэ возвел сводчатые арки на стене церкви, а затем и на всей стене кладбища. Работали также каменщики и каменщики; Левин Леманн покрывал арки с 1564 по 1565 год. Таким образом было создано 112 эксклюзивных наследственных захоронений, которые горожане и дворяне могли приобрести на стене кладбища и рядом с церковью. За похожее на часовню хранилище с глубоким склепом, площадь которого составляла около 11,5 квадратных метров, пришлось заплатить четыре гульдена. [ 2 ] В склепе могли быть похоронены около 30 человек.
К 1572 году церковь и погост уже не могли вместить всех умерших Дрездена. Поэтому курфюрст Август распорядился, чтобы с этого момента за захоронения в церкви нужно было платить 15 талеров; похороны на погосте стоят три талера, детские захоронения — вдвое дешевле. Однако бесплатные захоронения могли совершаться на Иоанновском погосте, освященном в 1571 году. В последующие годы расходы на погребение все больше увеличивались по мере увеличения нехватки места. В 1671 году плата за могилу на погосте увеличилась вдвое и составила шесть талеров. По повелению курфюрста в 1679 году были запрещены большие надгробия, за исключением могил «порядочных лиц». [ 2 ] Плата была еще больше увеличена, а количество людей, которым разрешено быть похороненным на кладбище, было еще больше ограничено: придворные слуги, бюргеры и слуги, даже если они могли позволить себе плату за могилу на кладбище, должны были быть похоронены в церкви Святого Иоанна. Погост. В 1895 году Отто Рихтер заявил: «В целом, Фрауэнкирхе и ее окрестности представляют собой настоящий музей проверенных временем произведений искусства и исторических воспоминаний. С другой стороны, учитывая ветхость самого здания и запущенное состояние некоторых Что касается могильников, то общий вид их ни в коем случае не мог быть великолепным». [ 8 ]

Сокращение и снос с 1714 по 1727 год.
[ редактировать ]В январе 1714 года Дрезденскому городскому совету впервые стало известно о планах сноса кладбища. План состоял в том, чтобы построить более новую, гораздо большую главную гауптвахту, чтобы заменить старую кордегард (главную гауптвахту). Это означало, что пришлось снести не только водопои и рыбные ларьки, стоявшие на внешней стене погоста, но и некоторые склепы и могилы городских священнослужителей. В том же году курфюрст Фридрих Август I распространил свои планы по сносу всего кладбища, запретив дальнейшие захоронения во Фрауэнкирхгофе 21 ноября 1714 года и дав указание перезахоронить еще непогребенные тела. Хотя роспуск всего кладбища не был осуществлен, снос отдельных могил Хауптвахенойбау начался в 1715 году. [ 9 ] несмотря на жалобы Оберконсисториума под руководством суперинтенданта Валентина Эрнста Лёшера . Он был построен с 1715 года под руководством Иоганна Рудольфа Феша . Фельдмаршал Якоб Генрих фон Флемминг написал городскому совету с просьбой предотвратить снос могил:
Как только станет правилом, что в резиденциях и крепостях погосты не очень подходят, а там, где они существуют, их постепенно упразднят [...] нынешнее предприятие [...] не имеет никакой другой конечной цели, кроме как просто ввести то, что является принято в других резиденциях и крепостях, благодаря чему в то же время город оказывается вне опасности от тревожных инфекций, которые легко могут возникнуть благодаря возможности погоста.
- Якоб Генрих фон Флемминг, Варшава, 10 июля 1715 г., [ 10 ]

Кладбищенская стена и арки сначала были сняты со стороны больницы Матерни, чтобы там можно было начать земляные работы под новую Фрауэнкирхе, как было решено городским советом Дрездена на его заседании 27 июня 1726 года. В последующий период до 1727 года приспешники неоднократно выкапывали трупы и перезахоранивали их. В обмен на чаевые доставлялись погребальные принадлежности, такие как золотые и серебряные кольца и цепочки. В то время на внешней стене церкви все еще было много эпитафий, так что в транспортных счетах от февраля 1727 года записано «30 грузов эпитафий из церкви перед Вильсдруфером Тором ». [ 9 ] Работы по сносу старой Фрауэнкирхе и погоста продолжались до конца апреля 1727 года. В конце апреля остались только западная стена церкви и примыкающая к ней стена погоста, вероятно, первоначально для защиты строительной площадки. Окончательно их убрали в августе, так что снос старой Фрауэнкирхе и секуляризация погоста были завершены в августе 1727 года.
Археологические исследования в настоящее время
[ редактировать ]Место старого Фрауэнкирххофа впервые было подвергнуто археологическим исследованиям в 1980-х годах. Причиной этого стало новое строительство отеля Dresdner Hof (позже Hilton Dresden ) на углу Тёпферштрассе / Мюнцгассе , в ходе которого были вырыты траншеи для труб и кабелей, а также была врезана бывшая стена погоста. [ 11 ] Следующие исследования распространились на западную сторону бывшего Фрауэнкирххофа на краю тогдашнего холма из щебня Бершен Фрауэнкирхе и состоялись в 1987 году. Длина участка составляла 40 метров. [ 1 ] В ходе исследований были обнаружены близко расположенные гробницы и могилы как внутри церковных стен, так и снаружи на погосте, хотя исследованная часть погоста была очень маленькой и основное внимание раскопок было сосредоточено на старом церковном здании. [ 12 ]
Вторые археологические раскопки проходили с октября 1994 по август 1995 года во время реконструкции дрезденской Фрауэнкирхе. Это включало строительство подземных гардеробных и других помещений за пределами здания церкви, а это означало, что участки бывшего двора Фрауэнкирхе, ранее не исследованные археологически, пришлось разрушить. Во время спасательных раскопок на северо-востоке, востоке и небольших участках юго-восточной стороны Берше-Фрауэнкирхе. [ 13 ] Задокументировано около 300 могил. [ 14 ] в основном это были могилы на стене старого кладбища. В ходе раскопок были зафиксированы захоронения разных слоев заселения. Среди находок была семейная гробница Кегелеров начала 17 века с надгробием и скелетами двух человек, похороненных перед ней. В могилах были обнаружены фрагментарные остатки одежды. [ 15 ] Также были обнаружены различные украшения. [ 16 ]
Долгосрочные археологические исследования также проводились на территории бывшего кладбища Фрауэнкирххоф в связи с реконструкцией Дрезденского рынка Ноймаркт с середины 1990-х до середины 2000-х годов. В ходе различных раскопок на (юго-западе) погоста было зафиксировано около 700 захоронений, большинство из которых разрушено. Разрушения были вызваны перезахоронением могил до 18 века, а также строительством новых зданий или прокладкой труб после секуляризации кладбища. В ходе исследований могильники вскрывались слой за слоем, причем отдельные могильные ямы можно было выявить только при самых глубоких раскопках. [ 17 ] Найденные скелеты принадлежали в основном детям старшего возраста и подросткам, которых обычно хоронили в положении лежа на спине, скрестив руки на груди. [ 17 ] Сжатые плечи в некоторых находках свидетельствуют о том, что ямы во время захоронения были очень узкими. [ 17 ] Деревянные кресты были обнаружены как погребальный инвентарь в слоях глинистой почвы. Также были обнаружены восемь простых деревянных гробов. "В общей сложности менее десятой части захороненных, вероятно, были похоронены в гробах", - заключили археологические раскопки. [ 18 ] В отличие от исследованного в 1994 г. захоронения, расположенного восточнее более поздних раскопок, на исследуемой территории отсутствовали погребальный инвентарь в стиле барокко, например, погребальные венки. Поэтому, вероятно, это часть кладбища, которая больше не использовалась для захоронений в 18 веке. [ 19 ]
В 2005 году историк искусства Генрих Магириус резюмировал аспекты, благодаря которым Фрауэнкирххоф приобрел значение в прошлом и настоящем: «В то время как [Иоганн Готфрид] Михаэлис интересовался [...] все еще разборчивыми надписями на памятниках, искусствоведы 20-го века Историки искусства века интересовались прежде всего художественно ценными погребальными памятниками, тогда как современные археологи интересуются главным образом художественно ценными погребальными памятниками. в погребальных формах и обрядах». [ 20 ]
Сохранившиеся надгробия и эпитафии
[ редактировать ]
Когда кладбище было секуляризовано и Фрауэнкирхе снесено, некоторые надгробия и эпитафии были спасены семьями умерших. Однако высокая стоимость их переноса и повторной установки на другом кладбище привела к тому, что многие произведения искусства кладбища были утеряны. [ 21 ] С кладбища Фрауэнкирхе сохранилось более 90 надгробных плит и эпитафий. [ 22 ] при этом сохранение часто происходит благодаря «удачным обстоятельствам». [ 21 ] При секуляризации погоста фрагменты эпитафий, считавшиеся «непригодными», были вывезены в городскую богадельню и сохранены там. Иоганн Георг Эрлих запросил «старую каменную кладку» для реконструкции коллегиальной церкви Эрлихшен Гестифтс , освященной в 1738 году. [ 23 ] Центральная панель эпитафии Кристофа фон Таубенхайма, например, служила алтарной плитой в коллегиальной церкви, при этом выступающие скульптурные работы были обрезаны. [ 24 ] К 1888 году сохранилось пять рельефов, хотя рельеф «Тайной вечери» с основы эпитафии Кристофа фон Таубенгейма, находившийся в галерее коллегиальной церкви, был поврежден пушечным ядром во время битвы при Дрездене 26 августа 1813 года. . [ 25 ]
Когда церковь была снесена около 1900 года, ее фрагменты попали в Якобикирхе и хранились в подвалах Кройцкирхе в Дрездене, когда она была снесена в 1947 году. [ 26 ] Помимо части эпитафии Кристофа фон Таубенгейма, к сохранившимся фрагментам относится, например, приложение к эпитафии Каспара фон Циглера († 1547), которое, по мнению Вальтера Хентшеля , было сделано как минимум через десять-15 лет после эпитафии и позже добавил к нему. [ 27 ]
Различные более простые могильные плиты использовались в качестве каменного материала при строительстве Берше Фрауэнкирхе. Первые могильные плиты, использованные таким образом, были обнаружены во время работ по обеспечению безопасности Фрауэнкирхе между 1924 и 1930 годами. [ 28 ] Карл Пинкерт, главный строитель в то время, задокументировал и сфотографировал их. Документация и могильные плиты хранились в подвале Фрауэнкирхе, где они были похоронены, когда Фрауэнкирхе обрушилась в результате бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года. Камни и части документации были обнаружены, когда церковь была очищена от мусора. руины между 1994 и 1995 годами. Кроме того, во время сноса Фрауэнкирхе в 1990-е годы. Большинство камней, некоторые из которых были серьезно повреждены как в результате использования в качестве надгробий, так и в результате церковного пожара, выставлены в Лапидарии . [ 28 ] Другие надгробия, найденные во время раскопок 1990-х годов, находятся в Государственном управлении археологии Саксонии . [ 29 ] Более ценные эпитафии оказались в церквях и музеях.
Одиночные надгробия
[ редактировать ]
Как самая выдающаяся сохранившаяся эпитафия [ 30 ] в натуральную величину Ecce homo Говорят, что там находился . Она принадлежала могиле канцлера Дэвида Пайфера , похороненного в Швиббогенграбе номер 64. Арочная гробница с потолочной росписью была одной из самых ценных на кладбище; Первоначально Ecce homo был окружен панелями с надписями и другими украшениями. После секуляризации кладбища фигура хранилась в катакомбах новой Фрауэнкирхе, где и предалась забвению. Она была вновь открыта в 1893 году на замурованной лестнице в подвале Фрауэнкирхе и после реставрации в том же году помещена недалеко от алтаря Фрауэнкирхе напротив кафедры. Судя по всему, в то время сохранилась и оригинальная консоль фигурки. [ 31 ] Во время ремонта интерьера Фрауэнкирхе в 1941/42 году Ecce homo. также получила новую цветовую схему. Во время Второй мировой войны фигура хранилась без консоли в хранилище под алтарем, где пережила обрушение церкви неповрежденной; консоль была уничтожена. В сентябре 1945 года фигура была спасена и передана в музей Оскара Зейферта в Анненкирхе , где ее поместили справа от алтаря. После реконструкции Кройцкирхе в 1955 году ее разместили в вестибюле; он остался там и по сей день. [ 32 ]
Особенностью является сохранившаяся эпитафия Иеронима Шаффирта . Он был владельцем дрезденской бумажной фабрики и нашел свое последнее пристанище в 1578 году в 24-м Швиббогене Фрауэнкирххофа. Его могилу украсил рельеф распятия Христа, сделанный из бумажного теста. Рельеф из бумажного теста, первоначально расписанный, впервые попал во владение Материнской больницы, а был передан в Дрезденский городской музей . до 1900 года [ 30 ] Он является частью постоянной экспозиции по истории Дрездена .
Эпитафия Ганса фон Дена-Ротфельзера попала во владение Старой церкви в Лойбене . Впервые он хранился на погосте в Лойбене, где был найден в 1876 году и восстановлен в следующем году. Первоначально помещенный в приходскую церковь Старого Лойбена, в 1901 году он был перенесен в алтарную часть Химмельфартскирхе , где и сохранился. Вальтер Хентшель описал его в 1963 году как «единственную почти завершенную работу» кладбища. [ 26 ]
Центральная часть эпитафии Эрнста фон Мильтица находится в замке Зибенайхен в Мейсене; [ 26 ] фон Мильтиц был строителем замка. Фрагменты эпитафии Кристофа фон Таубенхайма, которая была создана в 1556 году и, следовательно, является самой старой датируемой гробницей во дворе Фрауэнкирхе. [ 33 ] владеет дрезденской Анненкирхе .
Центральный рельеф эпитафии Генриха фон Шёнберга (1575 г.) со сценой распятия первоначально был перенесен в Элиасфридхоф и использовался там как надгробный памятник семье Мартиенсен-Бенадс в начале XIX века. [ 34 ] Сейчас он находится во владении Дрезденского городского музея. Во владении Дрездена, среди прочего, находятся алебастровый рельеф с эпитафии Гюнтера и Сары фон Бюнау 1562 года и очерк с эпитафии Каспара фон Циглера, изображающий воскресение Христа (вторая половина XVI века). Музей, но не являются частью экспозиции, посвящённой истории города Дрездена. [ 35 ]
Комната надгробий
[ редактировать ]В нижней церкви Фрауэнкирхе, строительство которой было завершено в 1996 году, на северо-востоке была устроена часовня G, известная как «Комната надгробий». Для этого помещения из коллекции Лапидария Сионскирхе были отобраны и отреставрированы 13 надгробий, некоторые из которых сохранились лишь фрагментарно. На стенах были установлены работы из песчаника. Это следующие надгробия: [ 36 ]
- Могила неизвестного человека, 17 век, песчаник (инвентарный номер археологического вывоза Ф 10077)
- Могила Анны Маргареты Бреме, жены Кристиана Бреме , 1652 г. (F 10080)
- Двойная гробница Михаила и Кристины Хаупт, 1678 г. соответственно. 1709 (Ф 10079)
- Могила Маргареты Хельмерт, 1664 г. (F 10065)
- Могила Дэниела Фойгта, 1657 г. (F 10094)
- Могила неизвестного, 1678 г. (F 10084)
- Могила неизвестного человека, 17 век (F 10073)
- Могила неизвестного человека, 17 век (F 10073) Века (F 10073)
- Могила Хилиана Рихтера, 1649 г. (F 10081)
- Могила Марии фон Зютфен, 1651 г. (F 10085)
- Могила неизвестного человека, 17 век (F 10091)
- Могила неизвестного человека, 16 век (F 10082)
- Могила Йоханны Софии Дорнблют, 1704 г. (F 10078)
- Могила Анны Марии Шмидт, 1700 г. (F 11519)
Погребальный инвентарь
[ редактировать ]В ходе археологических раскопок с октября 1994 по август 1995 года было исследовано около 300 могил и гробниц. Был обнаружен различный погребальный инвентарь, в том числе около 70 золотых колец и 40 серебряных распятий. ювелирные кольца с драгоценными камнями, золотые браслеты и ожерелья из янтаря и стеклянных бус, а также золотая пектораль Также были найдены . В могилах находились остатки книжных переплетов и книжной фурнитуры, которые, возможно, принадлежали Библии или сборникам гимнов. [ 15 ] В могилах также обнаружены части погребальной и траурной одежды. [ 16 ] Также были найдены остатки ткани и части кожаной обуви. [ 15 ] Исследование могилы девочки от одиннадцати до пятнадцати лет, найденной в квартале, также показало, что некоторые из погибших были похоронены в яркой повседневной одежде. [ 37 ]
около 50 погребальных венцов Из гробниц и богато украшенных погребений обнаружено . Погребальные короны ранее были найдены только в Дрездене во время археологических раскопок в Софиенкирхе . [ 38 ] Погребальные короны находились в разной степени сохранности, причем коронки из земляных погребений сохранились довольно плохо. Лучше сохранившиеся короны происходят из погребений в гробницах, а некоторые сохранились почти полностью, если не считать небольших деформаций. Отдельные коронки были восстановлены. [ 39 ] Они сделаны из меди или железа и украшены шелковыми цветами и жемчугом (возможно, речной жемчужницей ). [ 40 ]
Простые деревянные кресты были обнаружены во время раскопок в начале 2000-х годов. Некоторые находки раскопок Фрауэнкирххофа, в том числе отреставрированные погребальные короны, были представлены публике в 2005 году в рамках выставки « Раскопки на дрезденском Ноймаркте – у подножия Фрауэнкирхе». [ 41 ]
Прием
[ редактировать ]Иоганн Готфрид Михаэлис
[ редактировать ]Еще в 1680 году Антон Век признал в своей хронике, что эпитафии на кладбище и в церкви должны быть сохранены для потомков путем описания. [ 42 ] В своей хронике города Дрездена он ограничился списком дворянских семей, похороненных во Фрауэнкирхе и на погосте. Иоганн Готфрид Михаэлис, составитель церкви Фрауэнкирхе, наконец записал все 1351 надгробный памятник и надпись на кладбище и в церкви и опубликовал их в 1714 году в своей работе «Dreßdnische Inscriptiones und Epitaphia». Цель заключалась в том, чтобы «эти все еще существующие эпитафии и памятники можно было сохранить путем публичной печати / и защитить от преждевременного разрушения». [ 43 ] К 1714 году самые старые могилы на погосте датировались примерно 1550 годом; не сохранилась даже могила Иеронима Эмсера , умершего в 1527 году. Михаэлис также отметил, что «многие эпитафии невозможно узнать из-за возраста / многие надгробия уже невозможно прочитать». [ 43 ]
Работа Михаэлиса была разделена на три книги: Liber I посвящена эпитафиям и надгробиям во Фрауэнкирхе, Liber II посвящена сводчатым могилам на церкви и церковной стене, а Liber III описывает могилы на кладбище. Каждое захоронение описывалось с указанием его местоположения, Михаэлис цитировал могильную надпись, определял материал и тематическое изображение могилы или кратко описывал могильное убранство. Вальтер Хентшель в 1963 году назвал работу Михаэлиса «достойной благодарности»; его содержание выходит за рамки чисто статистического или семейно-исторического значения, поскольку «сохранившиеся произведения [...] дают нам, по крайней мере, приблизительное представление о форме описываемых им памятников [...]». [ 26 ] Другие искусствоведы высоко оценили работу, поскольку точное описание эпитафий и надгробий позволило идентифицировать сохранившиеся произведения и напомнило нам о культурных и исторических потерях, сопровождавших секуляризацию кладбища. [ 44 ]
было найдено 13 рисунков эпитафий разного размера Предположительно в 1960-х годах в Дрездене Kupferstichkabinett Дрездена , двенадцать из которых Вальтер Хентшель смог идентифицировать как изображения погребальных памятников из Фрауэнкирхе. Рисунки выполнены тушью и размыты серой краской. Хентшель предположил, что картины были задуманы как дополнение к работам Михаэлиса, и датировал их первой третью XVIII века. Изображенные эпитафии - это эпитафии Эрнста фон Мильтица , Вольфа фон Шенберга , Каспара фон Циглера , Кристофа фон Таубенхайма , Антониуса фон Эбелебена , Хаугольда Пфлюга , Генриха фон Шенбурга , Генриха фон Шенберга, Бальтазара фон Ворма, двойная эпитафия Георга фон Зширена и Маргарет. фон Калькройтер , двойная эпитафия Кристофа и Марии фон Рагевиц и эпитафия Евстафия от Харраса . [ 45 ] Обнаружение изображений позволило идентифицировать многочисленные сохранившиеся фрагменты эпитафии. [ 44 ]
Легенды
[ редактировать ]Вокруг Фрауэнкирххофа возникли различные мифы. Самый известный миф — миф о так называемом Мёнхштайне . Это было надгробие 1388 года с изображением монаха в натуральную величину, которое еще лежало у входа на Рампише-Гассе в 1680 году. [ 46 ] К 1714 году его уже не существовало. Корнелиус Гурлитт предположил, что этот камень был найден в 1471 году. В тот год каменщики получили пиво, «do sy denn leichstein zu der sonnenn erhubenn». [ 47 ] Надпись на Мёнхштайне была неразборчива. Михаэлис писал, что люди «говорят, что люди практиковали много суеверий, связанных с камнем». [ 48 ]
О другой могиле на кладбище говорилось, что похороненная там женщина, Перпетуя Гейсин, воскресла и позже стала матерью семерых детей. Ее «разбудил» могильщик, который хотел сорвать золотые кольца с пальцев предположительно умершего. [ 49 ]


Личности, похороненные во Фрауэнкирххофе
[ редактировать ]- Тобиас Бойтель (ок. 1627-1690), математик и астроном, казначей произведений искусства и секретарь по выборам.
- Кристиан Бреме (1613-1667), поэт и мэр.
- Авраам Конрад Бухау (1623-1703), скульптор.
- Конрад Бухау (ок. 1600-1657), скульптор.
- Пауль Бюхнер (1531-1607), мастер-строитель.
- Вильгельм Дилич (1571-1650), топограф и историк.
- Иероним Эмсер (1478-1527), католический богослов и противник Мартина Лютера.
- Генрих Гёдинг (1531-1606), придворный художник, гравер и миниатюрист.
- Ганс Хазе (1525-1591), бургомистр Дрездена
- Мельхиор Хауфе († 1572), полевой капитан, мастер-строитель
- Захариас Хегевальд (1596-1639), скульптор
- Питер Хейге (1559-1599), юрист
- Элиас Йенч (1599-1652), олдермен, муниципальный судья и мэр
- Франц Юнгер (1613-1680), мэр
- Якоб Краузе (1531/32-1585), придворный переплетчик курфюршества Саксонии.
- Николаус Крелл (ок. 1550-1601), канцлер
- Адам Кригер (1634–1666), композитор
- Бастиан Крёсс (1524–1602), камердинер на выборах, советник Дрездена и мэр
- Йонас Мёстель (1540-1607), городской писарь и мэр Дрездена.
- Дэвид Пайфер (1530-1602), юрист, придворный советник, канцлер
- Антонио Сканделло (1517-1580), итальянский композитор.
- Валентин Шефер (1592-1666), советник и мэр
- Иероним Шаффирт (1530–1578), бумажник, муниципальный судья
- Кристиан Шиблинг (1603-1663), художник
- Генрих фон Шенберг († 1575), главный избирательный маршал суда
- Эгидий Штраух I (1583-1657), теолог
- Бенедетто Тола (до 1525-1572), художник
- Габриэле Тола (до 1525-около 1583), музыкант и художник.
- Мельхиор Трост (ок. 1500-1559), каменщик и мастер-строитель.
- Андреас Вальтер II (ок. 1530–1583), скульптор и оружейник.
- Андреас Вальтер III (ок. 1560-1596), скульптор.
- Кристоф Вальтер I (1493-1546), скульптор.
- Кристоф Вальтер II (1534-1584), скульптор.
- Кристоф Вальтер III (1550-1592), художник, скульптор и придворный органист.
- Кристоф Вальтер IV (1572-1626), скульптор
- Кристоф Абрахам Вальтер (1625-1680), скульптор
- Ганс Вальтер (1526–1586), скульптор и мэр Дрездена.
- Михаэль Вальтер (ок. 1574-1624), скульптор.
- Себастьян Вальтер (1576-1645), скульптор.
- Центурио Вибель (1616-1684), художник
- Каспар Фогт фон Вирандт (ок. 1500-1560), мастер-строитель крепости.
Литература
[ редактировать ]- Йенс Бойтманн: Раскопки на Ноймаркте в Дрездене – находки городских укреплений, пригородной застройки и кладбища. В: Государственное управление археологии при Государственном музее первобытной истории (ред.): Отчеты о работах и исследованиях по сохранению саксонских археологических памятников. Том 48/49, 2006/2007 г. DZA, Альтенбург, 2008 г., стр. 155–243 (в том числе: Фридхоф, стр. 197–201).
- Петер Витцман: Заново открытые могильные памятники на кладбище Старой Фрауэнкирхе в Дрездене. В: Государственное управление археологии при Государственном музее первобытной истории (ред.): Отчеты о работах и исследованиях по сохранению саксонских археологических памятников. Том 53/54, 2011/2012. DZA, Альтенбург, 2012 г., стр. 501–516.
- Корнелиус Гурлитт : Фрауэнкирхе. В: Корнелиус Гурлитт (ред.): Описательное изображение старых памятников архитектуры и искусства Королевства Саксония. 21-й выпуск: Город Дрезден. CC Meinhold & Söhne, Дрезден, 1900, стр. 41–79.
- Иоганн Готфрид Михаэлис : Дрезденские надписи и эпитафия. Которые на памятниках почивающих в Боге погребены здесь, в церкви Богородицы и вне ее... Швенке, Старый Дрезден 1714 г. ( цифровая копия ).
- Отто Рихтер : Фрауэнкирххоф, старейшее захоронение Дрездена. В: Документы по истории Дрездена. № 2, 1894 г., стр. 124–134.
- Эдельтрауд Вейд: «Нет бедным душам». Раскопки во Фрауэнкирххофе в Дрездене. В: Современная археология в Свободном государстве Саксония. № 3, 1995, стр. 223-225.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Рейнхард Шпер: Раскопки во Фрауэнкирхе в Нисане/Дрездене. В: Джудит Оксле (ред.): Ранние церкви в Саксонии. Результаты археологических и архитектурных исследований. Конрад Тайсс, Штутгарт, 1994 г., с. 211.
- ^ Перейти обратно: а б с Отто Рихтер: Фрауэнкирххоф, старейшее захоронение Дрездена. В: Документы по истории Дрездена. Нет. 2, 1894, с. 126.
- ^ Генрих Магириус: Дрезденская Фрауэнкирхе Джорджа Бэра. Немецкое издательство искусствоведения, Берлин, 2005, с. 25.
- ^ Городской музей Дрездена , Фонд Фрауэнкирхе Дрезден (ред.): Фрауэнкирхе цу Дрезден. Становление – работа – реконструкция. Каталог выставки. Сандштейн, Дрезден, 2005 г., с. 21.
- ^ Отто Рихтер: Фрауэнкирххоф, старейшее захоронение Дрездена. В: Документы по истории Дрездена. Нет. 2, 1894, с. 125.
- ^ Генрих Магириус: Церковь «Богоматерь» в Дрездене - здание-предшественник Фрауэнкирхе Георга Бэра. В: Дрезденская церковь Богоматери. Ежегодник 2002. Преемник Германа Бёлау, Веймар, 2002, с. 63.
- ^ Иоганн Готфрид Михаэлис: Dresdnische Inscriptiones und Epitaphia. Который на памятниках почивающим в Боге, похороненным здесь, в церкви Богоматери и за ее пределами.... Швенке, Альт-Дрезден 1714, с. 23/678.
- ^ Отто Рихтер: Фрауэнкирххоф, старейшее захоронение Дрездена. В: Документы по истории Дрездена. Нет. 2, 1894, с. 130.
- ^ Перейти обратно: а б Гитта Кристине Хенниг: Ход строительных работ Фрауэнкирхе в 1724-1727 годах. В: Дрезденская Фрауэнкирхе. Ежегодник по его истории и археологической реконструкции. Шнелл и Штайнер, Регенсбург, 1995, с. 103.
- ↑ Цитируется по Отто Рихтеру: Фрауэнкирххоф, старейшее кладбище Дрездена . В: Документы по истории Дрездена. Нет. 2, 1894, стр. 131–132.
- ^ Рейнхард Шпер: Раскопки во Фрауэнкирхе в Нисане/Дрездене. В: Джудит Оксле (ред.): Ранние церкви в Саксонии. Результаты археологических и архитектурных исследований. Конрад Тайсс, Штутгарт, 1994 г., с. 207.
- ^ Рейнхард Шпер: Раскопки во Фрауэнкирхе в Нисане/Дрездене. В: Джудит Оксле (ред.): Ранние церкви в Саксонии. Результаты археологических и архитектурных исследований. Конрад Тайсс, Штутгарт, 1994 г., с. 212.
- ^ См. Общий план с частичными результатами раскопок 1994/1995 годов: Эдельтрауд Вейд: «Нет бедным душам». Раскопки во Фрауэнкирххофе в Дрездене. Актуальная археология в Саксонии. № 3, 1995, с. 224.
- ^ Эдельтрауд Вейд: «Нет бедным душам». Раскопки во Фрауэнкирххофе в Дрездене. В: Современная археология в Свободном государстве Саксония. Нет. 3, 1995, с. 223,
- ^ Перейти обратно: а б с Корнелия Рупп: Свадьба у могилы - Траурные венцы с женского погоста. В: Современная археология в Свободном государстве Саксония. № 3, 1995, с. 226.
- ^ Перейти обратно: а б Эдельтрауд Вейд: «Нет бедным душам». Раскопки во Фрауэнкирххофе в Дрездене. В: Современная археология в Свободном государстве Саксония. Нет. 3, 1995, с. 225.
- ^ Перейти обратно: а б с Йенс Бойтманн: Раскопки на Ноймаркте в Дрездене – находки городских укреплений, пригородной застройки и кладбища. В: Государственное управление археологии при Государственном музее первобытной истории (ред.): Отчеты о работах и исследованиях по сохранению саксонских археологических памятников. Том 48/49, 2006/2007 г. ДЗА, Альтенбург 2008, с. 198.
- ^ Йенс Бойтманн: Раскопки на Ноймаркте в Дрездене - находки городских укреплений, пригородной застройки и кладбища. В: Государственное управление археологии при Государственном музее первобытной истории (ред.): Отчеты о работах и исследованиях по сохранению саксонских археологических памятников. Том 48/49, 2006/2007 г. ДЗА, Альтенбург 2008, с. 200.
- ^ Йенс Бойтманн: Раскопки на Ноймаркте в Дрездене - находки городских укреплений, пригородной застройки и кладбища. В: Государственное управление археологии при Государственном музее первобытной истории (ред.): Отчеты о работах и исследованиях по сохранению саксонских археологических памятников. Том 48/49, 2006/2007 г. ДЗА, Альтенбург 2008, с. 201.
- ^ Генрих Магириус: Дрезденская Фрауэнкирхе Джорджа Бэра. Немецкое издательство искусствоведения, Берлин, 2005, с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Дорит Гюне: Гробницы в нижней церкви Дрездена Фрауэнкирхе. В: Дрезденская Фрауэнкирхе. Том 14. Шнелл и Штайнер, Регенсбург, 2010 г., с. 27.
- ^ Дорит Гюне: Свидетельства могильного искусства и истории культуры в старой дрезденской Фрауэнкирхе и ее погосте. В: Дрезденская Фрауэнкирхе. Ежегодник 2005. Преемник Германа Бёлау, Веймар, 2005, с. 205,
- ^ Пауль Гёлер: От сообщества Якоби. Науманн, Дрезден, 1888 г., с. 15.
- ^ Вальтер Хентшель : Эпитафии в старой дрезденской Фрауэнкирхе. В: Ежегодник государственных художественных собраний. Нет. 4, 1963/64, с. 118.
- ^ Пауль Гёлер: От сообщества Якоби. Науманн, Дрезден, 1888 г., с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вальтер Хентшель: Эпитафии в старой дрезденской Фрауэнкирхе. В: Ежегодник государственных художественных собраний. Нет. 4, 1963/64, с. 102.
- ^ Вальтер Хентшель: Эпитафии в старой дрезденской Фрауэнкирхе. В: Ежегодник государственных художественных собраний. Нет. 4, 1963/64, с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Дорит Гюне: Гробницы в нижней церкви Дрездена Фрауэнкирхе. В: Дрезденская Фрауэнкирхе. Шнелл и Штайнер, Регенсбург, 2010 г., с. 28.
- ^ Дорит Гюне: Свидетельства могильного искусства и истории культуры в старой дрезденской Фрауэнкирхе и ее погосте. В: Дрезденская Фрауэнкирхе. Ежегодник 2005. Преемник Германа Бёлау, Веймар, 2005, с. 204.
- ^ Перейти обратно: а б Отто Рихтер: Фрауэнкирххоф, старейшее захоронение Дрездена. В: Документы по истории Дрездена. Нет. 2, 1894, с. 129.
- ^ Генрих Магириус: К истории двух фигур с изображением страдающего Христа 17 века. В: Дрезденская Фрауэнкирхе. Шнелл и Штайнер, Регенсбург, 2012 г., с. 163.
- ^ Генрих Магириус: К истории двух фигур с изображением страдающего Христа 17 века. В: Дрезденская Фрауэнкирхе. Ежегодник 2012. Шнелл и Штайнер, Регенсбург, 2012, стр. 163–165.
- ^ Городской музей Дрездена, Дрезденский фонд Фрауэнкирхе (ред.): Фрауэнкирхе в Дрездене. Становление – Эффект – Реконструкция. Каталог выставки. Сандштейн, Дрезден, 2005 г., с. 23.
- ^ Вальтер Хентшель: Эпитафии в старой дрезденской Фрауэнкирхе. В: Ежегодник государственных художественных собраний. Нет. 4, 1963/64, с. 117.
- ^ Городской музей Дрездена, Дрезденский фонд Фрауэнкирхе (ред.): Фрауэнкирхе в Дрездене. Становление – Эффект – Реконструкция. Каталог выставки. Песчаник, Дрезден, 2005 г., стр. 24–25.
- ^ Дорит Гюне: Гробницы в нижней церкви Дрездена Фрауэнкирхе. В: Дрезденская Фрауэнкирхе. Том 14. Шнелл и Штайнер, Регенсбург, 2010 г., стр. 29–39.
- ^ Ина Низ: Шикарная и современная даже после смерти. В: Археология в Германии. Нет. 6, 2013, стр. 34-35.
- ^ Корнелия Рупп: Свадьба на могиле - Траурные венцы с женского погоста. В: Современная археология в Свободном государстве Саксония. Нет. 3, 1995, с. 227.
- ^ Франциска Френцель, Андреа Трёллер-Раймер, Корнелия Бойкер: Похоронены, забыты, сияют в новом великолепии: Реставрация погребальной короны. В: Современная археология в Свободном государстве Саксония. Нет. 3, 1995, с. 228.
- ^ Джулиана Липпок: Посмертные короны - признаки социального представительства? В: Археология в Германии. Нет. 6, 2013, стр. 36-37.
- ^ Архив выставки на archiveeologie.sachsen.de. (Память от 19 мая 2009 г. в Интернет-архиве).
- ^ Антон Век: Описание и представление резидента Кур-Княжества Саксон и главной крепости Дрездена. Йох Хоффманн, Нюрнберг, 1680 г., с. 248.
- ^ Перейти обратно: а б Иоганн Готфрид Михаэлис: Дрезденские надписи и эпитафия. Швенке, Альт-Дрезден 1714 г., [стр. 18].
- ^ Перейти обратно: а б Дорит Гюне: Свидетельства погребального искусства и истории культуры из старой дрезденской Фрауэнкирхе и ее погоста. В: Дрезденская Фрауэнкирхе. Ежегодник 2005. Преемник Германа Бёлау, Веймар, 2005, с. 206.
- ^ Вальтер Хентшель: Эпитафии в старой дрезденской Фрауэнкирхе. В: Ежегодник государственных художественных собраний. № 4, 1963/64, стр. 101–124.
- ^ Антон Век: Описание и представление резидента Кур-Княжества Саксон и главной крепости Дрездена. Фробергер, Нюрнберг 1680, с. 254.
- ^ Корнелиус Гурлитт: Фрауэнкирхе. В: Корнелиус Гурлитт (ред.): Описательное изображение старых памятников архитектуры и искусства Королевства Саксония. 21-й выпуск: Город Дрезден. CC Meinhold & Söhne, Дрезден, 1900 г., с. 41.
- ^ Иоганн Готфрид Михаэлис: Dresdnische Inscriptiones und Epitaphia. Который на памятниках упокоившимся в Боге, похороненным здесь, в церкви Богоматери и за ее пределами.... Швенке, Старый Дрезден 1714, с. 35/678.
- ^ Иоганн Готфрид Михаэлис: Dresdnische Inscriptiones und Epitaphia. Который на памятниках упокоившимся в Боге, похороненным здесь, в церкви Богоматери и за ее пределами... Швенке, Старый Дрезден 1714, с. 36/678.