Jump to content

Стоматологический страх

Стоматологический страх
Другие имена Стоматологическая тревога, стоматологическая фобия, одонтофобия
Цикл стоматологического страха

Стоматологический страх , или дентофобия, — это нормальная эмоциональная реакция на один или несколько конкретных угрожающих стимулов в стоматологической ситуации. [1] [2] Однако стоматологическая тревога указывает на состояние опасения, что в связи с лечением зубов может произойти что-то ужасное , и обычно сопровождается чувством потери контроля. [1] Аналогичным образом, дентофобия обозначает тяжелый тип стоматологической тревоги и характеризуется выраженной и постоянной тревогой по отношению либо к четко различимым ситуациям или объектам (например, сверление, инъекции местного анестетика), либо к стоматологической обстановке в целом. [1] Термин «стоматологический страх и тревога» (DFA) часто используется для обозначения сильных негативных чувств, связанных с лечением зубов у детей , подростков и взрослых , независимо от того, соответствуют ли они критериям диагностики дентальной фобии. Дентальная фобия может включать в себя страх перед стоматологическими процедурами, стоматологической средой или условиями, страх перед стоматологическими инструментами или страх перед стоматологом как личностью. [3] Люди с дентофобией часто избегают посещения стоматолога и пренебрегают здоровьем полости рта, что может привести к болезненным проблемам с зубами и в конечном итоге вынудить их посетить стоматолога. Экстренный характер этой встречи может усугубить фобию. Это явление также можно назвать циклом страха перед зубами. [3] Стоматологическая тревога обычно начинается в детстве. [1] Это может создать напряженность в отношениях и негативно повлиять на занятость. [4]

Признаки и симптомы

[ редактировать ]

Как и все виды страха и фобий, стоматологический страх может проявляться как одиночный симптом или комбинация эмоциональных, физиологических, когнитивных и поведенческих симптомов. [5]

Эмоциональный отклик

  • Чувство страха
  • Чувство беспокойства
  • опасения
  • Паника

Физиологический ответ

  • Увеличение частоты сердечных сокращений
  • Одышка
  • Потоотделение
  • Тошнота
  • тряска

Когнитивная реакция

  • «Мне не нравится это ощущение…»
  • «Я задыхаюсь до смерти»
  • «У меня сердечный приступ»
  • «Я умру»
  • «Ощущение опухшего лица»
  • «Я не могу дышать»

Поведенческий ответ

  • Агитация
  • Высокая бдительность

Исследования показывают, что существует сложный набор факторов, которые приводят к развитию и поддержанию значительной стоматологической тревоги или дентальной фобии, которые можно сгруппировать как генетические, поведенческие и когнитивные факторы. [6] По сравнению с другими фобиями литература по одонтофобии относительно ограничена. Было предложено несколько теорий; однако в обзоре 2014 года описаны пять путей, которые конкретно связаны с развитием стоматологического страха и тревоги: когнитивная обусловленность, викарный, вербальная угроза, информативный и родительский. Однако может существовать множество фоновых факторов, общих для всех состояний общего страха и тревоги, которые могут влиять на эти более конкретные пути. [6]

Кондиционирование

Обусловливание определяется как процесс, в ходе которого человек на личном опыте узнает, что событие или стимул приведет к пагубному результату, например: «Если я пойду к стоматологу, это будет больно». Так как ожидаемый стоматологический страх связан с предыдущими травматическими переживаниями, особенно с первым. [1] Считается, что это наиболее часто используемый путь развития стоматологического страха и тревоги у пациентов. [6]

Информативный

Этот косвенный путь связан с приобретением страха через получение информации и предвзятое отношение к стоматологической среде со стороны пожилых людей, страдающих дентофобией, негативных коннотаций, рекламируемых средствами массовой информации ( например , телевидением, кино), и друзьями с личным негативным опытом. [6]

заместительный

Викарный путь предполагает, что страх приобретается через воображение чувств, опыта или действий другого человека. Происходит ли этот путь сам по себе или в сочетании с другими, пока неизвестно. Было высказано предположение, что страх перед зубами у самых маленьких передается по этому пути благодаря наблюдению за выражением страха старшими/родителями у стоматолога. [6]

Словесная угроза

Этот путь можно рассматривать как аналог информативного пути, однако он в большей степени зависит от эмоции страха, вызываемой «сарафанным радио», и сильно модулируется посланником. По сути, путь вербальной угрозы — это страх, возникающий, когда авторитетная фигура угрожает человеку болезненным опытом. В случае страха перед стоматологией – болезненные и/или негативные переживания, связанные с посещением стоматолога. Хотя на первый взгляд вербальная угроза и информативный путь схожи, при одонтофобии эти два пути различаются тем, что вербальный путь угрозы возникает, когда «посещение стоматолога» буквально используется как форма наказания за плохое поведение. В информационном пути этого не происходит. [6]

Родительское моделирование

Существует значительная взаимосвязь между страхом перед зубами у детей и родителей. [7] особенно у матерей. [6] Было высказано предположение, что эта связь наиболее сильна у детей 8 лет и младше. [6] Однако важно отметить, что родительский путь моделирования может перекрываться с информативными или опосредованными путями, которые каким-то образом связаны между собой.

Диагностика

[ редактировать ]

Было разработано несколько методов диагностики стоматологического страха и тревоги. Помимо выявления пациентов со страхом перед стоматологическими услугами, установлены различные категории страха перед стоматологическими услугами. [3] [8] К ним относятся:

  • Опрос стоматологического страха (DFS), который объединяет 20 пунктов, связанных с различными ситуациями, чувствами и реакциями на стоматологическую работу, которые используются для диагностики страха перед стоматологом.
  • Модифицированная шкала детской стоматологической тревоги (MCDAS), используемая для детей, состоит из 8 пунктов с системой голосования от 1 до 5, где 1 — не беспокоит, а 5 — очень беспокоит.
  • Индекс стоматологической тревоги и страха (IDAF-4C+), используемый для взрослых, разделен на модуль из 8 пунктов, а затем еще один модуль из 10 пунктов.
  • Зубная тревога Кораса оценивается по шкале от 1 до 4 вопросов, а затем от 1 до 26 вопросов. Эта шкала имеет систему ранжирования, а второй раздел с 26 вопросами имеет 1–4 варианта ответа от «низко» до «не знаю», которые используются для оценки проблем со здоровьем. В первом разделе с 1–4 вопросами есть 5 вариантов шкалы Лайкерта , которые оцениваются в 1–5 баллов, максимальное возможное количество баллов — 20. Затем в зависимости от результата вы оцениваете стоматологическую тревогу. 9–12 — средняя степень, 13–14 — высокая, 15–20 — тяжелая.
  • Индекс тревожности состояния Спилбергера (STA): инструмент для измерения тревожности у взрослых. Он различает временное состояние «состоятельной тревоги» и более общее и продолжительное качество «личностной тревожности». Это также может помочь дифференцировать тревогу и депрессию. [9]
  • Индекс чувствительности к тревоге (ASI): шкала из 16 пунктов, которая фокусируется на опасениях по поводу самих симптомов тревоги. [10]
  • Система Сиэтла: состоит из четырех диагностических типов, в которых такие люди классифицируются в соответствии с основным источником их страха перед стоматологическим лечением. [3]
    • Тип 1: простая условная фобия — страх перед стоматологическими процедурами.
    • Тип 2: страх катастрофы — тревога по поводу соматических реакций во время лечения зубов, например, обморока, панической атаки, сердечного приступа.
    • Тип 3: Генерализованная тревога – нервный человек в целом.
    • Тип 4: недоверие к стоматологам – страх перед стоматологом.

Управление

[ редактировать ]

Страх перед зубами варьируется в зависимости от континуума: от очень легкого страха до сильного. Таким образом, в стоматологической практике техника и лечение, которые подходят одному пациенту, могут не подойти другому. Некоторым людям может потребоваться индивидуальный подход к ведению и лечению. [5]

Лечение людей, страдающих страхом зубов, может осуществляться с использованием краткосрочных методов, таких как гипноз и общий наркоз, или долгосрочных методов, таких как когнитивно-поведенческая терапия и развитие навыков преодоления трудностей. Доказано, что краткосрочные методы неэффективны для долгосрочного лечения фобии, поскольку многие впоследствии возвращаются к модели уклонения от лечения. Психологические подходы более эффективны для поддержания регулярного стоматологического обслуживания, но требуют больше знаний от стоматолога и мотивации от пациента. [3]

Точно так же можно использовать методы отвлечения, чтобы отвлечь внимание пациента, чтобы он мог избежать предполагаемого негатива и чувствовать себя более комфортно. Этого можно достичь с помощью телевидения или кино, а также с помощью физического отвлечения, например сосредоточения внимания на другой части тела, например, шевеления пальцами ног или пальцев. [5]

Более поздние исследования показывают, что использование сознательной седации в сочетании с соответствующими методами общения может облегчить тревогу в долгосрочной перспективе. [11]

Психокогнитивный

[ редактировать ]

Моделирование

[ редактировать ]

Моделирование — это форма психоповеденческой терапии, используемая для облегчения страха перед стоматологией. Обычно используемый в детской стоматологии , он предполагает демонстрацию процедуры в смоделированной среде. Это позволяет пациенту наблюдать за поведением друга, члена семьи или другого пациента, оказавшегося в аналогичной ситуации, и, следовательно, способствует изучению новых механизмов преодоления трудностей . [5] Моделирование может быть представлено вживую с участием родителя или актера, а также виртуально в заранее записанных фильмах. [4]

Расскажи-покажи-сделай

[ редактировать ]

«Телл-покажи-делай» — это распространенная нефармакологическая практика, используемая для управления поведением, таким как страх перед стоматологией, особенно в детской стоматологии . [5] Целью этого вмешательства является пропаганда позитивного отношения к стоматологии и построение отношений с пациентом для улучшения соблюдения режима лечения. Пациента приобщают к лечению постепенно. Во-первых, стоматолог «сообщает» пациенту словами, в чем будет заключаться стоматологическая процедура. На этапе «показ» пациент знакомится с лечением зубов с помощью демонстраций. Наконец, на этапе «действия» стоматолог приступает к лечению, следуя той же процедуре и демонстрациям, показанным пациенту. [12]

Поведенческие техники

[ редактировать ]

Техника, известная как поведенческий контроль, предполагает, что человек дает сигнал врачу, когда следует прекратить процедуру. Это может быть просто поднятие руки, чтобы сообщить об этом врачу, однако выбранный сигнал будет обсужден заранее. Этот метод дает людям ощущение контроля над приемом и, таким образом, вселяет доверие к стоматологу. [4]

Когнитивно-поведенческая терапия

[ редактировать ]

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), по-видимому, уменьшает страх перед стоматологией и увеличивает частоту посещения людьми стоматолога. [13] КПТ при стоматологической тревоге часто проводят психологи, но эффект оказался хорошим и при использовании обученными стоматологами. [14] [11] Другие меры, которые могут быть полезны, включают отвлечение внимания, управляемое воображение, методы релаксации и музыкальную терапию. [4] [15] Считается, что поведенческие техники достаточны для большинства людей с легкой тревожностью. [16] Однако качество доказательств, подтверждающих это, низкое. [17]

Изменения окружающей среды

[ редактировать ]

Было высказано предположение, что атмосфера, создаваемая стоматологической практикой, может играть значительную роль в возникновении стоматологического страха и тревоги, вызывая сенсорные стимулы. Было высказано предположение, что обслуживающий персонал, например, регистратор и медсестры-стоматологи, способствуют улучшению когнитивных и эмоциональных переживаний у тревожных пациентов, демонстрируя позитивное и заботливое отношение и применяя хорошие методы общения. [5] Для пациентов, чье избегание посещения стоматологических кабинетов связано с пережитым ими насилием и травмами, руководствоваться предпочтениями пациентов в отношении таких аспектов, как положение кресла, может помочь избежать их повторного запуска. [18] Тревожных пациентов не следует заставлять слишком долго ждать в приемных, чтобы у них было меньше времени на то, чтобы вспомнить и впитать негативные чувства. Есть некоторые небольшие свидетельства того, что залы ожидания с тихой музыкой, более тусклым освещением и более прохладной температурой оказывают более успокаивающий эффект. Также было установлено, что маскирование сильных клинических запахов, таких как эвгенол, более приятными запахами может помочь уменьшить тревогу, однако это, скорее всего, будет эффективно при умеренной, а не тяжелой тревоге. [5]

Гипноз может быть полезен некоторым людям. [4] Гипноз может улучшить уровень сотрудничества человека и уменьшить рвоту. [19]

Прогрессивная мышечная релаксация

[ редактировать ]

Эту технику релаксации определенных групп мышц, идеально выполняемую в положении сидя, можно применять и в зале ожидания.К основным группам мышц относятся

  • ступни, икры, бедра и ягодицы
  • руки, предплечья и бицепсы
  • грудь, живот и поясница; и
  • голова, лицо, горло и плечи [5]

По мнению Эдмунда Джейкобсона, шаги следующие:

  1. Аккуратно вдохните, задержите дыхание и выдохните, осознавая подъем и опускание грудной клетки.
  2. Слегка вытяните и потяните пальцы ног к коленям, задержите их на короткое время, а затем отпустите. Осознайте разницу в ощущениях.
  3. Прижмите пятки ног к полу, задержите и отпустите.
  4. Сожмите колени вместе и задержитесь на короткое время, прежде чем позволить им разойтись. Будьте в курсе изменений.
  5. Сожмите ягодицы вместе, задержите их, прежде чем отпустить.
  6. Подтяните мышцы живота к позвоночнику, задержите их на короткое время, прежде чем расслабить. Почувствуйте разницу.
  7. Аккуратно потяните плечи к ушам настолько, чтобы почувствовать в них некоторое напряжение, задержите на короткое время, прежде чем отпустить.
  8. Прижмите плечи и локти к бокам тела, удерживайте, а затем отпустите. Осознайте разницу в ощущениях.
  9. Аккуратно сожмите руки, подержите и отпустите.
  10. Слегка вытяните голову вперед, задержитесь на короткое время, прежде чем ослабить напряжение и позволить голове вернуться в исходное положение.
  11. Сожмите губы вместе, а затем отпустите, пока они едва не соприкоснутся. Сомкните губы и отпустите их, чувствуя, как уходит напряжение.
  12. Прижмите язык к нёбу, задержите его на мгновение, прежде чем позволить ему свободно упасть. [5]

Систематическая десенсибилизация

[ редактировать ]

Десенсибилизация в стоматологии означает постепенное ознакомление пациента с новой процедурой с целью успокоить его тревогу . Он основан на том принципе, что пациент может преодолеть свою тревогу, если он постепенно и систематически подвергается воздействию раздражителей, которых он боится, воображаемых или реальных, контролируемым и систематическим образом. Воздействие раздражителей или ситуаций, вызывающих страх, признано центральным компонентом лечения конкретных фобий. [20] [21]

Медикамент

[ редактировать ]

Фармакологические методы борьбы со страхом перед стоматологией варьируются от сознательной седации до общей анестезии ; они часто используются и лучше всего работают в сочетании с поведенческими (нефармакологическими) методами. [22]

Премедикация

[ редактировать ]

Премедикация – это прием лекарств до начала стоматологического лечения. [23] Бензодиазепины, класс седативных препаратов, обычно используются в качестве премедикации в форме таблеток, чтобы помочь справиться с тревогой перед стоматологическим лечением. [24] Однако бензодиазепины вызывают привыкание и вызывают злоупотребление, поэтому следует назначать только минимальное необходимое количество таблеток. Пациентам также может потребоваться сопровождение на прием к стоматологу сопровождающим. [25] В Великобритании темазепам препаратом выбора раньше был мидазолам , однако в последнее время гораздо популярнее стал . У детей недавний метаанализ, сравнивающий пероральный мидазолам с плацебо, показал некоторое улучшение сотрудничества у детей, принимавших мидазолам. [24] Одним из недостатков пероральной премедикации является то, что она не титруется (т.е. трудно отрегулировать дозу для контроля желаемого уровня седации), и поэтому этот метод следует использовать только тогда, когда другие методы титруемой седации не подходят. [15]

Сознательная седация

[ редактировать ]

Сознательная седация подразумевает использование одного препарата или комбинации препаратов, чтобы помочь расслабиться и уменьшить боль во время медицинской или стоматологической процедуры. Существует целый ряд методов и лекарств, которые можно использовать; они должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям пациента с учетом истории болезни, квалификации и подготовки стоматолога/седативного врача, а также имеющихся средств и оборудования. Сознательная седация традиционно считается краткосрочным решением для пациентов с стоматологической тревогой, но недавние исследования показывают, что при условии хороших коммуникативных методов и использования других адаптаций на протяжении всего лечения достигнутое снижение стоматологической тревоги может быть длительным. [11]

Общая анестезия

[ редактировать ]

Общий наркоз в стоматологии может проводиться только в условиях стационара. [26]

Использование общей анестезии для уменьшения боли и беспокойства, связанных с лечением зубов, не рекомендуется, а общую анестезию следует применять только в случае крайней необходимости. [5]

Эпидемиология

[ редактировать ]

Лица, которые очень беспокоятся о стоматологическом лечении, составляют примерно каждый шестой населения. [4] Женщины среднего возраста, по-видимому, имеют более высокий уровень стоматологической тревоги по сравнению с мужчинами. [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Селигман Л.Д., Хови Дж.Д., Чакон К., Оллендик Т.Х. (июль 2017 г.). «Стоматологическая тревога: недостаточно изученная проблема молодежи». Обзор клинической психологии . 55 : 25–40. дои : 10.1016/j.cpr.2017.04.004 . ПМИД   28478271 .
  2. ^ Антонаппа Р.П., Эшли П.Ф., Бонетти Д.Л., Ломбардо Дж., Райли П. (2017). «Нефармакологические вмешательства для лечения стоматологической тревоги у детей». Кокрейновская база данных систематических обзоров . дои : 10.1002/14651858.CD012676 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Мур Р. (1991). Феномен стоматологического страха - исследования в области клинической диагностики, измерения и лечения (кандидатская диссертация). Fællestrykeriet, Орхусский университет; Орхус, Дания. дои : 10.13140/rg.2.1.3647.5363/1 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Армфилд Дж. М., Хитон Ж. Дж. (декабрь 2013 г.). «Управление страхом и тревогой в стоматологической клинике: обзор» . Австралийский стоматологический журнал . 58 (4): 390–407, викторина 531. doi : 10.1111/adj.12118 . ПМИД   24320894 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Аппукуттан ДП (март 2016 г.). «Стратегии ведения пациентов с стоматологической тревогой и дентальной фобией: обзор литературы» . Клиническая, косметическая и исследовательская стоматология . 8 : 35–50. дои : 10.2147/CCIDE.S63626 . ПМЦ   4790493 . ПМИД   27022303 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Картер А.Е., Картер Г., Бошен М., Аль-Швайми Э., Джордж Р. (ноябрь 2014 г.). «Пути страха и тревоги в стоматологии: обзор» . Всемирный журнал клинических случаев . 2 (11): 642–53. дои : 10.12998/wjcc.v2.i11.642 . ПМЦ   4233415 . ПМИД   25405187 .
  7. ^ Темессл-Хубер М., Фриман Р., Хамфрис Г., МакГилливрей С., Терзи Н. (март 2010 г.). «Эмпирические доказательства взаимосвязи между родительским и детским страхом перед зубами: структурированный обзор и метаанализ» . Международный журнал детской стоматологии . 20 (2): 83–101. дои : 10.1111/j.1365-263X.2009.00998.x . ПМИД   20384823 .
  8. ^ Де Йонг А., Адэр П., Мейеринк-Андерсон М. (апрель 2005 г.). «Клиническое лечение стоматологической тревоги: что кому подходит?» . Международный стоматологический журнал . 55 (2): 73–80. дои : 10.1111/j.1875-595X.2005.tb00037.x . ПМИД   15880961 .
  9. ^ «Опросник тревожности состояний (STAI)» . Американская психологическая ассоциация . Проверено 19 февраля 2019 г.
  10. ^ Гилберт С (2014). «Глава 6.4 – Психологическая оценка проблем с дыханием». В Чайтоу Л., Дина Брэдли Д., Гилберт С. (ред.). Распознавание и лечение нарушений дыхания (2-е изд.). Эльзевир. стр. 129–136. дои : 10.1016/b978-0-7020-4980-4.00011-3 . ISBN  978-0-7020-4980-4 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Хауге, Марианн Саанум; Стора, Бент; Виллумсен, Тириль (15 мая 2022 г.). «Лечение стоматологической тревоги у стоматолога первичной медико-санитарной помощи: годовое исследование» . Европейский журнал устных наук . 130 (4): e12872. дои : 10.1111/eos.12872 . ISSN   0909-8836 . ПМК   9540184 . ПМИД   35569119 .
  12. ^ «Нефармакологическое управление поведением» . Королевский колледж хирургов . Проверено 30 января 2020 г.
  13. ^ Ньютон Т., Асимакопулу К., Дейли Б., Скамблер С., Скотт С. (сентябрь 2012 г.). «Управление стоматологической тревогой: время для чувства меры?» . Британский стоматологический журнал . 213 (6): 271–4. дои : 10.1038/sj.bdj.2012.830 . ПМИД   22996472 . S2CID   2805419 .
  14. ^ Виллумсен, Тириль; Вассенд, Олав (1 января 2003 г.). «Эффекты когнитивной терапии, прикладной релаксации и седации закисью азота. Пятилетнее наблюдение за пациентами, лечившимися от страха перед зубами» . Acta Odontologica Scandinavica . 61 (2): 93–99. дои : 10.1080/00016350310001442 . ISSN   0001-6357 . ПМИД   12790506 . S2CID   24574466 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Иббетсон Р., Блейни М., Рукс В., Коуп Дж., Крейг Д., Феликс Д. и др. (Межвузовский консультативный комитет по седации в стоматологии) (2015). Стандарты сознательной седации при оказании стоматологической помощи (PDF) . Великобритания: Публикации RCS. п. 11. ISBN  9780702049804 . OCLC   915494772 .
  16. ^ Министерство здравоохранения. Оплачиваемые услуги первичной стоматологической помощи: инструментарий для уполномоченных. п9. Лондон: Министерство здравоохранения, 2009 г.
  17. ^ Уайд Боман У, Карлссон В, Вестин М, Хакеберг М (июнь 2013 г.). «Психологическое лечение стоматологической тревоги у взрослых: систематический обзор» . Европейский журнал устных наук . 121 (3, часть 2): 225–34. дои : 10.1111/eos.12032 . ПМИД   23659254 .
  18. ^ «Осмотр зубов может напугать жертв изнасилования и нападения. Эти дантисты хотят им помочь» . www.bbc.com . Проверено 9 марта 2024 г.
  19. ^ Эллисон Н. (октябрь 2015 г.). «Гипноз в современной стоматологии: Оспаривание заблуждений» . Факультетский стоматологический журнал . 6 (4): 172–175. дои : 10.1308/rcsfdj.2015.172 .
  20. ^ тен Берг М. (февраль 2008 г.). «Страх перед зубами у детей: клинические последствия. Предлагаемые стратегии управления поведением при лечении детей со страхом перед зубами». Европейский архив детской стоматологии . 9 Приложение 1 (S1): 41–6. дои : 10.1007/BF03262655 . ПМИД   18328248 . S2CID   73250224 .
  21. ^ Клинберг Г. (февраль 2008 г.). «Стоматологическая тревога и проблемы управления поведением в детской стоматологии - обзор фоновых факторов и диагностики». Европейский архив детской стоматологии . 9 Приложение 1 (S1): 11–5. дои : 10.1007/BF03262650 . ПМИД   18328243 . S2CID   3740272 .
  22. ^ Милгром П., Хитон LJ (январь 2007 г.). «Усиление седативного лечения в долгосрочной перспективе: поведенческое воздействие перед лечением». Дайджест СААД . 23 : 29–34. ПМИД   17265912 .
  23. ^ «BNF доступен только в Великобритании» . ХОРОШИЙ . Проверено 19 февраля 2020 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Эшли П.Ф., Чаудхари М., Лоуренсо-Матару Л. (декабрь 2018 г.). «Седация детей, находящихся на лечении в стоматологии» . Кокрановская база данных систематических обзоров . 2018 (12): CD003877. дои : 10.1002/14651858.CD003877.pub5 . ПМК   6517004 . ПМИД   30566228 . Проверено 19 февраля 2020 г.
  25. ^ Ричардс Д. (июнь 2012 г.). «Приложение SDCEP для выписывания стоматологических рецептов» . Доказательная стоматология . 13 (2): 61–2. дои : 10.1038/sj.ebd.6400867 . ПМИД   22722422 . S2CID   39392869 .
  26. ^ Лим М.А., Борромео Г.Л. (июнь 2017 г.). «Применение общей анестезии для облегчения стоматологического лечения у взрослых пациентов с особыми потребностями» . Журнал стоматологической анестезии и медицины боли . 17 (2): 91–103. дои : 10.17245/jdapm.2017.17.2.91 . ПМК   5564153 . ПМИД   28879336 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6738fea06421d45b95f6174a1569cd36__1720949700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/36/6738fea06421d45b95f6174a1569cd36.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dental fear - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)