Jump to content

Двухступенчатый вывод на орбиту

(Перенаправлено из Двухступенчатой ​​ракеты )

Двухступенчатая ракета на орбиту ( TSTO ) или двухступенчатая ракета — это ракета-носитель , в которой две отдельные ступени последовательно обеспечивают движение для достижения орбитальной скорости. Он занимает промежуточное положение между трехступенчатой ​​ракетой- носителем и гипотетической одноступенчатой ​​ракетой- носителем (SSTO).

При трогании с места первая ступень отвечает за ускорение автомобиля. В какой-то момент вторая ступень отделяется от первой и продолжает вращаться по орбите своим ходом.

Преимущество такой системы перед одноступенчатой ​​на орбиту состоит в том, что большая часть сухой массы корабля не выносится на орбиту. Это снижает затраты на достижение орбитальной скорости, поскольку большая часть массы конструкции и двигателя выбрасывается, а больший процент массы на орбите составляет масса полезной нагрузки. [1]

Преимущество перед тремя и более этапами заключается в уменьшении сложности и меньшем количестве случаев разделения , что снижает стоимость и риск отказа. [2]

График зависимости GLOW от структурного коэффициента для профиля миссии на НОО.
Важность структурного коэффициента и I SP для аппаратов с одноступенчатым выводом на орбиту (SSTO) и ограниченным ступенчатым выводом на орбиту (TSTO). На основе полета на околоземной орбите со скоростью Delta v = 9,1 км/с и массой полезной нагрузки = 4500 кг для дальности полета топлива Isp. GLOW = Полная взлетная масса

Не всегда ясно, когда машина является ТСТО, из-за использования навесных ракет -носителей при запуске. Они сбрасываются на ранних этапах полета и могут считаться, а могут и не считаться дополнительной ступенью, если основные двигатели продолжают работать. Иногда их считают половиной ступени, что приводит к выражению «полтора ступени до орбиты» (1,5STO), например, для Long March 5B. [3] или ракета Атлас , [4] [5] это была одноядерная ступень с дополнительными ускорителями. Точно так же двухступенчатые конструкции с дополнительными ускорителями можно назвать 2,5-ступенчатыми ракетами, например, Ariane 5 или большинство вариантов Atlas V (все, кроме 401 и 501).

Многоразовые пусковые системы

[ редактировать ]

Применительно к многоразовой системе запуска этот подход часто предлагается как альтернатива одноступенчатому выводу на орбиту (или SSTO ). Его сторонники утверждают, что, поскольку каждая ступень может иметь меньшую относительную массу , чем система запуска SSTO, такая система может быть построена дальше от пределов ее конструкционных материалов. Утверждается, что двухступенчатая конструкция должна требовать меньшего обслуживания, меньшего количества испытаний, иметь меньше отказов и иметь более длительный срок службы. Кроме того, двухступенчатый подход позволяет оптимизировать нижнюю ступень для работы в нижних слоях атмосферы Земли, где давление и сопротивление высоки, а верхнюю ступень можно оптимизировать для работы в условиях, близких к вакууму, на более поздней части цикла. запуск. Это позволяет увеличить массовую долю полезной нагрузки двухступенчатой ​​машины по сравнению с одноступенчатой ​​или полутораступенчатой ​​машиной, которой приходится работать в обеих средах на одной и той же аппаратуре. [ нужна ссылка ]

Критики утверждают [ ВОЗ? ] что возросшая сложность проектирования двух отдельных ступеней, которые должны взаимодействовать, логистика, связанная с возвращением первой ступени на стартовую площадку, а также трудности проведения дополнительных испытаний на второй ступени перевесят эти преимущества. В случае с нижними ступенями, похожими на самолеты, они также спорят о том, насколько сложны и дороги высокоскоростные самолеты (такие как SR-71 ) в разработке и эксплуатации, и ставят под сомнение заявления о характеристиках. Многие конструкции «мини-челноков», в которых в качестве первых ступеней используются транспортные самолеты, также сталкиваются с теми же проблемами со льдом / пеной, что и космические челноки, поскольку им также требуется иметь большой внешний бак для топлива. [ нужна ссылка ]

По состоянию на 2023 год SpaceX и НАСА являются единственными поставщиками запусков, которые добились повторного использования первой ступени орбитального корабля с двухступенчатыми ракетами-носителями Falcon 9 и 2,5-ступенчатыми Falcon Heavy НАСА от SpaceX, а также твердотопливными ракетными ускорителями космического корабля "Шаттл" . Rocket Lab восстановила несколько первых ступеней своей ракеты Electron , но больше не запускала ее.

Вертолетная первая ступень

[ редактировать ]

Учитывая, что операции, подобные самолетам, не приводят к внешнему виду, подобному самолету, некоторые концепции TSTO многоразового использования имеют первые ступени, которые работают как вертикального взлета или падения самолеты . DC -X доказал работоспособность варианта вертикального взлета и посадки. Другие конструкции, такие как концепция DH-1 , идут еще дальше и используют подход «всплывающее/всплывающее», который доставляет орбитальную ступень в точку примерно в 60 км над поверхностью Земли, прежде чем опуститься на стартовую площадку. снова. В случае с DH-1 верхняя ступень фактически представляет собой «почти SSTO» с более реалистичной массовой долей и оптимизированной с точки зрения надежности.

Самолетоподобная первая ступень

[ редактировать ]

Некоторые конструкции TSTO включают первую ступень, подобную самолету , и вторую ступень, подобную ракете . Элементами самолета могут быть крылья, воздушно-реактивные двигатели или и то, и другое. Этот подход привлекателен тем, что превращает атмосферу Земли из препятствия в преимущество. При достижении определенной скорости и высоты крылья и ГПВРД перестают быть эффективными, и ракета разворачивается для завершения полета на орбиту.

Saenger (космический корабль) был одним из первых концептов такого типа.

Успешный частный суборбитальный космический корабль SpaceShipOne , разработанный для Ansari X Prize, хотя и не является орбитальным аппаратом , продемонстрировал, что двухступенчатая система с крылатым самолетом в качестве «нижней половины» может достичь края космоса . Команда SpaceShipOne создала и запустила коммерческую суборбитальную систему запуска SpaceShipTwo на основе этой технологии.

Ракета «Пегас» при запуске с самолета не является двухступенчатой ​​системой вывода на орбиту, поскольку сам компонент ракеты состоит из нескольких ступеней.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бланко, Филип (2022). «Изучаем ракеты поэтапно» . Физическое образование . 57 (4): 045035. Бибкод : 2022PhyEd..57d5035B . дои : 10.1088/1361-6552/ac6928 . S2CID   249535749 . Проверено 17 июня 2022 г.
  2. ^ «Сокол-1 — надежность разделения ступеней» . СпейсИкс . Архивировано из оригинала 30 апреля 2013 года . Проверено 8 января 2011 г.
  3. ^ Джонс, Эндрю (12 апреля 2022 г.). «Семейство китайских ракет «Великий поход»: история и фотографии» . Space.com .
  4. ^ «Варианты «полуторной» системы привода (МА) ракеты «Атлас» . b14643.de . Проверено 4 сентября 2022 г.
  5. ^ Д. Маккатчеон, Кимбл. «Эволюция пилотируемых ракетных двигателей США. Часть 5: Ракета Атлас» . сайт enginehistory.org . Проверено 4 сентября 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67bd25736843f1e0d7b290dde17f1593__1721597700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/93/67bd25736843f1e0d7b290dde17f1593.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Two-stage-to-orbit - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)