Маноло Караколь
Мануэль Ортега Хуарес (9 июля 1909 — 24 февраля 1973) — испанский певец фламенко .
Жизнь и семья
[ редактировать ]Он родился в Севилье , Испания, и происходил из длинной линии художников фламенко, включая Энрике Ортегу (отца и сына) и Курро Дульсе , и, возможно, он был родственником Эль Планеты и Эль Филло . Семья также была известна своими тореадорами.
Под сценическим псевдонимом Эль Караколь . [ 1 ] он «получил международную известность как благодаря своей яркой личности, так и благодаря своему необычайному пению ». [ 2 ] Позже его джергас (длительные вечеринки фламенко) стали печально известными. Хотя как певец он всегда сохранял способность передавать суть традиционного искусства, ему не было стыдно коммерциализировать фламенко, чтобы привлечь массовую популярность; затем он приобрел славу и богатство, а также укрепил свою неоднозначную репутацию. По большей части это было в период, который позже был широко известен как эпоха упадка в истории искусства, эпоха оперы фламенки . [ 3 ] [ 4 ]
В 1922 году в юности он был удостоен первой премии (разделенной с Эль Тенасасом ) на Concurso de Cante Jondo de Granada , организованном такими интеллектуалами, как Мануэль де Фалья и Федерико Гарсиа Лорка . Однако на первом этапе своей карьеры он зарабатывал на жизнь пением в основном на частных вечеринках, которые в то время вместе с кафе были обычными площадками для артистов фламенко.
Во время гражданской войны в Испании (1936–1939) он начал гастролировать с театральными труппами, поскольку из-за войны было трудно найти частные вечеринки. Этот вид театрального представления, очень распространенный в то время, представлял собой мюзикл с банальными любовными историями, действие которых происходило в андалузском или цыганском контексте, а их музыкальные произведения обычно представляли собой смесь популярных испанских песен, называемых Coplas andaluzas или Canciones españolas . В 1943 году он встретил Лолу Флорес , с которой у него завязались интенсивные профессиональные и эмоциональные отношения. Они стали самой популярной артистической парой в Испании в сороковые годы, распространив свою известность даже на несколько испано-американских стран. Его самые популярные песни в области андалузской коплы, которую он называл замброй , относятся к тому времени: такие песни, как La salvaora и La niña de fuego, стали чрезвычайно известны в Испании. Он также принял участие в нескольких фильмах, таких как «Знаменитый кабальеро» (1942), «Эмбрудо» (1946), «Джек эль Негро» (1950) и «Нинья де ла Вента» (1950).
В 1963 году он открыл таблао Los Canasteros , которому посвятил остаток своей жизни и где выступали самые выдающиеся артисты того времени. В этот период он также выступал с некоторыми из своих детей в театрах и на фестивалях. Los Canasteros открыли Перла де Кадис , Фернандо Терремото и Мария Варгас на вокале, Трини Эспанья на танцах и Мельчор де Марчена и Пако Сеперо на гитаре. В таблао работали многие артисты: мужчины и женщины, певцы, гитаристы, пальмеро и танцоры. [ 5 ]
Хотя иногда его критикует очень ортодоксальная часть публики фламенко (в основном из-за его образа певца коплы андалузцы, стиля, который пуристы считают ложным, а также из-за нерегулярности его выступлений), его обычно считают одним из певцы, которые лучше представляют « Дуэнде » (типичный термин фламенко, который в основном означает «вдохновение»). Он обладал глубоким, землистым, но теплым голосом и исполнял канте (песни) фламенко со страстью, оригинальностью и чрезвычайно личной фразировкой. Он преуспел в самых разных стилях фламенко, включая Мартинетес , Сегирияс , Солеа , Малагеньяс (особенно в стиле Эль Мелизо), Булериас и Фандангос и других. В частности, его изображения Фанданго были настолько личными, что стали известны как Фандангос Караколерос .
Караколь погиб в автокатастрофе в Мадриде , Испания.
Отзывы критиков
[ редактировать ]Альварес Кабальеро: «Это правда, что Маноло Караколь мог опуститься до самых низких уровней, настоящих спадов, во время которых его пение было просто пародией на самого себя, но это часто случается с кантаорами его типа, движимыми эмоциональными импульсами и знающими фламенко. фанат знает, что такое может случиться. От обычного певца, такого как Майрена , мы можем ожидать, что он всегда будет хорошо петь; от кого-то вроде Каракола (...) можно ожидать чего угодно: либо он был катастрофой, либо он был абсолютным гением (Анхель. Альварес Кабальеро, Песня фламенко , 1998)
Ансельмо Гонсалес Климент: «С Караколем невозможно оставаться эмоционально отстраненным (...), с первой линии, поскольку сам «храм» начинает пронизывать нашу чувствительность и полностью вторгается в нас. Он заставляет нас принимать участие до тех пор, пока наше эго подавлено». (цитата Альвареса Кабальеро в «Идеальной дискографии фламенко» , 1995)
Рикардо Молина об антологии Каракола « Una historia del cante Flamenco» : «От канья до группы малагеньяс (стиль фламенко) , эта антология представляет собой злое олицетворение Караколя, портящего определенные формы прошлого». (цитата Альвареса Кабальеро в «Идеальной дискографии фламенко» , 1995)
Записи
[ редактировать ]Как и у большинства исполнителей фламенко прошлого, дискография Каракола находится в полном беспорядке. Его записи регулярно переиздаются, но в разных сборниках, иногда в небрежных ремастеризациях, разными звукозаписывающими компаниями.
Una historia del cante Flamenco , первоначально опубликованная Hispavox в 1958 году с гитаристом Мельчором де Марчена, остается его самой плодотворной работой. Он был переиздан вместе с другими записями в сборнике El genio: Manolo Caracol в сборнике компакт-дисков Quejío, опубликованном Hispavox и составленном Дж. М. Гамбоа [1] . Эта запись исключает его замбры. Другие доступные записи смотрите по ссылкам ниже.
Избранная фильмография
[ редактировать ]- Знаменитый джентльмен (1943)
- Девушка в гостинице (1951)
Справочные примечания
[ редактировать ]- ^ Караколь означает «улитку» или «спиральную» форму ее раковины, как в escalera de caracol («винтовая лестница»).
- ^ Д. Е. Порен, Жизни и легенды фламенко (Мадрид: Общество испанских исследований, 1988), стр. 146.
- ^ Порен, Жизни и легенды фламенко (Мадрид, 1988), стр. 146–150.
- ^ См., Анхель Альварес Кабальеро, El cante фламенко (Мадрид: Alianza Editorial 1998), стр. 275–285, глава XXVII, «Маноло Караколь: un hereodoxo?» и 229–244, глава XXIII, «Фламандская опера».
- ^ Кадис, Diario de (14 сентября 2010 г.). «Жемчужина Кадиса и пение» . Diario de Cádiz (на европейском испанском языке) . Проверено 29 октября 2020 г.