Jump to content

Зигмунт Балицкий

Зигмунт Балицкий
Рожденный ( 1858-12-30 ) 30 декабря 1858 г.
Умер 12 сентября 1916 г. (12 сентября 1916 г.) (57 лет)
Национальность Польский
Известный Национальная демократия
Супруг Габриэла Балицка-Ивановска (замуж в 1891 г.)
Научная карьера
Поля

Зигмунт Балицкий (30 декабря 1858, Люблин — 12 сентября 1916, Санкт-Петербург ) — польский социолог , публицист и один из первых ведущих мыслителей современного польского национализма в конце 19 века в условиях зарубежных разделов Польши . [ 1 ] Балицкий развил свою оригинальную политическую мысль, вдохновленную идеалами Александра Свентоховского, из движения позитивизма , которое было отмечено попытками остановить массовую русификацию и германизацию поляков с тех пор, как польский язык был запрещен в отместку за Январское восстание . [ 2 ] Балицкий был ключевым действующим лицом национально-демократической кампании антисемитской агитации. [ 3 ]

Зигмунт Балицкий родился 30 декабря 1858 года в Люблине. Его отцом был Северин Томаш Балицкий, а матерью - Каролина Балицка, урожденная Грущинская. [ 1 ] Балицкие (герб Остоя) — обедневшая семья помещиков, культивировавшая патриотические традиции. Дед Зигмунта, Юзеф Балицкий, был кавалеристом наполеоновской гвардии. Северин Балицкий работал клерком в Люблинской губернской администрации. [ 4 ]

В 1876 году, сдав вступительные экзамены, Зигмунт окончил мужскую среднюю школу в Люблине, которая была типичным примером русификационной политики разделительного правительства.

После вступительных экзаменов Зигмунт поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно он посещал занятия в Петербургской Академии живописи. Уже тогда стали очевидны его незаурядные способности к рисованию.

Во время учебы в Петербурге он установил контакты с русскими и польскими революционными кругами. В первом случае это были люди, связанные с «Народной волей». Последним было «Общество польских социалистов» в Петербурге, к которому Зигмунт присоединился вместе со своим братом Тадеушем в 1879 году.

В 1880 году после завершения учебы в русской столице Зигмунт. вернулся в Варшаву, где занял должность судебного стажера в местном окружном суде. Была и вторая цель его пребывания в Варшаве. Ему поручили петербургские власти Коммуны польских социалистов создать ее структуры в польской столице.

Уже во время учебы Балицкий стал известен как талантливый организатор. «Он был человеком обширных знаний, больших талантов и хорошим оратором, а также очень красивым и стройным. Он также пользовался большим доверием своих коллег и широко нравился своим коллегам-женщинам (Хласко). [ 4 ]

В Польской социалистической коммуне обсуждался принципиальный вопрос о том, можно ли согласовать программу борьбы за независимость Польши с социалистическими постулатами. Балицкий был ярым сторонником «программы независимости», т.е. сосредоточения усилий по восстановлению национального суверенитета на максимально широкой социальной базе (не исключая «класс собственников») и откладывания реализации социальной программы до окончания реконструкции. Польского государства.

В феврале 1881 года царская полиция разогнала Варшавскую организацию Польской социалистической коммуны. Зигмунту удалось избежать ареста. Он нашел убежище во Львове и продолжил свою политическую деятельность в Галиции. Он начал сотрудничать со сторонниками социализма среди студентов Львовских университетов (университета и политехнического института), а также Сельскохозяйственной академии в Дубланах. Свои первые политические статьи он опубликовал в социалистическом еженедельнике «Прака» («Работа»), издававшемся в столице Галиции.

Его деятельность на этом поприще была настолько динамичной, что уже в 1882 году его называли «одним из вождей львовского социализма». (Игнаций Дашинский). Это не ускользнуло от внимания австрийской полиции, которая в конце 1882 года провела многочисленные аресты львовских социалистических активистов.

10 мая 1883 года Балицкий был приговорен к четырем месяцам тюремного заключения по делу, возбужденному Национальным уголовным судом во Львове против всей галицкой социалистической организации. После отбытия наказания ему — формально подданному российского царя — грозила выдача российским властям. Он ждал своей участи под стражей в полиции во Львове. Его побег за границу, организованный местными социалистами, не увенчался успехом. [ 4 ]

Однако в конце концов губернатор Галиции граф Альфред Потоцкий решил не выдавать Балицкого. Решение было заменено депортацией из австрийского раздела и всей Австро-Венгерской монархии. К концу 1883 года Балицкий уехал из Галиции в Швейцарию.

Это тринадцатилетнее пребывание в гельветской стране (сначала в Цюрихе, а затем в Женеве) было временем напряженной политической и научной деятельности Балицкого.

Он приехал в Швейцарию как социалист. В Женеве он познакомился с старейшиной польского («независимого») социализма Болеславом Лимановским. Так он стал активным членом Социалистического объединения «Польский народ» [Люд Польский], основанного в 1881 году Лимановским в Париже.

Параллельно с этим Балицкий развивал свои научные интересы в Швейцарии. В то время он сосредоточился на совершенно новых областях знаний той эпохи: социологии и социальной психологии.

В 1896 году на основе диссертации «L'Etat, comme Organization coercitive de la societe politique» (Государство как принудительная организация политического общества) Балицкий получил степень доктора права в Женевском университете. [ 5 ] Еще до получения докторской степени он публиковал трактаты по социологии политики в международной научной прессе. В 1895 году «Международный журнал социологии» опубликовал его статью «Спонтанная организация гражданского общества». [ 4 ]

Мерой признания Балицкого как ученого стало его назначение членом-корреспондентом Международного социологического института (Международного социологического института) в Париже после получения докторской степени.

В начале его пребывания в Швейцарии вопрос о его членстве в масонстве широко обсуждался среди его друзей и политических соратников. Б. не отрицал своего членства в одной из женевских масонских лож. Он рассматривал это, как позже сообщил Владислав Яблоновский, чисто проформу, как условие для более быстрого получения швейцарского гражданства. Это, в свою очередь, было предпосылкой для осуществления научной деятельности, увенчанной докторской степенью.

Балицкий получил швейцарское гражданство в 1891 году. В начале этого года, 3 января 1891 года, он женился на Габриэле Ивановской, которая была на тринадцать лет моложе его. [ 6 ] изучавший ботанику в Женевском университете.

Материальное существование Балицкого в Швейцарии было трудным. В этом отношении они ничем не отличались от его «польских лет». Постоянной работы у него не было, и он зарабатывал на жизнь подработкой. Его талант рисовальщика позволил ему зарабатывать деньги, например, как автор иллюстраций к знаменитому «Атласу нормальной анатомии человека», изданному в 1891 году профессором Зигмунтом Ласковским, деканом медицинского факультета местного университета. .

Началом политического прорыва в его жизни стало знакомство в Швейцарии в 1886 году с полковником Зигмунтом Милковским (литературный псевдоним Теодор Томаш Еж), ветераном Январского восстания, связанным с демократическим крылом польской эмиграции. Балицкий полностью принял программу Милковского, изложенную в его брошюре 1887 года «Об активной обороне и национальной казне», вокруг которой был создан Польский союз во главе с Милковским. [ 4 ]

Не позднее 1888 года Балицкий уже был членом этой организации. В августе 1888 года он принял участие в съезде членов Польского союза в Хильфиконе близ Цюриха, где стал соавтором устава организации. Именно благодаря ему Балицкий Лимановский в то время вступил в Лигу Польши.

Его пребывание в Швейцарии не означало, что Балицкий разорвал контакты с Польшей. В 1886 году по заданию Милковского он отправился в Краков и Варшаву, где изучал возможности политической организации польской академической молодежи. В ходе этих встреч Балицкий предложил идею создания единой секретной организации для всех польских студентов, как обучающихся в университетах разделенной Польши, так и обучающихся за пределами польской территории.

Эта идея материализовалась 14 января 1887 года с созданием тайного Союза польской молодежи («Зет») в Кракове. Участие Балицкого в создании «Зета» было одним из крупнейших его достижений как политического деятеля. Через год после создания организации Балицкий, как представитель Польской лиги централизации, привел к формальному объединению «Зета» с Лигой.

Хотя Союз польской молодежи представлял собой «агломерат самых противоречивых элементов». (Стефан Жеромский), его можно рассматривать как настоящую кузницу кадров национально-демократического лагеря. Важнейшими пунктами политической программы «Зета» были «независимость Польши, освобождение и национализация народа». (Козицкий).

Организационная структура «Зета», основанная на трёх степенях посвящения («коллеги», «товарищи», «братья»), была работой Балицкого. Учитывая тот факт, что он примкнул к масонству, предполагалось, что структура секретности, присутствующая в масонстве ложи послужила прототипом.

Укрепление связей Балицкого с Польским союзом и его участие в создании и расширении «Зета» шло рука об руку с его политической деятельностью в других областях. В декабре 1891 года он был одним из основателей Союза польских эмигрантов, который опирался на традиции Польского демократического общества в изгнании.

В 1892 году Балицкий вступил в Иностранный союз польских социалистов (ЗЗСП), головную организацию Польской социалистической партии. В ЗЗСП он занимал должность казначея. Когда в 1894 году съезд ЗЗСП постановил, что ее члены не могут принадлежать к другим политическим организациям, Балицкий решил покинуть ее ряды. Таким образом, он разорвал свои последние организационные связи с социалистическим движением.

Однако дело было не только в форме. В 1895 году в прощальной статье, опубликованной в социалистическом «Пшедсвите», Балицкий объяснил, что причина его расставания с социализмом была идеологической. Свою полемику он адресовал пронезависимому направлению, представленному ППС, которое доминировало в польском социалистическом движении. Он обвинял ее в недооценке значения «права на параллелизм», которое, как он подчеркивал, означало необходимость соединения борьбы за социальные цели с борьбой за социализм. - означало необходимость сочетания борьбы за социальные и национальные цели. Балицкий находил неприемлемым и закрепленный в ППС взгляд на естественное руководство рабочих в борьбе за национальное освобождение.

В то же время Балицкий отвергал тезис, сформулированный Казимежем Келлесом-Краузом - главным создателем политической мысли независимого направления в польском социализме - о том, что борьба за независимость идет на пользу социализму, поскольку иго разделяющей власти делает невозможным быстро достичь социалистической системы. «А что, если бы это было так? Если бы иностранное правительство обеспечило все политические свободы, кроме национальных, перестало бы оно быть ярмом, продал бы тогда автор [Келлес – Крауц] личное и общественное достоинство пролетариата и независимость Польши за тридцать серебренников с партийной печатью?». [ 4 ]

Когда Балицкий писал эти слова, он уже принадлежал к Национальной лиге, созданной в 1893 году по инициативе Романа Дмовского, который сделал отечественных активистов, связанных с организацией Милковского, независимыми от швейцарской централизации Польской лиги. Правой рукой Дмовского в этом начинании был сам Балицкий.

Подробный проект «реформы Польского союза» был разработан Балицким и представлен Дмовскому в Швейцарии летом 1892 года. Все правила конспирации были соблюдены. План действий по созданию новой организации был записан Балицким «химическими чернилами на обратной стороне альбома с видами Версаля, который Дмовский забрал домой». (Козицкий).

Национальная лига была основана 1 апреля 1893 года в Варшаве и в первые годы своего существования действовала на основании статута, автором которого был Балицкий. Он не входил в высшие органы Национальной лиги до августа 1897 года. Второй съезд Национальной лиги Генеральный совет Национальной лиги, состоявшийся в Будапеште, избрал его членом Центрального комитета организации.

С момента создания Национальной лиги, что совпало с разрывом его связей с социалистическим движением, Балицкий стал все активнее участвовать в организационном и программном развитии зарождающегося Всепольского движения.

Выражением этой деятельности стало его участие в качестве представителя Национальной лиги в 11-й сессии Польского национального союза (ЗНП), крупнейшей польской организации в США, состоявшейся в Кливленде в сентябре 1895 года. Результатом прений ЗНП стало установление сотрудничества между Национальным казначейством в Рапперсвиле и Национальным казначейством в Милуоки. По инициативе Балицкого 19 сентября 1895 года в Чикаго был подписан «Акт о создании Национальной лиги в США».

В марте 1896 года Балицкий с женой поселились в Мюнхене. Оттуда он руководил реконструкцией структур «Зета», разгромленных в 1894 году после арестов царской полицией в связи с организацией ее членами демонстраций по случаю столетия восстания Костюшко. [ 4 ]

Благодаря стараниям Балицкого «Зет» возобновил свою деятельность в 1898 году. Этот так называемый второй «Зет» включал также польских студентов отечественных и зарубежных университетов и в своей программе определенно отражал общепольскую программу. В ее ряды больше не принимались люди с социалистическими симпатиями.

Пребывание Балицкого в Мюнхене продлилось менее двух лет. В начале 1898 года он вернулся в Польшу. Он поселился в Кракове, надеясь продолжить там свою научную карьеру. В 1903 году ему предложили кафедру (доцента) социологии в Ягеллонском университете. Однако предложение было связано с условием прекращения Балицкого политической деятельности. Однако он не хотел на это соглашаться. «Мысль о стуле он отложил до более спокойных времен, когда с его плеч будут сняты обязанности народного труда. Он не дожил до этого стула». (Мосдорф).

Попытка Балицкого найти работу в Ягеллонской библиотеке также не увенчалась успехом. Как пояснил ее директор Кароль Эстрайхер, претендент не соответствовал формальным требованиям (у него не было докторской степени ни в одном австрийском университете), и что еще хуже, «он имел мнение социалиста». Однако стоит отметить, что для польских консерваторов зарождающееся национально-демократическое движение также относилось к «крайним партиям».

В этой ситуации его основным источником дохода стали гонорары, полученные за журналистскую деятельность.

После прибытия в Краков Балицкий приступил к исполнению обязанностей комиссара Национальной лиги в Галиции. «Квартира Балицких в Кракове, в районе Дебники, на самом деле была вестибюлем храма Национальной демократии, и ее очарование было таково, что невозможно было повернуть назад на полпути. [...] Никто из активных участников движения не мог избегайте гостеприимного дома. Здесь он встретил и познакомился со всеми, кого хотел знать».

Вернувшись в Галичину, Балицкий не только занимался развитием структур национально-демократического движения в этой части разделенной Польши. Он также активно работал журналистом, например, в «Всепольском обозрении», которое издавалось во Львове с 1895 года. - главный печатный орган формирующегося лагеря.

Именно тогда он уточнял причины своего расставания с социализмом. В 1898 году на страницах издававшегося во Львове теоретического журнала Национальной лиги «Kwartalnik Naukowo - Polityczny i Spolecznego» («Ежеквартальный научный, политический и социальный») он опубликовал статью под названием «Критические замечания о современном социализме». Балицкий отвергал социалистический эгалитаризм, т.е. «стремление к максимально возможному равенству между людьми» и «равному распределению богатства». Как он указывал, «равенство в общественных отношениях само по себе еще не означает высокого уровня культуры и высоких социальных форм, что лучше всего доказывается первобытными обществами».

Балицкий также видел серьезные опасности в «правовом принуждении рационального государства», т. е. в этатизме, который был бы естественным следствием реализации социалистической программы. Он не соглашался приписывать всемогущему государству роль основного инструмента проведения «прогрессивных» социальных реформ. По мнению Балицкого, «государственная власть и следующее за ней юридическое принуждение играют часто дополняющую роль в общественной жизни [...] наблюдается недостаток спонтанной инициативы, сотрудничества и организации общества, отсутствие связи в коллективной деятельности и солидарность и сплоченность среди ее членов».

По мнению Балицкого, следствием реализации социалистического постулата национализации «средств производства» будет не освобождение рабочих, а создание «множества государственной бюрократии, наделенной огромной властью». Этот «новый привилегированный класс» будет править «массой государственных наемников, лишенных собственной организации, связанных друг с другом только центральными учреждениями и их филиалами».

Наконец, социализм был несовместим с программой национальной солидарности. В своей статье Балицкий отмечал, что «никто не сеет большего классового и партийного антагонизма, большей внутренней ненависти, чем те, кто выступает под лозунгом уничтожения антагонизмов и национальной розни. Желая организовать международную солидарность, они начинают с дезорганизации собственной нации». [ 4 ]

В том же тексте 1898 года Балицкий подчеркивал, что его расставание с социализмом не означало отказа от демократических традиций, которые были основой «всепольского» движения: «Ведь история — это не только классовая борьба, это еще и процесс прогрессивной социализации, который является выражением этого исторического течения, направлен на все большую социальную солидарность и в то же время выполняет чисто национальную роль».

В 1902 году была опубликована диссертация Балицкого. «Национальный эгоизм по отношению к этике». [ 5 ] Наряду с «Мыслями современного поляка» Романа Дмовского, опубликованными годом позже, и публицистикой Яна Людвика Поплавского, она оказала наибольшее влияние на формулирование основных элементов политической мысли «всепольщиков».

Главный тезис книги состоит в противопоставлении «идеальной этики» - т.е. стремлению к достижению индивидуального нравственного совершенства, утверждению всеобщего гуманизма и, наконец, политического альтруизма - «этике идей». Последнее определялось Балицким как «действительное благо конкретного общества, к которому принадлежит данный индивидуум». Так он видел переход к принципу национального эгоизма. Его принятие необходимо потому, что, как утверждал Балицкий. - «право на независимое существование принадлежит только нациям с сильной индивидуальностью, способным бороться и побеждать за это существование, способным противостоять силе силой, отомстить за причиненные обиды и обеспечить торжество справедливости».

«Национальная этика», очерченная таким образом Балицким, основывалась на фундаментальном убеждении, что нация «охватывает всю всеобъемлющую жизнь человека». Следовательно, поведение человека-гражданина должно «всегда и везде подчиняться одному, всеобщему и абсолютному закону социальной этики [этики идей]». Это включало в себя предписание подчинять действия человека в обществе «самоопределяющемуся национальному эгоизму».

Однако это не означало, что Балицкий перенес принципы дарвинизма («борьбы за существование») без каких-либо ограничений на социальную сферу и международные отношения. По общему признанию, как писал Балицкий, «нация, как живой организм, имеет моральное право расти не только за счет пассивных, бездумных и социально бесформенных элементов, но даже за счет других наций», добавил он сразу: однако с оговоркой: «пока этот рост будет естественным, а не основанным на грубой силе, принуждении и исключительных законах».

Балицкий подчеркивал в своем трактате, что «поднятая до достоинства этического знамени, нация не становится тем самым целью, способной на все средства освящения; она составляет лишь совесть человеческого гражданина». Основной целью политики «национального эгоизма» было стремление к величию нации. Однако эта цель, подчеркивал он, не освящала средства, поскольку на карту было поставлено, прежде всего, духовное измерение свободы: «Нация, духовно великая, великая в силе самоопределяющегося эгоизма, не смирится себя к злоупотреблениям и нарушениям, поскольку высоко ценит свое достоинство, питает уважение к собственной культуре и почитает свое знамя, которое, как солдат, оно не запятнает убийствами или скрытными убийствами».

В его словах перекликается наследие политической мысли польского романтизма. В них можно увидеть то, что другой активист национально-демократического движения назвал «синтезом романтической и позитивистской мысли». От романтизма мысль движения взяла «определение дальнейших целей» и «концепцию нации и культ национального чувства», а от позитивизма — «пристальное рассмотрение условий времени и места». (Козицкий). [ 4 ]

Сочетание этих двух традиций политического мышления можно увидеть и в описании Б. «солдата-гражданина» в «Эгоизме народовом вобеце этики». Здесь, как подчеркивал Балицкий, речь шла не о стимулировании «милитаристского духа», а, скорее, об обращении к «рыцарскому духу»: «искусство [войны] заключается не в убийстве, а в готовности идти на смерть» , отдать свою жизнь служению обществу».

По его концепции, солдат-гражданин, воспитанный в «национальной этике», должен был руководствоваться «не преимуществом силы, а преимуществом справедливости». Образцами для подражания здесь были, как подчеркнул Балицкий, участники всех польских национальных восстаний. - участники всех польских национальных восстаний. Их этос отражал то, что было самым важным для каждого солдата-гражданина, а именно, главенство духа: «Тот не солдат, который носит мундир и дубинку, а тот, кто имеет солдатский характер и солдатский дух. Эти качества могут быть в сочетании с любой профессией, любой должностью и любым видом работы [...]. В этом смысле солдат — лучший политик в стране, которой объявлена ​​борьба не на жизнь, а на смерть».

«Национальный эгоизм против этики» была самой известной публикацией Балицкого. Не только потому, что содержащиеся в нем идеи нашли одобрение и продолжателей в самом общепольском лагере. В 1905 году Роман Дмовский в своих «Основах национальной политики» упомянул о различии, проведенном Балицким между индивидуальной и коллективной этикой. Диссертация Балицкого приобрела дурную славу также благодаря полемистам из консервативных и католических кругов, критиковавшим это различие двух этических порядков как «чистейший шовинизм, пронизанный хакатизмом» (консерваторы) или неопопулизмом (неокатолики). (консерваторы) или неоязыческий, идолопоклоннический культ нации (католические публицисты).

Пребывание Балицкого в Кракове продолжалось до 1905 года. За это время он руководил развитием структур Национальной лиги в австрийском разделе, а также в Прусском округе (в Великой Польше и Верхней Силезии). Это также включало развитие структур «Зет», а также участие в политико-просветительской деятельности среди польского народа. Таков был характер учреждения Балицким крестьянских соколиных гнезд, а также деятельность Общества народной школы. Эта организация, основанная в Кракове в 1891 году, в начале 20 века перешла во владение Национальной лиги. Вклад Балицкого в это дело невозможно переоценить.

Балицкий также был покровителем других инициатив, направленных на расширение влияния национально-демократического движения. В этом контексте следует упомянуть Национальный союз помощи, основанный в Кракове в 1902 году, благотворительную организацию, связанную с Национальной лигой, которая оказывала материальную помощь политическим беженцам из двух других разделов.

В 1903 по его инициативе в Кракове было основано Общество развития общественных наук. Его основной целью было предоставление образования по политическим и социальным вопросам, но он также был задуман как место для обмена идеями между все еще сильно конфликтующими «всепольскими» и краковскими консерваторами.

Политический прорыв 1905 года, вызванный поражением России в войне с Японией и началом революции в Романовской империи, а также тот факт, что наиболее развитые структуры национально-демократического движения существовали в Царстве Польском, заставили ее руководство пошевелиться. его основная деятельность связана с русским разделом. Это послужило причиной решения Балицкого переехать (вместе с женой) в Варшаву.

После 1905 года руководство повседневной деятельностью Национально-демократической партии перешло в руки Романа Дмовского. Будучи членом руководящих органов партии и Национальной лиги до начала Первой мировой войны, Балицкий сосредоточился в первую очередь на журналистской и писательской деятельности. [ 4 ]

В январе 1908 года по инициативе Балицкого в Варшаве было создано Przegląd Narodowy («Национальное обозрение»), пришедшее на смену закрытому в 1905 году Przegląd Wszechpolski («Всепольское обозрение») как важнейший печатный орган национально-демократического движения. . Балицкий стал главным редактором нового ежемесячного журнала. Как вспоминал годы спустя Зигмунт Василевский: «Ежемесячник как центральная лаборатория руководящей мысли для такого буйно расширяющегося движения был незаменим. Балицкий был идеальным менеджером для такой работы: социолог, психолог, превосходный публицист, организатор, одаренный необыкновенным воображением. для машины жизни и в то же время как художник, одаренный эстетическим чувством, столь необходимым в каждой работе».

Будучи редактором National Review, Балицкий собрал вокруг журнала необычайную группу авторов. Несмотря на то, что профиль этого журнала был явно политическим, его публиковали люди, не связанные с текущей политической деятельностью, такие как Игнаций Хшановский, Ян Кароль Кохановский, Ян Кухаржевский, Владислав Конопчинский или Адам Шелонговский.

В период с 1908 по 1910 год Балицкий также сотрудничал с национально-демократическими газетами, издававшимися в Варшаве: «Głos Warszawski» («Голос Варшавы») и «Gazeta Warszawska» («Варшавская ежедневная газета»). В последнем он взял на себя руководство общественно-политическим разделом, который был ключевым для профиля газеты.

Его публицистика 1905-1914 годов отразила основные направления политических споров, в которых участвовало национально-демократическое движение в последние годы перед началом Первой мировой войны. В данном случае речь шла об определении отношений с консерватизмом и социализмом, а также имевшей далеко идущие последствия для организационного единства общепольского лагеря дискуссии о том, кто будет главным врагом и потенциальным союзником польское дело во время предстоящего столкновения великих держав.

Последний вопрос вызвал больше всего политических эмоций, а также антигерманский вариант, описанный Дмовским в «Niemiec, Rosji i kwestii polskiej» («Германия, Россия и польский вопрос»). Антигерманский вариант, описанный Дмовским в «Германии, России и польском вопросе» (1908) (что означало «ориентацию на Антанту», представителем которой в нашей части Европы была Россия), стал причиной ряда отделений внутри Национально-демократическое движение в 1907–1911 гг. Самым болезненным для Балицкого стал уход «Зета» и галицкого отделения Демократической и национальной партии, то есть организаций, соучредителем и руководителем которых он некоторое время был.

Сепаратисты обвинили «линию Дмовского» в пророссийской направленности. В этом ориентационном споре Балицкий последовательно занимал позицию поддержки лидера Национал-демократической партии. Как и Дмовский, он отделял свою личную антипатию к русским и их культуре от политических выгод для польского дела, которые можно было получить от присоединения к Антанте против немецкого экспансионизма.

Еще на страницах «Всепольского обозрения» в 1896 году Балицкий писал: «Мы принадлежим Западу по истории, традициям и культуре, поэтому гниющее влияние восточного ветра угрожает нам дважды: нашему национальному и цивилизационному будущему». По мнению Балицкого, основная ошибка, которую допустили консервативно-лоялисты по отношению к России после 1864 г., заключалась в переоценке значения для польского дела внутренних различий в политических настроениях среди русских. "Различия во взглядах касаются только средств морального завоевания и соуса, под которым нас будут есть. На самом деле разницы нет", - подчеркнул Балицкий, - между россиянами, безоговорочно преданными идее построения "царскославской" империи, и русскими революционерами. : "все они в одном - русификаторы на нашей земле и никогда не относятся к нам как к равной нации".

Однако рубеж 1905 года — ослабление России, вступление царской империи на путь построения конституционной монархии в сочетании с усиливающейся экспансией Германии — создал новую политическую ситуацию.

В 1908 году в «Пшеглоде Народовом» Балицкий утверждал, что «Россия ослабла внутри и снаружи и перестала играть роль оси, вокруг которой несколько лет назад вращалась международная политика». В той же статье («Ввиду новой ситуации») он указывал, что «в России после недавних событий все старые планы по ренационализации поляков окончательно обанкротились. Германия готова и дальше расширять свои Польские владения, а со старыми Россия справиться не может».

На фоне слабеющей России возрастающая экспансионистская мощь Германского рейха была тем более очевидна, проявляясь, по мнению Балицкого, в немецких «расовых инстинктах, чрезмерном милитаризме на суше и на море, перенаселении, ищущем выхода, экономическом положении требующие постоянно новых рынков, внутриполитических соображений» и «личных качеств монарха [немецкого императора и короля Пруссии Вильгельма II]». Вывод, который Балицкий сделал из этой гипотезы в 1908 году, был таков: «Государство Гогенцоллернов готовится к новому [крови] пролитию и то по всей линии востока и юго-востока от Балтики до Константинополя».

В последние годы перед началом Великой войны Балицкий продолжал «рассчитываться» с социализмом. На этот раз он сослался на свои интересы в социальной психологии, заявив в 1912 году на страницах «National Review», что социализм следует рассматривать как «симптом социальной патологии и психопатии» с двумя доминирующими типами поведения: «революционно-шпионским» и «революционно-шпионским» и «симптомом социальной патологии и психопатии». революционер-бандит».

Тремя годами ранее на страницах редактируемого им ежемесячного журнала Балицкий писал о «социалистической подготовке», которая «ломает в нас характеры и людей, вырождает их, делает непригодными для плодотворной гражданской работы». Не менее вредной была социалистическая «идея реформирования семьи, брака и половой жизни».

В его политических трудах, как и у других ведущих представителей национально-демократического движения, не было недостатка в резких нападках на представителей польского консерватизма начала ХХ века. Он обвинил их в отказе от дела независимости Польши, социальном эгоизме и «пассивном привязанности к прошлому».

Однако если прочитать его публицистику с 1905 по 1914 год, то становится ясно, что речь идет скорее о нападках на консерваторов, чем на консерватизм. Политическая мысль Балицкого (как и Дмовского в то же время) выявила множество точек соприкосновения с консервативной мыслью.

Именно так следует понимать термин «национальный консерватизм», использованный Балицким. Представленное им определение нации, лишенное этнического подтекста и подчеркивающее вместо этого культурный мотив, также было близко к консерватизму. В упомянутой выше полемике с Казимежем Келлесом-Краузом: «национальное единство — это не какая-либо тактика, это даже не программа и не политический признак, а простой социологический факт, который можно не понимать, но который не перестает быть фактом именно поэтому. Это не какой-то синтез противоречивых классовых интересов, а отдельная, несоизмеримая с ними сфера жизни, охватывающая язык (во всяком случае, не всегда), литературу, искусство, обычаи, национальный характер, одним словом, культуру. в самом широком смысле».

С этой точки зрения нация ничем не отличалась от так акцентированных в консервативной мысли «органических образований», ставших результатом длительного развития. Перспективу сближения с консервативной мыслью открыло и заявление Балицкого 1909 года о том, что «государство возникло раньше, чем нация».

Можно сказать, что в этом Балицкий придерживался доминирующего в национально-демократическом движении взгляда на взаимоотношения государства и нации. Аналогичный подход к этому вопросу был принят Дмовским в «Основах польской политики» (1905), написавшим, что «нация есть продукт государственного существования». В политической мысли общепольского лагеря категории «нация» и «государство» воспринимались не как противоречащие, а как дополняющие друг друга. Без собственного сильного государства нация никогда не сможет достичь полного развития. [ 4 ]

Отказ от социалистического эгалитаризма и признание Балицким существования естественной иерархии внутри нации были еще одним общим элементом консервативной мысли. В 1908 году он писал о необходимости «компетентной аристократии» в стране. С другой стороны, «ведущий слой» описывали краковские «станьчицы». (Шуйский). Балицкий отметил, что важнейшей задачей этой национальной элиты было руководство «гражданством народа». В то же время он подчеркнул, что "любое понятие демократии, не основанное на принципе компетентности и талантов тех, кто оказывает влияние и удерживает власть, является простым злоупотреблением этим термином".

В 1905 году Балицкий подчеркивал, что польская нация, лишенная государства, «депортированная, уничтоженная, дезорганизованная и даже полностью истребленная механически и духовно», естественно, «должна была быть консервативной». Однако в начале ХХ века, - подчеркивал Балицкий, - дело в том, что этот консерватизм должен быть "творческим". В этом контексте он указывал на необходимость синтеза консервативности и «реального прогресса», поскольку «консервативность и творчество в жизни нации теснейшим образом связаны, они пронизывают друг друга так, что их невозможно разделить без значительный ущерб самой его жизнеспособности».

Как и Дмовский в то время, Балицкий также указал на две модели для подражания: Англию и Японию. Первая «за всю свою историю ни разу не нарушила ни своей организации, ни принципов своей политической системы, а продолжала развивать их органично, никому не подражая». Последний, напротив, сумел соединить модернизацию в сфере материальной цивилизации с «непоколебимой традиционной национальной организацией, верованиями, обычаями и ядром форм ее существования».

Его указание на культуру как на фундаментальный связующий элемент и определяющий фактор принадлежности к польской национальной общине означало, по его мнению, что у еврейского населения не было шансов ассимилироваться с польской нацией. Евреи, как писал Балицкий в 1912 году в журнале National Review, представляют собой сообщество, «плотно замкнутое в своей духовности, слишком кристаллизованное столетиями однобокой и исключительной жизни».

Антисемитизм Балицкого, как и антисемитизм других творцов политической мысли его лагеря, носил культурно-экономический, а не биологический характер. Слово «раса», использованное в его публичных трудах, имело не биологический оттенок, а социологический и культурный (аналогично термину «британская раса», использовавшемуся в то же время в Британии).

Балицкий определял свое отношение к евреям как результат «объективных» факторов, а не как результат поддачи «темному антисемитизму» или «расовой ненависти». Помимо упомянутого выше наблюдения об отсутствии шансов для ассимиляции евреев в польскую культуру (он даже указывал на опасность обратного процесса), имелся и фактор в виде сотрудничества еврейского населения с разделом власти и экономической активности евреев, что было препятствием для развития польской экономической жизни.

В 1912 году в «National Review», во время объявленного «Национальной демократией» бойкота еврейской торговли, Балицкий писал о необходимости «поддерживать свое собственное национальное производство, покупая только у своего народа, покупая землю и не продавая ее иностранцам, защита национального языка и обычаев, противодействие иностранному влиянию в общественном мнении».

Его публицистика, не избежавшая острых и полемических столкновений, не принесла ему репрессий со стороны разделительной власти. Однако они были вызваны статьей, которую он опубликовал в 1908 году на страницах National Review под названием «Программа Шимона Конарского», в которой упоминался эмиссар Towarzystwo Demokratyczne Polski (Польского демократического общества) и основатель подпольной сети в «Польском демократическом обществе». разделенные территории» в 1830-х годах.

За эту публикацию Балицкий был приговорен российским судом к году лишения свободы. Он начал отбывать наказание в феврале 1910 года во Влоцлавеке. В конечном итоге он не отбыл и половины срока наказания. Он вышел из тюрьмы в конце июня того же года. Условия одиночного заключения не были слишком суровыми. Как он писал Зигмунту Василевскому вскоре после освобождения: «В моем теле, потому что хорошая гигиена с ежедневной рубкой дров, гимнастикой, ритмичным дыханием и т. д., я чувствовал себя так, как будто я вышел из санатория; в моем уме, потому что я написал половину приличную научную диссертацию на тему «Социальная психология познания». На мой взгляд, потому что я написал половину приличной научной диссертации под названием «Социальная психология познания. Теория полезности и ценности». Эта диссертация появилась в печати в 1912 году под названием «Социальная психология. Акты познания».

В октябре 1913 года Балицкий уехал в Петербург корреспондентом «Варшавской газеты». Он прибыл в российскую столицу один. В то время он уже был разлучен со своей женой Габриэлой Балицкой (членом «Зета» и «Национальной лиги»). Он приехал в город на Неве с подорванным здоровьем. Несмотря на физическую активность (Балицкий, помимо прочего, был членом Варшавского общества гребцов), его утомление политической деятельностью и ишемическая болезнь сердца становились все более очевидными.

Начало Великой войны застало Балицкого у Невы. 25 ноября 1914 года он стал членом Польского национального комитета (КНП), созданного в Варшаве, а затем переведенного в Петроград под руководством Романа Дмовского. Публиковался на страницах «Sprawa Polska» («Польский выпуск») — еженедельника, основанного Дмовским, печатного органа КНП.

Последней политической инициативой, к которой подключился Балицкий, была его идея создать польские военные формирования при русской армии. Дмовский был гораздо более скептически настроен в этом вопросе, сомневаясь в независимости таких частей (в случае их создания) и поэтому не видя в этом начинании особой политической выгоды для польского дела.

Однако в конечном итоге КНП поддержала концепцию Балицкого. В январе 1915 г. под эгидой КНП был создан Оргкомитет Польских легионов. Балицкий присоединился к нему в качестве руководителя отдела набора персонала. Предполагалось, что ряды Легионов пополнят от 200 000 до 300 000 добровольцев. К ним присоединилось менее тысячи человек (так называемый Легион Пулавского, состоящий из 900 солдат). Мало того, что среди поляков отсутствовал энтузиазм по поводу этой идеи, так еще и фактический саботаж всей кампании со стороны российских властей сыграл свою (негативную) роль. Эта неудача, безусловно, стала большим ударом для Балицкого как автора всей концепции и руководителя отдела комплектования Оргкомитета Польских легионов. Это также способствовало ослаблению его позиций в самом национально-демократическом лагере.

После отъезда Дмовского из России в ноябре 1915 года Балицкий, как могло показаться, стал естественным лидером национальной демократии в России. Однако этого не произошло.

В начале 1916 года ближайшие соратники Балицкого заметили ухудшение его настроения и апатию, проявившуюся в уклонении от политической деятельности. Это, несомненно, было вызвано сочетанием нескольких факторов: проблемами в личной жизни (разлука с женой), растущей ишемической болезнью сердца и провалом идеи формирования Польских легионов в России.

Балицкий умер в Петрограде 12 сентября 1916 года. Через три дня его похоронили в склепе католической церкви Вознесения, стоявшей на одном из католических кладбищ города. В 1920 году большевистские власти распорядились вынести из церкви все гробы, подлежащие уничтожению, а захороненные в них тела положить (вернее, сбросить) в братскую могилу на Успенском православном кладбище.

Работает

[ редактировать ]
  • Гедонизм как отправная точка этики (1900 г.)
  • Национальный эгоизм и этика (1903)
  • Методы общественных наук и их развитие в XIX веке (1903 г.)
  • Парламентаризм: социологический очерк, том 1–2 (1900, 1906)
  • Социальная психология: познавательная деятельность (1912)
  • Из эпохи прорыва национальной мысли (1916 г.)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Гжегож Чайка (2010). Зигмунт Балицкий как идеолог польской национальной мысли (PDF) (Диссертация) (на польском языке). Краков: Ягеллонский университет . стр. 8–15/104.
  2. ^ Норман Дэвис (24 февраля 2005 г.). Россия (предпросмотр книг Google) . Издательство Оксфордского университета. п. 64. ИСБН  978-0-19-925340-1 . Проверено 19 августа 2014 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  3. ^ Вырва, Ульрих. «Антисемитизм в Европе (1879–1914): направления исследования, концепция и цели исследовательского семинара в центре исследований антисемитизма». Анналы Бухарестского университета / Серия «Политология» 13.1 (2011): 3–17.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кухарчик, Гжегож (2020). Кавенцкий, Кшиштоф (ред.). Зигмунт Балицкий . ISBN  9788395989926 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  5. ^ Jump up to: а б Портер 1992, 640.
  6. ^ Криз, Мэри РС (2015). Дамы в лаборатории IV: Женщины императорской России в науке, 1800–1900: обзор их вклада в исследования . Роуман и Литтлфилд. стр. 115–116. ISBN  9781442247420 . Проверено 20 августа 2018 г.
  • Буллен, Роджер Дж.; фон Страндманн, Хартмут Погге; Полонский А.Б., ред. (1984). Идеи в политику: аспекты европейской истории, 1880–1950 гг . Лондон: Тейлор и Фрэнсис . ISBN  0-7099-0696-Х .
  • Портер, Брайан А. (зима 1992 г.). «Кто такой поляк и где находится Польша? Территория и нация в риторике польской национальной демократии до 1905 года». Славянское обозрение . 51 (4): 639–53. дои : 10.2307/2500129 . JSTOR   2500129 . S2CID   159482423 .
  • Давидович, Анета (2006). Зигмунт Балицкий (1858–1916): активист и теоретик польского национализма . Краков: Номос. ISBN  83-60490-12-0 .
  • Гротт, Богумил (1995). Зигмунт Балицкий — идеолог национальной демократии . Краков: Аркана. ISBN  83-86225-90-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 68780523047a8c1b500a392789d768e5__1697139660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/e5/68780523047a8c1b500a392789d768e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zygmunt Balicki - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)