Франц Ксавьер Дорш
Франц Ксавьер Дорш | |
---|---|
Руководитель организации Тодт | |
В офисе 14 апреля 1944 г. - 8 мая 1945 г. | |
Предшественник | Альберт Шпеер |
Преемник | Должность упразднена |
Личные данные | |
Рожденный | 28 декабря 1899 г. Иллертиссен , Германская империя |
Умер | 8 ноября 1986 г. Мюнхен , Западная Германия | ( 86 лет
Национальность | немецкий |
Занятие | Инженер-строитель |
Известный | Основатель Dorsch Consult / Dorsch Group |
Награды | Орден Крови Золотой партийный значок Рыцарский крест Креста военных заслуг с мечами [1] |
Военная служба | |
Верность | Германская империя |
Филиал/служба | Императорская немецкая армия |
Лет службы | 1917–1919 |
Классифицировать | Сержант |
Битвы/войны | Первая мировая война |
Франц Ксавер Дорш (24 декабря 1899 - 8 ноября 1986) был немецким инженером-строителем , который стал главным инженером Организации Тодта (ОТ), группы гражданских и военных инженеров в нацистской Германии , которая отвечала за огромный спектр инженерных проектов в дома и на территориях, оккупированных немцами во время Второй мировой войны. Он играл ведущую роль во многих крупнейших инженерных проектах Третьего рейха , включая строительство Линии Зигфрида (Западный вал), Атлантического вала и множества других укреплений в Германии и оккупированной Европе. После войны он основал в Висбадене консалтинговую инжиниринговую компанию Dorsch Consult .
Жизнь
[ редактировать ]Дорш родился в Иллертиссене в регионе Альгой в Баварии . Он служил в немецкой армии во время Первой мировой войны с 1 июня 1917 года по 2 января 1919 года, оставив его в звании сержанта. После демобилизации он вступил в военизированный Freikorps и участвовал в разгроме Баварской Советской Республики в мае 1919 года. Позже в том же году он поступил на факультет гражданского строительства в Высшую техническую школу Штутгарта, ныне Штутгартский университет , и получил квалификацию архитектора в 1928 год. [2] С 1929 по 1933 год он работал с Фрицем Тодтом , позже ставшим основателем Организации Тодта, в мюнхенской инженерной фирме Sager und Wörner. [3]
Оба мужчины были ранними сторонниками Адольфа Гитлера . Дорш присоединился к зарождающейся нацистской партии и ее военизированному крылу Sturmabteilung в 1922 году и участвовал в неудачном Пивном путче 8–9 ноября 1923 года. Позже он получил право носить Золотой партийный значок и Орден крови нацистской партии. в знак признания его ранней службы. [1] В июле 1933 года Гитлер назначил Тодта Генеральным инспектором немецких дорог («Генеральный инспектор немецких дорог»), которому было поручено строительство немецкой сети автобанов . [4] Тодт нанял Дорша в качестве своего заместителя и Лейтера (руководителя) офиса OT Zentrale в Берлине , работающего над проектом автобана. [3] В 1938 году Дорш сыграл ведущую роль в строительстве Линии Зигфрида (известной по-немецки как Западный вал ), обширной оборонительной системы, простирающейся более чем на 630 километров (390 миль) вдоль западных границ Германии от Нидерландов до Швейцарии. [5]
С декабря 1941 года он руководил строительством Атлантического вала вдоль западного побережья оккупированной Европы, хотя его работа подверглась критике со стороны военных за игнорирование вклада армии и флота. [6] 8 февраля 1942 года Фриц Тодт погиб в авиакатастрофе. Его заменил Альберт Шпеер , главный архитектор Гитлера. Шпеер сохранил полный контроль над ОТ в качестве министра вооружений и военного производства, но дал Доршу полномочия управлять им по своему усмотрению, фактически сделав его оперативным руководителем ОТ. [7] Дорш был награжден Рыцарским крестом Креста военных заслуг с мечами. В знак признания его заслуг 13 мая 1943 года [1]
Однако отношения между Шпеером и Доршем были натянутыми. Главным яблоком раздора был тот факт, что ОТ отвечала только за строительные проекты за пределами Рейха . Теперь его все чаще использовали для строительных работ внутри страны, и ему необходимо было контролировать отечественную строительную отрасль. Дорш и Шпеер вели ожесточенную борьбу по этому поводу, при этом Дорш требовал, чтобы на него возложили ответственность за всю строительную деятельность внутри Рейха , чтобы новые проекты могли управляться ОТ. [8] Дорш был тайным союзником заклятого врага Шпеера, Мартина Бормана , который завербовал его в качестве агента Parteikanzlei (головного офиса нацистской партии) для шпионажа за Шпеером; [9] как позже выразился Шпеер, Дорш заставил его чувствовать себя «неуверенно в своем собственном министерстве». [10] Весной 1944 года Дорш инициировал попытку свергнуть Шпеера; хотя он и не увенчался успехом, позиции Шпеера были серьезно ослаблены. [11] Шпеер охарактеризовал клику, возглавляемую Доршем, как « камарилью ». [12]
Гитлер отнял командование ОТ у Шпеера и передал его Доршу 14 апреля 1944 года. [13] [12] : 455–456 Доршу было предложено представить предложения по схеме, против которой решительно выступал Шпеер, по переводу немецких промышленных предприятий в «бетонные заводы» или подземные сооружения для защиты их от бомбардировок союзников. Герман Геринг , рейхсминистр авиации , также приказал Доршу заняться строительством подземных авиационных ангаров для Люфтваффе . [14] Дорш был назначен руководителем строительного управления министерства вооружений и занимал должность заместителя министра в качестве генерального комиссара по вопросам строительной промышленности, а также сохранил свой существующий пост главы OT. Таким образом, он отвечал практически за все строительные проекты Третьего рейха в последний год войны. [8] Директива Гитлера о строительстве бомбобезопасных заводов дала Доршу необходимые ему полномочия, чтобы взять под контроль всю немецкую строительную промышленность, и к сентябрю 1944 года он контролировал рабочую силу в 780 000 человек, в основном подневольных рабочих из-за границы, которые занимались строительными проектами на территории Рейха . [8]
Дорш избежал судебного преследования после войны [15] и был уполномочен Армией Соединенных Штатов написать 1000-страничное исследование Организации Тодта, которое было опубликовано в 1947 году. [16] В 1950 году он основал компанию Reg.Baumeister Xaver Dorsch, Ingenieurbüro. [17] которая стала консалтинговой инжиниринговой компанией Dorsch Consult в 1951 году и Dorsch Gruppe в 2006 году. [18] В настоящее время в компании работает 1600 человек, и она является крупнейшей независимой компанией по планированию и консалтингу в Германии. [19]
Дорш умер в Мюнхене 8 ноября 1986 года. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Патцвалл, Клаус Д. (1984). Кавалеры Рыцарского креста Креста военных заслуг 1942–1945 годов: документация в словах и картинках . Гамбург: Verlag Militaria-Archiv KD Patzwall. п. 38.
- ^ Зайдлер, Франц Вильгельм (1987). Организация Тодта: Строительство государства и Вермахта, 1938–1945 гг . Бернард и Грефе. п. 17. ISBN 978-3-7637-5842-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Инженер возвращается... и рождается музей», После битвы 57:49-53.
- ^ Стивенсон, Чарльз (2006). Нормандские острова 1941-45: неприступная крепость Гитлера . Издательство Оспри. п. 16. ISBN 978-1-84176-921-9 .
- ^ Патцвалл, с. 39
- ^ Сондерс, Энтони (2001). Атлантическая стена Гитлера . Саттон. п. 9. ISBN 978-0-7509-2544-0 .
- ^ Гутман, Изобель (1994). Энциклопедия Холокоста: Том 2 . Справочник библиотеки Макмиллана, США. п. 1095 . ISBN 978-0-02-896090-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мюллер, Рольф-Дитер (2003). «Альберт Шпеер и политика вооружений в тотальной войне». Германия и Вторая мировая война: организация и мобилизация немецкой сферы власти . Том. 5. Издательство Оксфордского университета. стр. 389, 487–9. ISBN 978-0-19-820873-0 .
- ^ Орлоу, Дитрих (1973). История нацистской партии: 1933-1945 гг . Издательство Питтсбургского университета. п. 460. ИСБН 978-0-8229-3253-6 .
- ^ Тейлор, Блейн (2010). Инженеры Гитлера: Фриц Тодт и Альберт Шпеер — мастера-строители Третьего рейха . Издательство «Каземат». п. 200. ИСБН 978-1-932033-68-7 .
- ^ Межеевский, Альфред К. (1988). Крах немецкой военной экономики, 1944-1945: авиация союзников и немецкая национальная железная дорога . Книги прессы UNC. п. 16. ISBN 978-0-8078-1792-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Шпеер, Альберт (1995). Внутри Третьего Рейха . Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр. 444–447. ISBN 9781842127353 .
- ^ Тейлор, с. 213
- ^ Рейтер, Клаус (1998). Фау-2 и немецкая, российская и американская ракетная программа . Немецко-канадский музей прикладной истории. п. 100. ИСБН 978-1-894643-05-4 .
- ^ Познер, Джеральд Л. (1991). Дети Гитлера: сыновья и дочери лидеров Третьего рейха рассказывают о своих отцах и о себе . Случайный дом. п. 81 . ISBN 978-0-394-58299-3 .
- ^ Дорш, Ксавер; Робинсон, Дж. Б.; Росс, ВФ (1947). Организация Тодт . Исторический отдел Европейского командования армии США, Отделение иностранных военных исследований.
- ^ Струте, Карл (1984). Кто есть кто в технологиях, Том 3 . «Кто есть кто» Международная красная серия. п. 2611. ИСБН 978-3-921220-36-8 .
- ^ «Хроника» . Дорш Группа. Архивировано из оригинала 26 мая 2011 г. Проверено 20 июня 2011 г.
- ^ "Компания" . Дорш Группа. Архивировано из оригинала 14 июня 2011 г. Проверено 20 июня 2011 г.
- 1899 рождений
- 1986 смертей
- Инженеры из Баварии
- немецкие инженеры-строители
- Персонал немецкой армии Первой мировой войны
- Нацисты, участвовавшие в Пивном путче
- Официальные лица нацистской Германии
- Люди из Иллертиссена
- Люди из Королевства Бавария
- Кавалеры Рыцарского креста Креста военных заслуг.
- Сотрудники штурмового отдела
- Выпускники Штутгартского университета