Русский резак Опыт (1806 г.)
Бой между русским кораблем «Опыт» и британским фрегатом HMS Salsette у берегов острова Нарген , 11 июня 1808 г., 1889 г., автор Леонид Демьянович Блинов (1868–93), в Государственном Центральном военно-морском музее, Санкт-Петербург.
| |
История | |
---|---|
Российская Империя | |
Имя | Opyt |
Строитель | I. V. Kurepanov, St Petersburg |
Заложен | 1805 |
Запущен | 9 октября [ OS 27 сентября] 1806 г. |
Захваченный | 23 июня [ OS 11 июня] 1808 г. |
Великобритания | |
Имя | ГМС Балтика |
Приобретенный | Взятием 23 июня [ OS 11 июня] 1808 г. |
Судьба | Продано 1810 г. |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Тонны нагрузки | 178 64 ⁄ 94 ( см (по расчёту) ) |
Длина | 65 футов 10 дюймов (20,1 м) (палуба) |
Луч | 25 футов 10 дюймов (7,9 м) |
Глубина захвата | 9 футов 4 дюйма (2,8 м) |
Движение | Плыть |
Дополнить | 53 |
Вооружение | 14 × 12-фунтовых карронад |
Русский катер «Опыт» (также «Апит» ; русский : Опыт – Опыт) был спущен на воду в 1806 году. Британский 44-пушечный фрегат HMS Salsette захватил «Опыт» в 1808 году на Балтике во время англо-русской войны (1807–1812) вслед за своим капитаном и командой . оказали героическое сопротивление. Адмиралтейство приняло его на вооружение как HMS Baltic . Некоторое время он служил в британском флоте под командованием вице-адмирала сэра Джеймса Сумареса на Балтике, прежде чем был продан в 1810 году.
Русский сервис
[ редактировать ]«Опыт» — специально построенный катер, курсировавший по Балтике в 1807 году. [ 2 ] 10 июня [ OS 28 мая] 1808 года она прибыла в Свеаборг из Кронштадта , чтобы присоединиться к дивизии под командованием капитана 2-го ранга Лодевейка ван Хейдена (который впоследствии стал русским адмиралом в битве при Наварине в 1827 году), чтобы помочь в оборона города. [ нужна ссылка ] 16 июня [ OS 4 июня] «Опыт» вышел в море вместе с военным шлюпом «Шарлотта», чтобы совершить круиз между Свеаборгом и Ханко . Во время этого круиза два судна разделились. Опыт вернулся в Свеаборг и был отправлен на поиски Шарлотты . [ 2 ] но прежде чем она смогла встретиться, она столкнулась с Сальсеттой .
Захватывать
[ редактировать ]23 июня [ OS 11 июня] 1808 года капитан Уолтер Батерст и Сальсетт преследовали русский военный шлюп до Ревеля и захватили галиот, частично нагруженный духами, стоявший на якоре на рейде. Когда Батерст выносил свой приз, он увидел русский катер у северной оконечности острова Нарген (ныне Найссаар). [ 3 ] который защищает Ревель с моря.
Сальсетт бросился в погоню, но вечером, когда ветер утих, катер убил . отойти в перестрелке одного из морских пехотинцев Сальсетты и использовал свои взмахи, чтобы Затем внезапный шквал позволил Сальсетте догнать катер. [ 3 ] Катер сдался после того, как фрегат произвел по нему два полных бортовых залпа. [ 2 ]
Катером назывался « Опыт» (он же «Апит» ) с экипажем из 61 человека под командованием лейтенанта Гавриила Невельского (также Новельского). [ а ]
Сделав для удовлетворения русской чести больше, чем того требовал разум, лейтенант Невельской сдал свой сильно поврежденный катер британскому командующему капитану Батерсту только для того, чтобы изумленный и восхищенный британский капитан вернул ему меч, который высадил его на берег вместе со своей выжившей командой. члены. [ 2 ]
Британцы обнаружили, что Опыт в тот день покинул Свеаборг, чтобы присоединиться к русскому шлюпу «Шарлотта» , который Сальсетт безуспешно преследовал . Батерст высадил выживших недалеко от Либавы (ныне Лиепая, Латвия).
Батерст сообщил, что «Опыту» было около двух лет, он «чрезвычайно хорошо оборудован и надежен во всем». [ 3 ] Саумарес распорядился приобрести катер для службы Его Величества и укомплектовал его «людьми, недавно обмененными из Копенгагена». [ 3 ]
Британская служба
[ редактировать ]Британцы приняли «Опыт» на вооружение как HMS Baltic и ввели его в эксплуатацию под командованием Эдварда Спаршотта . [ 1 ]
26 июля 1808 года «Балтик» , «Суперб » и «Манки» захватили Фальк и Клайн Вилоэльм . [ 4 ]
Позже Спаршот (28 апреля 1809 г.) получил звание лейтенанта за рвение в захвате 21 вражеского торгового судна на Балтике. [ 5 ] Одним из них был Эмануэль , взятый в плен 22 ноября 1808 года. [ 6 ] Четыре дня спустя Балтика была уже в поле зрения, когда Роуз захватила Дефенс , Анну Джоанну Магдалену и второго Эмануэля . [ 7 ] «Балтик» также был одним из нескольких судов, участвовавших в захвате Фалька и Клайн Вильгельма 31 августа. [ 8 ] Затем, 7 марта 1809 года, «Балтика» вместе со шлюпом «Рейнджер» захватила датские корабли «Магдалена» , «Болетта» , «Британия» , «Ден Годе Хенсайт» , «Вальхала» и «Кристина» . [ 9 ]
В это время Сумарес и британский флот блокировали Рогервик , где укрывался русский флот после того, как британские 74-пушечные корабли третьего ранга «Неумолимый» и «Кентавр» уничтожили русский 74-пушечный линейный корабль «Всеволод» . Первоначальная задача Балтики Неумолимый заключалась в высадке пленников, которых забрал у Всеволода .
Саумарес хотел атаковать флот и приказал «Балтику» и «Эребус» подготовить в качестве боевых кораблей . Однако, когда британцы обнаружили, что русские натянули цепь через вход в гавань, предотвращая атаку боевых кораблей, Сумарес отказался от этого плана; два судна вернулись к нормальной работе. [ 10 ]
Судьба
[ редактировать ]«Балтика» была погашена в апреле 1809 года и прошла ремонт в Плимуте. Адмиралтейство продало Балтику в 1810 году. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тредреа и Созаев дают дополнение как 53. [ 2 ] В бою катер потерял четырех человек убитыми и восемь ранеными (среди раненых был Невельской), прежде чем нанес удар . [ 3 ] Тредреа и Созаев называют потери двумя убитыми и 11 ранеными. Разница в количестве погибших между британскими и российскими подсчетами может отражать смертность от ран после боя. [ 2 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Уинфилд (2008) , с. 367.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тредреа и Созаев (2010) , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Военно-морская хроника , т. 20, стр.151
- ^ «№16392» . Лондонская газета . 31 июля 1810 г. с. 1148.
- ↑ Документы Палаты общин (1851 г.), том 32, стр.63.
- ^ «№16316» . Лондонская газета . 18 ноября 1809 г. с. 1855.
- ^ «№16273» . Лондонская газета . 8 июля 1809 г. с. 1071.
- ^ «№16390» . Лондонская газета . 24 июля 1810 г. с. 1104.
- ^ «№16318» . Лондонская газета . 25 ноября 1809 г. с. 1891.
- ^ Джеймс 1837 , стр. 16–17.
Ссылки
[ редактировать ]- Джеймс, Уильям (1837). Военно-морская история Великобритании, от объявления войны Францией в 1793 году до воцарения Георга IV . Том. 5. Р. Бентли.
- Тредреа, Джон; Созаев, Эдуард (2010). Русские военные корабли в эпоху парусного спорта 1696–1860 гг . Сифорт. ISBN 978-1-84832-058-1 .
- Фолькер, Тим (2008) Адмирал Сумарес против Наполеона: Балтика 1807–1812 гг . (Бойделл и Брюэр). ISBN 978-1-84383-431-1
- Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1793–1817: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Сифорт. ISBN 978-1-86176-246-7 .