Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном
Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (также известное как APTTA ) — это двустороннее торговое соглашение, подписанное в 2010 году Пакистаном и Афганистаном , которое призывает к большему упрощению перемещения товаров между двумя странами.
Фон
[ редактировать ]Соглашение 2010 года заменяет Соглашение о транзитной торговле с Афганистаном 1965 года, которое предоставило Афганистану право беспошлинно импортировать товары через пакистанские морские порты, в основном из Карачи . [1] Соглашение 1965 года не предлагало Пакистану взаимных прав на экспорт товаров в Советский Союз или в республики Центральной Азии после распада СССР. [2]
Торговля товарами, ввозимыми контрабандой в Пакистан, когда-то составляла основной источник доходов Афганистана. Официальные товары Пакистана, импортированные в Афганистан в соответствии с Соглашением о транзитной торговле с Афганистаном 1965 года, часто немедленно контрабандой переправлялись обратно в Пакистан через проницаемую границу , разделяющую две страны, часто с помощью коррумпированных чиновников. [3] Помимо незаконной перевозки товаров обратно в Пакистан, товары, заявленные как предназначенные для Афганистана, часто преждевременно выгружались из грузовиков и контрабандой ввозились на пакистанские рынки без уплаты необходимых пошлин. [4] [5] Это привело к созданию процветающего черного рынка , причем большая часть незаконной торговли велась открыто, как это было обычным явлением на в Пешаваре оживленном рынке Кархано , который широко считался базаром контрабандистов. [6] В Пакистане в 2003 году были ужесточены ограничения на виды товаров, разрешенных для беспошлинного транзита, а также были введены строгие меры и маркировка для предотвращения контрабанды. перенаправление товаров через Иран из Персидского залива значительно увеличилось, что привело к резкому сокращению контрабандных товаров на пакистанских рынках. Меры 2003 года привели к резкому сокращению числа незарегистрированных рабочих мест, связанных с транзитом и продажей контрабандных товаров; рабочие места и доходы от которых также способствовали развитию теневой экономики, часто переплетенной с наркокартелями, в обеих странах.
АТТА не предоставило Пакистану взаимных прав на экспорт товаров через территорию Афганистана в соседние страны. Попытки Пакистана получить доступ к рынкам Центральной Азии были сорваны политической нестабильностью в Афганистане , продолжавшейся с конца 1970-х годов. Поскольку Афганистан становился все более опасным как транзитный коридор, Китай, Пакистан, Казахстан и Кыргызстан в 1995 году разработали отдельный договор, получивший название « Четырехстороннее соглашение о транзитных перевозках » (QTTA), и подписали его в 2004 году. [7] Несмотря на подписание QTTA, весь потенциал соглашения так и не был реализован, в основном из-за плохих инфраструктурных связей между четырьмя странами.
Ратификация
[ редактировать ]Соединенные Штаты подчеркнули важность пересмотренного транзитного соглашения между Пакистаном и Афганистаном для возрождения торгового маршрута по древнему Шелковому пути между Южной Азией, Центральной Азией и Ближним Востоком. [8] В результате недостатков АТТА возникла необходимость в новом договоре между Афганистаном и Пакистаном, который позволил бы Афганистану получить доступ к индийским рынкам, а Пакистану – взаимный доступ к рынкам Центральной Азии через Афганистан, который к 2010 году был гораздо более стабильным, чем раньше. было в предыдущие 20 лет.
В июле 2010 года между Пакистаном и Афганистаном был достигнут Меморандум о взаимопонимании (МоВ) по афгано-пакистанскому соглашению о транзитной торговле (APTTA), соблюдение которого соблюдалось госсекретарем США Хиллари Клинтон . Два государства также подписали Меморандум о взаимопонимании по строительству железнодорожных путей в Афганистане для соединения с Пакистанскими железными дорогами (PR). [9] который разрабатывался как минимум с 2005 года. [10]
В октябре 2010 года знаковое соглашение APTTA было подписано министром торговли Пакистана Махдумом Амином Фахимом и Анваром уль-Хаком Ахади из Министерства торговли Афганистана . На церемонии присутствовал специальный представитель США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук , а также ряд иностранных послов, афганских парламентариев и высокопоставленных чиновников. [11]
Положения Соглашения 2010 года
[ редактировать ]Соглашение APTTA 2010 года позволяет обеим странам использовать аэропорты, железные дороги, дороги и порты друг друга для транзитной торговли по обозначенным транзитным коридорам. Соглашение не распространяется на автотранспортные средства из какой-либо третьей страны, будь то Индия или любая страна Центральной Азии. [12]
Афганские грузовики должны въезжать в Пакистан через пограничные переходы в Торхаме , Гулам-Хане и Чамане для транзита афганских товаров через территорию Пакистана, а также для импорта товаров из пакистанских портов в Карачи , порте Касим и Гвадаре . [13] Подписанное соглашение разрешает афганским грузовикам доступ к границе Вагах с Индией, где афганские товары будут перегружаться на индийские грузовики, но не разрешает загружать индийские товары на грузовики для транзита обратно в Афганистан. [14]
Соглашение APTTA позволяет афганским грузовикам перевозить экспортные товары в Индию через Пакистан до пункта пропуска Вагах . [4] [5] но не дает Афганистану права импортировать индийские товары через территорию Пакистана, [15] из-за опасений, что индийские товары окажутся на черном рынке Пакистана таким же образом, как это было принято в соответствии с Соглашением АТТА 1965 года. Вместо этого афганские грузовики, разгруженные в Ваге, могут вернуться в Афганистан, загруженные только пакистанскими, а не индийскими товарами. [16] в попытке предотвратить образование черного рынка индийских товаров в Пакистане.
Соглашение предоставило Пакистану доступ ко всем странам, граничащим с Афганистаном, с доступом к Ирану через границы Ислам-Кила и Зарандж , Узбекистану через границу Хайратан, Таджикистану через пограничные переходы Али-Ханум и Шер-Хан-Бандар и Туркменистану через пограничные переходы Акина и Торгунди. Пакистанскому импорту и экспорту предоставляется разрешение на въезд в Афганистан через пограничные переходы в Торхаме , Гулам-Хане и Чамане . [17]
APTTA призывает к принятию различных мер по борьбе с контрабандой беспошлинных товаров как в Пакистан, так и в Афганистан, предписывая: устройства отслеживания товаров, банковские гарантии и специальные лицензии таможенного перевозчика для транзитных грузовиков, системы слежения за транспортными средствами и залоговые депозиты за контейнеры. [18]
Орган по координации транзитной торговли между Афганистаном и Пакистаном (APTTCA) был создан для координации Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном, и проводятся его встречи. [19]
Проблемы
[ редактировать ]Реализация договора была непоследовательной: обе стороны жаловались на сохраняющиеся барьеры в торговле.
Из-за напряженности между правительством Хамида Карзая и Пакистаном , большая часть положений APTTA осталась неиспользованной после 2010 года. Пакистан является крупнейшим торговым партнером Афганистана. [20] Афганистан является четвертым по величине экспортным рынком Пакистана. Банковские контакты между двумя странами остаются недостаточно развитыми, хотя министр торговли Пакистана в 2015 году пообещал улучшить такие контакты. [20]
Афганистан жаловался, что меры безопасности по борьбе с контрабандой, согласованные в APTTA, являются ограничительными и непомерно дорогостоящими, а сборы за банковские гарантии чрезмерно высоки и требуют много времени и составляют от 100 000 до 150 000 пакистанских рупий на одного перевозчика. [21] Банки обеих стран также отказались предоставить такие гарантии, что еще больше задержало таможенное оформление. [22]
Необходимые системы слежения за грузовиками внедрены в Пакистане, а афганской стороне еще предстоит установить такие системы на свои грузовики. [23] Кроме того, надежность пакистанских и афганских грузовиков при передвижении по гористой местности в обеих странах была поставлена под сомнение, в то время как афганские грузовики часто въезжают на территорию Пакистана без необходимой страховки, тем самым нарушая условия APTTA. [24] Афганистан также еще не уведомил Пакистан о своих правилах таможенного транзита, требуемых в соответствии с APTTA, несмотря на неоднократные запросы Пакистана и заверения афганского правительства. [25]
Афганистан также отказывается предоставить Пакистану право импортировать и экспортировать товары из Центральной Азии через территорию Афганистана. Соглашение APTTA 2010 года разрешало экспорт афганских товаров в Индию через территорию Пакистана, но не разрешало, в свою очередь, экспортировать индийские товары в Афганистан через территорию Пакистана. [26]
Во время визита президента Афганистана Ашрафа Гани в Индию в апреле 2015 года он заявил: «Мы не обеспечим равный транзитный доступ в Центральную Азию для пакистанских грузовиков», если правительство Пакистана не включит Индию в Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 года, чтобы разрешить Индийские товары будут перевозить через территорию Пакистана [27] это прямо противоречит статье 5 Соглашения, которая прямо исключает индийский экспорт из Соглашения. [28] Пакистан отклонил призывы к включению Индии, поскольку подписанное Соглашение прямо лишает индийские товары права на транзит через Пакистан.
Хотя афганские импортеры и экспортеры имеют полный доступ к пакистанским морским портам в соответствии с APTTA, Афганистан утверждает, что пакистанские чиновники часто останавливают поставки и вызывают ненужные задержки. [29] особенно после нападения НАТО на Пакистан в 2011 году . В ноябре 2010 года два государства сформировали совместную торговую палату для расширения торговых отношений и решения проблем, с которыми сталкиваются трейдеры в этом и других отношениях. [4] [5]
Предлагаемое включение Таджикистана
[ редактировать ]В июле 2012 года Афганистан и Пакистан договорились продлить действие соглашения APTTA на Таджикистан, что станет первым шагом на пути создания торгового коридора Север-Юг. Предлагаемое соглашение предоставит Таджикистану возможность использовать пакистанские порты и границу Вагах для импорта и экспорта, в то время как Пакистану будут предоставлены права на транзит товаров через территорию Таджикистана в Кыргызстан и Узбекистан. [30]
В апреле 2015 года президент Афганистана Ашраф Гани заявил, что Таджикистан не может быть включен в торговое соглашение до тех пор, пока индийским товарам не будет предоставлено право экспортировать товары в Афганистан через территорию Пакистана. [27] что прямо противоречит статьям 5 и 52 подписанного Соглашения, которые конкретно запрещают индийским товарам и перевозчикам это право. [31] [32]
Альтернативный маршрут Пакистана в Среднюю Азию
[ редактировать ]В апреле 2015 года Китай и Пакистан договорились о строительстве различных инфраструктурных проектов стоимостью около 46 миллиардов долларов в рамках Китайско-Пакистанского экономического коридора . [33] Это часть амбициозной предложенной Китаем инициативы «Шелковый путь XXI века» . [34] В настоящее время строятся проекты, включающие систему автомагистралей и модернизированных дорог от пакистанских прибрежных городов Карачи и Гвадар до границы с Китаем и далее до Кашгара в китайской провинции Синьцзян . Из Кашгара улучшено транспортное сообщение с Кыргызстаном и Казахстаном, а сезонный автомобильный доступ в Таджикистан обеспечивается по Памирскому тракту . В настоящее время ведется модернизация дорожной сети Пакистана, которая к 2020 году позволит Пакистану получить доступ к этим государствам через Китай, а не через Афганистан.
Правительство Пакистана по-прежнему было разочаровано отказом Афганистана предоставить пакистанским товарам доступ на рынки Центральной Азии до тех пор, пока афганскому экспорту не будет предоставлен взаимный доступ на индийские рынки. Из-за этого разочарования и продолжающегося строительства дорог в Китай в рамках Китайско-Пакистанского экономического коридора правительство Пакистана в феврале 2016 года дало понять о своем намерении полностью обойти Афганистан в своем стремлении получить доступ к Центральной Азии, объявив о своем намерении возродить четырехстороннее транспортное сообщение. в Соглашении о транзите , чтобы государства Центральной Азии могли получить доступ к пакистанским портам через Кашгар вместо Афганистана, [35] тем самым позволяя республикам Центральной Азии получить доступ к глубоководным портам Пакистана, не полагаясь на политически нестабильный Афганистан в качестве транзитного коридора. Однако QTTA не позволит Пакистану получить доступ к Туркменистану и Ирану через территорию Афганистана, как это делает APTTA.
Сообщается, что в начале марта 2016 года афганское правительство согласилось на просьбу Пакистана использовать Афганистан в качестве коридора в Таджикистан, после того как отказалось от требований о взаимном доступе в Индию через Пакистан. [36] Ожидается, что пересмотренное соглашение о транзитной торговле будет подписано к апрелю 2016 года. [37]
Вывод войск из Афганистана
[ редактировать ]23 октября 2017 года президент Афганистана Ашраф Гани объявил, что «Срок действия торгового соглашения между Афганистаном и Пакистаном (APTA) истек». [38] и издал указ, запрещающий въезд пакистанских грузовиков в страну через пограничные переходы Торхам и Спин Болдак , TOLOnews . сообщает [39]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Седдон, Дэвид (2004). Политический и экономический словарь Ближнего Востока . Рутледж. п. 15. ISBN 978-1-85743-212-1 .
- ^ «Анализ торгового проекта USAID Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. Май 2014. с. 3 . Проверено 7 марта 2016 г.
«Договор признавал право Афганистана на доступ к морским портам Пакистана, но не касался доступа Пакистана в Центральную Азию через территорию Афганистана».
- ^ «Анализ торгового проекта USAID Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 3 . Проверено 7 марта 2016 г.
Заинтересованные стороны Пакистана по-прежнему придерживаются мнения, что расширение транзитного объекта в Афганистан использовалось для несанкционированной торговли, что наносило ущерб отечественной промышленности и приводило к потере доходов правительства Пакистана.
- ^ Jump up to: а б с Сиддики, Абдул Кадир (29 ноября 2010 г.). «Создана Афгано-Пакистанская торговая палата» . Паджвок Афганские новости. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 10 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Сиддики, Абдул Кадир (5 декабря 2010 г.). «Пакистан решит проблемы афганских торговцев» . Паджвок Афганские новости. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 10 декабря 2010 г.
- ^ «Бум контрабандистов в Пешаваре» . Институт освещения войны и мира. 21 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2016 г. Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «Торговля сухопутными путями» . Рассвет. 24 августа 2015 года . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Коалиция рассматривает «Шелковый путь» для стимулирования экономики Афганистана
- ^ Какар, Джавед Хамим (7 июля 2010 г.). «Пакистан и Афганистан подписали меморандум о взаимопонимании по железнодорожному сообщению» . Паджвок Афганские новости. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 12 июля 2010 г.
- ^ «Обсуждается пакистано-афганское автобусное и железнодорожное сообщение» . Паджвок Афганские новости. 2 июля 2005 г. Проверено 28 октября 2010 г.
- ^ Мужары, Фазал (28 октября 2010 г.). «Знаковое торговое соглашение подписано с Пакистаном» . Кабул, Афганистан: Паджвок Афганские новости (PAN) . Проверено 28 октября 2010 г.
- ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г.
Статья 52: Положения настоящего Соглашения не распространяются на автотранспортные средства, зарегистрированные в третьей стране, которые используют дороги одной Договаривающейся стороны на территорию другой Договаривающейся стороны или которые участвуют в перевозке товаров одной Договаривающейся стороны. на территорию другой Договаривающейся стороны, если только третья страна не заключила соглашение об автомобильных перевозках с обеими Договаривающимися сторонами.
- ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 4 . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г.
Пакистан будет способствовать экспорту из Афганистана в Индию через Вагху. Афганские грузы будут перегружены на индийские грузовики в Ваге, а возвращающиеся грузовики не будут перевозить индийский экспорт.
- ^ Ландлер, Марк (18 июля 2010 г.). «Афганистан и Пакистан подписывают торговое соглашение, что представляет собой потепление в отношениях» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Проверено 3 сентября 2010 г.
- ^ Рана, Юдхвир (23 июня 2011 г.). «Пак должен предоставить Индии статус режима наибольшего благоприятствования: CII». Времена Индии .
- ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 4 . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 4 . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ Кабул откладывает встречу по транзитной торговле с Пакистаном
- ^ Jump up to: а б Хусейн, Ишрат (17 августа 2015 г.). «Будущее торговых отношений Афганистана и Пакистана» . Институт мира США . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 11 . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 11 . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 11 . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 12 . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 12 . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г.
Пакистан будет способствовать экспорту из Афганистана в Индию через Вагху. Афганские грузы будут перегружены на индийские грузовики в Ваге, а возвращающиеся грузовики не будут перевозить индийский экспорт.
- ^ Jump up to: а б Хайдар, Сухасини (30 апреля 2015 г.). «Пакистан должен открыть Вагу для торговли: Гани» . Индус . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г.
Пакистан будет способствовать экспорту из Афганистана в Индию через Вагху. Афганские грузы будут перегружены на индийские грузовики в Ваге, а возвращающиеся грузовики не будут перевозить индийский экспорт.
- ^ «Миллионы книг для афганских студентов застряли в Пакистане | Паджвок Афганские новости» . Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
- ^ «Сделка по торговому транзиту между Афганистаном и Пакистаном продлена на Таджикистан» . Вестник Центральной Азии . Сатрапия. 23 июля 2012 года . Проверено 23 июля 2012 г.
- ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г.
Пакистан будет способствовать экспорту из Афганистана в Индию через Вагху. Афганские грузы будут перегружены на индийские грузовики в Ваге, а возвращающиеся грузовики не будут перевозить индийский экспорт.
- ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г.
Статья 52: Положения настоящего Соглашения не распространяются на автотранспортные средства, зарегистрированные в третьей стране, которые используют дороги одной Договаривающейся стороны на территорию другой Договаривающейся стороны или которые участвуют в перевозке товаров одной Договаривающейся стороны. на территорию другой Договаривающейся стороны, если только третья страна не заключила соглашение об автомобильных перевозках с обеими Договаривающимися сторонами.
- ^ Анеджа, Атул (18 апреля 2015 г.). «Си Цзиньпин приезжает в Пакистан с подарками на сумму 45 миллиардов долларов» . Индус . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ Хусейн, Том (22 апреля 2015 г.). «Си Цзиньпин в Пакистане цементирует огромные инфраструктурные проекты и продажу подводных лодок». Макклатчи Новости . Исламабад: mcclatchydc.
- ^ «Правительство возродит четырехстороннее соглашение с Китаем: Дастгир» . Деловой регистратор. 12 февраля 2016 г. Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ «Афганистан готов предоставить Пакистану доступ в Центральную Азию» . Пакистан сегодня. 4 марта 2016 г. Проверено 6 марта 2016 г.
- ^ «Пакистан и Афганистан пересмотрят соглашение о транзитной торговле» . Новый Индийский экспресс. 4 марта 2015 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 6 марта 2016 г.
- ↑ Президент Афганистана запрещает въезд пакистанским грузовикам в Афганистан.
- ^ Гани запрещает въезд пакистанским грузовикам в Афганистан
- Афганистано-пакистанские отношения
- Соглашения о свободной торговле Пакистана
- Договоры Афганистана
- 2010 г. в Афганистане
- 2010 г. в Пакистане
- Договоры, заключенные в 2010 году
- Хамид Карзай
- Правительство Юсуфа Разы Гиллани
- Правительство Лиакат Али Хана
- 2010 год в пакистанской политике
- 2010 г. в войне в Афганистане (2001–2021 гг.)