Jump to content

Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном

Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (также известное как APTTA ) — это двустороннее торговое соглашение, подписанное в 2010 году Пакистаном и Афганистаном , которое призывает к большему упрощению перемещения товаров между двумя странами.

Соглашение 2010 года заменяет Соглашение о транзитной торговле с Афганистаном 1965 года, которое предоставило Афганистану право беспошлинно импортировать товары через пакистанские морские порты, в основном из Карачи . [1] Соглашение 1965 года не предлагало Пакистану взаимных прав на экспорт товаров в Советский Союз или в республики Центральной Азии после распада СССР. [2]

Торговля товарами, ввозимыми контрабандой в Пакистан, когда-то составляла основной источник доходов Афганистана. Официальные товары Пакистана, импортированные в Афганистан в соответствии с Соглашением о транзитной торговле с Афганистаном 1965 года, часто немедленно контрабандой переправлялись обратно в Пакистан через проницаемую границу , разделяющую две страны, часто с помощью коррумпированных чиновников. [3] Помимо незаконной перевозки товаров обратно в Пакистан, товары, заявленные как предназначенные для Афганистана, часто преждевременно выгружались из грузовиков и контрабандой ввозились на пакистанские рынки без уплаты необходимых пошлин. [4] [5] Это привело к созданию процветающего черного рынка , причем большая часть незаконной торговли велась открыто, как это было обычным явлением на в Пешаваре оживленном рынке Кархано , который широко считался базаром контрабандистов. [6] В Пакистане в 2003 году были ужесточены ограничения на виды товаров, разрешенных для беспошлинного транзита, а также были введены строгие меры и маркировка для предотвращения контрабанды. перенаправление товаров через Иран из Персидского залива значительно увеличилось, что привело к резкому сокращению контрабандных товаров на пакистанских рынках. Меры 2003 года привели к резкому сокращению числа незарегистрированных рабочих мест, связанных с транзитом и продажей контрабандных товаров; рабочие места и доходы от которых также способствовали развитию теневой экономики, часто переплетенной с наркокартелями, в обеих странах.

АТТА не предоставило Пакистану взаимных прав на экспорт товаров через территорию Афганистана в соседние страны. Попытки Пакистана получить доступ к рынкам Центральной Азии были сорваны политической нестабильностью в Афганистане , продолжавшейся с конца 1970-х годов. Поскольку Афганистан становился все более опасным как транзитный коридор, Китай, Пакистан, Казахстан и Кыргызстан в 1995 году разработали отдельный договор, получивший название « Четырехстороннее соглашение о транзитных перевозках » (QTTA), и подписали его в 2004 году. [7] Несмотря на подписание QTTA, весь потенциал соглашения так и не был реализован, в основном из-за плохих инфраструктурных связей между четырьмя странами.

Ратификация

[ редактировать ]

Соединенные Штаты подчеркнули важность пересмотренного транзитного соглашения между Пакистаном и Афганистаном для возрождения торгового маршрута по древнему Шелковому пути между Южной Азией, Центральной Азией и Ближним Востоком. [8] В результате недостатков АТТА возникла необходимость в новом договоре между Афганистаном и Пакистаном, который позволил бы Афганистану получить доступ к индийским рынкам, а Пакистану – взаимный доступ к рынкам Центральной Азии через Афганистан, который к 2010 году был гораздо более стабильным, чем раньше. было в предыдущие 20 лет.

В июле 2010 года между Пакистаном и Афганистаном был достигнут Меморандум о взаимопонимании (МоВ) по афгано-пакистанскому соглашению о транзитной торговле (APTTA), соблюдение которого соблюдалось госсекретарем США Хиллари Клинтон . Два государства также подписали Меморандум о взаимопонимании по строительству железнодорожных путей в Афганистане для соединения с Пакистанскими железными дорогами (PR). [9] который разрабатывался как минимум с 2005 года. [10]

В октябре 2010 года знаковое соглашение APTTA было подписано министром торговли Пакистана Махдумом Амином Фахимом и Анваром уль-Хаком Ахади из Министерства торговли Афганистана . На церемонии присутствовал специальный представитель США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук , а также ряд иностранных послов, афганских парламентариев и высокопоставленных чиновников. [11]

Положения Соглашения 2010 года

[ редактировать ]

Соглашение APTTA 2010 года позволяет обеим странам использовать аэропорты, железные дороги, дороги и порты друг друга для транзитной торговли по обозначенным транзитным коридорам. Соглашение не распространяется на автотранспортные средства из какой-либо третьей страны, будь то Индия или любая страна Центральной Азии. [12]

Афганские грузовики должны въезжать в Пакистан через пограничные переходы в Торхаме , Гулам-Хане и Чамане для транзита афганских товаров через территорию Пакистана, а также для импорта товаров из пакистанских портов в Карачи , порте Касим и Гвадаре . [13] Подписанное соглашение разрешает афганским грузовикам доступ к границе Вагах с Индией, где афганские товары будут перегружаться на индийские грузовики, но не разрешает загружать индийские товары на грузовики для транзита обратно в Афганистан. [14]

Соглашение APTTA позволяет афганским грузовикам перевозить экспортные товары в Индию через Пакистан до пункта пропуска Вагах . [4] [5] но не дает Афганистану права импортировать индийские товары через территорию Пакистана, [15] из-за опасений, что индийские товары окажутся на черном рынке Пакистана таким же образом, как это было принято в соответствии с Соглашением АТТА 1965 года. Вместо этого афганские грузовики, разгруженные в Ваге, могут вернуться в Афганистан, загруженные только пакистанскими, а не индийскими товарами. [16] в попытке предотвратить образование черного рынка индийских товаров в Пакистане.

Соглашение предоставило Пакистану доступ ко всем странам, граничащим с Афганистаном, с доступом к Ирану через границы Ислам-Кила и Зарандж , Узбекистану через границу Хайратан, Таджикистану через пограничные переходы Али-Ханум и Шер-Хан-Бандар и Туркменистану через пограничные переходы Акина и Торгунди. Пакистанскому импорту и экспорту предоставляется разрешение на въезд в Афганистан через пограничные переходы в Торхаме , Гулам-Хане и Чамане . [17]

APTTA призывает к принятию различных мер по борьбе с контрабандой беспошлинных товаров как в Пакистан, так и в Афганистан, предписывая: устройства отслеживания товаров, банковские гарантии и специальные лицензии таможенного перевозчика для транзитных грузовиков, системы слежения за транспортными средствами и залоговые депозиты за контейнеры. [18]

Орган по координации транзитной торговли между Афганистаном и Пакистаном (APTTCA) был создан для координации Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном, и проводятся его встречи. [19]

Проблемы

[ редактировать ]

Реализация договора была непоследовательной: обе стороны жаловались на сохраняющиеся барьеры в торговле.

Из-за напряженности между правительством Хамида Карзая и Пакистаном , большая часть положений APTTA осталась неиспользованной после 2010 года. Пакистан является крупнейшим торговым партнером Афганистана. [20] Афганистан является четвертым по величине экспортным рынком Пакистана. Банковские контакты между двумя странами остаются недостаточно развитыми, хотя министр торговли Пакистана в 2015 году пообещал улучшить такие контакты. [20]

Афганистан жаловался, что меры безопасности по борьбе с контрабандой, согласованные в APTTA, являются ограничительными и непомерно дорогостоящими, а сборы за банковские гарантии чрезмерно высоки и требуют много времени и составляют от 100 000 до 150 000 пакистанских рупий на одного перевозчика. [21] Банки обеих стран также отказались предоставить такие гарантии, что еще больше задержало таможенное оформление. [22]

Необходимые системы слежения за грузовиками внедрены в Пакистане, а афганской стороне еще предстоит установить такие системы на свои грузовики. [23] Кроме того, надежность пакистанских и афганских грузовиков при передвижении по гористой местности в обеих странах была поставлена ​​под сомнение, в то время как афганские грузовики часто въезжают на территорию Пакистана без необходимой страховки, тем самым нарушая условия APTTA. [24] Афганистан также еще не уведомил Пакистан о своих правилах таможенного транзита, требуемых в соответствии с APTTA, несмотря на неоднократные запросы Пакистана и заверения афганского правительства. [25]

Афганистан также отказывается предоставить Пакистану право импортировать и экспортировать товары из Центральной Азии через территорию Афганистана. Соглашение APTTA 2010 года разрешало экспорт афганских товаров в Индию через территорию Пакистана, но не разрешало, в свою очередь, экспортировать индийские товары в Афганистан через территорию Пакистана. [26]

Во время визита президента Афганистана Ашрафа Гани в Индию в апреле 2015 года он заявил: «Мы не обеспечим равный транзитный доступ в Центральную Азию для пакистанских грузовиков», если правительство Пакистана не включит Индию в Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 года, чтобы разрешить Индийские товары будут перевозить через территорию Пакистана [27] это прямо противоречит статье 5 Соглашения, которая прямо исключает индийский экспорт из Соглашения. [28] Пакистан отклонил призывы к включению Индии, поскольку подписанное Соглашение прямо лишает индийские товары права на транзит через Пакистан.

Хотя афганские импортеры и экспортеры имеют полный доступ к пакистанским морским портам в соответствии с APTTA, Афганистан утверждает, что пакистанские чиновники часто останавливают поставки и вызывают ненужные задержки. [29] особенно после нападения НАТО на Пакистан в 2011 году . В ноябре 2010 года два государства сформировали совместную торговую палату для расширения торговых отношений и решения проблем, с которыми сталкиваются трейдеры в этом и других отношениях. [4] [5]

Предлагаемое включение Таджикистана

[ редактировать ]

В июле 2012 года Афганистан и Пакистан договорились продлить действие соглашения APTTA на Таджикистан, что станет первым шагом на пути создания торгового коридора Север-Юг. Предлагаемое соглашение предоставит Таджикистану возможность использовать пакистанские порты и границу Вагах для импорта и экспорта, в то время как Пакистану будут предоставлены права на транзит товаров через территорию Таджикистана в Кыргызстан и Узбекистан. [30]

В апреле 2015 года президент Афганистана Ашраф Гани заявил, что Таджикистан не может быть включен в торговое соглашение до тех пор, пока индийским товарам не будет предоставлено право экспортировать товары в Афганистан через территорию Пакистана. [27] что прямо противоречит статьям 5 и 52 подписанного Соглашения, которые конкретно запрещают индийским товарам и перевозчикам это право. [31] [32]

Альтернативный маршрут Пакистана в Среднюю Азию

[ редактировать ]

В апреле 2015 года Китай и Пакистан договорились о строительстве различных инфраструктурных проектов стоимостью около 46 миллиардов долларов в рамках Китайско-Пакистанского экономического коридора . [33] Это часть амбициозной предложенной Китаем инициативы «Шелковый путь XXI века» . [34] В настоящее время строятся проекты, включающие систему автомагистралей и модернизированных дорог от пакистанских прибрежных городов Карачи и Гвадар до границы с Китаем и далее до Кашгара в китайской провинции Синьцзян . Из Кашгара улучшено транспортное сообщение с Кыргызстаном и Казахстаном, а сезонный автомобильный доступ в Таджикистан обеспечивается по Памирскому тракту . В настоящее время ведется модернизация дорожной сети Пакистана, которая к 2020 году позволит Пакистану получить доступ к этим государствам через Китай, а не через Афганистан.

Правительство Пакистана по-прежнему было разочаровано отказом Афганистана предоставить пакистанским товарам доступ на рынки Центральной Азии до тех пор, пока афганскому экспорту не будет предоставлен взаимный доступ на индийские рынки. Из-за этого разочарования и продолжающегося строительства дорог в Китай в рамках Китайско-Пакистанского экономического коридора правительство Пакистана в феврале 2016 года дало понять о своем намерении полностью обойти Афганистан в своем стремлении получить доступ к Центральной Азии, объявив о своем намерении возродить четырехстороннее транспортное сообщение. в Соглашении о транзите , чтобы государства Центральной Азии могли получить доступ к пакистанским портам через Кашгар вместо Афганистана, [35] тем самым позволяя республикам Центральной Азии получить доступ к глубоководным портам Пакистана, не полагаясь на политически нестабильный Афганистан в качестве транзитного коридора. Однако QTTA не позволит Пакистану получить доступ к Туркменистану и Ирану через территорию Афганистана, как это делает APTTA.

Сообщается, что в начале марта 2016 года афганское правительство согласилось на просьбу Пакистана использовать Афганистан в качестве коридора в Таджикистан, после того как отказалось от требований о взаимном доступе в Индию через Пакистан. [36] Ожидается, что пересмотренное соглашение о транзитной торговле будет подписано к апрелю 2016 года. [37]

Вывод войск из Афганистана

[ редактировать ]

23 октября 2017 года президент Афганистана Ашраф Гани объявил, что «Срок действия торгового соглашения между Афганистаном и Пакистаном (APTA) истек». [38] и издал указ, запрещающий въезд пакистанских грузовиков в страну через пограничные переходы Торхам и Спин Болдак , TOLOnews . сообщает [39]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Седдон, Дэвид (2004). Политический и экономический словарь Ближнего Востока . Рутледж. п. 15. ISBN  978-1-85743-212-1 .
  2. ^ «Анализ торгового проекта USAID Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. Май 2014. с. 3 . Проверено 7 марта 2016 г. «Договор признавал право Афганистана на доступ к морским портам Пакистана, но не касался доступа Пакистана в Центральную Азию через территорию Афганистана».
  3. ^ «Анализ торгового проекта USAID Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 3 . Проверено 7 марта 2016 г. Заинтересованные стороны Пакистана по-прежнему придерживаются мнения, что расширение транзитного объекта в Афганистан использовалось для несанкционированной торговли, что наносило ущерб отечественной промышленности и приводило к потере доходов правительства Пакистана.
  4. ^ Jump up to: а б с Сиддики, Абдул Кадир (29 ноября 2010 г.). «Создана Афгано-Пакистанская торговая палата» . Паджвок Афганские новости. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 10 декабря 2010 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Сиддики, Абдул Кадир (5 декабря 2010 г.). «Пакистан решит проблемы афганских торговцев» . Паджвок Афганские новости. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 10 декабря 2010 г.
  6. ^ «Бум контрабандистов в Пешаваре» . Институт освещения войны и мира. 21 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 5 ноября 2016 г. Проверено 6 марта 2016 г.
  7. ^ «Торговля сухопутными путями» . Рассвет. 24 августа 2015 года . Проверено 23 января 2016 г.
  8. ^ Коалиция рассматривает «Шелковый путь» для стимулирования экономики Афганистана
  9. ^ Какар, Джавед Хамим (7 июля 2010 г.). «Пакистан и Афганистан подписали меморандум о взаимопонимании по железнодорожному сообщению» . Паджвок Афганские новости. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 12 июля 2010 г.
  10. ^ «Обсуждается пакистано-афганское автобусное и железнодорожное сообщение» . Паджвок Афганские новости. 2 июля 2005 г. Проверено 28 октября 2010 г.
  11. ^ Мужары, Фазал (28 октября 2010 г.). «Знаковое торговое соглашение подписано с Пакистаном» . Кабул, Афганистан: Паджвок Афганские новости (PAN) . Проверено 28 октября 2010 г.
  12. ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г. Статья 52: Положения настоящего Соглашения не распространяются на автотранспортные средства, зарегистрированные в третьей стране, которые используют дороги одной Договаривающейся стороны на территорию другой Договаривающейся стороны или которые участвуют в перевозке товаров одной Договаривающейся стороны. на территорию другой Договаривающейся стороны, если только третья страна не заключила соглашение об автомобильных перевозках с обеими Договаривающимися сторонами.
  13. ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 4 . Проверено 7 марта 2016 г.
  14. ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г. Пакистан будет способствовать экспорту из Афганистана в Индию через Вагху. Афганские грузы будут перегружены на индийские грузовики в Ваге, а возвращающиеся грузовики не будут перевозить индийский экспорт.
  15. ^ Ландлер, Марк (18 июля 2010 г.). «Афганистан и Пакистан подписывают торговое соглашение, что представляет собой потепление в отношениях» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Проверено 3 сентября 2010 г.
  16. ^ Рана, Юдхвир (23 июня 2011 г.). «Пак должен предоставить Индии статус режима наибольшего благоприятствования: CII». Времена Индии .
  17. ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 4 . Проверено 7 марта 2016 г.
  18. ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 4 . Проверено 7 марта 2016 г.
  19. ^ Кабул откладывает встречу по транзитной торговле с Пакистаном
  20. ^ Jump up to: а б Хусейн, Ишрат (17 августа 2015 г.). «Будущее торговых отношений Афганистана и Пакистана» . Институт мира США . Проверено 9 марта 2016 г.
  21. ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 11 . Проверено 7 марта 2016 г.
  22. ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 11 . Проверено 7 марта 2016 г.
  23. ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 11 . Проверено 7 марта 2016 г.
  24. ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 12 . Проверено 7 марта 2016 г.
  25. ^ «Анализ Соглашения о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном (APTTA)» (PDF) . USAID.gov . ЮСАИД. п. 12 . Проверено 7 марта 2016 г.
  26. ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г. Пакистан будет способствовать экспорту из Афганистана в Индию через Вагху. Афганские грузы будут перегружены на индийские грузовики в Ваге, а возвращающиеся грузовики не будут перевозить индийский экспорт.
  27. ^ Jump up to: а б Хайдар, Сухасини (30 апреля 2015 г.). «Пакистан должен открыть Вагу для торговли: Гани» . Индус . Проверено 17 февраля 2016 г.
  28. ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г. Пакистан будет способствовать экспорту из Афганистана в Индию через Вагху. Афганские грузы будут перегружены на индийские грузовики в Ваге, а возвращающиеся грузовики не будут перевозить индийский экспорт.
  29. ^ «Миллионы книг для афганских студентов застряли в Пакистане | Паджвок Афганские новости» . Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 7 февраля 2015 г.
  30. ^ «Сделка по торговому транзиту между Афганистаном и Пакистаном продлена на Таджикистан» . Вестник Центральной Азии . Сатрапия. 23 июля 2012 года . Проверено 23 июля 2012 г.
  31. ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г. Пакистан будет способствовать экспорту из Афганистана в Индию через Вагху. Афганские грузы будут перегружены на индийские грузовики в Ваге, а возвращающиеся грузовики не будут перевозить индийский экспорт.
  32. ^ «Соглашение о транзитной торговле между Афганистаном и Пакистаном 2010 г.» (PDF) . Министерство торговли Пакистана. п. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2016 года . Проверено 7 марта 2016 г. Статья 52: Положения настоящего Соглашения не распространяются на автотранспортные средства, зарегистрированные в третьей стране, которые используют дороги одной Договаривающейся стороны на территорию другой Договаривающейся стороны или которые участвуют в перевозке товаров одной Договаривающейся стороны. на территорию другой Договаривающейся стороны, если только третья страна не заключила соглашение об автомобильных перевозках с обеими Договаривающимися сторонами.
  33. ^ Анеджа, Атул (18 апреля 2015 г.). «Си Цзиньпин приезжает в Пакистан с подарками на сумму 45 миллиардов долларов» . Индус . Проверено 23 апреля 2015 г.
  34. ^ Хусейн, Том (22 апреля 2015 г.). «Си Цзиньпин в Пакистане цементирует огромные инфраструктурные проекты и продажу подводных лодок». Макклатчи Новости . Исламабад: mcclatchydc.
  35. ^ «Правительство возродит четырехстороннее соглашение с Китаем: Дастгир» . Деловой регистратор. 12 февраля 2016 г. Проверено 17 февраля 2016 г.
  36. ^ «Афганистан готов предоставить Пакистану доступ в Центральную Азию» . Пакистан сегодня. 4 марта 2016 г. Проверено 6 марта 2016 г.
  37. ^ «Пакистан и Афганистан пересмотрят соглашение о транзитной торговле» . Новый Индийский экспресс. 4 марта 2015 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 6 марта 2016 г.
  38. Президент Афганистана запрещает въезд пакистанским грузовикам в Афганистан.
  39. ^ Гани запрещает въезд пакистанским грузовикам в Афганистан
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b74dd1ddb45156a06aa6a22529a1014__1708172160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/14/6b74dd1ddb45156a06aa6a22529a1014.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Afghanistan–Pakistan Transit Trade Agreement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)