Трубопровод Баку-Батуми
Трубопровод Баку-Батуми — это название нескольких трубопроводов и трубопроводных проектов для транспортировки керосина и сырой нефти из Каспийского региона к грузинскому нефтяному терминалу в Батуми на Черном море . Впервые построенный в 1906 году, это был самый длинный керосиновый трубопровод в мире. [ 1 ]
Керосиновый трубопровод
[ редактировать ]Вместе с нефтяными разработками в районе Баку возросла необходимость строительства нефтепровода из Баку к Черному морю. В 1877–1878 гг. Герберт Тведдл, американский инженер-нефтяник и химик, и Константин Бодиско, чиновник Министерства финансов России, предложили четыре варианта нефтепроводов Каспий-Черное море. [ 2 ] Предложение о трубопроводе было также представлено русским горным инженером и промышленником Иваном Илимовым в 1878 году. [ 1 ] В 1880 году Дмитрий Менделеев предложил построить нефтепровод Баку-Батум для обеспечения транспортировки бакинской нефти на мировой рынок. [ 3 ]
Идея получила импульс в 1883 году, после открытия Южно-Кавказской железной дороги . [ 2 ] В 1884 году главный инженер машиностроительной компании «Бари, Ситенко и Ко» Владимир Шухов опубликовал проект и смету нефтепровода Баку — Батум. Технический проект трубопровода позже разработал Шухов. [ 4 ] В 1885 году Иван Илимов основал компанию «Каспийско-Черноморский нефтепровод». Концессия на создание Общества Каспийско-Черноморского нефтепровода была предоставлена Илимову в декабре 1887 года. Однако предложенная финансовая схема не была принята, и в 1891 году строительство нефтепровода было отложено как преждевременное. [ 4 ]
В 1886 году группа бакинских промышленников попросила разрешения на строительство собственного Транскавказского трубопровода. Идею поддержал азербайджанский промышленник Зейналабдин Тагиев, написавший письмо князю Александру Михайловичу Дондукову-Корсакову губернатору Кавказа . Местные бизнесмены во главе с Агабалой Гулиевым создали акционерное общество для строительства трубопровода. Однако решение правительства продолжить работу было принято только в 1893 году. [ 2 ]
23 мая 1896 года Государственный Совет России принял решение о строительстве трубопровода по Закавказской железной дороге, и в том же году начались подготовительные работы. [ 2 ] [ 4 ] На первом этапе был построен участок Батум-Михайлово ( Хашури ), который был завершен в 1906 году. [ 4 ] Официальное открытие состоялось 24 июля 1907 года в Тифлиси ( Тбилиси ). [ 2 ]
Первым трубопроводом был керосиновый трубопровод общей длиной 885 км (550 миль) и 16 насосных станций. [ 2 ] Диаметр трубопровода в основном составлял 8 дюймов (200 мм), но некоторые части имели диаметр 10 дюймов (250 мм) и 12 дюймов (300 мм). [ 4 ] The pipes were produced at plants in Mariupol , Sosnovitsy, and Yekaterinoslav (now: Dnipro ). [ 1 ] Первоначальная мощность трубопровода составляла 980 тысяч тонн керосина в год. Насосные станции были оснащены плунжерными насосами Worthington Corporation , приводимыми в движение паровыми и дизельными двигателями . [ 2 ] [ 4 ] В то время этот трубопровод был самым длинным трубопроводом в мире. [ 2 ] [ 1 ]
После большевистской революции поставки керосина по трубопроводу были возобновлены в марте 1921 года, а 20 мая 1921 года первая партия керосина прибыла в Батум. После 1936 года Батум был переименован в Батуми. [ 5 ] В 1925 году керосинопровод был переоборудован в нефтепровод. [ 2 ]
Трубопровод сырой нефти
[ редактировать ]Проект нового трубопровода (вторая нитка) был предложен в 1924 году. В 1925 году Советский Союз провел переговоры с французскими компаниями о создании совместного предприятия по строительству и эксплуатации нефтепровода Баку-Батум. Намерение состояло в том, чтобы использовать трубопровод для экспорта нефти в Европу, главным образом во Францию . Однако переговоры провалились, как и переговоры с компаниями США. В 1927 году строительство трубопровода было поручено азербайджанской нефтяной компании «Азнефть». Проектировщиком и руководителем строительства был А.В. Булгаков. [ 6 ]
Строительство началось в мае 1928 года, а трубопровод был открыт 30 апреля 1930 года. Он в основном снабжал Батумский нефтеперерабатывающий завод. [ 6 ]
Трубопровод сырой нефти имел диаметр 10 дюймов (250 мм), а длину - 834 километра (518 миль). [ 5 ] каждая из которых была оснащена тремя дизельными насосами мощностью 360 л.с. На трубопроводе было 13 насосных станций , В трубопроводе использовано более 60 тысяч труб немецкого производства общим весом более 54 тысяч тонн. Дизели для трубопровода были закуплены у MAN AG , насосы у Crossley и генераторы у Theodor Bergmann . [ 6 ]
Строительные работы велись одновременно на трех участках. Самая высокая точка находилась на высоте 823 метра (2700 футов) над уровнем моря . Первый участок Батум — Михайлово (Хашури) длиной 21 км (13 миль) был завершен 13 февраля 1929 года, второй участок Мингечаур ( Мингячевир ) — Михайлово (Хашури) длиной 363 км (226 миль) был завершен 15 декабря 1929 года, а третий участок Баку – Мингечаур (Мингячевир) длиной 248 км (154 миль) был завершен 13 февраля 1930 года. Стоимость трубопровода составила 49 миллионов рублей. [ 6 ]
Трубопровод оказался неспособен транспортировать нефть в запланированном объеме, и его мощность пришлось увеличить на 750 тысяч тонн. [ 5 ] В августе 1942 года трубопровод был демонтирован в связи с угрозой проникновения немецких войск в этом направлении и его трубы были использованы для строительства нефтепровода Астрахань — Саратов . [ 1 ] В 1990-е годы некоторые участки трубопровода были использованы для строительства трубопровода Баку-Супса .
Предлагаемые новые трубопроводы
[ редактировать ]Было несколько предложений по новому трубопроводу Баку-Батуми. В 1994–1998 годах был построен трубопровод Баку-Супса, в котором частично использовались старые трубопроводы Баку-Батум. 2 марта 1998 года корпорация Chevron согласилась реконструировать существовавший ранее трубопровод Хашури-Батуми и построить трубопровод Дубанди (Баку)-Хашури. [ 7 ] Однако в мае 2001 года Chevron отказалась от этого проекта и начала отгружать нефть с месторождения Тенгиз по трубопроводу КТК . [ 8 ]
Национальная нефтяная компания Казахстана «КазМунайГаз» , владелец Батумского нефтяного терминала, проявила заинтересованность в строительстве нового трубопровода Баку-Батуми, а также предлагаемых трубопроводов Транскаспий и Батуми- Констанца , которые будут снабжать нефтеперерабатывающие заводы «КазМунайГаз» в Румынии ( Rompetrol ) и планируется нефтеперерабатывающий завод в Батуми. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «От промысловых к магистральным трубопроводам» . Транснефтепродукт . Проверено 12 июля 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мир-Бабаев, Мир-Юсиф (январь – февраль 2015 г.). «Баку–Батуми — самый длинный трубопровод в мире» . Видения Азербайджана . Проверено 3 января 2020 г.
- ^ «История развития нефтяной промышленности» . Азербайджанский портал. Архивировано из оригинала 19 февраля 2009 г. Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Shammazov, A.M.; Mastobajev, B.N.; Soshchenko, A. (2000). "Russian pipeline transport (1860–1917)" . Truboprovodny Transport Nefti (Oil Pipelines) (6). Transneft . Archived from the original on 2008-05-15 . Retrieved 2008-07-12 .
- ^ Jump up to: а б с Shammazov, A.M.; Mastobajev, B.N.; Bakhtizin, R.N. (2001). "History. Truboprovodny transport Rossii (1946–91)" . Truboprovodny Transport Nefti (Oil Pipelines) (2). Transneft . Archived from the original on 2003-05-02 . Retrieved 2008-07-12 .
- ^ Jump up to: а б с д Мишин, Владимир (2005). «Прорыв нефтяной блокады» . Нефть России (23). Лукойл . Проверено 12 июля 2008 г.
- ^
«Каспийский бизнес-отчет» . 2 (5). Американо-азербайджанский совет. 15 марта 1998 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2008 г. Проверено 12 июля 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Регион Каспийского моря: варианты экспорта нефти» . Dr. Alexander Aghayan & Associates, Inc., июль 2002 г. Архивировано из оригинала 15 июня 2008 г. Проверено 12 июля 2008 г.
- ^ «Путь в Европу может лежать через Баку–Батуми–Констант: руководитель Rompetrol» . Новости тренда . 9 февраля 2008 г. Проверено 12 июля 2008 г.
- ^ «Казахстан заинтересован в поставках нефти по трубопроводу Баку-Суша: дипломат» . Новости тренда . 9 июля 2008 г. Проверено 12 июля 2008 г.
- ^ Конирова, К. (07.07.2008). «Казахстан ведет переговоры с Азербайджаном и Грузией о строительстве нового нефтепровода» . Новости тренда . Проверено 12 июля 2008 г.