Мато-топе
Мато-топе | |
---|---|
Рожденный | в. 1784 г. |
Умер | 30 июля 1837 г. |
Занятие | Вождь Мандан племени |
Мато-топе (также известный как Ма-то-то-пе или Четыре медведя , от мато «медведь» и топе «четыре») (ок. 1784 г.) [ 6 ] — 30 июля 1837) был вторым вождем племени мандан , известным как «Четыре медведя», имя, которое он получил после того, как во время битвы атаковал племя ассинибойнов силой четырех медведей. Четыре медведя жили в первой половине 19 века в верховьях реки Миссури на территории нынешней Северной Дакоты . Четыре медведя были любимым сюжетом художников, нарисованных Джорджем Кэтлином и Карлом Бодмером .
Ранние годы
[ редактировать ]Четыре Медведя выросли в земляном домике в деревне Мандан На-Склонной Деревне . Его отец, Хороший мальчик (или Красивый ребенок), [ 7 ] был сельским старостой. [ 8 ] Позже семья жила в Митутанке дальше на севере, основанной около 1822 года. [ 9 ] возможно, от Good Boy. [ 10 ]
Воин
[ редактировать ]торговый пост Форт Кларк . Примерно в 1830 году менее чем в 600 футах (150 м) к югу от Митутанки был построен [ 11 ] В то время Четыре Медведя был храбрым воином среди своего народа, прославившимся тем, что убил вождя шайеннов в рукопашном бою. [ 12 ] Помимо шайеннов, Четыре Медведя сражались с сиу , арикара и ассинибойнами, а однажды он убил двух оджибвейских женщин. [ 13 ] Дерзкая месть убийце его младшего брата все еще была темой среди манданов в начале 1930-х годов. Четыре Медведя узнали личность воина Арикара, Медвежье Ожерелье, посредством голодания и «самоистязаний» под дубом с вороньим гнездом. [ 14 ]
Кэтлин в 1832 году раздобыл халат с описанием деяний Четырех Медведей, который сейчас хранится в Национальном музее США. [ 15 ] Еще один халат четырех медведей, собранный Кэтлином, выставлен в Музее верхних мидий в Харлоутоне, штат Монтана. [ 16 ]
Следующим, кто принес домой мантию с изображением Четырех Медведей, демонстрирующих воинские подвиги, был принц Максимилиан цу Вид . Этот халат находится в Линденском музее , Штутгарт, Германия. [ 17 ] [ 18 ] В то время как другие ведущие мужчины были крепкими и высокими, Максимилиан описал неизменно успешного воина Четырех Медведей как немного худощавого и среднего роста. [ 19 ] Удача Четырем Медведям на тропе войны частично пришлась на священный сверток, содержащий украшенную радугой мантию. [ 20 ]
Общественный деятель
[ редактировать ]У Четырех Медведей был важный пакет «Люди выше», один из пяти среди манданов. [ 21 ] Дважды он спонсировал самую фундаментальную церемонию своего племени Окипа. [ 22 ] Принадлежащий к элите Митутанки, он жил в земляном домике напротив церемониального домика, дверь которого выходила на площадь. [ 23 ]
«Четыре медведя» часто рисовал художник Джордж Кэтлин; Кэтлин очень уважал Четырех Медведей, говоря, что он был человеком свободы, щедрости и элегантности. Кэтлин заявил, что он был одним из самых необычных индейцев, которых он когда-либо знал. [ 24 ]
Семья
[ редактировать ]Женой Четырех Медведей была Коричневая Женщина. [ 25 ] У пары было неясное количество детей. Дочь известна как Земляная Женщина. [ 26 ] Когда Максимилиан в сопровождении Карла Бодмера прибыл в Форт Кларк 13 ноября 1833 года, Четыре Медведя приветствовали их вместе «со своей женой и хорошеньким маленьким мальчиком», Медведем-самцом. [ 27 ] Это могло быть раннее имя мальчика, родившегося в 1829 году, позже известного как Плохой Ган, или это могло быть его брат.
«Плохой пистолет» (или «Погоня за орлом») продолжал жить и после бедствия 1837 года. [ 28 ] В конце концов он стал вождем поселений Мандан, Хидатса и Арикара , подобных деревне рыболовных крючков , во многом благодаря своему выдающемуся отцу. [ 29 ]
В гостях у гостей из Европы
[ редактировать ]Четыре медведя подружились с художником Карлом Бодмером в 1833 году. [ 31 ] Он проводил время, обучая Максимилиана своему собственному языку и совершенно другому языку арикара, на котором он свободно говорил. [ 32 ] Он стал начальником в 1836 году.
Смерть четырех медведей
[ редактировать ]Эпидемия оспы на Великих равнинах в 1837 году уничтожила большую часть племени Четырех Медведей, в результате чего выжило 27 (или, по некоторым данным, от 100 до 150) из прежнего населения, насчитывавшего около 2000 человек. [ 33 ] Он умер 30 июля 1837 года, переболев оспой, занесенной в его племя белыми. «Один из наших лучших друзей деревни (Четыре медведя) умер сегодня, о чем сожалели все, кто его знал», - написал управляющий Форт-Кларк Фрэнсис А. Шардон. [ 34 ] Перед собственной смертью он потерял жену [ 35 ] и, возможно, некоторые дети к заболеванию. (Однако во время изучения Хидатса в 1930-х годах Альфред В. Бауэрс узнал, что Хидатса Гутс женились на вдове Четырех Медведей и присматривали за его сыном.) [ 36 ] Как записано в последней речи Четырех Медведей перед арикара и хидатса (двумя соседними племенами), он осудил белого человека, к которому раньше относился как к брату, за то, что он намеренно принес болезнь своему народу. [ 37 ] Он сокрушался, что после смерти его покрытое шрамами лицо будет настолько уродливым, что даже волки отвернутся от него. [ 38 ] Его призыв вести войну с белыми был найден в журнале Шардона. [ 39 ] Трудно сказать, точно ли эта речь «... отражает его слова [Четырех медведей]. Шардон ... не мог присутствовать и слышать это ...». [ 40 ] Многие считали, что он умер от оспы, но Джордж Кэтлин утверждал, что он уморил себя голодом от горя из-за смерти своей семьи.
Оспа уничтожила более 80 процентов населения Мандана всего за несколько месяцев, и они были не единственным племенем, пострадавшим от этой болезни.
Потомком является Эдвард Лоун Файт, председатель нации мандан, хидатса и арикара (трех родственных племен) с 1986 по 1990 год.
Чествование четырех медведей
[ редактировать ]Наряду с одноименным вождем хидатса, «Четыре медведя» удостоены Моста четырех медведей и казино и домика «Четыре медведя».
Гора в Национальном парке Глейшер названа в честь вождя, хотя пишется по-другому: Гора Махтотопа .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 202.
- ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 192.
- ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 73.
- ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 74.
- ^ Эверс, Джон К.: «Раннее белое влияние на живопись равнинной Индии». Индийская жизнь в Верхнем Миссури. Норман и Лондон, 1988, стр. 98–109.
- ^ Либби, Орин Г.: Плохой пистолет (Минируясь за орлом). Коллекции Государственного исторического общества Северной Дакоты , Том. 2 (1908), стр. 465-470, с. 465.
- ^ Эверс, Джон К.: «Раннее белое влияние на живопись равнинной Индии». Индийская жизнь в Верхнем Миссури. Норман и Лондон, 1988, с. 103.
- ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 34.
- ^ Вуд, Рэймонд В.: Интеграция этноистории и археологии в историческом месте Форт-Кларк, Северная Дакота. Американская древность , Vol. 58, № 3 (1993), стр. 544-559, с. 544.
- ^ Либби, Орин Г.: Плохой пистолет (Минируясь за орлом). Коллекции Государственного исторического общества Северной Дакоты , Том. 2 (1908), стр. 465-470, с. 465.
- ^ Вуд, Рэймонд В.: Интеграция этноистории и археологии в историческом месте Форт-Кларк, Северная Дакота. Американская древность , Том. 58, № 3 (1993), стр. 544-559, с. 545.
- ^ Эверс, Джон К.: «Раннее белое влияние на живопись равнинной Индии». Индийская жизнь в Верхнем Миссури. Норман и Лондон, 1988, с. 105.
- ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 87.
- ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, стр. 70 и 166-167.
- ^ Коллекция МакКьюна
- ^ Эверс, Джон К.: «Раннее белое влияние на живопись равнинной Индии». Индийская жизнь в Верхнем Миссури. Норман и Лондон, 1988, стр. 104–105.
- ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 220.
- ^ Бодмер
- ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 34.
- ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 34, примечание 5.
- ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 296.
- ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 123.
- ^ Вуд, Рэймонд В.: Интеграция этноистории и археологии в историческом месте Форт-Кларк, Северная Дакота. Американская древность , Vol. 58, № 3 (1993), стр. 544-559, с. 551.
- ^ Фронваль, Джордж (1985). Индийские сигналы и язык жестов . Книги Бонанза. п. 75. ИСБН 0-517-466120 .
- ^ Либби, Орин Г.: Плохой пистолет (Минируясь за орлом). Коллекции Государственного исторического общества Северной Дакоты , Том. 2 (1908), стр. 465-470, с. 465.
- ^ Шардон, Ф.А.: Журнал Шардона в Форт-Кларке, 1834-1839. (Под редакцией Анни Элоизы Абель). Линкольн и Лондон, 1997, с. 215, примечание 60.
- ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 177.
- ^ Либби, Орин Г.: Плохой пистолет (Минируясь за орлом). Коллекции Государственного исторического общества Северной Дакоты , Vol. 2 (1908), стр. 465–470.
- ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 34.
- ^ Центр дистанционного образования Северной Дакоты. «Современные вожди племен, 1968-настоящее время» , «История и культура мандана, хидатса и сахниша». По состоянию на 23 августа 2018 г.
- ^ Эверс, Джон К.: «Раннее белое влияние на живопись равнинной Индии». Индийская жизнь в Верхнем Миссури. Норман и Лондон, 1988, стр. 98–109.
- ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 198.
- ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 97.
- ^ Шардон, Ф.А.: Журнал Шардона в Форт-Кларке, 1834-1839. (Под редакцией Анни Элоизы Абель). Линкольн и Лондон, 1997, с. 124.
- ^ Либби, Орин Г.: Плохой пистолет (Минируясь за орлом). Коллекции Государственного исторического общества Северной Дакоты , Vol. 2 (1908), с. 465.
- ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Хидатса. Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии. Бюллетень 194. Вашингтон, 1965, с. 237, примечание 29.
- ^ Изд. Роберта Блейсделла, Великие речи коренных американцев , стр. 116.
- ^ Шардон, Ф.А.: Журнал Шардона в Форт-Кларке, 1834-1839. (Под редакцией Анни Элоизы Абель). Линкольн и Лондон, 1997, с. 124-125.
- ^ Шардон, Ф.А.: Журнал Шардона в Форт-Кларке, 1834-1839. (Под редакцией Анни Элоизы Абель). Линкольн и Лондон, 1997, с. 316, примечание 486.
- ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 94.