Jump to content

Мато-топе

(Перенаправлено с «Четырех медведей »)
Мато-топе
Рожденный в. 1784 г.
Умер ( 1837-07-30 ) 30 июля 1837 г.
Занятие Вождь Мандан племени
Мато-топе держит копье и в расписной и расшитой рубашке : акватинта Карла Бодмера из книги «Путешествие Максимилиана, принца Вида по внутренним территориям Северной Америки в 1832–1834 годах». Рубашка изготовлена ​​из " кожи снежного рога ". [ 1 ]
Мато-Топе, Украшенный знаками отличия своих воинственных подвигов. : акватинта Карла Бодмера из книги «Путешествие Максимилиана, принца Вида по внутренним территориям Северной Америки в 1832–1834 годах». Шесть палок в его волосах символизируют убийство шести человек из пистолета, а деревянный нож означает, что он убил ножом вождя шайеннов. Говорят, что расколотое перо индейки означает рану от стрелы. [ 2 ] Рука на туловище Четырех Медведей может указывать на то, что однажды он схватил врага, чтобы его товарищи могли его убить. [ 3 ]
Факсимиле мантии Мах-то-то-па - Мандан работы Джорджа Кэтлина, показывающее победы Мато-Топе.
Факсимиле книги Карла Бодмера, изображающее четырех медведей (слева) в дуэли с вождем шайеннов. Ранение от ножа позволило ему позировать с деревянным ножом, как это видно на фотографиях Кэтлина и Бодмера. [ 4 ] Реалистичные работы обоих художников вдохновили Четырех Медведей на создание этого реалистичного рисунка, изображающего его подвиг. [ 5 ]

Мато-топе (также известный как Ма-то-то-пе или Четыре медведя , от мато «медведь» и топе «четыре») (ок. 1784 г.) [ 6 ] — 30 ​​июля 1837) был вторым вождем племени мандан , известным как «Четыре медведя», имя, которое он получил после того, как во время битвы атаковал племя ассинибойнов силой четырех медведей. Четыре медведя жили в первой половине 19 века в верховьях реки Миссури на территории нынешней Северной Дакоты . Четыре медведя были любимым сюжетом художников, нарисованных Джорджем Кэтлином и Карлом Бодмером .

Ранние годы

[ редактировать ]

Четыре Медведя выросли в земляном домике в деревне Мандан На-Склонной Деревне . Его отец, Хороший мальчик (или Красивый ребенок), [ 7 ] был сельским старостой. [ 8 ] Позже семья жила в Митутанке дальше на севере, основанной около 1822 года. [ 9 ] возможно, от Good Boy. [ 10 ]

торговый пост Форт Кларк . Примерно в 1830 году менее чем в 600 футах (150 м) к югу от Митутанки был построен [ 11 ] В то время Четыре Медведя был храбрым воином среди своего народа, прославившимся тем, что убил вождя шайеннов в рукопашном бою. [ 12 ] Помимо шайеннов, Четыре Медведя сражались с сиу , арикара и ассинибойнами, а однажды он убил двух оджибвейских женщин. [ 13 ] Дерзкая месть убийце его младшего брата все еще была темой среди манданов в начале 1930-х годов. Четыре Медведя узнали личность воина Арикара, Медвежье Ожерелье, посредством голодания и «самоистязаний» под дубом с вороньим гнездом. [ 14 ]

Кэтлин в 1832 году раздобыл халат с описанием деяний Четырех Медведей, который сейчас хранится в Национальном музее США. [ 15 ] Еще один халат четырех медведей, собранный Кэтлином, выставлен в Музее верхних мидий в Харлоутоне, штат Монтана. [ 16 ]

Следующим, кто принес домой мантию с изображением Четырех Медведей, демонстрирующих воинские подвиги, был принц Максимилиан цу Вид . Этот халат находится в Линденском музее , Штутгарт, Германия. [ 17 ] [ 18 ] В то время как другие ведущие мужчины были крепкими и высокими, Максимилиан описал неизменно успешного воина Четырех Медведей как немного худощавого и среднего роста. [ 19 ] Удача Четырем Медведям на тропе войны частично пришлась на священный сверток, содержащий украшенную радугой мантию. [ 20 ]

Общественный деятель

[ редактировать ]

У Четырех Медведей был важный пакет «Люди выше», один из пяти среди манданов. [ 21 ] Дважды он спонсировал самую фундаментальную церемонию своего племени Окипа. [ 22 ] Принадлежащий к элите Митутанки, он жил в земляном домике напротив церемониального домика, дверь которого выходила на площадь. [ 23 ]

«Четыре медведя» часто рисовал художник Джордж Кэтлин; Кэтлин очень уважал Четырех Медведей, говоря, что он был человеком свободы, щедрости и элегантности. Кэтлин заявил, что он был одним из самых необычных индейцев, которых он когда-либо знал. [ 24 ]

Вождь Мандана Плохой Ган, сын вождя Мандана Четырех Медведей

Женой Четырех Медведей была Коричневая Женщина. [ 25 ] У пары было неясное количество детей. Дочь известна как Земляная Женщина. [ 26 ] Когда Максимилиан в сопровождении Карла Бодмера прибыл в Форт Кларк 13 ноября 1833 года, Четыре Медведя приветствовали их вместе «со своей женой и хорошеньким маленьким мальчиком», Медведем-самцом. [ 27 ] Это могло быть раннее имя мальчика, родившегося в 1829 году, позже известного как Плохой Ган, или это могло быть его брат.

«Плохой пистолет» (или «Погоня за орлом») продолжал жить и после бедствия 1837 года. [ 28 ] В конце концов он стал вождем поселений Мандан, Хидатса и Арикара , подобных деревне рыболовных крючков , во многом благодаря своему выдающемуся отцу. [ 29 ]

[ 30 ]

В гостях у гостей из Европы

[ редактировать ]

Четыре медведя подружились с художником Карлом Бодмером в 1833 году. [ 31 ] Он проводил время, обучая Максимилиана своему собственному языку и совершенно другому языку арикара, на котором он свободно говорил. [ 32 ] Он стал начальником в 1836 году.

Смерть четырех медведей

[ редактировать ]

Эпидемия оспы на Великих равнинах в 1837 году уничтожила большую часть племени Четырех Медведей, в результате чего выжило 27 (или, по некоторым данным, от 100 до 150) из прежнего населения, насчитывавшего около 2000 человек. [ 33 ] Он умер 30 июля 1837 года, переболев оспой, занесенной в его племя белыми. «Один из наших лучших друзей деревни (Четыре медведя) умер сегодня, о чем сожалели все, кто его знал», - написал управляющий Форт-Кларк Фрэнсис А. Шардон. [ 34 ] Перед собственной смертью он потерял жену [ 35 ] и, возможно, некоторые дети к заболеванию. (Однако во время изучения Хидатса в 1930-х годах Альфред В. Бауэрс узнал, что Хидатса Гутс женились на вдове Четырех Медведей и присматривали за его сыном.) [ 36 ] Как записано в последней речи Четырех Медведей перед арикара и хидатса (двумя соседними племенами), он осудил белого человека, к которому раньше относился как к брату, за то, что он намеренно принес болезнь своему народу. [ 37 ] Он сокрушался, что после смерти его покрытое шрамами лицо будет настолько уродливым, что даже волки отвернутся от него. [ 38 ] Его призыв вести войну с белыми был найден в журнале Шардона. [ 39 ] Трудно сказать, точно ли эта речь «... отражает его слова [Четырех медведей]. Шардон ... не мог присутствовать и слышать это ...». [ 40 ] Многие считали, что он умер от оспы, но Джордж Кэтлин утверждал, что он уморил себя голодом от горя из-за смерти своей семьи.

Оспа уничтожила более 80 процентов населения Мандана всего за несколько месяцев, и они были не единственным племенем, пострадавшим от этой болезни.

Потомком является Эдвард Лоун Файт, председатель нации мандан, хидатса и арикара (трех родственных племен) с 1986 по 1990 год.

Чествование четырех медведей

[ редактировать ]

Наряду с одноименным вождем хидатса, «Четыре медведя» удостоены Моста четырех медведей и казино и домика «Четыре медведя».

Гора в Национальном парке Глейшер названа в честь вождя, хотя пишется по-другому: Гора Махтотопа .

  1. ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 202.
  2. ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 192.
  3. ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 73.
  4. ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 74.
  5. ^ Эверс, Джон К.: «Раннее белое влияние на живопись равнинной Индии». Индийская жизнь в Верхнем Миссури. Норман и Лондон, 1988, стр. 98–109.
  6. ^ Либби, Орин Г.: Плохой пистолет (Минируясь за орлом). Коллекции Государственного исторического общества Северной Дакоты , Том. 2 (1908), стр. 465-470, с. 465.
  7. ^ Эверс, Джон К.: «Раннее белое влияние на живопись равнинной Индии». Индийская жизнь в Верхнем Миссури. Норман и Лондон, 1988, с. 103.
  8. ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 34.
  9. ^ Вуд, Рэймонд В.: Интеграция этноистории и археологии в историческом месте Форт-Кларк, Северная Дакота. Американская древность , Vol. 58, № 3 (1993), стр. 544-559, с. 544.
  10. ^ Либби, Орин Г.: Плохой пистолет (Минируясь за орлом). Коллекции Государственного исторического общества Северной Дакоты , Том. 2 (1908), стр. 465-470, с. 465.
  11. ^ Вуд, Рэймонд В.: Интеграция этноистории и археологии в историческом месте Форт-Кларк, Северная Дакота. Американская древность , Том. 58, № 3 (1993), стр. 544-559, с. 545.
  12. ^ Эверс, Джон К.: «Раннее белое влияние на живопись равнинной Индии». Индийская жизнь в Верхнем Миссури. Норман и Лондон, 1988, с. 105.
  13. ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 87.
  14. ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, стр. 70 и 166-167.
  15. ^ Коллекция МакКьюна
  16. ^ Эверс, Джон К.: «Раннее белое влияние на живопись равнинной Индии». Индийская жизнь в Верхнем Миссури. Норман и Лондон, 1988, стр. 104–105.
  17. ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 220.
  18. ^ Бодмер
  19. ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 34.
  20. ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 34, примечание 5.
  21. ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 296.
  22. ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 123.
  23. ^ Вуд, Рэймонд В.: Интеграция этноистории и археологии в историческом месте Форт-Кларк, Северная Дакота. Американская древность , Vol. 58, № 3 (1993), стр. 544-559, с. 551.
  24. ^ Фронваль, Джордж (1985). Индийские сигналы и язык жестов . Книги Бонанза. п. 75. ИСБН  0-517-466120 .
  25. ^ Либби, Орин Г.: Плохой пистолет (Минируясь за орлом). Коллекции Государственного исторического общества Северной Дакоты , Том. 2 (1908), стр. 465-470, с. 465.
  26. ^ Шардон, Ф.А.: Журнал Шардона в Форт-Кларке, 1834-1839. (Под редакцией Анни Элоизы Абель). Линкольн и Лондон, 1997, с. 215, примечание 60.
  27. ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 177.
  28. ^ Либби, Орин Г.: Плохой пистолет (Минируясь за орлом). Коллекции Государственного исторического общества Северной Дакоты , Vol. 2 (1908), стр. 465–470.
  29. ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Мандана. Москва, 1991, с. 34.
  30. ^ Центр дистанционного образования Северной Дакоты. «Современные вожди племен, 1968-настоящее время» , «История и культура мандана, хидатса и сахниша». По состоянию на 23 августа 2018 г.
  31. ^ Эверс, Джон К.: «Раннее белое влияние на живопись равнинной Индии». Индийская жизнь в Верхнем Миссури. Норман и Лондон, 1988, стр. 98–109.
  32. ^ Максимилиан цу Вид, принц: Люди первого человека. Жизнь среди равнинных индейцев в последние дни их славы. Отчет из первых рук об экспедиции принца Максимилиана вверх по реке Миссури, 1833–1834 гг. Нью-Йорк, 1976, с. 198.
  33. ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 97.
  34. ^ Шардон, Ф.А.: Журнал Шардона в Форт-Кларке, 1834-1839. (Под редакцией Анни Элоизы Абель). Линкольн и Лондон, 1997, с. 124.
  35. ^ Либби, Орин Г.: Плохой пистолет (Минируясь за орлом). Коллекции Государственного исторического общества Северной Дакоты , Vol. 2 (1908), с. 465.
  36. ^ Бауэрс, Альфред В.: Социальная и церемониальная организация Хидатса. Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии. Бюллетень 194. Вашингтон, 1965, с. 237, примечание 29.
  37. ^ Изд. Роберта Блейсделла, Великие речи коренных американцев , стр. 116.
  38. ^ Шардон, Ф.А.: Журнал Шардона в Форт-Кларке, 1834-1839. (Под редакцией Анни Элоизы Абель). Линкольн и Лондон, 1997, с. 124-125.
  39. ^ Шардон, Ф.А.: Журнал Шардона в Форт-Кларке, 1834-1839. (Под редакцией Анни Элоизы Абель). Линкольн и Лондон, 1997, с. 316, примечание 486.
  40. ^ Мейер, Рой В.: Деревенские индейцы Верхнего Миссури. Манданы, Хидатсы и Арикары. Линкольн и Лондон, 1977, с. 94.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ce2c91d64d8a7e259cd41778f66c493__1690802580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/93/6ce2c91d64d8a7e259cd41778f66c493.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mato-tope - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)