Гендерные роли в доколумбовой Мезоамерике
Эта статья может содержать вводящее в заблуждение содержание . ( август 2012 г. ) |
Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Апрель 2023 г. ) |
Гендерные роли существовали в Мезоамерике , при этом разделение труда по половому признаку означало, что женщины брали на себя множество домашних задач, включая воспитание детей и приготовление пищи, в то время как только мужчинам обычно разрешалось использовать оружие и занимать руководящие должности. [ 1 ] И мужчины, и женщины занимались сельским хозяйством, но в некоторых обществах женщинам не разрешалось пахать поля, поскольку считалось, что это символизирует роль мужчин в репродуктивном цикле.
Имеющиеся данные также свидетельствуют о существовании гендерной двусмысленности и изменчивости в доколумбовых мезоамериканских цивилизациях. [ 2 ] Гендерные отношения и функции также различались в мезоамериканских культурах и обществах с течением времени и в зависимости от социального статуса. [ 1 ] процветал ряд доколумбовых обществ. Мезоамерика или Мезо-Америка (исп. Mesoamérica) — это регион и культурная область в Северной и Южной Америке, простирающаяся примерно от центральной Мексики до Гондураса и Никарагуа, в пределах которой до испанской колонизации Америки в 16-м веке и 17 веков. [ 3 ] Стереотип о том, что женщина играет минимальную роль в семье, далеко не верен. Хотя роль женщин в сельском хозяйстве недооценивалась, если бы не вклад женщин в сельское хозяйство, семья бы не выжила. [ 3 ]
С приходом испанцев и их последующим вице-королевским правлением, начавшимся в 16 веке, мезоамериканские гендерные отношения больше не могли считаться отдельными культурными практиками. [ 4 ] Вместо этого гендерные роли и гендерные отношения стали подчиняться практике испанского вице-короля и кастовой системы. Однако, несмотря на подавление испанской колонизацией, аспекты доколумбовых мезоамериканских гендерных ролей сохранились в общинах коренных народов и по сей день. [ 5 ]
Роли
[ редактировать ]Труд
[ редактировать ]Доколумбовое мезоамериканское искусство содержит свидетельства гендерного разделения труда, изображая женщин, занятых домашним трудом, таким как ткачество, воспитание детей, уход за животными и рождение детей. Ткачество было более тесно связано с полом у классической Мексики, чем у Классических Майя, для которых оно указывало на класс. [ 6 ] Мужчины были изображены с оружием и на должностях религиозной и политической власти. Хотя данные свидетельствуют о том, что сельское хозяйство рассматривалось как мужское занятие, гендерное разделение труда, возможно, не было таким строгим. Анализ костей женщин выявил признаки износа, тесно связанные с повторяющимися движениями при перемалывании кукурузы, что позволяет предположить, что этим трудом в основном занимались женщины. [ 7 ] Антропологи, такие как Миранда Стокетт, полагают, что вполне вероятно, что мужчины, женщины и дети в разной степени участвовали в сельском хозяйстве и домашнем труде. [ 2 ]
Женщины также играют различные роли в семье. Они варьируются от сбора зерна и приготовления еды для семьи до ухода за домашними животными. Изучая роль женщин в посадке и сборе урожая, можно заметить, что в этой сфере до сих пор сохраняются некоторые стереотипы о том, как женщины помогают своим мужьям. В некоторых обществах женщины отвечают за посев и сбор урожая, но им запрещено пахать . Роли, разделенные между мужчинами и женщинами в сельском хозяйстве в Санта-Розе, Юкатан. Хотя на женщин возложены такие задачи, как сев, при всей его связи с плодородием, они жестко исключены из пахоты. [ 8 ] Значение запрета женщинам пахать связано с воспроизводством человека. Распространено мнение, что женщины не должны иметь возможность пахать, поскольку это умаляет роль мужчин в воспроизводстве человека. Таким образом, мужчины могут выполнять все этапы сельскохозяйственного цикла, включая посадку семян, в то время как женщины – даже в роли главы домашнего хозяйства – имеют право полагаться на мужчин в выполнении определенных задач. [ 8 ] Причина ограничения роли женщин в производстве сельскохозяйственных культур напрямую связана с воспроизводством. Женщины полагаются на мужчин при выполнении некоторых задач при посадке сельскохозяйственных культур, точно так же, как женщины нуждаются в помощи мужчин в воспроизводстве.
Помимо производства продуктов питания, еще одной важной задачей, которую выполняют женщины, является приготовление пищи, которое требует наибольшего внимания, поскольку женщинам приходится сидеть у очага в течение длительного времени. Что касается роли женщин в приготовлении кукурузы, то следующим шагом после сбора зерна является его обработка, чтобы семья могла его потреблять. Помимо деторождения и воспитания детей, одной из главных обязанностей женщин была переработка сушеной кукурузы в кукурузную муку. Размягченные зерна кукурузы после варки с известью растирали трубчатым ручным камнем на плоском точильном камне (метате) в кукурузное тесто. [ 9 ] После того, как тесто сформировано, можно приготовить различные блюда. Здесь метате играет важную роль при переработке кукурузы, основной культуры культуры.
Последняя важная роль, которую женщины играют в обществе, связана с животными. Во многих домохозяйствах есть загоны для домашних животных, и это еще одна область, за которую несут ответственность женщины. При обсуждении роли, которую женщины играют по отношению к домашним животным, загон очень важен для женщин в доме и является еще одним местом, где они проводят большую часть своего времени. Здесь она проводила большую часть своего времени, ухаживая за животными… ухаживая за цыплятами, чистя голубятню, кормя мула, кроликов… здесь, в загоне, питаются за счет своей работы. [ 10 ]
Женщины играют важную роль в выживании своих семей, поскольку семья выживает за счет работы, которую они выполняют в загоне.
Кроме того, успех мезоамериканских ритуалов зависел от производства продуктов питания и текстиля, в котором женщины вносили большой труд. Эти ритуалы были жизненно важны для обеспечения хороших отношений не только с богами, но и внутри общин. В «Relación de las cosas de Yucatán » Диего де Ланда заметил, что почти во всех ритуалах женщины майя отвечали за приготовление еды как для подношений, так и для потребления в дополнение к одежде в качестве подношений. [ 1 ]
Гендерные отношения среди мексиканцев также предполагают гендерную взаимодополняемость. Например, смерть в бою и смерть при родах возвысили мужчин и женщин соответственно. При родах женщины противостоят богине Сиуакоатль , и если они умирали, их тела считались временно пропитанными силой богини. Поскольку части их тел можно было использовать в качестве защитного амулета или для проклятия других, муж сторожил ее тело четыре ночи. [ 11 ]
Что касается конкретных мезоамериканских акушерок, то ацтекские акушерки были известны как тламатлькичитль. Эти акушерки предлагали уникальные способы родов, которые включали медицинскую помощь, анальгетики или обезболивающие препараты, а также религиозные ритуалы. Для беременных ацтекских женщин часть беременности включала в себя какой-то ритуал, а также определялась гигиеной, которую они соблюдали. [ 12 ] Большинство акушерок, включая акушерок майя, на самом деле были одинаковыми, когда дело касалось родов.
Искусство и культура
[ редактировать ]Высший класс ацтекского общества позволял как мужчинам, так и женщинам быть писателями, художниками и текстильщиками. Придворные обоих полов писали стихи, восхваляющие военную мощь и завоевания государя. Одним из таких поэтов является Макуильшочицин , дочь известной дворянской семьи. [ 13 ] Женщины также могли работать профессиональными ремесленниками и текстильщиками. [ 14 ]
Политика
[ редактировать ]Некоторые мезоамериканские женщины смогли взять на себя роль политических лидеров, например, женщины в обществе майя, другие, например, женщины в мексиканском обществе, - нет. [ 7 ] Однако, хотя мексиканские женщины не могли служить в этом качестве, им были предоставлены равные юридические и экономические права, и благородные мексиканские женщины могли стать жрицами. [ 5 ] Кроме того, два влиятельных политических деятеля возглавляли высшие уровни мексиканского правительства. Одним из них был тлатоани , буквально «тот, кто говорит», а другим — циуакоатль , что означает «женщина-змея», и оба представляли пару мужского и женского пола. Тлатоани отвечал за внутренние дела , отвечали за военные дела, а циуакоатль такие как снабжение продовольствием и отправление правосудия. Позицию циуакоатля на самом деле занимал мужчина, но ассоциации с женственностью были настолько значительными, что циуакоатль , носившая то же имя, что и богиня, на церемониях носила женское платье. [ 11 ] По мере того как мезоамериканские государства со временем становились более централизованными, власть мужчин стала все больше ассоциироваться с их контролем над женщинами и их способностью к производительному и репродуктивному труду. В результате возможности, доступные женщинам, стали ограниченными. [ 15 ] В случае с Мексикой военные проблемы, возможно, затмили общественное значение женщин. [ 11 ]
Гендерная двусмысленность
[ редактировать ]Хотя доколумбовое мезоамериканское искусство содержало изображения мужского или женского тела, представленного гениталиями или вторичными половыми признаками, оно также включало изображения тел с обнаженной грудью и талией, но без видимых половых признаков. В изображениях ритуалов, проводимых элитой мезоамериканцев, были женщины, одетые в традиционные мужские костюмы, и мужчины, одетые в традиционные женские костюмы. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Уайт, Кристин Д. (1 октября 2005 г.). «Гендерное пищевое поведение майя: время, место, статус и ритуал». Журнал социальной археологии . 5 (3): 356–382. дои : 10.1177/1469605305057572 . ISSN 1469-6053 . S2CID 144108725 .
- ^ Перейти обратно: а б с Стокетт, Миранда К. (1 декабря 2005 г.). «О важности различий: переосмысление пола и гендера в древней Мезоамерике». Мировая археология . 37 (4): 566–578. дои : 10.1080/00438240500404375 . ISSN 0043-8243 . S2CID 144168812 .
- ^ Перейти обратно: а б Чассен-Лопес, Фрэнси Р.; Хизер Фаулер-Саламини; Мэри Кей Воган (1994). Дешевле, чем машины. Женщины мексиканской деревни . Издательство Университета Аризоны. стр. 27–30.
- ^ Наследие Мезоамерики: история и культура индейской цивилизации . Кармак, Роберт М., 1934-, Гаско, Джанин, Госсен, Гэри Х. (2-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон/Прентис-Холл. 2007. ISBN 9780130492920 . OCLC 71833382 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Гендер и религия: гендер и мезоамериканские религии - Словарное определение гендера и религии: гендер и мезоамериканские религии | Encyclepedia.com: БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-словарь» . www.энциклопедия.com . Проверено 26 ноября 2017 г.
- ^ МакСАА, Роберт (май 2003 г.). «Калли науа древней Мексики: домашнее хозяйство, семья и пол» . Преемственность и изменение . 18 (1): 23–48. дои : 10.1017/s026841600300448x . ISSN 1469-218X . S2CID 146543884 .
- ^ Перейти обратно: а б Пламер, Ханна (октябрь 2011 г.). «Гендер в Мезоамерике: интерпретация гендерных ролей в классическом обществе майя» . Университетский журнал антропологии . Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сейдж, Колин; Джанет Хеншолл Момсен; Вивиан Киннэрд (1993). Деконструкция семьи. Разные места, разные голоса . Рутледж. стр. 243–46.
- ^ Стоун, Андреа Дж.; Белла Виванте (1999). Женщины в древней Мезоамерике. Роль женщин в древних цивилизациях . Гринвуд Пресс. стр. 293–300.
- ^ Голдсмит, Ракель Рубио; Хизер Фаулер-Саламини; Мэри Кей Воган (1994). Времена года, семена и души Женщины мексиканской деревни . Издательство Университета Аризоны. стр. 140–45.
- ^ Перейти обратно: а б с Доддс Пеннок, Кэролайн (2008). Узы крови: пол, жизненный цикл и жертвоприношение в ацтекской культуре . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир [Англия]: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9780230003309 . OCLC 156831786 .
- ^ «Вызовите ацтекскую акушерку: Роды в 16 веке» . История . 17 января 2017 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 14 октября 2022 г.
- ^ Кампанья, Марио (2012). «В долгой туземной заре». Гуарагуао 16 (39): 183–185. JSTOR 23266397 .
- ^ Пауэрс, Карен Виейра (2005). Женщины в тигле завоеваний: гендерный генезис испано-американского общества, 1500–1600 гг . Издательство Университета Нью-Мексико. п. 65. ИСБН 978-0-8263-3519-7 .
- ^ Джойс, Розмари А. (2000). Гендер и власть в доиспанской Мезоамерике (Первое изд.). Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292740648 . OCLC 608820583 .
Библиография
[ редактировать ]- Розенбаум, Бренда; Кристин Эбер (2007). «Женщины и гендер в Мезоамерике». У Роберта М. Кармака ; Джанин Гаско; Гэри Х. Госсен (ред.). Наследие Мезоамерики: история и культура индейской цивилизации . Серия «Изучение культур» (2-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон/Прентис-Холл . ISBN 978-0-13-049292-0 . OCLC 71833382 .
- Туэй, Мария Б. (2004). «Пол, контекст и использование фигурок: керамические изображения периода формирования Сан-Андрес, Табаско, Мексика» (неопубликованная магистерская диссертация). Таллахасси: Кафедра антропологии Университета штата Флорида . Архивировано из оригинала 19 ноября 2010 г. Проверено 21 августа 2009 г.