Женщины в обществе майя
Древние женщины майя играли важную роль в обществе : помимо распространения культуры посредством рождения и воспитания детей, женщины майя участвовали в экономической, государственной и сельскохозяйственной деятельности. Жизнь женщин в древней Мезоамерике недостаточно документирована: «Из трех элитных гробниц, обнаруженных на территории Копанского Акрополя , две содержат останки женщин, и тем не менее, ни в одном из известных современных гробниц нет ни одного упоминания о женщине. тексты или более поздние ретроспективные отчеты о раннеклассических событиях и персонажах Копана», — пишет ученый. [ 1 ]
Женщины играют значительную роль в ритуалах, приготовлении пищи для употребления и жертвоприношения. Неизвестно, участвовали ли в этих ритуалах женщины. Женщины также работали над производством текстиля , важного ресурса и продукта для общества майя.
О статусе женщин в обществе майя можно судить по их захоронениям, а также текстовой и монументальной истории. Общества майя включают Тонину , город, в котором развилась матрилинейная после правления и смерти могущественного лидера леди Кавиль система наследственного происхождения. Она взяла на себя мантию власти после провала двух лидеров-мужчин. [ 2 ] Правление леди Кавиль задокументировано в фресках, на которых она изображена сидящей на троне с пленниками у ее ног.
Еда
[ редактировать ]Кухня майя хорошо документирована. Методы, применявшиеся доколумбовыми обществами майя, включали крупномасштабное сельскохозяйственное производство, охоту и собирательство. Система выращивания милпа обеспечивала основные продукты питания майя: кукурузу, фасоль и тыкву. У них также есть небольшая разновидность риса, называемая киноа . [ нужна ссылка ]
Искусство
[ редактировать ]Ведущую роль богини Луны можно интерпретировать через ее изображение в кодексах и древних фресках. Другая часто изображаемая богиня — Икшель . Текстиль был центральным аспектом жизни древних майя, и хотя неизвестно, все ли женщины производили текстиль, те, которые производились, были созданы женщинами. Женщины использовали разные предметы в процессах прядения и ткачества в зависимости от своего социального класса . Знатные женщины могли использовать краситель в текстиле. Свидетельства о ремеслах и волокнах из города Серен, который был погребен под вулканическим пеплом в 600 году нашей эры, указывают на то, что к тому времени женская текстильная работа считалась искусством, а не просто ремеслами, сотканными для определенных домашних целей. Создание произведений искусства предполагает, что для них существовал рынок. Женщины обладали властью благодаря своей способности работать и создавать что-то, представляющее ценность. [ нужна ссылка ]
Роль женщины в ритуалах
[ редактировать ]Социальный и политический статус древних женщин майя все чаще обсуждается в археологических исследованиях роли пола. На сегодняшний день доказательства основаны главным образом на исследовании материальной культуры (например, монументальной скульптуры и иконографии, керамического искусства), использования пространства (анализ жилой архитектуры и деятельности и, в меньшей степени, данных моргов). Принцип взаимодополняемости , то есть то, что мужчины и женщины играют отдельные, но одинаково важные роли в обществе, обнаруживается во многих исследованиях, определяющих идеологическую основу для различных проявлений женской власти, включая пары мужчин и женщин и сочетание полов. Например, в иконографии общественных памятников классического периода, представляющих элиту, можно утверждать, что, хотя в текстах памятников, изображающих жизнь правителей, женщины рассматриваются как часть мужской истории, изображения на тех же памятниках не затрагивают половые признаки. Мужчин и женщин можно идентифицировать только по одежде и украшениям, что свидетельствует о «единой элитной идентичности», в которой пары мужчина/женщина дихотомичны. Погребальный инвентарь , надписи и тексты также свидетельствуют о взаимодополняемости через власть, которую женщины элиты давали правящим родам, часто через брачные союзы за пределами своей родной родины.
Еда в культуре также служит определителем статуса и метафорой. Процессы производства, распределения и потребления продуктов питания, как и во всех культурах, отражают преобладающие в них нормы. В этом случае его можно рассматривать как источник силы для древних женщин майя. Хотя считается, что элитные женщины контролировали пищу, используемую в ритуалах, анализ диеты из различных мест в разные периоды показывает, что женщины ели менее ценную пищу, чем их коллеги-мужчины. Напротив, женщины, не принадлежащие к элите, по-видимому, делили одну и ту же еду с мужчинами. Этот вывод может свидетельствовать о том, что: женщины не участвовали в ритуальном потреблении пищи так же и в такой же степени, как мужчины; или что потребление пищи было связано с гендерной идентичностью. Преференциальный доступ мужчин к ритуальной еде прекратился после испанского завоевания, но мужчины продолжали придерживаться более плотоядной диеты. Это явление может быть вызвано преобразованием публичных ритуалов в частные или ассимиляцией испанских гендерных ценностей или лежащей в основе идеологии, которая поддерживается в гендерных диетических различиях. Практически все ритуалы включали пиршества, и женщины отвечали за приготовление еды и напитков, используемых в качестве подношений и потребления, а также принесение в жертву ткани (см. ниже). Праздники и ритуалы были заметными и важными средствами, использовавшимися конкурирующими элитами майя для демонстрации своего статуса. Независимо от того, были ли женщины активными участниками, это не противоречит социальному, символическому и политическому значению их вклада. [ 3 ]
Помимо идеологической основы высокого женского статуса, в исторический период женщины осуществляли свободу действий посредством своего труда. Труд женщин был очень важен как в социальном, так и в экономическом плане, но их участие в общественных ритуалах было ограничено; из-за потенциальной этноцентрической и географической предвзятости. Возможно, существовали временные и/или региональные различия в степени участия женщин в ритуалах. [ 4 ]
Гендерные роли
[ редактировать ]Мужчины и женщины выполняли разные задачи: «Мужчины производят пищу сельскохозяйственным трудом и помогают женщинам рожать детей, а женщины обрабатывают продукты с поля, чтобы сделать их съедобными». [ 5 ] Помимо выращивания оленей при необходимости, женщины имели религиозные обязанности, связанные с домашними ритуалами. Женщины играли важную повседневную роль в этом аспекте жизни. Пока мальчиков обучали охотничьим навыкам, «девочку обучали домашнему хозяйству, ее учили хранить домашние религиозные святыни ». [ 6 ]
Женщины были связаны с ритуальной практикой религии , а также с самими верованиями. Богиня Луны — одна из самых выдающихся богинь пантеона майя . Благодаря своим отношениям с другими богами она произвела на свет население майя. Местные правители заявляли о своем происхождении от Богини Луны.
Пол в древнем искусстве майя неоднозначен. [ нужна ссылка ] . В некоторых изображениях признания их наследника эта двойственность выражена явно: по одну сторону от новопомазанника находится мужская фигура, женская по другую — .
Девочек майя заставляют соответствовать взглядам своей матери и не мыслить независимо. [ 7 ]
Женщины майя подверглись нападениям и изгнанию из своих домов в Гватемале военными во время конфликта. [ 8 ] Ладино- гватемальцы поддержали гватемальские военные в их нападении на майя и изгнали их из домов в 1980-х годах. [ 9 ] Женщины майя подвергались изнасилованию со стороны гватемальских военных. [ 10 ]
У майя были отцовские семьи, а элитные мужчины майя практиковали многоженство. [ 11 ] Женщины майя злобны по отношению к неверным партнерам. [ 12 ]
Младенцы майя и их матери делят одну постель. [ 13 ]
Гватемальские девочки майя имеют низкий уровень образования и происходят из бедных семей. [ 14 ] Начальное образование получили лишь 10% девочек майя, поскольку среди бедных девочек майя высокий процент отсева. [ 15 ]
Текстиль
[ редактировать ]Преобладание женщин в ритуалах отражает важность женщин в социальной структуре майя в классический период (250–900 гг. н.э.). Женщины были основными ткачами текстиля, которые составляли основную часть любой древней мезоамериканской экономики. Судя по этноистории и иконографии, майя были крупными производителями материалов как для внутреннего, так и для внешнего использования. Однако археологическая классификация текстильной продукции сложна в любом тропическом регионе из-за проблем сохранности.
Доказательства текстильного производства в Караколе, Белиз
[ редактировать ]Свидетельства производства и распространения ткани, обнаруженные на территории доколумбовых майя, а также большой участок археологических данных, касающихся текстиля древних майя, находятся в городе Караколь , Белиз. Археологические раскопки в Караколе проводились ежегодно с 1985 года по настоящее время и привели к сбору данных, которые позволяют понять экономическое производство и социальное распределение ткани на этом месте. Это достигается путем изучения контекста и распространения веретена, костяных игл, костяных штифтов и шпилек, костяных шил и известняковых брусков. Все эти артефакты могут быть так или иначе связаны с плетением, сеткой или тканью. [ нужна ссылка ]
Веретена - это артефакты, наиболее явно связанные с текстильным производством. По меньшей мере 57 из них были обнаружены в Караколе, 38 из них — в 20 различных захоронениях. Некоторые из этих погребений представляют собой высокостатусные женщины, помещенные в наиболее важные архитектурные сооружения на этом месте. Контекстуальное размещение этих захоронений подчеркивает не только связь между женщинами и ткачеством, но и высокий статус, связанный с такой деятельностью, тем самым сигнализируя о важности ткани и прядения в древнем обществе майя. [ 16 ]
Вынашивание ребенка
[ редактировать ]Рождение и воспитание детей было неотъемлемой частью общества. Мифология и сила , связанные со способностью создавать жизнь, были тем, чему люди пытались подражать. Мужчины участвовали в кровопускании своих гениталий, чтобы создать из своей крови что-то новое . [ 17 ] Вместо того, чтобы рождать жизнь, они породили бы новые эпохи посредством символического жеста менструации . Этот акт был весьма ритуализирован; предметами, которые использовались для прокалывания кожи, были « шипы ската, обсидиановые лезвия или другие острые инструменты». [ 17 ] Кровь капала на ткань, которую сжигали во время ритуала.
Медицинское исследование показало, что мексиканские женщины майя имеют самые низкие симптомы менопаузы наряду с греческими крестьянками. [ 18 ]
Медицинское исследование показало, что у девочек майя менархе наступало примерно в 15,1 года. [ 19 ]
Смешанный брак
[ редактировать ]В восточно-центральной части Кинтана-Роо некоторые майя произошли от смешанных браков между женщинами майя и китайскими мигрантами. Эти потомки подвергаются дискриминации со стороны некоторых коренных жителей, хотя в целом их принимают. [ 20 ] Метисы и майя без ограничений женились на китайцах. [ 21 ]
Китайцы прибыли в Британский Гондурас (ныне Белиз ) в качестве наемных рабочих , но многие из них бежали по прибытии, сбежав в Санта-Крус. Они женились на женщинах майя и имели детей. [ 22 ] [ 23 ]
Мужчины из Африки, Восточной Индии, Европы и Китая вступили в брак с коренными индийскими женщинами майя в Британском Гондурасе. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Белл, Э.Э. «Порождение династии: королевская женщина в гробнице Маргариты, Копан», « Древние женщины майя » , изд. Трэйси Ардрен. Уолнат-Крик: Altamira Press, 2002.
- ^ Аяла Сокол, М. «Леди Кавиль, богиня О и война майя», «В древних женщинах майя » , под ред. Трейси Ардрен. Уолнат-Крик: Altamira Press, 2002
- ^ Робин, К. «Гендер, сельское хозяйство и долгосрочные изменения: исторические и археологические перспективы майя», « Современная антропология » , Веннер-Грен, 2006 г.
- ^ Уайт, К. «Гендерное пищевое поведение майя», В журнале социальной археологии , Sage Journals, 2005 г.
- ^ Жоссеран, Дж. К. Женщины в классических иероглифических текстах майя . Уолнат-Крик: Альтамира Пресс, 2002.
- ^ Сигал, П. От лунных богинь к девственницам: колонизация сексуального желания майя Юкатекана. Остин: Техасский университет Press, 2000.
- ^ Орландо Белинг; Кеннет С. Лоу (2000). Орландо Белинг; Кеннет С. Лоу (ред.). Перевод анкет и других исследовательских инструментов: проблемы и решения, выпуск 133 . Количественные приложения в социальных науках. Том. 133 университетских статей Сейджа (иллюстрированное издание). МУДРЕЦ. п. 44. ИСБН 0761918248 . ISSN 0149-192X . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Николь А. Домбровски, изд. (2004). Женщины и война в двадцатом веке: зачислены на службу с согласия или без него . Рутледж. п. 24. ISBN 1135872848 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Брэкетт Уильямс, изд. (2013). Женщины не на своем месте: гендер влияния и национальность . Рутледж. ISBN 978-1135234836 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Дрю Хамфрис (2009). Дрю Хамфрис (ред.). Женщины, насилие и средства массовой информации: чтения по феминистской криминологии . Северо-восточная серия о гендере, преступности и праве (иллюстрированная ред.). УПНЕ. ISBN 978-0939680634 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Мэри Джо Мейнс; Энн Уолтнер (2012). Семья: Всемирная история . Новая Оксфордская всемирная история (иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета, США. п. 41. ИСБН 978-0195338140 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Кирстин Олсен (1994). Хронология женской истории (иллюстрированное изд.). Издательская группа Гринвуд. п. 29 . ISBN 0313288038 . Проверено 17 мая 2014 г.
Китайцы женятся на женщинах майя.
- ^ Прани Лиампуттонг (2007). Прани Лиампуттонг (ред.). Проблемы воспитания детей и ухода за младенцами: межкультурная перспектива . Издательство Нова. п. 5. ISBN 978-1600216107 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Джеффри Дженсен Арнетт, изд. (2007). Международная энциклопедия подросткового возраста: AJ, индекс, Том 1 . Тейлор и Фрэнсис. п. 379. ИСБН 978-0415966672 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Джоди Хейманн; Адель Кассола (2012). Джоди Хейманн; Адель Кассола (ред.). Уроки образовательного равенства: успешные подходы к трудноразрешимым проблемам во всем мире (иллюстрированное издание). Издательство Оксфордского университета, США. п. 222. ИСБН 978-0199755011 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Чейз А. и Чейз Д. «Текстиль и археологические данные майя», В древней Мезоамерике , Cambridge University Press, 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Густафсон, Л.С. «Короли-мать/отец», « Гендерная идентичность и отношения древних майя» , изд. Лоуэлл С. Густафсон и Амелия М. Тревельян. Вестпорт: Бергин и Гарви, 2002 г.
- ^ Вики Коцирилос; Луис Витетта; Авни Сали (2011). Руководство по доказательной интегративной и дополнительной медицине (иллюстрированное издание). Эльзевир Австралия. п. 591. ИСБН 978-0729539081 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Тереза Оверфилд (1995). Биологические вариации здоровья и болезней: расовые, возрастные и половые различияl (2, иллюстрированное, исправленное издание). ЦРК Пресс. п. 45. ИСБН 0849345774 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ АЛЬФОНСО ВИЛЛА Р. (1945). МАЙЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КИНТАНА-РОО . п. 96 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Электрический журнал, Том 29 . Электрический клуб, клуб Вестингауз. Клуб Вестингауз. 1932. с. 275 . Проверено 17 мая 2014 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Томас Уильям Фрэнсис Ганн (1972). Древние города и современные племена: исследования и приключения на землях майя (переиздание, иллюстрированное изд.). Айер Ко Паб. п. 247 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Томас Уильям Фрэнсис Ганн (1918). Индейцы майя Южного Юкатана и Северного Британского Гондураса, том 572, выпуск 64 . Сборник юридических материалов коренных американцев. Том. 6 файлов области человеческих отношений: Юкатек Майя. Типография правительства США. п. 32 . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Томас Ганнс (2001). Терри Рагли (ред.). Войны майя: этнографические отчеты с Юкатана девятнадцатого века (иллюстрированное издание). Университет Оклахомы Пресс. п. 175. ИСБН 0806133554 . Проверено 17 мая 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Джоан Олдос (1974). Нэнси Даль (ред.). Международная библиография исследований брака и семьи: 1965-1972 гг . Том. 2 Международной библиографии исследований в области брака и семьи. Университет Миннесоты Пресс. п. 206. ИСБН 1452910375 . Проверено 17 мая 2014 г.
- Брунс, Карен Олсен; Карен Э. Стотерт (1999). Женщины в Древней Америке . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-3169-1 . OCLC 41540119 .
- Дэвид Кэри младший (2013). Порождение истории майя: женщины Какчикель как агенты и проводники прошлого, 1875-1970 гг . Рутледж. п. 178. ИСБН 978-1135394431 . Проверено 17 мая 2014 г.
- Дженнифер Катино; Келли Кей Холлман; Марта Джулия Руис; Совет по народонаселению (2005). Развитие навыков, расширяющих жизненные возможности девочек майя . Совет по народонаселению . Проверено 17 мая 2014 г.
- Фелиситас Д. Гудман (2001). Апокалипсис майя: семнадцать лет с женщинами деревни Юкатана (иллюстрированное издание). Издательство Университета Индианы. п. 535. ИСБН 0253215013 . Проверено 17 мая 2014 г.
- Келли Холлман; Совет по народонаселению (2006). Множественные недостатки девочек майя: влияние пола, этнической принадлежности, бедности и места жительства на образование в Гватемале . Совет по народонаселению . Проверено 17 мая 2014 г.
- Валери Хансен; Кен Кертис (2013). Путешествия по всемирной истории, том 1–1600 (2-е изд.). Cengage Обучение. ISBN 978-1133607823 . Проверено 17 мая 2014 г.
- Крейг Локард (2014). Общества, сети и переходы: глобальная история (3-е изд.). Cengage Обучение. п. 37. ИСБН 978-1305177079 . Проверено 17 мая 2014 г.
- Лаура МакКласки (2010). Здесь наша культура жестока: истории домашнего насилия от общины майя в Белизе . Издательство Техасского университета. п. 307. ИСБН 978-0292788190 . Проверено 17 мая 2014 г.
- Барбара Рогофф (2011). Развивающиеся судьбы: акушерка и город майя . Серия «Развитие ребенка в культурном контексте». Издательство Оксфордского университета, США. п. 88. ИСБН 978-0199717804 . Проверено 17 мая 2014 г.
- Розенбаум, Бренда; Кристин Эбер (2007). «Женщины и гендер в Мезоамерике». У Роберта М. Кармака ; Джанин Гаско; Гэри Х. Госсен (ред.). Наследие Мезоамерики: история и культура индейской цивилизации . Серия «Изучение культур» (2-е изд.). Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон/Прентис-Холл . ISBN 978-0-13-049292-0 . OCLC 71833382 .
- Нэнси Л. Уикер; Беттина Арнольд (1999). Нэнси Л. Уикер; Беттина Арнольд (ред.). С нуля: за пределами гендерной теории в археологии: материалы Пятой конференции по гендерным вопросам и археологии, Университет Висконсина-Милуоки, октябрь 1998 г. Том 812 серии БАР. Том. 812 международной серии BAR (иллюстрированное изд.). Археопресс. стр. 44–45. ISBN 1841710253 . Проверено 17 мая 2014 г.
- Библиотека Конгресса. Управление политики и поддержки каталогизации (2005 г.). Предметные рубрики Библиотеки Конгресса США . Библиотека Конгресса, Служба распространения каталогов. п. 4280 . Проверено 17 мая 2014 г.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - Библиотека Конгресса (2012). Предметные рубрики Библиотеки Конгресса США . Библиотека Конгресса. Отдел предметной каталогизации Библиотеки Конгресса. Управление политики предметной каталогизации, Библиотека Конгресса. Управление политики каталогизации и поддержки. Библиотека Конгресса. п. М-171 . Проверено 17 мая 2014 г.
- Библиотека Конгресса (2012). Предметные рубрики Библиотеки Конгресса США . Библиотека Конгресса. Отдел предметной каталогизации Библиотеки Конгресса. Управление политики предметной каталогизации, Библиотека Конгресса. Управление политики и поддержки каталогизации (иллюстрированное издание). Библиотека Конгресса. п. С-158. ISBN 978-0822559788 . Проверено 17 мая 2014 г.
- Библиотека Конгресса. Управление политики и поддержки каталогизации (2006 г.). Предметные рубрики Библиотеки Конгресса США . Библиотека Конгресса, Служба распространения каталогов. п. 6377. ИСБН 0822559781 . Проверено 17 мая 2014 г.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - Библиотека Конгресса. Управление политики и поддержки каталогизации (2009 г.). Предметные рубрики Библиотеки Конгресса США . Библиотека Конгресса, Служба распространения каталогов. п. 4794 . Проверено 17 мая 2014 г.
{{cite book}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - Библиотека Конгресса (2007). Предметные рубрики Библиотеки Конгресса США . Библиотека Конгресса. Отдел предметной каталогизации Библиотеки Конгресса. Управление политики предметной каталогизации, Библиотека Конгресса. Управление политики каталогизации и поддержки. Библиотека Конгресса. п. 4541 . Проверено 17 мая 2014 г.