Компьютерные технологии для развивающихся территорий
Компьютерные технологии для развивающихся территорий — это область, ориентированная на использование технологий для улучшения качества жизни и поддержки экономического развития в регионах с ограниченным доступом к ресурсам и инфраструктуре. Эта область исследований направлена на устранение цифрового разрыва, который относится к разрыву между теми, кто имеет доступ к технологиям, и теми, у кого его нет, и, как следствие, неравенству в образовании, здравоохранении и экономических возможностях.
Компьютерные технологии часто передаются в развивающиеся регионы посредством пожертвований. Многие учреждения, государственные, благотворительные и коммерческие организации по всему миру предоставляют оборудование, программное обеспечение и инфраструктуру, а также необходимое обучение для использования и обслуживания всего этого. [1]
Возможность
[ редактировать ]Развивающиеся страны отстают от других стран с точки зрения свободного доступа к Интернету, хотя доступ к компьютерам начал сокращать этот разрыв. Доступ к компьютерам или широкополосному доступу остается редкостью для половины населения мира. Например, по состоянию на 2010 год в среднем только один из 130 человек в Африке имел компьютер. [2] в то время как в Северной Америке и Европе каждый второй человек имел доступ к Интернету. [3] 90% студентов в Африке никогда не прикасались к компьютеру. [4] Промышленно развитые страны имеют средний ВНП в десять раз больше, чем в развивающихся странах. ВНП на душу населения в Соединенных Штатах по сравнению с ВВП на душу населения в Индии имеет соотношение пятьдесят к нулю. Это может быть связано с различиями в экономических приоритетах и социальных потребностях. Зарплаты служащих в развитых странах в среднем в десять раз выше, чем в развивающихся странах. Цели и использование технологий сильно различаются из-за смены приоритетов между промышленно развитыми и развивающимися странами. Недостаточное использование существующих компьютеров продолжает оставаться проблемой в развивающихся странах. Простые конструкции, такие как компьютерная память, до сих пор не реализованы и не получили максимального развития по сравнению с сегодняшними промышленно развитыми странами.
Локальные сети могут обеспечить значительный доступ к программному обеспечению и информации даже без использования подключения к Интернету, например, с помощью выбора компакт-диска Википедии или цифровой библиотеки eGranary .
Сосредоточение внимания на Африке
[ редактировать ]Изучение внедрения компьютерных технологий в Африке
[ редактировать ]Африка представляет собой уникальный культурный климат для внедрения компьютерных технологий не только из-за разнообразного населения, разнообразной географии и многогранных проблем, но также и из-за особых проблем. Африка состоит из 53 стран, многие из которых получили независимость после 1950 года, в которых проживают 75 уникальных этнических групп и около 700 миллионов человек. Он был колонизирован и, следовательно, находился под сильным влиянием европейцев из Франции, Португалии, Великобритании, Испании, Италии и Бельгии, за исключением стран Эфиопии и Либерии. Мартин и О'Мира [5] описать разнообразие Африки и некоторые проблемы, которые она представляет: этническая принадлежность, география, сельский / городской образ жизни, семейная жизнь (классовые уровни), доступ к продуктам развитого мира, образование и средства массовой информации.
Несмотря на это несколько подавляющее разнообразие в Африке, необходимость самоопределения африканцев, с которой боролись, например, пять нигерийских кланов огони в 1990-х годах за права на нефть, имеет первостепенное значение. «Самое необходимое для жизни – вода, электричество, дороги, образование и право на самоопределение, чтобы мы могли нести ответственность за наши ресурсы и нашу окружающую среду» [6] надо уважать. Некоторые считают, что такие технологии, как компьютеры, важны для достижения такого самоопределения в Африке, особенно в области образования. Хотя оно уже получило огромный импульс благодаря независимости многих африканских стран, рост образования может привести к воде, электричеству, дорогам и большему самоопределению. Билл Клинтон поддерживает использование технологий в образовании, заявляя: «[так] я думаю, что потенциал информационных технологий для расширения прав и возможностей людей, содействия экономическому росту, сокращения неравенства, увеличения потенциала правительства и улучшения взаимодействия граждан с правительством огромен». [7] И на том же форуме Билл Гейтс далее заявляет: «Из 6 миллиардов человек чуть менее 1 миллиарда используют эту технологию. и многие из проектов, которые мы реализовали, как здесь, в Африке, так и по всему миру, имеют такую тему, что, хотя поначалу их не будет дома, они будут доступны». [7] Африка — разнообразный континент, включающий 53 страны с населением более 75 этнических групп и населением около 1,3 миллиарда человек. Континент имеет широкий спектр географических особенностей, включая пустыни, саванны, горы и леса. Хотя Африка добилась значительного прогресса в различных секторах с момента обретения независимости от европейских колониальных держав, она продолжает сталкиваться с многогранными проблемами, включая бедность, болезни, конфликты и отсталость. Система образования континента также страдает от таких проблем, как неадекватная инфраструктура, ограниченность ресурсов и нехватка квалифицированных учителей. Эти факторы способствовали низкому уровню грамотности во многих африканских странах. Несмотря на эти проблемы, технология была определена как потенциальный инструмент для решения некоторых проблем развития Африки. Использование компьютерных технологий в Африке в основном сосредоточено на образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и электронной коммерции. Однако существуют проблемы с внедрением компьютерных технологий в Африке, включая ограниченную инфраструктуру, отсутствие электричества и высокие затраты. Для преодоления этих проблем были предприняты различные инициативы, такие как предоставление сообществу доступа к технологиям и создание партнерских отношений с правительствами, неправительственными организациями и частным сектором. Несмотря на эти инициативы, внедрение компьютерных технологий в Африке остается неравномерным: во многих регионах по-прежнему отсутствует доступ к компьютерам и Интернету. Тем не менее, приверженность континента использованию технологий привела к разработке инновационных решений, таких как мобильные деньги и платформы электронного обучения, которые могут преобразовать экономику и общество Африки.
Южная Африка и проект доступа к умному мысу
[ редактировать ]В Южной Африке происходит одно из крупнейших и наиболее успешных внедрений компьютеров среди жителей Африки: проект Smart Cape Access, инициированный в 2000 году в Кейптауне, получил в 2003 году премию Фонда Билла и Мелинды Гейтс за доступ к обучению (Валентайн, 2004). Проект в 2002 году пилотировал 36 компьютеров в шести публичных библиотеках в неблагополучных районах Кейптауна, причем в каждой библиотеке было выделено по четыре компьютера для публичного использования. Библиотеки имели важную структуру с охраной, электричеством и телефонной связью, а также доступ к ним для общественности. искали информацию у библиотекарей для реализации своего проекта, понимая, что бесплатный доступ в Интернет имеет решающее значение для успеха проекта, включая обучение, руководство пользователя, поддержку службы поддержки и обратную связь. Они ожидали, что доступ в Интернет «создаст столь необходимые рабочие места для граждан, но… ... оно может дать людям возможность продавать себя, начинать собственный бизнес или получать доступ к полезной информации». [8] Финансирование проекта осуществлялось за счет пожертвований и партнерства частных организаций с обширной волонтерской помощью в доступе к программному обеспечению с открытым исходным кодом, которое можно получить у лицензированных поставщиков или бесплатно в Интернете. Несмотря на то, что проект страдает от низкой скорости Интернета, длинных очередей ожидающих пользователей, хакерских атак и бюджетов, спрос на большее количество компьютеров остается высоким. Жители использовали доступ в Интернет для создания собственного бизнеса, используя Smart Cape для администрирования, для получения работы, иногда за границей, для создания некоторых несанкционированных небольших предприятий, таких как оплата образованному пользователю написания резюме, написания писем, электронной почты, игр. игры, выполнение домашних заданий и проведение исследований, а также для получения информации, такой как реклама BMW, среди прочего. Пожилые люди, безработная молодежь и школьники были наиболее распространенными пользователями Интернета, причем 79 процентов составляли мужчины.
Поскольку первая фаза проекта завершилась в 2005 году, а вторая фаза, состоящая из мониторинга и оценки пилотных объектов, завершилась только в 2007 году, в настоящее время продолжается развертывание заключительной фазы проекта. [9] С 2002 года более ста тысяч человек воспользовались бесплатным доступом к компьютерам проекта Smart Cape Access Project (Браун, 2007), что примерно на одну пятую увеличивает общий доступ к Интернету для 3,2-миллионного населения Кейптауна, увеличивая общий доступ до 17 человек. процентов жителей в 2008 г. (Мокгата, 2008). Тем не менее, проект по-прежнему сталкивается с бюджетными проблемами, которые вызывают вопросы о долгосрочной устойчивости из-за его сильной зависимости от пожертвований и волонтеров. В отчетах по проекту не упоминалось обслуживание компьютеров или сети, что также могло потребовать довольно больших затрат. Еще одну озабоченность вызывает недостаточное использование женщинами и девочками, что с культурной точки зрения представляет собой проблему иерархии, поскольку мужчины являются лицом общества, и это еще одна тема, которую следует рассмотреть в будущем.
Африка и другие менее успешные проекты
[ редактировать ]В отличие от проекта Smart Cape Access Project, многие другие проекты, пытающиеся внедрить компьютеры в Африку, терпят неудачу не только в вопросах устойчивости, но также в обучении, поддержке и обратной связи. Хотя во многих случаях доступ к Интернету через кабель или беспроводную связь и электричество остаются непреодолимыми проблемами. По данным BGBC в статье о поддержке Intel беспроводного доступа в Африке, менее одного процента африканцев имеют доступ к широкополосному доступу в Интернет и только четыре процента. [10] Стоимость беспроводной связи остается непомерно высокой для большинства африканцев, и, возможно, более важным является то, что не существует общей «модели образования», которая бы позволяла интегрировать различные виды оборудования для обеспечения беспроводной сети.
Кения представляет собой пример использования оптоволоконного кабеля для подключения к Интернету, что позволяет снизить стоимость доступа с 7500 долларов за мегабайт, передаваемый через спутник, до 400 долларов по сравнению с нынешним уровнем. Проект Alcatel-Lucent стартовал в конце 2007 года (срок реализации два года) и будет способствовать расширению электроснабжения многих сельских деревень, обеспечивающих доступ в Интернет. Он также обеспечит скорость, которой в настоящее время не хватает при спутниковой связи. [11]
Фонд Freeplay попытался решить проблему электричества, сначала разработав фонари с батарейным питанием для сельских районов Африки, опробовав пилотный проект также в Кении в 2008 году. По оценкам Всемирного банка, более 500 миллионов человек в странах Африки к югу от Сахары не имеют доступа к электричеству. к источникам электроэнергии, которые можно было бы использовать для освещения их домов или питания компьютеров. [12] Freeplay также создала систему распределения через женщин, которая обеспечит доход от продажи, ремонта и технического обслуживания для клиентов, и в начале 2008 года занимается созданием прототипов в Кении. Хотя покупка ламп может создать проблему устойчивости, такие изобретения, как мы надеемся, можно будет использовать для будущего энергоснабжения. компьютеры в Африке.
Пример дальнейших трудностей, связанных с внедрением компьютеров в Африке, можно найти в исследовании Мозамбика, одной из беднейших стран мира, 60 процентов населения которой находится за чертой бедности. [13] Несмотря на свою бедность, мозамбикцы считают свое образование и доступ к Интернету лишь второстепенными факторами после получения достаточного количества еды. Об этом свидетельствуют статистические данные, показывающие увеличение числа компьютеров на сто жителей с 0,08 до 1,6 всего за два года, с 1996 по 1998 год. Однако в негородских районах, где более обеспеченные жители могут зарабатывать от 40 до 60 долларов США в месяц, доступ к Интернет может съесть половину их доходов, поэтому с каким-то неизвестным успехом были созданы общественные заведения. Другие пилотные программы также распространяются по всей стране, но их результаты в настоящее время неизвестны. Отсутствие данных об общем внедрении компьютеров в Мозамбике подчеркивает проблему устойчивости компьютеров в Африке, как и следующий пример в Камеруне.
Камерун получил от Школы инженерных и прикладных наук коммуникационные технологии через студенческую волонтерскую организацию. Компьютеры были приобретены, отправлены, отремонтированы и интегрированы для обучения жителей компьютерным навыкам. Получателем стал Пресвитерианский педагогический колледж, который взаимодействует с начальными и средними школами. Однако в рамках этих усилий не было никаких процедур и средств технического обслуживания или поддержки, а информация о сохраняющейся ценности проекта недоступна. [14] Аналогичным образом, но в большем масштабе, британская благотворительная организация Computer Aid поставила более 30 000 компьютеров 87 развивающимся компаниям и в настоящее время отгружает по 1000 компьютеров в месяц. Хотя компания ремонтирует подаренные компьютеры перед отправкой, она, судя по всему, не следит за размещением компьютеров. Тем не менее, Руанда, похоже, очень хочет иметь эти компьютеры и реализует спонсируемую правительством политику в области информационных и коммуникационных технологий, предусматривающую доступ к компьютерам через школы, общественные и медицинские проекты. [15]
Хотя все эти проекты достойны восхищения, успешное внедрение компьютеров в Африке требует большего подхода к целям развития тысячелетия Организации Объединенных Наций, который был согласован странами и ведущими институтами развития во всем мире для продвижения комплексного и скоординированного подхода к решению многих проблем. в развивающихся странах («Технологии Microsoft, партнерства», 2006). Однако к 2008 году Билл Гейтс изменил свой взгляд на решение проблем Африки с помощью технологий, заявив: «Я имею в виду, есть ли у людей четкое представление о том, что значит жить на 1 доллар в день? В ближайшее время беднейшие люди составят значительный рынок для высокотехнологичной продукции... два миллиарда беднейших людей в мире сейчас отчаянно нуждаются в медицинской помощи, а не в ноутбуках». [16] Здесь возникает дилемма: кормить людей из подачек или предоставлять инструменты для их собственного самоопределения. Будучи сторонником самоопределения, не исключающим выгоды филантропии, обзор проектов, обсуждавшихся выше, и других проектов, объединенных с успешным подходом Фишера к KickStart International, может обеспечить основу для более успешного внедрения компьютеров в Африке, возможно, с переходом к технологиям первого мира. .
Мартин Фишер: возможный бизнес-план
[ редактировать ]Мартин Фишер вместе с Ником Муном основал KickStart International в 1991 году как «некоммерческую организацию, которая разрабатывает и продает новые технологии для использования в Африке». [17] Он разрабатывает технологии, способствующие пониманию культурных факторов, связанных с зарабатыванием денег в Африке, а не подходу к раздаче технологий с опытом, который имеет мало общего со способностью Африки зарабатывать на жизнь. Мун и Фишер считают, что «бедным людям не нужны подачки, им нужны конкретные возможности использовать свои навыки и инициативу». [18] Фишер далее заявляет, что «наш подход заключается в разработке, маркетинге и продаже простых инструментов, которые бедные предприниматели покупают и используют для создания новых прибыльных малых предприятий и получения приличного дохода». [19] Он также подчеркивает необходимость создания инструментов, которые можно будет поддерживать в Африке, используя ограниченные материалы и методы сборки. Они разработали и продали ряд инструментов, ориентированных на сельское хозяйство в африканских странах Кении, Танзании и Мали, поскольку 80 процентов бедных — фермеры, имеющие только два актива: землю и навыки ведения сельского хозяйства. Например, KickStart создал тазобедренный насос, продаваемый за 34 доллара, позволяющий фермеру использовать движение своих бедер против рычага в качестве приводного механизма. Насос способен поднимать воду с шести метров под землей на высоту 13 метров над ней, что позволяет фермеру оросить около трех четвертей акра за восемь часов. Другие технологии включают прессование семян масличных культур, изготовление строительных блоков из уплотненной почвы, тюкование сена и изготовление покрытия для туалета. Эти технологии массово производятся в Африке. Компания успешно продала более 63 000 насосов (Перлин, 2006) и, по оценкам, 42 000 новых микропредприятий были открыты с использованием оборудования KickStart, такого как этот насос, принося более 42 миллионов долларов США в год в виде новой прибыли и заработной платы. Фишер и Мун также подсчитали, что они помогли 200 000 человек вырваться из бедности. Они добились успеха в Африке, потому что сосредоточили свое внимание на:
1. Понимание культуры и окружающей среды.2. Предоставление инструментов получения дохода для создания нового богатства.3. Создание инструментов, которые можно поддерживать в среде.Хотя KickStart не говорил о чем-то столь же технически сложном, как компьютеры, его бизнес-план можно легко адаптировать к внедрению компьютеров в Африке. Например, проект Smart Cape Access продемонстрировал широкий успех в понимании культуры и окружающей среды Кейптауна, но по-прежнему обеспокоен устойчивостью и использованием женщинами. Наиболее примечательно то, что проекту необходимо рассмотреть, как доступ к Интернету может предоставить инструменты, приносящие доход, для создания нового богатства и реализации более эффективного плана обслуживания. Также важно учитывать положительное влияние женщин и девочек на внедрение технологий для возможного внедрения компьютеров в Африке.
Хотя KickStart еще не решил технические проблемы внедрения компьютеров в Африке, их бизнес-план можно легко адаптировать для этой цели. Проект Smart Cape Access в Кейптауне является заметным успехом, демонстрируя понимание местной культуры и окружающей среды, но он также вызывает обеспокоенность по поводу устойчивости и участия женщин. Крайне важно подумать о том, как доступ к Интернету может предложить инструменты для получения дохода, создать новое богатство и улучшить планы обслуживания. Более того, содействие участию женщин и девочек окажет положительное влияние на внедрение технологий и, в конечном итоге, на внедрение компьютеров в Африке.
Источники оборудования
[ редактировать ]Недорогие новые компьютерные инициативы
[ редактировать ]Такие инициативы, как компьютер OLPC и планшет Sakshat, призваны предоставить надежные технологии по цене, доступной для массового внедрения. В 2010 году Всемирный банк провел исследование имеющихся устройств ИКТ (информационно-коммуникационных технологий для развития). [20] Raspberry Pi — это одноплатные компьютеры, используемые для продвижения недорогих образовательных вычислений и интерфейсных приложений.
Статистика электронных отходов Пресс-релиз
[ редактировать ]Unep, NEMA и Центр чистого производства Уганды
[ редактировать ]В Уганде обычно есть как ремонтные, так и восстановительные компании компьютеров. В некоторых странах благотворительные НКО могут выдавать не облагаемые налогом квитанции о пожертвованиях за компьютеры, которые они могут отремонтировать или иным образом повторно использовать. Рост использования технологий, особенно в сфере ИКТ, низкие первоначальные затраты и незапланированное устаревание электрического и электронного оборудования привели к возникновению проблемы образования электронных отходов в Уганде. [21] Совместная группа ЮНЕП, NEMA и UCPC оценила текущий объем электронных отходов, образующихся в Уганде, в 10 300 тонн от холодильников, 3 300 тонн от телевизоров, 2 600 тонн от персональных компьютеров, 300 тонн от принтеров и 170 тонн от мобильных телефонов.Однако в результате запрета использованной электроники накопление электронных отходов с 2010 по 2011 год сократилось на процент на 40%.Стратегия электронного обучения разрабатывается на консультативной основе с участием различных заинтересованных сторон в секторе окружающей среды, но в Уганде пока нет предприятия по переработке электронных отходов, способного решить проблему накопления электронных отходов.Список благотворительных организаций
- многонациональное – Цифровое партнерство [22]
- многонациональный – InterConnection [23]
- многонациональная компания Non-Profit Computing, Inc. [24] [25] ( советник ООН )
- многонациональный - Всемирная компьютерная биржа [26]
- Ирландия – Камара
- Япония – IDCE
- Норвегия, Дания и Швеция – FAIR (Справедливое распределение инфотехнологических ресурсов)
- Великобритания – Компьютеры 4 Африка
- Великобритания – цифровой конвейер
- Компьютеры для африканских школ
- Компьютерная помощь Интернэшнл
- Диджитал Линкс Интернэшнл
- Великобритания – ИТ-школы Африки [27]
- США (некоторые транснациональные) – TechSoup Global
Возникшие проблемы
[ редактировать ]Технологические лидеры, такие как соучредитель Microsoft Билл Гейтс, утверждают, что развивающиеся регионы имеют более насущные потребности, чем компьютерные технологии:
- «Хорошо, отправляйтесь в центры Infosys в Бангалоре, но, черт возьми, сходите на три мили в сторону и посмотрите на парня, живущего без туалета и проточной воды», — говорит Гейтс. «Мир не плоский и В иерархии человеческих потребностей ПК не находятся на первых пяти ступенях». [28]
Отчет об исследовании Ресурсного центра управления и социального развития за 2010 год. [29] обнаружил: «Очень немногие мероприятия ICT4D оказались устойчивыми... Недавние исследования подчеркнули необходимость перехода от подхода, основанного на технологиях, где упор делается на технические инновации, к подходу, который подчеркивает инновационное использование уже существующих технологий (мобильные телефоны, радио, телевидение)». [30] Однако из 27 применений ИКТ в целях развития электронное правительство, электронное обучение и электронное здравоохранение оказались возможными с большим успехом, а также укрепление социальных сетей и повышение безопасности (особенно женщин).
Одной из ключевых проблем является способность получателей поддерживать подаренную технологию и обучать других ее использованию. [31]
Еще одной существенной проблемой может стать выбор программного обеспечения, устанавливаемого на технику. [32] — инструкторы обучены работе с одним набором программного обеспечения (например, Ubuntu [33] ) могут возникнуть трудности с навигацией по компьютерам с различным программным обеспечением (например, Windows XP ).
Острой проблемой является также неправильное использование электронных отходов опасными способами. Технология сжигания металлов внутри приведет к выбросу в воздух токсичных паров. [34] (Сертификация переработчиков по стандартам e-Stewards или R2 Solutions предназначена для предотвращения загрязнения окружающей среды.)
Наконец, хотя страны могут получать многочисленные пожертвования в виде оборудования, программного обеспечения, обучения и технической поддержки, уровень проникновения Интернета в развивающихся странах зачастую чрезвычайно низок по сравнению с развитым миром. Однако в последние годы мобильный интернет в этих регионах резко вырос и стал основным способом доступа к Интернету для большинства людей. Однако проникновение мобильного Интернета неравномерно: в сельских районах уровень доступа в Интернет зачастую гораздо ниже. Это усиливает экономический и культурный разрыв между городскими и сельскими районами в развивающихся странах, поскольку доступ к Интернету становится все более важным в повседневной жизни. [35]
См. также
[ редактировать ]- Базельская сеть действий
- Общественная информатика
- Электронные отходы по странам
- Закон об переработке электронных отходов (значения)
- Зеленые вычисления
- Некоммерческие технологии
- NTAP (некоммерческий поставщик технологической помощи)
- Персональный компьютер
- Средняя школа Плоктона (Компьютеры для Африки)
- Переработка
- Streetlites (африканская благотворительная организация)
- Телецентр
- Целевая группа Организации Объединенных Наций по информационным и коммуникационным технологиям
- Директива об отходах электрического и электронного оборудования
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Восстановленные компьютеры в SchoolNet Южной Африке — сравнительное исследование» . Архивировано из оригинала 8 марта 2010 г. Проверено 31 декабря 2010 г.
- ^ Компьютеры для Африки запускают новую инициативу по помощи школам (13 апреля 2010 г.)
- ^ Африка преодолевает цифровой разрыв
- ^ Компьютеры переработаны, чтобы помочь Африке (31 декабря 2010 г.)
- ^ Мартин, П.; О'Мира, П. (1995). Африка . Издательство Университета Индианы.
- ^ Мередит, М. (2005). Судьба Африки . Нью-Йорк: Связи с общественностью. ISBN 9781586482466 .
- ^ Jump up to: а б Клинтон, Билл. «Выступление Билла Гейтса, председателя корпорации Microsoft, и Билла Клинтона, бывшего президента США, на Форуме лидеров Microsoft в Африке, 2006 г.» . Проверено 11 июля 2006 г.
- ^ Валентин, С. (март 2004 г.). «Электронное обеспечение людей: проект доступа к умному мысу в Южной Африке». Совет по библиотечным и информационным ресурсам .
- ^ Тшабалала, Р. «Проект доступа к мысу» . Архивировано из оригинала 1 августа 2013 г.
- ^ «Intel поддерживает план беспроводной связи в Африке» . 31 октября 2007 г.
- ^ Майнотт, Адам (7 ноября 2007 г.). «Кенийцы ждут оптоволоконного будущего» .
- ^ «Заводные фонари для африканских домов» . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ «Влияние Интернета на развивающиеся страны» . [ мертвая ссылка ]
- ^ Юн, Х. «В Камеруне используются навыки работы с компьютером» . Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ Коутс, Р. «Компьютерная помощь позволит утроить поставки ПК в Руанду» . Архивировано из оригинала 18 октября 2009 г. Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Верховек, С. (3 ноября 2000 г.). «Билл Гейтс скептически относится к возможностям цифровых решений» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 декабря 2010 г.
- ^ Огандо, Дж. (27 сентября 2007 г.). Финалист конкурса «Инженер года»: Мартин Фишер . Новости дизайна .
- ^ «Знакомьтесь с новыми героями: Ник Мун и Мартин Фишер» . ПБС . Архивировано из оригинала 28 июля 2005 года.
- ^ Кейс, Дж. «Мартин Фишер» . Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ Обновленное руководство по недорогим образовательным ИКТ-устройствам (22 декабря 2010 г.)
- ^ «Оценка электронных отходов в Уганде: ситуационный анализ управления и образования электронных отходов с особым упором на персональные компьютеры» . ewasteguide.info. Архивировано из оригинала 15 ноября 2011 г. Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ «Главная страница Цифрового партнерства» . Архивировано из оригинала 8 августа 2002 г. Проверено 31 декабря 2010 г.
- ^ веб-сайт
- ^ веб-сайт. Архивировано 27 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Идеалистический список» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2011 г. Проверено 3 января 2011 г.
- ^ Домашняя страница Всемирной компьютерной биржи
- ^ «DediPower жертвует компьютеры на африканскую благотворительность (20.10.2010)» . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 1 января 2011 г.
- ↑ Эксклюзивное интервью с Биллом Гейтсом ( Financial Times , 1 ноября 2013 г.)
- ^ Веб-сайт Ресурсного центра управления и социального развития.
- ^ Отчет об исследовании службы поддержки: Новые ИКТ для развития (14.06.2010)
- ^ КОМПЬЮТЕРЫ ДЛЯ АФРИКИ? Уганда наводнена «клонами» электронных отходов (01.05.2010)
- ^ Схема «Компьютеры в Африку» подверглась критике (01.05.2003)
- ^ Студенты привозят компьютеры и Википедию в Африку (17 сентября 2010 г.). Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Как выброшенные компьютеры отравляют африканских детей (7 декабря 2009 г.)
- ^ Родригес-Кастелан, Карлос; Очоа, Рохелио; Лах, Саманта; Масаки, Такааки (9 марта 2021 г.). «Внедрение мобильного Интернета в Западной Африке». Технология в обществе . дои : 10.2139/ssrn.3798904 . hdl : 10986/35209 .