Фонарь волшебника
Фонарь будет гореть | |
![]() | |
Адрес | Национальный 4 Прага 1 Чешская Республика |
---|---|
Координаты | 50 ° 4'52,16 "с.ш. 14 ° 24'51,73" в.д. / 50,0811556 ° с.ш. 14,4143694 ° в.д. |
Открыто | 1958 |
Веб-сайт | |
Официальный сайт |
Laterna magika ( чеш . Laterna magika ), считающийся первым в мире мультимедийным театром, был основан как культурная программа на Брюссельской выставке 1958 года . [ 1 ] Официальную деятельность он начал 9 мая 1959 года как независимая труппа Национального театра , выступая во дворце Адриа в Праге. «Чудесный цирк» , премьера которого состоялась в 1977 году, является наиболее часто исполняемым театральным произведением в Центральной Европе и с тех пор остается в репертуаре. Laterna magika сейчас является одним из ансамблей Национального театра, базирующимся на Новой сцене Национального театра в Праге. В постановках «Латерна магика» сочетаются различные жанры: от драматической игры до доминирующих ролей, танца и балета, пантомимы и черного театра. Все их постановки были оригинальными произведениями, созданными непосредственно для труппы, а не готовыми произведениями, которые, за небольшим исключением, никогда впоследствии не появлялись в репертуаре другой труппы. Фундаментальный принцип (взаимодействие кинопроекции и живого драматического действия) постепенно дополнялся новыми технологиями, например, цифровой проекцией или новыми медиа, включая программируемое программное обеспечение реального времени.
История
[ редактировать ]Программа ЭКСПО 58
[ редактировать ]
Laterna magika первоначально возникла как репрезентативная культурная программа, разработанная с целью популяризации выставки Expo 58 , которая проходила с 17 апреля по 19 ноября 1958 года в Брюсселе . [ 2 ] [ 3 ] Проект был поручен режиссеру Альфреду Радоку и художнику-постановщику Йозефу Свободе , которые своевременно воплотили в жизнь идею совмещения кинопроекции и живого спектакля. Среди других авторов, участвовавших в проекте, были Ярослав Странский (постановщик и руководитель постановочного плана), Милош Форман (художник-постановщик), режиссеры Владимир Свитачек и Ян Рогач , хореограф Иржи Немечек , художник по костюмам Эрна Весела , актрисы Зденька Прохазкова , Сильва Даничкова и Валентина Тиелова , танцовщицы Ярмила Маншингрова , Надя Блажичкова , Иветта Пешкова , Ева Послусна , Мирослав Кура , Властимил Джилек и другие деятели Национального театра . Программа представляла собой смешанную афишу, состоящую из отдельных номеров, связанных выступлениями ведущей, которые были заранее записаны на нескольких языках и показаны таким образом, что это выглядело как кажущееся взаимодействие актрисы на сцене с ее образами. и между каждым из них. Тот же принцип был применен при оформлении других номеров, в которых использовались музыка, танцы и живая игра.
Проект получил название « Латерна магика » и сыграл важную роль в Чехословакии успехе на выставке «Экспо-58» . Павильон набрал наибольшее количество баллов, был удостоен Золотой Звезды, получил еще 56 наград, а также множество дипломов и медалей. На момент презентации программы на Экспо и вскоре после ее завершения, Laterna magika была приглашена дать выступления в СССР , Сирии, Египте, США, Англии, Франции, Нидерландах, Бельгии, Австрии, Испании и Израиле. а представители других стран были заинтересованы в возможности получения лицензии. Laterna magika по праву стала всемирно известной торговой маркой и после возвращения к ней начала свою официальную деятельность 9 мая 1959 года как независимая труппа Национального театра, выступая во дворце Адрия (на углу улиц Народни и Юнгманновой площади) в Праге. .
Программа, состоящая из множества номеров, была прежде всего совместной работой Альфреда Радока и Йозефа Свободы , которые с самого начала определили принципы отношений между действием на сцене и кино, разработанные Латерной магикой вверх. и по сей день: проекция не только подвижный фон и не только создает видимость реальности, ключевым фактором является взаимосвязь содержания происходящего на сцене и действия на киноэкране. Сегодня Laterna magika использует широкий спектр средств массовой информации, с которыми, учитывая свою богатую историю, имеет достаточный опыт, поэтому каждое выступление основано на разном принципе соединения сцены и образа.
1959–1973
[ редактировать ]
Форма первой репрезентативной программы долгое время служила образцом для создания новых мультимедийных спектаклей. «Латерна магика» входила в состав Национального театра как независимая «экспериментальная» труппа со своим художественным руководством. Его первым художественным руководителем был Альфред Радок. В 1960-х годах Laterna magika ориентировалась как на отечественную, так и на зарубежную публику, все больше ориентируясь на гастрольные программы, в случае которых составной характер первых выступлений был преимуществом. По архивным материалам и личным свидетельствам, части премьерной и последующих гастрольных программ менялись, дополнялись, переаранжировались или спектакли получали другие названия. Второй спектакль «Латерна магика» получил удачное название «Гастрольная программа» , и его премьера состоялась 5 декабря 1960 года в рамках гостевого выступления в Ленинграде . Создание новой программы привело к столкновению с представлениями тогдашних коммунистических культурных кадров о соцреалистическом искусстве: министр культуры, Вацлав Копецкий не разрешил исполнение на сцене танцевально-кинономера « Открытие источников» на Богуслава Мартину музыку . Альфред Радок подал в отставку с поста художественного руководителя Laterna magika, и его место занял танцор и хореограф Олдржих Стодола . На фоне более спокойной политической атмосферы в 1966 году произведение было вновь включено в репертуар, и Радок вновь занял пост руководителя труппы. Единственным исключением в программе, относящейся к этой эпохе, стала полнометражная драматическая постановка « Сказки Гофмана» , созданная в 1963 году режиссёром Вацлавом Кашликом , очистившим музыкальное произведение Жака Оффенбаха от второстепенных мотивов и сосредоточившим действие на Гофмане. и его три любви, причем в постановке участвуют всего три главных героя, а также балетный и оперный ансамбли. Критики, однако, раскритиковали «Сказки Гофмана» и потребовали, чтобы «Латерна магика» вернулась к программе водевильного типа. На выставке Expo 67 в Монреале компания представила более короткую программу, исполняемую до двенадцати раз в день, которая позже была показана в Праге под названием Ревю из коробки.
1973–1989
[ редактировать ]Поворотным моментом в драматургии «Латерной магики» стал 1973 год, когда архитектор и сценограф Йозеф Свобода на пост художественного руководителя, которым он прослужит еще долгое время, занял . Компания начала искать новое художественное выражение в форме полнометражных постановок, прототипом которых стал «Пражский карнавал» (1974) режиссера Вацлава Кашлика, основанный на старинных легендах. Он создавался с успехом около месяца, но так и не прошел окончательную процедуру утверждения. Новую версию постановки взял на себя режиссер Эвальд Шорм , поставивший ее под названием « Любовь в красках карнавала» (1975).
В то время «Латерна магика» также стремилась обратиться к детям, сначала со спектаклем « Затерянная сказка» в 1975 году, а затем, что наиболее важно, с «Чудесным цирком» , премьера которого состоялась в 1977 году, который с тех пор остается в репертуаре и является наиболее часто исполняемым театром. кусок в Центральной Европе . Более того, «Чудесный цирк» положил начало этапу «Латерны магики» как многотематического театра. На праздновании двух десятилетий со дня постановки спектакля Йозеф Свобода сказал: « Весь замысел был сосредоточен на цирковой теме, с панорамным движущимся экраном, несущим кинематографическое изображение, а также изображающим цирковую крышу. Этот дизайн декораций служит для передачи всей истории и принципа Laterna magika». Авторами постановки были основатель Чешского Черного театра Иржи Срнец , художники Зденек Зейдл , Ева и Ян Шванкмайеры , хореографы Франтишек Покорный , Властимил Йилек и Карел Вртишка , музыкант Олдржих Ф. Корте и другие артисты. В начале 1970-х годов Laterna magika начала постоянное сотрудничество с оператором. Эмиль Сиротек . кинематографический материал « Чудесного цирка» В 2013 году был оцифрован ; на сегодняшний день постановка была исполнена более 6200 раз.
Признание получила и последующая « Снежная королева» в постановке Эвальда Шорма и хореографии Павла Шмока , премьера которой состоялась в 1979 году. Кроме того, «Латерна магика» экспериментально представила драматическую постановку: « Антонина Маши » Ночная репетиция (1981) в постановке Эвальда Шорма и Радована. Лукавского в главной роли, это был первый спектакль, в котором использовался синхронный показ средства телекамер. С помощью спектакля «Латерна магика» стремилась доказать, что это также сцена для чешского зрителя, поскольку в то время его называли театром, ориентированным исключительно на туристов. В 1983 году состоялась премьера еще одной пьесы «Черный монах » с Яном Качером в роли главного героя.
Драматургия Laterna magika приближалась к форме репертуарного театра, сочетая развлекательные и серьезные темы, а также изобретенные им самим экспериментальные и традиционные методы. Элементы «мультимедийного» театра не только содержали сочетание средств массовой информации и жанров, но также были направлены на совершенствование оригинальных методов и новых подходов к постановке. Танцевальной труппе предоставлялся все больший простор, качество которой росло, особенно заметно после премьеры спектакля Pragensia, Vox Clamantis (1984), хореографии Марселы Бенониовой .
Одним из ярких моментов репертуара конца 1980-х - начала 1990-х годов был « Одиссей» (1987) в постановке Эвальда Шорма и хореографии Ондрея Шота на музыку Михаэля Кочаба . Во время подготовки, которая длилась почти три года, производство считалось самой сложной задачей, которую когда-либо решала Laterna magika. У него даже было две версии: одна исполнялась во Дворце культуры (сегодняшний Конгресс-центр), а другая предназначалась для недавно построенной Новой сцены Национального театра, открытой в 1983 году, которая использовалась Laterna magika с 1984 года до сегодняшний день.
1989 – 2009
[ редактировать ]В период, когда «Латерна магика» действовала в «Адриа Палас», в течение трех недель после 21 ноября 1989 года ее резиденция была самым наблюдаемым местом в Чехословакии. В то время все его помещения использовались «Гражданским форумом» — новым политическим движением, основанным при театре «Клуб Чиногерни». Латерна магика была центром « Бархатной революции », ее руководство, производственники и сотрудники компании выступали посредниками в контактах с гражданами всей страны. Двадцать четыре часа в сутки они регистрировали вновь созданные отделения Гражданского форума по всей Чехословакии, звонили по телефону, вели переписку. Каждый день в зале проходили пресс-конференции, на которых присутствовали журналисты со всего мира, а в театре производились и распространялись листовки и другая печатная продукция. Студенты со стороны даже ночевали в Адрии.
С небольшой задержкой революция привела к значительным изменениям в уставе Латерны магика: в 1992 году она стала независимой организацией, частично финансируемой из государственного бюджета. Он продолжал придерживаться заданной программной и художественной линии. Спектакль 1990 года для трех танцоров «Минотавр» , основанный на Фридриха Дюрренматта одноименном рассказе (в переводе Иржи Хонцика ), был первым, в котором использовалась компьютерная анимация.
После революции Laterna magika также начала сотрудничество с зарубежными сценами, первым примером стала совместная постановка 1992 года «Пьеса о волшебной флейте» (премьера состоялась в Анакапри , Италия ). Следующие три года балетной труппой руководил французский хореограф Жан-Пьер Авиотт , дебютной работой которого для Laterna magika стала «Казанова» (1995) в постановке Юража Якубиско , за которой последовали получившие признание критиков «Пазлы».
Laterna magika все больше и больше охватывала современный танцевальный стиль, кульминацией которого стал смешанный номер «Граффити» (2002), который был поставлен молодыми хореографами Петром Зуской , нынешним художественным руководителем Чешского национального балета, и Вацлавом Кунешем , танцором Нидерландский театр танца и основатель пражской группы 420PEOPLE , а также Иржи Бубеничек , знаменитый солист из Гамбургского балета и других трупп, а также известный хореограф. За выступление в хореографии Петра Зушки Les Bras de Mer солисты Laterna magika Ева Горакова и Павел Кнолле получили награду за лучший сольный танцевальный дуэт 2002 года от Танцевальной ассоциации Чешской Республики , Союза танцевальных искусств Словацкой Республики и Чехии. и Словацкий литературный фонд и были номинированы на престижную премию Талия. Граффити также было последней работой сценографа Йозефа Свободы , который умер в 2002 году. Он использовал в ней свое изобретение виртуального экрана, позволяющего проецировать изображения перед сценой, впервые примененное в балете 1999 года. Ловушка .
В 2004 году компания Laterna magika создала постановку «Аргонавты» по заказу Олимпийского комитета Греции . Премьера хореографии Яна Кодета состоялась накануне летних Олимпийских игр в Афинах. В следующем году в Авиньоне впервые была показана совместная постановка с « Рандеву» в постановке Жана-Пьера Авиотта. В 2008 году Laterna magika отпраздновала свое 50-летие постановкой «Коктейль 008» , составленной из отрывков из ее лучших репертуарных произведений и дополненной бонусом в виде короткого ретро-ревю « Код 58.08» , созданного к юбилею Expo. 58, премьера которого состоялась под названием «Брюссельская мечта» в мае 2008 года.
Настоящее
[ редактировать ]В 2010 году «Латерна магика» была реинтегрирована в состав Национального театра. С 1 января 2010 г. по 31 декабря 2011 г. он действовал как четвертая труппа Национального театра под руководством его художественного руководителя Зденека Прокеша, а 1 января стал частью Новой сцены Национального театра. Весной 2011 года состоялась премьера спектакля « Легенды волшебной Праги » режиссера Иржи Срнца и хореографии Петра Зуски, в котором «Латерна магика» вернулась к своему художественному наследию: традиционному сочетанию театра с кино и танцем. В сезоне 2011/12 спектакль « Чудесный цирк» отметил свое 35-летие, а «Коктейль 008» трансформировался в новое ретро-шоу «Коктейль 012 – The Best Of» . Смешанная афиша была видоизменена, а самые старые репертуарные произведения послужили основой для реконструкции легендарной «Безумной поездки» — последовательности из пьесы 1966 года «Вариации» .
В рамках «Новой сцены» в сезоне 2012/13 «Латерна магика» представила две премьеры. Первый из них, короткий семейный спектакль « Насколько я вижу » режиссера Марии Прохазковой , плод сотрудничества с несколькими драматическими актерами, предназначен для самых маленьких зрителей и школ, а также был показан в версии, переведенной на язык жестов. . В марте 2013 года на Новой сцене состоялась премьера экспериментальной постановки «Антикоды» , вдохновленной одноименной визуальной поэзией Вацлава Гавела 1960-х годов и поставленной Браньо Мазухом . Основным принципом, примененным в постановке мультимедийным художником Дэном Грегором , звукорежиссером Станиславом Абрахамом и хореографом Верой Ондрашиковой, было отслеживание в реальном времени, обнаружение людей и объектов в заранее определенных зонах.
В сезоне 2013/14 Laterna magika представила премьеру получившего признание критиков мультимедийного проекта Human Locomotion , запечатлевшего эпизоды из жизни известного британского фотографа и изобретателя Эдверда Мейбриджа . Постановку создал тандем СКУТР (режиссеры Мартин Кукучка и Лукаш Трпишовский ) и другие опытные артисты, в том числе сценограф Якуб Копецкий , хореограф Ян Кодет и композитор Петр Калаб . В сезоне 2014/2015 « Необыкновенные путешествия Жюля Верна» обогатили репертуар спектаклей для всей семьи. В сезоне 2015/2016 года Laterna magika представила премьеру «Маленького принца» , экранизации одной из самых известных книг ХХ века. Последние два спектакля сочетают в себе драму, танец и проекции и пользуются популярностью среди семей.
В 2017 году Laterna magika представила новый проект в рамках «LaternaLAB», где начинающие художники могут представить свой взгляд на Laterna magika и ее художественное будущее. Проект CUBE создали сами участники труппы: Павел Кнолле в качестве директора, Давид Странский и Штепан Печар в качестве хореографов. После завоевания 1-го приза на Международном театральном фестивале BABEL Fast 2019 года компания Cube получила почетную награду за видеомэппинг и проекции на проводимом раз в два года национальном конкурсе современного танцевального искусства Ballet 2019. Та же команда сформировала новую группу сотрудников вокруг новой темы. , выиграл конкурс на празднование 60-летия Laterna magika и в 2018 году создал спектакль « Сад» . В 2020 году состоялась премьера Laterna magika. Приятного аппетита ! в хореографии Яна Кодета и под руководством SKUTR (Мартин Кукучка и Лукаш Трпишовский), совместный проект Laterna magika и артистов Чешского национального балета, которые впервые работали вместе.
С января 2021 года Радим Визвари . художественным руководителем ансамбля «Латерна магика» назначен мим, режиссер и хореограф [ 4 ]
Премьера «Латерна магика»
[ редактировать ]Заголовок | Премьера |
---|---|
Экспо 58 | 26 мая 1958 г. |
Экспо 58 | 9 мая 1959 г. |
Laterna magika II / Программа тура | Ленинград, 5 декабря 1960 года. |
Сказки Гофмана | 4 сентября 1962 г. |
Вариации | 9 июня 1963 г. |
Вариации 66 | 27 мая 1966 г. |
Экспо 67 | Монреаль, апрель – октябрь 1967 г. |
Ревю из коробки | 25 марта 1968 г. |
Пражский карнавал | 30 мая 1974 г. |
Любовь в цветах карнавала | 10 апреля 1975 г. |
Потерянная сказка | 10 октября 1975 г. |
Замечательный цирк | 15 апреля 1977 г. |
Снежная королева | 27 сентября 1979 г. |
Ночная репетиция | 5 февраля 1981 г. |
Один день в Праге | 28 октября 1982 г. |
Черный монах | 3 ноября 1983 г. |
Болтливый слизень | 10 февраля 1984 г. |
Прагенсия, Вокс Кламантис | 20 декабря 1984 г. |
Нарисованный мир | 11 сентября 1986 г. |
Вивисекция | 3 марта 1987 г. |
Одиссей | 10 сентября 1987 г. |
Минотавр | 15 февраля 1990 г. |
Пьеса о волшебной флейте | 11 сентября 1992 г. |
Одиссей (версия Новой сцены) | 6 апреля 1993 г. |
Казанова | 9 февраля 1995 г. |
Пазлы | 14 декабря 1996 г. |
Ловушка | 17 сентября 1999 г. |
Граффити | 17 декабря 2001 г. |
Аргонавты | 8 августа 2004 г. |
Встреча | 2 августа 2005 г. |
Коктейль 008 | 10 октября 2008 г. |
Легенды волшебной Праги | 3 марта 2011 г. |
Коктейль 012 – Лучшее из | 1 марта 2012 г. |
Насколько я вижу | 14 февраля 2013 г. |
Антикоды | 21 марта 2013 г. |
Человеческое передвижение | 6 февраля 2014 г. |
Необыкновенные путешествия Жюля Верна | 19 февраля 2015 г. |
Маленький принц | 1 апреля 2016 г. |
Куб | 23 марта 2017 г. |
Сад | 20 декабря 2018 г. |
Наслаждайтесь едой! | 10 сентября 2020 г. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Lanterna magika: Ежемесячный выбор за май 2003 г.
- ^ Брюссельская мечта. Участие Чехословакии во всемирной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе и образ жизни первой половины 1960-х годов . Прага : Беседка Витэ. 2008. с. 157. ИСБН 978-80-87164-03-7 .
- ^ Шормова, Ева; Джозеф Герман (2000). Чешские театры. Энциклопедия театральных ансамблей . Прага: Театральный институт. Мистер. 234. ИСБН 80-7008-107-4 .
- ^ «Латерна магика репертуар» .