Адольф Кайпр

Адольф Кайпр С.Дж. (5 июля 1902, Хржедле — 17 сентября 1959, Леопольдов ) — чешский католический священник, иезуит и издатель католической печатной продукции. Как пламенный проповедник, духовник, духовный лидер и журналист, он комментировал не только фундаментальные темы католической веры, но и актуальные общественно-политические вопросы. За свои взгляды он был заключен в тюрьму нацистами ( 1941–1945) и коммунистами (1950–1959). После девяти лет в коммунистической тюрьме он умер в возрасте 57 лет «с репутацией святого и мученика». [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]Детство и ранние годы (1902–1927)
[ редактировать ]Адольф Кайпр родился 5 июля 1902 года в Хредле. Его крестили 12 июля 1902 года в церкви Святого Лаврентия в соседнем Жебраке . Его родители Адольф (1859–1906) и Анна (девичья фамилия Киткова) (1861–1905) арендовали трактир и мясную лавку в Хржедле. Когда умерла его мать, отец вернулся с сыновьями в родное село Братронице, где вскоре умер и он. За мальчиками-сиротами присматривала их добрая, но строгая тётя Клара вместе со своим мужем Йозефом Бружеком. Адольф был воспитан в христианской вере. С 1908 по 1916 год он учился в начальной школе, но вскоре ушел из нее из-за финансовых трудностей дома. Он работал поденщиком, изучил ремесло сапожника и в конце концов стал подмастерьем на соседней мельнице Роучмида. Однако, проявив интерес к учебе, он также подготовился к учебе в средней гимназии. С 1924 по 1926 год проходил военную службу в Чехословацкой армии. Затем в возрасте 24 лет он был зачислен в Архиепископскую среднюю гимназию в Праге, которой руководили иезуиты. [ 1 ]
Присоединение к Обществу Иисуса (1928–1937)
[ редактировать ]После шестого класса он присоединился к послушнику Общества Иисуса, служа в Велеграде с 1928 по 1930 год. За это время он также готовился к выпускному экзамену, который сдал с отличием. 15 августа 1930 года он принял орденскую присягу в Велеграде. Между 1930 и 1932 годами он изучал философию в Эгенховене (ныне часть Левена ) в Бельгии, а с 1932 по 1936 год он изучал богословие в Инсбруке , Австрия, где он был посвящен в сан 26 июля 1935 года. Несколько дней спустя он отслужил свою первую мессу в церкви Св. Церковь Игнатия в Праге и Церковь Всех Святых в Братроницах. Сразу после выпускных экзаменов его отправили на третий испытательный срок с 1936 по 1937 год в Парэ-ле-Мониаль во Франции. После завершения его формирования он вернулся на родину. [ 2 ]
Священство и апостольство в прессе (1937–1941)
[ редактировать ]С 1937 года Кайпр жил и работал в церкви Святого Игнатия в Праге. Он выполнял свои обязанности перед общиной ордена, исполнял обязанности пастыря и руководил учениями. Он преподавал христианскую философию в теологической школе Пражской архиепархии (1940–41). Его наиболее влиятельная деятельность была в области журналистики: он был редактором четырех журналов ордена, а также вносил свои собственные статьи: «Оброзени» («Возрождение») (1939–40), «Дорост» («Молодежь») (1939–40), Nové směry (Новые направления) (1940–41) и Posel Božského Srdce Páně (Посланник Сердца Божественного Господа) (1937–41).
В 1939 году журнал «Дорост» ( «Юность ») возмутил немецких оккупантов, поместив на титульном листе фотомонтаж, изображающий Христа-Геракла, побеждающего трёхглавого пса Цербера , охранявшего царство тьмы и смерти. Во рту этого сообщника Смерти была свастика , символ нацизма.
Редакторы Алоис Колачек SJ и Адольф Кайпр SJ неоднократно подвергались порицанию со стороны гестапо . В марте 1940 года Колачек был арестован, а в апреле Дороста уволили. Кайпр, однако, настолько заботился о молодежи, что без разрешения редакций начал издавать журнал «Новые направления» , призывая своих юных читателей и слушателей к вере, надежде и подлинному патриотизму.
Он указывал, что единственным настоящим лидером человечества является Христос и что христианин должен быть на стороне защитников добра, справедливости, закона и равенства для всех людей и народов, даже когда он призван прежде всего любить свою Родину. . Именно по этим причинам в феврале 1941 года он выступил против ситуации, когда коллаборационисты использовали Святого Вацлава для оправдания принадлежности чехов к Рейху . Это привлекло внимание гестапо, по приказу которого издание журнала было прекращено. [ 3 ]
В нацистских концентрационных лагерях (1941–1945).
[ редактировать ]20 марта 1941 года Кайпр был арестован за написание «крамольных» и «злобных» статей против Рейха. Сначала он был заключен в тюрьму в Панкраце , а затем в концентрационном лагере Терезин , который включал «перерыв» во время работы в группе, которая реконструировала здание и сад в Новой Гути (ныне Нижбор ) недалеко от Бероуна для отдыха членов гестапо.
После временного возвращения в Панкрац в сентябре 1941 года его перевезли в концентрационный лагерь Маутхаузен , где он работал в печально известном ужасном карьере. В мае 1942 года его перевезли в концлагерь Дахау , где он прожил до конца войны в так называемом блоке священников. Помимо других заданий, он работал в плантационной группе. Ему удалось поддерживать переписку с пражскими иезуитами.
29 апреля 1945 года Дахау был освобожден. Менее чем через месяц, 21 мая 1945 года, Кайпра перевезли на родину и в церковь Св. Игнатия в Праге. За самоотверженность и упорство 12 августа 1947 года он получил две государственные награды от президента республики. [ 4 ]
Возобновилась канцелярская и редакционная деятельность (1945–1950).
[ редактировать ]15 августа 1945 года Кайпр принес четвертую присягу ордена и стал профессором Общества Иисуса. Он был известным проповедником и руководителем духовного восстановления и упражнений. Он возобновил публикацию « Дороста» , хотя вскоре после этого он также стал редактором «Католик: список про культуру а живот з виры» (Католик: периодическое издание о культуре и жизни от веры), журнала, который с 1945 по 1948 год стал его главной платформой. , помимо кафедры, за распространение Евангелия, своей концепции христианской жизни и апостольства, а также за свои комментарии о современном обществе.
Это периодическое издание оказало большое влияние на то, как верующие в послевоенной Чехословакии воспринимали развитие растущей власти коммунистической партии. Хотя сам Кайпр был человеком значительной общественной сознательности, характер той эпохи заставил его полемизировать марксизм-ленинизм . Он открыто предупреждал, что любой атеистический гуманизм должен привести к концентрационным лагерям, тюрьмам, казням и многим другим формам преследования. Уже в феврале 1948 года периодическое издание «Католик» (католическое) было объявлено антиправительственным и реакционным, его разрешение на публикацию было отозвано, и, таким образом, оно прекратило свое существование.
Затем Кайпр полностью посвятил свою деятельность пастырству. В своих проповедях он укреплял веру своих слушателей и продолжал полемику против материализма и марксистской критики религии. [ 5 ]
Арест и коммунистическая тюрьма (1950–1959).
[ редактировать ]14 марта 1950 года Кайпр был арестован по указанию министра юстиции и председателя Государственного управления по делам религии Алексея Чепички . Этими приказами они хотели продемонстрировать, что Церковь является опасным врагом государства, которому необходимо противостоять. В ходе процесса также планировалось подготовить вмешательство против всех мужских монашеских орденов (так называемая операция «К»). Кайпр был выбран из-за его известности и критики коммунистической идеологии и практики.
Как и нацисты, коммунист арестовал его также за «крамольные» статьи против народно-демократической системы и за «подрывные» проповеди, а также за «шпионаж» в пользу Ватикана . Суд по делу Махалка и других проходил с 31 марта по 5 апреля 1950 года. Поведение Кайпра было мужественным, правдивым и сдержанным. Он был признан виновным в государственной измене и приговорен к 12 годам тюремного заключения наряду с другими дополнительными приговорами.
После осуждения Кайпр сначала был заключен в тюрьму в Панкраце, затем в Мирове и Валдице и, наконец, в Леопольдове в Словакии. Свидетельства его сокамерников показывают глубокую веру и скромное благочестие Кайпра. Они описывают его духовные проповеди, предназначенные для заключенных священников, его увещевания, тайно посланные заключенным-мирянам, его упражнения и его помощь в подготовке тайных послушников в Обществе Иисуса. Они рассказывают о его жизни с заключенными в тюрьму иезуитами, о его отношениях с тюремными надзирателями и заключенными, а также о лекциях и дискуссиях в области философии, литургии, литературы и т. д. [ 6 ]
Смерть с репутацией святости (1959)
[ редактировать ]13 сентября 1959 года во время работы у него случился сердечный приступ, и его перевезли в тюремную больницу. Затем, 17 сентября 1959 года, он перенес второй сердечный приступ и умер. Ему было 57 лет. Посоветовавшись с начальством, администрация тюрьмы решила похоронить его на местном кладбище в могиле, на которой был указан только его номер. Лишь позже, во время Пражской весны – временной либерализации политической системы – его останки были эксгумированы (24 октября 1968 года) и перенесены в Прагу, а 25 октября похоронены в гробнице ордена в Вышеграде .
В последующие годы судебный процесс неоднократно пересматривался. Судья постоянно менял свое решение в соответствии с меняющейся политической обстановкой. Окончательное решение было принято 16 декабря 1993 года, когда суд постановил, что Кайпр имеет право на юридическую реабилитацию, поскольку он был заключен в тюрьму незаконно. Таким образом, он был официально признан невиновным. [ 7 ]
Кайпр был членом Общества Иисуса 31 год и священником 24 года. За это время он был заключен в тюрьму на 12,5 лет за веру в Иисуса Христа и преданность Церкви; он умер в тюрьме в результате своего заключения.
Репутация мученичества и святости
[ редактировать ]Сообщение о мученической смерти
[ редактировать ]Призывы к беатификации начались сразу после смерти Кайпра. Сам Папа Иоанн Павел II представил его как одного из монахов, сумевших «подать пример великого достоинства, живя в соответствии с христианскими добродетелями» (26 апреля 1997 г.) даже в условиях нацистских концентрационных лагерей, и заявив, что «он умер с репутацией святости» (20 мая 1995 г.).
С течением времени его коллеги и братья, свидетели и другие, а также последующие исследователи предоставили необычайные свидетельства о его жизни. Здесь мы представляем три примера; другие можно найти в книге Maximální křesťanství (Максимальное христианство). [ 8 ]
Вацлав Фержт С.Ю. (священник и бывший настоятель Кайпра), 1959 г.: «Человек верующий всем сердцем и набожный, как ребенок, энергичный проповедник и оригинальный писатель, бесстрашный редактор и послушный патриот. [...] Его жизнь, и особенно его духовная жизнь, была действительно примирительной жертвой. Больше половины своей плодотворной церковной жизни он провел в тюрьме. [...] Огонь, зажженный в его сердце, так и не погас. Оно полностью поглотило его у алтаря жертвоприношения. Я верю, что наш дорогой отец Кайпр был перенесен из этого очистительного огня своей многолетней жертвы как верного последователя Христа в яркий огонь Святого Духа и любви Божией, где он будет нашим могущественным ходатаем вместе с другими святыми и блаженные священники, пришедшие к Господу раньше нас. Покойся с миром и моли Господа о благосклонности!»
Ян Форманек С.Ю. (священник, коллега Кайпра по ордену), 1978 г.: «Уважение к этому Отцу распространяется не только среди его Братьев, но и среди тех, кто знал его по апостольской деятельности на кафедре в церкви Св. Игнатия, или как превосходный редактор журнала для молодежи «Дорост» («Молодежь») или католического ежемесячного журнала «Posel Božského Srdce Páně» («Вестник Devine Lord's Heart), а позже также как католический журналист и редактор католического еженедельника Katolík (Католик).
Ричард Чемус С.Дж. (священник, профессор богословия), 2013 г.: «История Кайпра — это история доказательства Христа, доведенная до крайности. Такое мученичество не только осталось в прошлом: оно и в наши дни не теряет своей яркости, чистоты и актуальной привлекательности». «Все, кто его знал, единогласно согласились, что Кайпр жил и умер в fama Sanctitatis et Fama Martyrii (с репутацией святого и мученика)».
Процесс беатификации
[ редактировать ]Осенью 2017 года генеральный настоятель Общества Иисуса Артуро Соса С.Ю. удовлетворил просьбу настоятеля чешской провинции Йозефа Стучлы С.Ю. и дал согласие на начало процесса беатификации Адольфа Кайпра. На первом этапе, который происходит на уровне епархии, профессор Войтех Новотны с католического богословского факультета Карлова университета вице-постулятором был назначен . Он обратился к пражскому архиепископу с просьбой начать расследование жизни и мученической кончины раба Божия Адольфа Кайпра. Цель беатификации – прославить Триединого Бога, поблагодарить его и представить ему этого блаженного человека как своего заступника и пример успешной христианской жизни. Сама экспертиза началась 22 сентября 2019 года по окончании Святой Мессы, во время которой мощи Адольфа Кайпра были переложены в костел Св. Игнатия в Праге.
Идеи и работа: Слуга Слова
[ редактировать ]Проповедник и редактор
[ редактировать ]Одним из главных качеств Кайпра была его способность выполнять «служение слова», то есть различные формы распространения радостной вести об Иисусе Христе и его работе. Он смог показать, какой может быть общность людей и Христа, иначе говоря, Церковь, и как она должна отражаться в человеческих делах. Он смог прочитать знамения времени и показать, что «послание Христа предлагает действительный и прекрасный ответ на все вопросы, даже самые острые», и что «все повседневные события основаны на вечности».
Свои идеи он распространял преимущественно в форме проповедей: он слыл умелым, энергичным и превосходным проповедником, «сильным словом» (ср. Лк 24,19). Второй сферой его деятельности было редактирование журналов ордена, чему он сам внес свой вклад. В послевоенный период это был главным образом «Католик: список про культуру а живот з виры» («Католик: периодическое издание о культуре и жизни от веры»).
Темы
[ редактировать ]Как уже говорилось выше, ключевым моментом проповедей Кайпра было внимание к человеческой жизни Христа. Чтобы прожить жизнь таким образом, люди опираются главным образом на свое участие в Святой Мессе, и впоследствии их просят свидетельствовать о Христе и Боге своими словами и жизнью, чтобы их современники поняли это как можно яснее. По примеру Божиему необходимо сострадать человеческим нуждам и страданиям.
Молящегося просят принять участие в жизни общества, быть вовлеченным в нее и быть в курсе происходящего, как мыслящий человек и как христианин. Задача христианской прессы – не только информировать, но и формировать. Кайпр также выразил любовь к своей родине, опять же в соответствии с христианством. Из всех правительственных систем он предпочитал демократию, несмотря на то, что осознавал ее слабости. Он указал на ее несоответствие христианству, а также на опасность потери человеческого достоинства, когда политическая система отворачивается от Бога.
Кайпр также не пренебрегал значением Девы Марии .
Отрывки из текстов Кайпра по отдельным темам представлены на сайте церкви Св. Игнатия в Праге (ссылка: http://www.kostelignac.cz/index.php?page=13&art=153 ).
Работы Кайпра
[ редактировать ]Список работ Кайпра, включающий в основном статьи для журналов, которые он редактировал, можно найти в книге «НОВОТНЫ, ВОЙТЕХ». Максимальное христианство: Адольф Кайпр С.Дж., католическое периодическое издание. Прага: Каролинум, 2012, стр. 266–291 (Библиография журнала Katolík: list pro kulturu a život z výry (1945–1948) (Католик: периодическое издание о культуре и жизни из Вера) В электронном виде она доступна здесь. http://karolinum.cz/ink2_stat/index.jsp?include=podrobnosti&id=7848&zalozka=6 )
Всего от послевоенного периода сохранилось 104 речи, которые представлены в книге НОВОТНЫ, Войтеха. Министериум Верби: Проповедь Адольфа Кайпра о Святой Мессе, четырех последних мыслях человека и различных аспектах веры (Ministerium Verbi: Проповедь Адольфа Кайпра о Святой Мессе, четырех последних мыслях человека и различных аспектах веры). Прага: Каролинум, 2017.
Библиография
[ редактировать ]- Новотный, Войтех. Ministerium verbi: Проповедь Адольфа Кайпра о Святой Мессе, четырех последних мыслях человека и различных аспектах веры (Ministerium Verbi : Проповедь Адольфа Кайпра о Святой Мессе, четырех последних мыслях человека и различных аспектах веры). Прага: Каролинум, 2017.
- Новена для отца Адольфа Кайпра : (5 июля 1902 г. - 17 сентября 1959 г.) Выбрано и аранжировано Михалом Альтрихтером: Издательство Centra Aletti Refugium Velehrad-Roma, 2017.
- Новотный, Войтех. Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание (Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание). Прага: Каролинум, 2012.
- Павлик, Ян. Воспоминания об умерших иезуитах, родившихся в Богемии, Моравии и Моравской Силезии после 1814 года (Воспоминания об умерших иезуитах, родившихся в Богемии, Моравии и Моравской Силезии после 1814 года). Оломоуц: Рефугиум Велеград-Рома, 2011, стр. 341–347.
- Кайпр, Адольф. Свидетельство эпохи. Прага: Чешская христианская академия, 1993.
- Другие проповеди, лекции и тексты, касающиеся Адольфа Кнайпра, доступны по адресу http://www.kostelignac.cz/index.php?page=13&art=94.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Новотный, Войтех (2012). Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание (Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание) . Прага: Каролинум. стр. 18–21.
- ^ Новотный, Войтех (2012). Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание (Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание) . Прага: Каролинум. стр. 23–25.
- ^ Новотный, Войтех (2012). Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание (Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание) . Прага: Каролинум. стр. 26–35.
- ^ Новотны, Войтех (2012). Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание (Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание) . Прага: Каролинум. стр. 36-44.
- ^ Новотны, Войтех (2012). Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание (Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание) . Прага: Каролинум. стр. 45–52.
- ^ Новотны, Войтех (2012). Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание (Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание) . Прага: Каролинум. стр. 53-71.
- ^ Новотны, Войтех (2012). Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание (Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание) . Прага: Каролинум. стр. 71-76.
- ^ Новотны, Войтех (2012). Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание (Максимальное христианство: Адольф Кайпр SJ и католическое периодическое издание) . Прага: Каролинум. В основном пп. 160-170.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список работ в Союзном каталоге Чехии с автором или темой Адольфа Кайпра ( https://aleph.nkp.cz/F/?ccl_term=wau=jk01052576+or+wkw=jk01052576&func=find-c&local_base= СКК )
- Документальные фильмы об Адольфе Кайпре ( http://www.kostelignac.cz/index.php?page=13&art=71 )
- Адольф Кайпр на сайте www.kostelignac.cz ( http://www.kostelignac.cz/index.php?page=13 )