Закон о расширении общественного достояния
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2012 г. ) |
Закон о расширении общественного достояния ( PDEA ) ( HR 2601 (108-й Конгресс), HR 2408 (109-й Конгресс)) — законопроект Конгресса США , впервые внесенный в Палату представителей США 25 июня 2003 года, который, если был принят, добавил бы налог на произведения , защищенные авторским правом , чтобы сохранить их авторский статус. Цель законопроекта заключалась в том, чтобы облегчить определение того, кто обладает авторскими правами (путем определения личности лица, уплатившего налог), и разрешить произведениям, защищенным авторским правом, от которых отказались их владельцы, также известным как произведения-сироты , перейти в общественное достояние .
Влияние
[ редактировать ]В последней версии законопроекта налог должен был бы взиматься многократно: сумма в размере 1 доллара США за произведение взималась через 50 лет после даты первой публикации или 31 декабря 2006 года, в зависимости от того, что наступит позже, и каждые 10 лет после этого, пока окончание срока действия авторских прав только на произведения, впервые опубликованные на территории Соединенных Штатов (поскольку взимание платы с иностранцев нарушит Бернскую конвенцию, за исключением некоторых интерпретаций Бернского трехступенчатого теста ). Неуплата Ведомству авторских прав пошлины за продление авторских прав не позднее даты уплаты пошлины или в течение льготного периода в 6 месяцев после этой даты может привести к необратимому переходу произведения в общественное достояние в США и других странах и регионах, применяющих правило более короткого срока действия Бернской конвенции. Однако, если платежи производятся вовремя, авторское право может быть продлено до конца обычного максимального срока, который в настоящее время составляет 95 лет для произведения, созданного по найму. На практике это будет похоже на продление авторских прав в соответствии с Законом об авторском праве 1909 года. , но законопроект установит 50-летний срок, продлеваемый пять раз на 45 лет.
Проблема, которую пытается решить закон, заключается в том, что стоимость поиска владельца произведения зачастую непомерно высока. Для произведений, которые все еще находятся в печати, это обычно не является проблемой, но в остальном обычно нет четкой информации о том, передал ли первоначальный создатель права, умер ли или имел ли явный преемник своих прав. PDEA решает эту проблему, взимая небольшой налог для сохранения авторских прав на произведение. На произведения, которые больше не интересуют владельца авторских прав, авторские права теряют силу, и поэтому можно свободно создавать копии и производные произведения. Закон также потребует от Бюро регистрации авторских прав поддерживать легкодоступную для поиска базу данных, чтобы в отношении произведений, на которые первоначальный издатель все еще желает сохранить авторские права, потенциальные создатели производных материалов могли узнать, кто заплатил налог в размере 1 доллара США, и договориться с ними о разрешении.
Законодательная история
[ редактировать ]Этот законопроект был впервые внесен в Палату представителей 25 июня 2003 года представителями Зои Лофгрен ( демократ от Калифорнии ) и Джоном Т. Дулитлом ( республиканец от Калифорнии), после чего он был передан в Комитет Палаты представителей по судебной власти . 4 сентября 2003 г. он перешел в Подкомитет Палаты представителей по судам, Интернету и интеллектуальной собственности. 17 мая 2005 г. Лофгрен вновь представил его под номером HR 2408 и снова передал в Юридический комитет Палаты представителей.
Оппозиция PDEA
[ редактировать ]Оппозиция Закону о расширении общественного достояния исходит от сферы индустрии развлечений, в частности от Американской ассоциации киноискусства (MPAA) и ее лоббистов. В своей книге «Свободная культура » Лоуренс Лессиг излагает причину противодействия законопроекту со стороны MPAA:
- Конгресс уже «решительно отверг» концепцию продления авторских прав в Законе об авторском праве 1976 года , который устранил необходимость в регистрации и продлении произведений, защищенных авторским правом.
- Плата в 1 доллар нанесет ущерб владельцам авторских прав, особенно тем, у кого большое количество активных и потенциально коммерчески жизнеспособных произведений.
- Плата за продление будет способствовать восстановлению авторских прав - процессу, который подтверждает авторские права на произведение, являющееся общественным достоянием, которое было создано за пределами США и на которое авторские права в США не были продлены. [1]
- Выгоды не смогут оправдать административные расходы, необходимые для создания и финансирования системы регистрации.
- MPAA выразило обеспокоенность по поводу того, что история, лежащая в основе фильма, защищенного авторским правом, становится общественным достоянием (хотя это не приведет к аннулированию авторских прав на фильм).
- MPAA утверждает, что действующий закон уже разрешает создание производных произведений посредством лицензирования и освобождения прав.
Сторонники, такие как Лессиг, предполагают, что правообладатели могут быть мотивированы противостоять PDEA конкурентной угрозой: огромная волна заброшенных произведений перейдет в общественное достояние, которое может сформировать основу для новых производных произведений, которые будут коммерчески конкурировать с уже существующими произведениями, защищенными авторским правом. . [2]
См. также
[ редактировать ]- Список законов об интеллектуальной собственности, находящихся на рассмотрении Конгресса США
- БАЛАНС Закон
- Закон о добросовестном использовании
- Элдред против Эшкрофта
- Свободная культура
- Закон США об авторском праве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шерпа в общественном достоянии. Восстановление авторских прав и зарубежных произведений: будьте осторожны .
- ^ Лоуренс Лессиг. Свободная культура: природа и будущее творчества , 252–256. Пингвин. ISBN 0-14-303465-0 .