Банкет Клеопатры

«Банкет Клеопатры» — это название нескольких картин, показывающих кульминацию пари между Клеопатрой и Марком Антонием о том, кто из них сможет устроить самый дорогой пир. Как рассказывается в Плиния Старшего «Естественной истории» , Клеопатра выигрывает пари: после пира Марка Антония Клеопатра бросает редкую и драгоценную жемчужину из своей серьги в чашку с уксусом и выпивает ее, как только жемчужина растворяется. [ 1 ] Третий человек за столом — Луций Мунаций Планк , в то время союзник Антония, который должен был определить победителя пари. [ 2 ] [ 3 ]
Другие названия на ту же тему включают «Пари Клеопатры» , «Клеопатра и жемчужина» и так далее; они могут включать только две основные фигуры. Картины под названием «Пир Клеопатры» , вероятно, изображают этот инцидент. Другой тип картины просто изображал Клеопатру с жемчужиной, которая либо вынимала ее из уха, либо собиралась бросить в чашу. В основном это были портреты 17 и 18 веков, часто портреты богатой женщины в образе Клеопатры, следуя моде того времени на портреты, позирующие, иногда в соответствующем костюме, в роли исторических деятелей, обычно из древнего мира. Их называют Portrait historié («историзированный портрет»).

Картины
[ редактировать ]Эта тема стала популярной к северу от Альп в середине 17 века, а затем в Италии в 18 веке. Многие художники нарисовали более одной версии. Самая известная картина — «Пир Клеопатры» итальянского художника Джованни Баттиста Тьеполо , которая сейчас находится в Национальной галерее Виктории в Мельбурне , Австралия. [ 4 ] [ 5 ] Тьеполо также написал еще две разные композиции на эту тему, и она также была написана разными художниками, в том числе в декорациях итальянских дворцов.
В голландской живописи Золотого века и фламандской живописи барокко есть версия Якоба Йорданса (1653, Эрмитаж ) и Жерара де Лереса (конец 1670-х, Рейксмузеум ). Ян Стин нарисовал несколько версий, что для него было редким занятием исторической живописью , но оставалось в пределах его типичной области веселых обедов и выпивки. Есть две версии Яна де Брея , в которых в качестве моделей использовалась его собственная семья, включая его самого ( Королевская коллекция , 1652 г. и Художественный музей Карриера , Нью-Гэмпшир , 1669 г.). Между двумя версиями большинство изображенных умерло во время вспышки чумы, поэтому более поздняя версия в значительной степени представляет собой мемориальный портрет. [ 6 ]
Среди других художников был Жерар Хоэт , который нарисовал три версии этого предмета в начале 18 века (две находятся в Центре Гетти и Байройте , Германия). [ 7 ]
И в итальянской, и в северной традициях этот сюжет хорошо вписывался в существующие жанры, демонстрирующие роскошные обеды, с дополнительной привлекательностью создания более престижной исторической картины с безупречным и экзотическим классическим происхождением. Он часто входил в циклы об Антонии и Клеопатре вместе с другими сюжетами, включая « Встречу Клеопатры и Марка Антония» , «Смерть Клеопатры» , а иногда и ее встречи с Юлием Цезарем и Октавианом .
-
Ян Стен , ок. 1668 г.
-
Джамбаттиста Тьеполо , «Банкет Клеопатры» , Мельбурн , 1744 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Ульман Б.Л., «Жемчуг Клеопатры» , веб-перепечатка статьи из The Classical Journal , Vol. 52, № 5 (февраль 1957 г.), 193–201.
- ^ Кристиансен, 152
- ^ Клеопатра и Жемчужина
- ^ Гилл, Рэймонд (12 июня 2010 г.). «Находка шедевра Тьеполо» . Возраст . Фэрфакс Медиа . Проверено 21 июля 2014 г.
- ^ Страница музея
- ^ Кристофер Ллойд , Очаровывая глаз, Голландские картины Золотого века , стр. 49–52, Royal Collection Publications, 2004, ISBN 1-902163-90-7 .
- ^ «Банкет Клеопатры» , Музей Дж. Пола Гетти.