Англо-мухаммадское право
Англо-мухаммадское право — правовая система, использовавшаяся в Британской империи и сочетавшая в себе британское и исламское право. [ 1 ]
Правовая традиция
[ редактировать ]Правовая система возникла в Британской Индии в колониальный период, интегрировав элементы как английской (англоязычной), так и исламской (мухаммаданской) правовой традиции. Она была создана британскими колониальными властями для управления мусульманским населением Индии наряду с другими правовыми системами для различных религиозных общин. [ 1 ]
Англо-мухаммадское право было основано на принципах исламского права (шариата), но адаптировано для соответствия более широким рамкам английского общего права . [ 2 ] Британские администраторы и судьи работали над кодификацией и применением исламских правовых принципов в колониальной правовой системе. Целью было поддержание социального порядка и справедливости, а также учет разнообразных религиозных и культурных практик на Индийском субконтиненте.
Ключевые особенности англо-мухаммаданского права включали признание исламских личных законов в таких вопросах, как брак, наследование и семейные отношения. Исламские ученые-правоведы и судьи (кази) часто участвовали в управлении этой правовой системой. [ 3 ]
Примечательным делом, связанным с применением англо-мухаммаданского права, является дело Шаха Бано . Дело произошло в 1985 году и вызвало серьезную юридическую и политическую полемику в Индии. В деле Шаха Бано в 1985 году фигурировала женщина-мусульманка, требующая содержания от своего мужа в соответствии со статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса. Верховный суд первоначально вынес решение в ее пользу, применив англо-мухаммадское право. Решение суда вызвало политические и религиозные дебаты, причем некоторые утверждали, что решение суда противоречит исламским личным законам.
Доколониальная эпоха
[ редактировать ]При Моголах местные законы и обычаи были объединены с доктринами школ исламского права и законами Императора. [ 4 ] Отправление правосудия было централизовано в городских районах, а в городах с большинством мусульманского населения сохранялись мусульманские суды. в то время как в сельской местности традиционные подразделения действовали независимо. [ 4 ]
В 1601 году Ост-Индской компании ограниченную юрисдикцию в некоторых портах. британская корона предоставила [ 4 ] Коренные жители по-прежнему подчинялись местному законодательству, но британские поселенцы стали подчиняться английскому праву.
Колониальное правление
[ редактировать ]Первые существенные изменения в правовой системе Британской Индии были инициированы в конце 18 века губернатором Бенгалии Уорреном Гастингсом . План правовой реформы Гастингса предусматривал многоуровневую судебную систему для мусульманского населения, в которой средний уровень британских судей консультируется местными исламскими юристами, а суды нижнего уровня управляются кади. Гастингс также заказал перевод классического руководства по ханафитскому фикху «Аль-Хидая» с арабского языка на персидский, а затем на английский язык, который позже был дополнен другими текстами. [ 5 ] [ 6 ] Эти переводы позволили британским судьям выносить вердикты во имя исламского права, основанного на сочетании правил шариата и доктрин общего права , и устранили необходимость полагаться на консультации с местными улемами, которым они не доверяли. В традиционном исламском контексте краткий текст, такой как «Аль-Хидайя», будет использоваться профессором в качестве основы для комментариев в классе, а изученные таким образом доктрины будут использоваться в суде по усмотрению суда, с учетом местных обычаев и наличия различных юридических заключений. это могло бы соответствовать фактам дела. Использование британцами Аль-Хидая , которое представляло собой непреднамеренную кодификацию шариата, и его интерпретация судьями, обученными в западных правовых традициях, предвосхитили последующие правовые реформы в мусульманском мире. [ 5 ] [ 7 ]
Британские администраторы считали, что правила шариата слишком часто позволяют преступникам избежать наказания, о чем свидетельствует жалоба Гастингса о том, что исламский закон «основан на самых снисходительных принципах и отвращении к кровопролитию». [ 5 ] В течение XIX века уголовное право и другие аспекты исламской правовой системы в Индии были вытеснены британским законодательством, за исключением норм шариата, сохранившихся в семейном праве и некоторых сделках с недвижимостью. [ 5 ] [ 6 ] Среди других изменений, эти реформы привели к отмене рабства, запрету детских браков и гораздо более частому применению смертной казни. [ 8 ] [ 6 ] Возникшая в результате правовая система, известная как англо-мухаммаданское право , рассматривалась британцами как модель для правовых реформ в других их колониях. Подобно британцам в Индии, колониальные администрации обычно стремились получить точную и авторитетную информацию о законах коренных народов, что побуждало их отдавать предпочтение классическим исламским юридическим текстам местной судебной практике. Это, вместе с их концепцией исламского права как совокупности негибких правил, привело к акценту на традиционалистских формах шариата, которые не применялись строго в доколониальный период, и оказало формирующее влияние на современную политику идентичности мусульман. мир. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Оксфордский справочник исламского права» . Academic.oup.com . дои : 10.1093/oxfordhb/9780199679010.013.67 . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ КУГЛЕ, СКОТТ АЛАН (2001). «Сформирован, обвинен и переименован: переработка исламской юриспруденции в колониальной Южной Азии» . Современные азиатские исследования . 35 (2): 257–313. дои : 10.1017/s0026749x01002013 . ISSN 0026-749X .
- ^ Моррисон, А.С. (11 сентября 2008 г.), «Казис и судебная власть» , Русское правление в Самарканде 1868–1910 гг ., Oxford University Press, стр. 244–285, doi : 10.1093/acprof:oso/9780199547371.003.0008 , ISBN 978-0-19-954737-1 , получено 19 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Масуд, Мухаммад Халид, «Англо-мухаммаданский закон» , Энциклопедия ислама, ТРИ , Брилл , получено 19 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Халлак 2010 , стр. 176–81.
- ^ Jump up to: а б с д Масуд 2009 .
- ^ Стюарт 2013 , с. 503.
- ^ Халлак 2009b , с. 378.
Источники
[ редактировать ]- Халлак, Ваэль Б. (2009b). Шариат: теория, практика, трансформации . Издательство Кембриджского университета (издание для Kindle).
- Халлак, Ваэль Б. (2010). «Исламское право: история и трансформация». В Роберте Ирвине (ред.). Новая Кембриджская история ислама . Том. 4. Издательство Кембриджского университета.
- Масуд, Мухаммад Халид (2009). «Англо-мухаммадинский закон». В Кейт Флит; Гудрун Кремер; Денис Матриндж; Джон Навас; Эверетт Роусон (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_22716 .
- Стюарт, Девин Дж. (2013). «Шариат». В Герхарде Бёверинге, Патрисии Кроне (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета.