Стирать
Стирать | |||||
---|---|---|---|---|---|
Зороастрийский первосвященник | |||||
Основатель Сасанидской империи | |||||
Царствование | 3 век | ||||
Проблема | Ардашир I | ||||
| |||||
Династия | Сасанидская династия | ||||
Религия | Зороастризм |
Сасан ( среднеперсидский 𐭮𐭠𐭮𐭠𐭭 Sāsān > персидский ساسان), считавшийся одноименным предком династии Сасанидов (или Сасанидов) (годы правления 224–651) в Персии , был «великим воином и охотником» и зороастрийским первосвященником в Парсе . Он жил где-то недалеко от падения Аршакидской (Парфянской) империи в начале III века.
Личность Сасана
[ редактировать ]Средневековые источники
[ редактировать ]Существует много несколько разных историй о Сасане и его отношениях с Ардаширом I , основателем Сасанидской империи . Североиранский историк Табари упоминает, что Сасан женился на Рамбехеште , принцессе из семьи Базарангидов , вассальной династии Парса , и что Сасан был дедушкой Ардашира I, а Папак назван отцом Ардашира I. [ 1 ]
Согласно Пехлеви книге Карнамак-и Артахшир-и Папакан , женой Сасана была дочь дворянина по имени Папак. Брак был устроен Папаком после того, как он услышал, что в Сасане «течет ахеменидская (ахеменидская) кровь ». Их сыном был Ардашир I. Сасан исчезает вскоре после появления Ардашира в истории, а Папак «считается отцом Ардашира». [ 1 ]
Эти истории о различных отношениях между Ардаширом, Папаком и Сасаном имеют, по мнению Фрая, зороастрийское объяснение. [ 1 ] Сасан действительно был отцом Ардашира и «исчезает» из истории после рождения Ардашира. Подобно нынешним зороастрийским практикам, Папак затем взял на себя ответственность за свою дочь и ее сына Ардашира после того, как Сасан «исчез» и впоследствии был назван отцом Ардашира. [ 1 ]
В надписи Кабе Зартошт Шапура I Великого четыре названных человека «Сасан, Папак, Ардашир, Шапур» имеют разные титулы: Сасан назван хватау. [ 2 ] или xwaday [ 3 ] («господин», обычно дается государям небольших местных княжеств). [ 2 ] ), Папак как шах , Ардашир как шаханшах («Царь царей Сасанидской империи») и Шапур как «Царь царей Ирана и Анирана ». [ 1 ]
Современные источники
[ редактировать ]Однако, по мнению Тураджа Дарьяи , сасанидским источникам нельзя доверять, поскольку они были из королевских сасанидских архивов, которые были созданы двором, по словам Дарьяи, «чтобы соответствовать мировоззрению позднесасанидского мира». [ 4 ] Дарьяи и несколько других ученых утверждают, что Сасан получил свое имя от божества, которое было известно во многих частях Азии , но не в Фарсе, родине сасанидов, что, таким образом, означает, что Сасан был иранским иностранцем с запада или востока, который имел поселился в Фарсе, жители которого не знали об этом божестве, в которое он верил. [ 4 ] Позже Сасану удалось стать священником важного храма Анахид в Эстахре . [ 5 ] столица Фарса. Согласно « Бундахишну» , который, по мнению Дарьяи, был составлен независимо, а не сасанидским двором, дочь Сасана позже вышла замуж за Папака и родила ему Ардашира. [ 4 ] Более того, в «Бундахишне» говорится, что Сасан был сыном некоего Веафрида. [ 4 ]
Политика Сасанидской семьи
[ редактировать ]Политические амбиции Сасана были вызваны бедами и слабостью последних лет Парфянского государства . По мнению Табари , Папаку удалось укрепить свою власть с помощью собственных сыновей Шапура и Ардашира . [ 5 ] Это считается началом Сасанидской династии .
Семья Сасана стала правителями второй Персидской империи и управляла значительной частью Западной Азии (первая Персидская империя управлялась династией Кира Великого ). Трое основателей этой новой империи – то есть Папак и два его сына – изображены и упомянуты на стене гарема Ксеркса в Персеполе , остатке Ахеменидов , изображение, которое, как предполагается, является доказательством притязаний на Наследие Ахеменидов, вероятно, добавилось позже. [ 5 ] [ 6 ]
Сасан известен своими попытками вернуть зороастризм в империю. Он даже призвал Папака взять на себя управление парфянской сатрапией Парс. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Фрай 1983 , с. 116-117.
- ^ Перейти обратно: а б Коль и др. 2008 , с. 114.
- ^ Дарьяи 2010 , с. 240.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дарьяи 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шахбази 2005 .
- ^ Калмейер, Питер (1976), «О происхождении древнеиранских мотивов IV», Археологические сообщения из Ирана : 65–67, ISSN 0066-6033
- ^ «Сасанидская династия (224–641 гг. Н. Э.): Возрождение Заратушти» (PDF) . avesta.org .
Библиография
[ редактировать ]- Дарьяи, Турадж (2010), «Ардашир и приход к власти сасанидов» (PDF) , Анабасис: Studia Classica et Orientalia , vol. 1, заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. , получено 8 августа 2014 г.
- Фрай, Ричард Н. (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 3. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-20092-9 .
- Коль, Филип Л .; Козельский, Мара; Бен-Иегуда, Нахман (2008), Выборочные воспоминания: археология в строительстве, увековечивании и освящении национального прошлого , University of Chicago Press , ISBN 9780226450643
- Шахбази, Алиреза Шапур (2005), «Династия Сасанидов» , Энциклопедия Ираника , издательство Колумбийского университета