Инцидент с Белой церковью

Инцидент в Белой Цркве — событие, произошедшее 7 июля 1941 года в деревне Бела Црква недалеко от Крупани , когда группа югославских партизан под предводительством Жикицы Йовановича Шпанаца убила двух жандармов , которые следили за соблюдением запрета на политические митинги после немецкой оккупации города. Сербия . Позже это событие было воспринято как начало восстания в Сербии под руководством Коммунистической партии Югославии против оккупантов Оси и их пособников.
Фон
[ редактировать ]После быстрого захвата Германией и ее союзниками во время вторжения в Югославию в апреле 1941 года страна была расчленена. Собственно Сербия была организована в оккупационной зоне, называемой Территорией военного командующего в Сербии . Немцы также создали Милана Ачимовича марионеточное комиссарское правительство и сохранили довоенную жандармерию для поддержания порядка. Немцы также запретили всю политическую деятельность в своей зоне оккупации.
Запрещенная в межвоенный период Коммунистическая партия Югославии (КПЮ) начала подготовку к восстанию, как только капитулировала Королевская югославская армия . Вторжение Германии в Советский Союз ускорило деятельность КПЮ. Немцы и их пособники также начали арестовывать мужчин, подозреваемых в принадлежности к коммунистам. Политбюро ЦК КПЮ на своем заседании, состоявшемся в Белграде 4 июля 1941 года (на котором присутствовали Иосип Броз Тито , Александр Ранкович , Милован Дилас , Иван Милутинович , Иво Лола Рибар , Светозар Вукманович и Сретен Жуйович ), решило, что время пришло. за вооруженное сопротивление. [1] На следующий день оккупационные власти приступили к расстрелу заложников , так как жандармы расстреляли 13 заложников (десять коммунистов и трёх евреев). [2]
Западная Сербия и Шумадия были регионами, где были сформированы первые партизанские отряды. Среди них был отряд Валево с ротой Рачевины. Политическим комиссаром был журналист и учитель Жикица Йованович Шпанац , ветеран гражданской войны в Испании . Среди других членов компании Рачевины были врач Миша Пантич и учитель Чеда Милосавлевич .
Инцидент
[ редактировать ]Воскресенье, 7 июля, было днем традиционной деревенской ярмарки в Иванов день (по юлианскому календарю ). Владан Боянич , студент юридического факультета, распространил слухи о том, что в тот же день состоится политический митинг. Глава деревни Средое Кнежевич тщетно пытался разогнать собравшихся там людей. [1]
Группа из 15 вооруженных партизан вошла в Белу Црква из близлежащего леса около 16:00 и направилась к таверне, чтобы произнести речь. Митинг начал житель села Боголюб Ракич, сапожник и солдат роты Раджевича. Вслед за ним со ступенек расположенной там таверны к собравшимся обратились Миша Пантич, Чеда Милосавлевич и Жикица Йованович. Говорили о позорной капитуляции, об оккупации страны и режиме террора и эксплуатации, о внутренних предателях, помогающих оккупантам, о Советском Союзе и силе Красной Армии . Напомнив зрителям о боевых традициях региона, таких как Цер , Мачков Камень и Гучево , они пригласили их вступить в партизанские ряды. Разные источники и свидетельства утверждают, что крестьяне реагировали на выступления положительно, [3] и несколько молодых людей решили присоединиться к ним. Получив новых бойцов, партизаны направились в сторону леса, откуда пришли. Боянич остался в Белой Цркве.
Вскоре после ухода партизан в село прибыл патруль жандармерии из близлежащего села Завлака , которому тем временем сообщили о прибытии «вооруженных коммунистов». [3] Сержант Богдан Лончар и капрал Миленко Бракович находились в патруле, и они начали расспрашивать о личности партизан и разгонять собравшихся людей по домам. [3] Затем Боянич пошел за партизанами и сообщил им о прибытии жандармов, поэтому Йованович принял решение вернуться и разоружить их. Подойдя к месту, где состоялась речь, они увидели толпу, вызванную жандармами. Затем партизаны укрылись, и Йованович продолжил путь через поляну к жандармам и толпе. За ним следовали трое партизан. Когда он подошел к ним примерно на пятнадцать метров, один из собравшихся крикнул жандармам, что прибыли партизаны, на что они повернулись и кричали Йовановичу, чтобы тот сдался; он ответил, что они сдают оружие. Затем один из жандармов выстрелил в Йовановича, но не попал в него, на что тот почти одновременно ответил выстрелами из своего пистолета Steyr M1912 . Лончар был сразу же смертельно ранен и упал на землю, а другой был застрелен, но вскоре тоже упал. В это же время один из партизан из окружения Йовановича выстрелил в жандармов. Все источники сходятся во мнении, что Йованович убил Лончара, но неясно, кто именно убил Браковича.
После стрельбы Йованович подошел к убитым жандармам и забрал у них винтовки. Эти винтовки были вручены новым бойцам, пришедшим в роту в тот день. Собравшимся крестьянам, которые были удивлены скоростью событий и неожиданным поворотом ситуации, Йованович сказала: «Так пройдут все те, кто будет служить оккупантам». После акции к роте присоединился Боянич, так как он больше не мог оставаться в деревне.
События в Белой Цркве быстро нашли отклик в Рачевине и во всем регионе Валево. Несколько дней шли разговоры о появлении партизан и их противостоянии с жандармами. В народе распространялись различные истории, обычно преувеличенные, но коллаборационистская пресса самого Белграда, написавшая об этом событии как о «начале коммунистических беспорядков в Сербии», распространила новость о появлении партизан. [4]
Последствия
[ редактировать ]
Сразу после освобождения Югославии, 27 июня 1945 года, Национальное собрание Сербии приняло решение объявить 7 июля праздником – Днем восстания народа Сербии. Живорад Йованович Шпанац и Миша Пантич также были награждены орденом Народного героя .
Праздник отмечался до политических изменений в Сербии после падения Слободана Милошевича . 9 июля 2001 года новое парламентское большинство во главе с Зорана Джинджича и Демократической партией Демократической Коштуницы Воислава партией Сербии отменило решение 1945 года. В последующие годы представители государственных учреждений и антикоммунистические лица из правящих гражданских партий , а также историки-ревизионисты при параллельных усилиях Сербской Православной Церкви попытались ревизировать историческое событие. В начале 2000-х останки Лончара и Браковича были эксгумированы и перезахоронены в церкви Святого Георгия в Белой Цркве. [5] Оба они были юридически реабилитированы решением Шабацкого районного суда в 2008 году. [6] [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джуреинович 2017 , стр. 66.
- ^ Раданович 2012 , стр. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с Джуреинович 2017 , стр. 67.
- ^ Джуреинович 2017 , стр. 68.
- ^ Раданович 2012 , стр. 104.
- ^ Джуреинович 2017 , стр. 77–80.
- ^ Раданович 2012 , стр. 83.
Источники
[ редактировать ]- Раданович, Милан (2012). «Законодательная политика правительства Республики Сербия (2004–2011 гг.) На службе пересмотра прошлого. Закон о реабилитации и его применение как парадигма исторического ревизионизма в Сербии». В Бешлине, Миливой; Атанакович, Петар (ред.). Антифашизм перед лицом современных вызовов (PDF) .
- Джуреинович, Елена (2017). «Реинтерпретация 7 июля: от дня выстрела первой повстанческой винтовки до дня начала гражданской войны» . Токовые истории . 25 (3/2017): 59–84. дои : 10.31212/tokovi.2017.3.dju.59-84 .