Эмир Чалбаш
Эмир Чалбаш | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | |
Рожденный | 5 января 1918 г. Югары Шума, Крымская Народная Республика |
Умер | 6 августа 2005 г. (87 лет) Alushta , Crimea , Ukraine |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1939 – 1959 |
Классифицировать | Полковник |
Единица | 627-й смешанный авиационный полк 49-й истребительный авиационный полк |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Орден Красного Знамени (2) Орден Богдана Хмельницкого 3 степени. |
Эмир Усейн Чалбаш ( русский : Эмир Усеин Чалбаш , латинизированный : Эмир Усеин Чалбаш ; 5 января 1918 — 6 августа 2005) — крымскотатарский летчик-ас, командир эскадрильи, летчик-испытатель и друг Амет-хана Султана . Дважды был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил его. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родившийся в обедневшей крымскотатарской семье в начале 1918 года, он с ранних лет был вынужден помогать семье, работая в сельском хозяйстве и доставляя бидоны с молоком в город Алушту, пешком 6 километров. Он преуспел в начальной школе, завершив программу, рассчитанную на два года. Он проучился в школе-интернате семь лет после окончания четырех классов местной школы. Во время голода 1933 года он ненадолго бросил школу, чтобы работать поваром, но после того, как учитель упрекнул его за уход, он вернулся в школу. Затем он поступил в транспортное училище в Симферополе, а после работал на кораблях ВМФ электромонтером. Там у него развилось желание стать пилотом, так как ему часто приходилось наблюдать в полете военные самолеты. После знакомства в 1937 году со знаменитым летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки , который посоветовал ему поступить в Керченский аэроклуб по комсомольскому билету, он продолжил свою авиационную карьеру. По совету Коккинаки в 1938 году он поступил в аэроклуб «Кеч», который окончил в 1939 году. Качинская военная авиационная школа пилотов , где он познакомился с будущим дважды Героем Советского Союза Амет-ханом Султаном . В марте 1940 года Чалбаш стал летным инструктором в училище. [ 2 ] [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Из-за вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году Качинскую школу пилотов пришлось переместить в Саратовскую область. В начале войны Чалбаш и несколько его коллег-инструкторов попросили отправить его на фронт, где он был отправлен в декабре 1941 г. [ 4 ] В боях в составе 627-го смешанного авиационного полка летал до февраля 1943 года на И-16 и ЛаГГ-33 . Свою первую победу в воздухе он одержал 31 января 1942 года, сбив совместно Ju 88. Его первый одиночный сбитый самолет состоялся год спустя, 6 мая 1943 года, когда он сбил Fw 190. Первой наградой, которую он получил, была медаль кампании за оборона Москвы, но до конца года получил орден Красной Звезды; на момент награждения он был заместителем командира эскадрильи 627-го полка, но в феврале 1943 года был переведен в 49-й истребительный авиационный полк. В этом полку он одержал большую часть своих воздушных побед, но в сентябре был отозван с фронта для обучения пилотов в Люберецком высшем авиационном училище в Москве. К тому времени он стал командиром эскадрильи, получил звание капитана и дважды был ранен в бою. Находясь в Москве, он участвовал в первомайских парадах 1944 и 1945 годов. [ 5 ] [ 6 ]
Историк авиации Михаил Быков указывает, что его окончательный счет в воздухе состоит из восьми одиночных и четырех совместных сбитий, накопленных за 316 боевых вылетов; [ 7 ] однако некоторые источники указывают, что на его счету целых одиннадцать сольных и шесть общих побед. [ 3 ] [ 8 ]
Послевоенная и личная жизнь
[ редактировать ]Избежав бремени репрессий благодаря дружбе с Василием Сталиным , Чалбаш продолжил карьеру в ВВС. Первоначально после войны ему был предоставлен выбор: стать командиром полка в Германии или заместителем командира полка на Дальнем Востоке России. Он решил поехать на Дальний Восток России, где дослужился до звания полковника и в итоге командовал полком истребителей-перехватчиков. Он налетал более 3000 часов, но в 1959 году ему запретили летать по медицинским показаниям, поэтому он ушел из армии. После выхода на пенсию он много раз пытался вернуться на родину в Крым; по советским законам военнослужащие в отставке имели право вернуться в место призыва и получить помостовую регистрацию, но это не распространялось на крымских татар, которые были ограничены в передвижении в рамках режима спецпоселения и редко допускались в Крым даже после отмены статуса спецпереселенца. Несмотря на то, что Чалбаш был освобожден от статуса спецпоселенца, ему все равно не разрешили прописку на проживание в Крыму до тех пор, пока крымские татары не получат полное право на возвращение, несмотря на четыре обращения в эпоху Брежнева. Переехав в Крым лишь в 1992 году, он с трудом нашел жилье, а квартиру в родной Алуште получил лишь десять лет спустя; он умер вскоре после этого, 6 августа 2005 года, и был похоронен в Союзе героев. Его брат Халил был награжденным офицером Красной Армии. Его сын пошел по его стопам, став также пилотом, но получил смертельную дозу радиации, выполняя свои обязанности, летая на вертолете над Чернобылем, работая ликвидатором катастрофы . [ 3 ] [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Награды
[ редактировать ]- Два ордена Красного Знамени (16 апреля 1942 г. и 16 октября 1957 г.)
- Order of Aleksandr Nevsky (12 August 1943)
- Два ордена Отечественной войны 2-й степени (29 мая 1943 г. и 11 марта 1985 г.).
- Три ордена Красной Звезды (10 декабря 1942 г., 30 апреля 1954 г. и 22 февраля 1955 г.)
- Медаль «За боевые заслуги» (20 июня 1949 г.).
- Орден Богдана Хмельницкого 3-й степени (14 октября 1999 г.).
- предвыборные и юбилейные медали
Сноски
[ редактировать ]- ↑ В некоторых документах, найденных историком авиации Михаилом Быковым, его имя значится как Иван Киррилович Чалбаш вместо Эмира Усеина. Многие другие крымские татары в советской армии, в том числе Леонид/Насибулла Велилаев и Анатолий/Фетислям Абилов, носили псевдонимы, состоящие из славянских имен и отчеств.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Yeliseva, Mariya (7 May 2018). "Гордость крымчан – лётчик-ас Эмир-Усеин Чалбаш" . Red Star (in Russian). Archived from the original on 2018-05-17 . Retrieved 2019-09-14 .
- ^ Bekirova, Gulnara . "Герой войны без права на родину" . Крым.Реалии (in Russian) . Retrieved 2019-09-14 .
- ^ Jump up to: а б с Mustafaev, Mustafa (28 February 2018). "Эмир-Усеин Чалбаш: был асом сам и делал асами других" . Крымские известия (in Russian) . Retrieved 2019-09-14 .
- ↑ Наградной список на сайте «память-народа.ру» (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 682526 , д. 516 ).
- ↑ Наградной список на сайте «память-народа.ру» (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 682525 , д. 435 ).
- ^ Jump up to: а б Chennyk, Sergey (21 March 2018). "Эмир-Усеин Чалбаш не только сам громил врагов, но и подготовил сотни отважных лётчиков" . gazetacrimea.ru (in Russian). Archived from the original on 2021-05-05 . Retrieved 2019-09-15 .
- ^ Bykov, Mikhail (2014). Все асы Сталина. 1936–1953 [ Aces of Stalin. 1936–1953 ]. Moscow: Yauza. p. 1278. ISBN 978-5-9955-0712-3 . OCLC 879321002 .
- ^ Сейдамет, С. (5 сентября 1970 г.). «Незабываемые дни» . Флаг Ленина (на крымскотатарском языке). п. 4.
- ^ Bekirova, Gulnara (2011). Официальные решения власти по крымскотатарской проблеме в 1970-х годах (in Russian). Ukrainian Oriental Studies.
- ^ Kevorkova, Nadezhda (2014-10-18). "Русская жена героя крымских татар" . Милли Фирка (in Russian) . Retrieved 2022-08-13 .
- ^ Veliyev, Ablyaziz (2017). Боевые офицеры: Крымские татары в Великой Отечественной войне. Том 2 . Simferopol: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского». pp. 99–105. ISBN 978-5-906959-06-5 . OCLC 1019651855 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )