Нарративная психология
Нарративная психология - это точка зрения в психологии, связанная с «легендарной природой человеческого поведения». [1] то есть, как люди справляются с опытом, наблюдая истории и слушая истории других. Действуя исходя из предположения, что человеческая деятельность и опыт наполнены «смыслом» и историями, а не законными формулировками, нарративная психология изучает то, как люди конструируют истории, чтобы иметь дело с опытом.
Определение
[ редактировать ]Слово повествование используется как конкретный метод. Это метод осмысленного выражения жизненного опыта. [2] Нарративная психология не является единой или четко определенной теорией. Это относится к ряду подходов к историям в человеческой жизни и мышлении. [3] В нарративной психологии история жизни человека становится формой идентичности, поскольку то, как он решает размышлять, интегрировать и рассказывать факты и события своей жизни, не только отражает, но и формирует то, кем он является. [4] Это социальный конструктивистский подход, изучающий последствия этих историй для отдельных людей и общества. [5]
История
[ редактировать ]Психологи заинтересовались историями и повседневными жизненными историями в 1970-х годах. Термин «нарративная психология» был введен Теодором Р. Сарбином в его книге 1986 года «Нарративная психология: легендарная природа человеческого поведения». [1] в котором он утверждал, что человеческое поведение лучше всего объясняется с помощью историй и что это объяснение должно быть сделано с помощью качественных исследований . [6] Сарбин утверждал, что «нарратив» — это корневая метафора психологии, которая должна заменить механистические и органические метафоры, которые сформировали так много теорий и исследований в этой дисциплине за последнее столетие. [1]
Джером Брунер исследовал «нарративный вид знания» более эмпирическим способом в своей книге 1986 года «Актуальные умы, возможные миры» . [7] Брунер проводит различие между « парадигматическими » и «нарративными» формами мышления, предполагая, что они обе фундаментальны, но несводимы друг к другу. [8] Философ-герменевтик Поль Рикер утверждал, что, поскольку мы живем в меняющемся мире, создание нарративов помогает упорядочить этот меняющийся поток. [9]
Нарративный подход был также развит Дэном П. Макадамсом . [10] который предложил модель идентичности в виде истории жизни для описания трех уровней личности , что привело к исследованию того, как описываются важные жизненные переходы и как «я и культура объединяются в повествовании». [11] [12]
Нарративные психологические подходы стали влиятельными в исследованиях личности и личности, поскольку анализ жизненных историй может исследовать «единство и последовательность» личности. [6] [13] Совсем недавно нарративная психология стремилась использовать количественные исследования для изучения коммуникации и идентичности, изучая нарративы для получения эмпирических данных о социальном познании и адаптации человека. [14]
Упражняться
[ редактировать ]Нарративные психологи используют интервью, чтобы дать человеку возможность подробно рассказать о своей жизни или конкретных событиях. Эллиот Мишлер раскритиковал стандартное использование и анализ интервью. Качественные исследователи часто нарушают повествовательную природу интервью и игнорируют повествовательную структуру записанных интервью. [15]
Нарративные исследователи предоставляют интервьюируемым больше возможностей предоставить более расширенный повествовательный отчет о конкретном опыте. Эти повествовательные интервью затем можно расшифровать и проанализировать, чтобы изучить их структуру и содержание с учетом непосредственного и более широкого социального контекста. [16] [17]
Примеры
[ редактировать ]По словам Брауна и Тейлора (1997), бывшие порабощенные афроамериканцы внесли вклад в нарративную психологию, участвуя в Проекте федеральных писателей , который проводился с 1937 по 1938 год. Около трехсот полевых работников приняли участие в опросе 2000 бывших рабов. в семнадцати штатах, чтобы построить повествования на основе рассказов бывших рабов об их жизни в качестве рабов и в период после Гражданской войны. Говорят, один из лучших интервьюеров [ кем? ] быть фольклористкой Руби Пикенс Тартт , которая работала в основном в сельской местности округа Самтер в Алабаме. Она записывала именно то, что рабы говорили в своих интервью, и продолжала писать народные сказки на основе их рассказов. [18]
Будущее
[ редактировать ]Т. Л. Бринк и Виктория Каралун (2022) утверждают, что различные исторические и современные школы психологии (например, позитивная психология) сходятся в том, что нарративы являются центральным элементом психологии 21 века, выступая посредником между такими конструкциями, как настроения, отношения, личностные качества и роли. . [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сарбин, Теодор Р. (1986). Нарративная психология: легендарная природа человеческого поведения . Прегер. ISBN 9780275921033 .
- ^ Шифф, Брайан (2012). «Функция повествования: к повествовательной психологии значения» . Повествовательные произведения . 2 : 33–47.
- ^ Брокмей, Йенс; Карбо, Донал А. (2001). Повествование и я . Издательство Джона Бенджамина. п. 10. ISBN 9027226415 .
- ^ Бек, Джули (10 августа 2015 г.). «Истории жизни» . Атлантика . Проверено 2 декабря 2016 г.
- ^ Кроссли, Мишель Л. (2000). Знакомство с нарративной психологией . Образование МакГроу-Хилл. п. 40. ИСБН 9780335231287 .
- ^ Jump up to: а б Форгас, Джозеф П.; Винце, Орсоля; Ласло, Янош (2013). «Социальное познание и коммуникация: предыстория, теории и исследования». Социальное познание и общение . Психология Пресс. п. 8. ISBN 9781135011055 .
- ^ Брунер, Джером (2009). Реальные разумы, возможные миры . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674029019 .
- ^ Брунер, Джером (1990). Акты смысла . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674003613 .
- ^ Рикёр, Поль (1984). Время и повествование . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- ^ Макадамс, Дэн П. (1993). Истории, которыми мы живем: личные мифы и формирование себя . Гилфорд Пресс. ISBN 9781572301887 .
- ^ Васильева, Юлия (2016). Нарративная психология: идентичность, трансформация и этика . Спрингер. п. 15. ISBN 9781137491954 .
- ^ Макадамс, Дэн П. (2013). Искупительное «Я»: истории, которыми живут американцы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199969753 .
- ^ Кроссли, Мишель Л. (2000). «Нарративная психология, травма и изучение самости/идентичности». Теория и психология . 10 (4): 527–546. дои : 10.1177/0959354300104005 . S2CID 145609363 .
- ^ Ласло, Янош (2008). Наука историй: введение в нарративную психологию . Рутледж. ISBN 9781134048403 .
- ^ Мишлер, Эллиот (1986). Исследовательское интервью: контекст и повествование . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 206.
- ^ Мюррей, Майкл (2024). «Нарративная психология». У Джонатана А. Смита (ред.). Качественная психология: Практическое руководство по методам исследования. Издание четвертое . МУДРЕЦ. стр. 85–107. ISBN 9781529616446 .
- ^ Мюррей, Майкл (2021). «Некоторые способы проведения повествовательных исследований». В Поле М. Камике (ред.). Качественные исследования в психологии: расширение перспектив в методологии и дизайне . Американская психологическая ассоциация. стр. 101–122. ISBN 9781433834455 .
- ^ Браун, Алан; Тейлор, Дэвид (1997). Габр'л Блоу Соф': округ Самтер, Алабама, рассказы рабов . Ливингстон Пресс. ISBN 9780942979374 .
- ^ Бринк, ТЛ (2022). Нарративы: в центре внимания психологии XXI века . Новая наука.