Горячие деньги
В экономике « горячие деньги» — это поток средств (или капитала) из одной страны в другую с целью получения краткосрочной прибыли на разнице процентных ставок и/или ожидаемых изменениях обменного курса . Эти спекулятивные потоки капитала называются «горячими деньгами», поскольку они могут очень быстро перемещаться на рынки и покидать их, что потенциально может привести к рыночной нестабильности . [1]
Иллюстрация потоков горячих денег
[ редактировать ]Следующий простой пример иллюстрирует феномен «горячих денег»: в начале 2011 года средняя ставка по годовому депозитному сертификату в США составляла 0,95%. Напротив, базовая годовая ставка по депозитам в Китае составляет 3%. Китайская валюта (юань) серьезно недооценена по отношению к основным мировым торговым валютам и поэтому, вероятно, в ближайшие годы повысится по отношению к доллару США. Учитывая эту ситуацию, если инвестор из США вложит свои деньги в китайский банк, он получит более высокую прибыль, чем если бы он или она вложил деньги в банк США. Это делает Китай главной мишенью для притока горячих денег. Это просто пример для иллюстрации. На самом деле, горячие деньги требуют множества различных форм инвестиций.
Следующее описание может помочь в дальнейшей иллюстрации этого явления: «Одна страна или сектор мировой экономики переживает финансовый кризис ; капитал утекает в панике; инвесторы ищут более привлекательное место для своих денег. В следующем пункте назначения приток капитала создает Но слишком часто за этим притоком капитала следует новый кризис. Некоторые комментаторы описывают эти модели потока капитала как «горячие деньги», исходящие из одного источника. сектора или страны к следующему и оставляет после себя разрушительный след». [2]
Виды горячих денег
[ редактировать ]Как упоминалось выше, горячими деньгами можно считать капитал в следующей форме:
- Краткосрочные иностранные портфельные инвестиции , включая инвестиции в акции , облигации и производные финансовые инструменты.
- Краткосрочные кредиты иностранных банков
- Кредиты иностранных банков с краткосрочным инвестиционным горизонтом
Типы капитала в вышеуказанных категориях имеют общие характеристики: инвестиционный горизонт короток, они могут быстро приходить и быстро уходить.
Оценка общей стоимости
[ редактировать ]Не существует четко определенного метода оценки количества горячих денег, поступающих в страну за определенный период времени, поскольку горячие деньги текут быстро и плохо контролируются. Кроме того, после того, как будет сделана оценка, количество «горячих» денег может внезапно вырасти или упасть, в зависимости от экономических условий, определяющих приток средств. Одним из распространенных способов оценки потока горячих денег является вычитание профицита (или дефицита) торгового баланса страны и чистого потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из изменения национальных валютных резервов . [1]
Горячие деньги (приблизительно) = Изменение валютных резервов – Чистый экспорт – Чистые прямые иностранные инвестиции.
Источники и причины
[ редактировать ]Горячие деньги обычно происходят из богатых капиталом развитых стран, которые имеют более низкие темпы роста ВВП и более низкие процентные ставки по сравнению с темпами роста ВВП и процентными ставками в странах с развивающейся рыночной экономикой, таких как Индия, Бразилия, Китай, Турция, Малайзия и т. д. Хотя Конкретные причины притока горячих денег несколько различаются от периода к периоду, в целом причинами притока горячих денег можно считать следующие: [3]
- устойчивое снижение процентных ставок в высокоиндустриальных развитых странах. Более низкие процентные ставки в развитых странах привлекают инвесторов высокой доходностью инвестиций и улучшением экономических перспектив в Азии и Латинской Америке.
- общая тенденция к международной диверсификации инвестиций в крупных финансовых центрах и к растущей интеграции мировых рынков капитала .
- Страны с формирующимся рынком начали проводить разумную денежно-кредитную и финансовую политику, а также рыночные реформы, включая либерализацию торговли и рынков капитала. Такие политические реформы, среди прочего, привели к достоверному увеличению нормы прибыли на инвестиции.
Как описано выше, горячие деньги могут быть в разных формах. Хедж-фонды , другие портфельные инвестиционные фонды и международные займы отечественных финансовых учреждений обычно считаются носителями горячих денег. Во время восточноазиатского финансового кризиса 1997 года и российского финансового кризиса 1998 года горячие деньги поступали в основном от банков, а не от портфельных инвесторов. [4] [5]
Влияние
[ редактировать ]Потоки капитала могут повысить благосостояние, позволяя домохозяйствам с течением времени сглаживать свое потребление и достигать более высокого уровня потребления. Потоки капитала могут помочь развитым странам добиться лучшей международной диверсификации своих портфелей. [3]
Однако крупный и внезапный приток капитала с краткосрочным инвестиционным горизонтом имеет негативные макроэкономические последствия, включая быструю денежную экспансию, инфляционное давление, повышение реального обменного курса и увеличение дефицита текущего счета . Особенно, когда капитал в больших объемах поступает на небольшие и неглубокие местные финансовые рынки , обменный курс имеет тенденцию повышаться, цены на активы растут, а цены на местные сырьевые товары растут. Эти благоприятные изменения цен на активы улучшают национальные бюджетные показатели и способствуют расширению внутреннего кредитования. Это, в свою очередь, усугубляет структурную слабость отечественного банковского сектора. Когда настроения глобальных инвесторов в отношении развивающихся рынков меняются, потоки обращаются вспять, и цены на активы возвращаются к своим прибылям, что часто приводит к болезненной корректировке экономики. [6]
Ниже приведены подробности опасностей, которые горячие деньги представляют для экономики принимающей страны:
- Приток огромного капитала с коротким инвестиционным горизонтом (горячие деньги) может привести к росту цен на активы. [6] и инфляция будет расти. Внезапный приток больших сумм иностранных денег увеличит денежную базу страны-получателя (если центральный банк привязывает валюту), что поможет создать кредитный бум. Это, в свою очередь, приведет к такой ситуации, когда «слишком много денег гонится за слишком малым количеством товаров». Последствием этого будет инфляция.
Более того, «горячие деньги» могут привести к повышению обменного курса или даже к его превышению. И если такое повышение обменного курса сохранится, это нанесет ущерб конкурентоспособности экспортного сектора соответствующей страны, поскольку экспорт страны станет более дорогим по сравнению с аналогичными иностранными товарами и услугами. [7]
- Внезапный отток горячих денег , который будет происходить всегда, приведет к снижению цен на активы и может вызвать обвал стоимости валюты соответствующей страны. Это особенно справедливо в странах с относительно скудными международно-ликвидными активами. Растет понимание того, что именно так и было во время восточноазиатского финансового кризиса 1997 года . В преддверии кризиса фирмы и частные фирмы Южной Кореи, Таиланда и Индонезии накопили большие объемы краткосрочного внешнего долга (разновидность горячих денег). Эти три страны имели общую характеристику: большое соотношение краткосрочного внешнего долга к международным резервам. Когда капитал начал утекать, это вызвало обвал цен на активы и обменных курсов. Финансовая паника подпитывала сама себя, заставляя иностранных кредиторов требовать кредиты, а вкладчиков изымать средства из банков. Все это усилило неликвидность внутренней финансовой системы и вызвало еще один раунд дорогостоящей ликвидации активов и дефляции цен. Во всех трех странах отечественные финансовые институты оказались на грани дефолта по своим внешним краткосрочным обязательствам. [8]
Однако некоторые экономисты и финансовые эксперты утверждают, что горячие деньги также могут сыграть положительную роль в странах с относительно низким уровнем валютных резервов, поскольку приток капитала может предоставить этим странам полезную возможность увеличить резервные резервы своих центральных банков. [9]
Контроль
[ редактировать ]Вообще говоря, учитывая относительно высокие процентные ставки по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, страны с формирующимся рынком являются местом назначения горячих денег. Хотя страны с формирующимся рынком приветствуют приток капитала, например, прямые иностранные инвестиции, из-за негативного воздействия горячих денег на экономику они проводят политику, направленную на то, чтобы остановить приток горячих денег в их страну, чтобы устранить негативные последствия.
Разные страны используют разные методы, чтобы предотвратить массовый приток горячих денег. Ниже приведены основные методы борьбы с горячими деньгами. [9]
- Повышение обменного курса : обменный курс может использоваться как инструмент для контроля притока горячих денег. Если считать, что валюта недооценена, это станет причиной притока горячих денег. В таких обстоятельствах экономисты обычно предлагают значительное единовременное повышение обменного курса, а не постепенное изменение обменного курса, поскольку постепенное повышение обменного курса привлекло бы в страну еще больше горячих денег. Одним из недостатков этого подхода является то, что повышение обменного курса снизит конкурентоспособность экспортного сектора.
- Снижение процентных ставок : страны, которые примут эту политику, снизят базовые процентные ставки своего центрального банка, чтобы уменьшить стимул для притока инвестиций. Например, 16 декабря 2010 года Центральный банк Турции удивил рынки, снизив процентные ставки в период растущей инфляции и относительно высокого экономического роста . Эрдем Баши, заместитель управляющего Центрального банка Турции, заявил, что постепенное снижение ставок было лучшим способом предотвратить чрезмерный приток капитала, разжигающий пузыри активов и повышение курса валюты. [10] 14 февраля 2011 года Мехмет Симсек, министр финансов Турции, заявил: «Более 8 миллиардов долларов краткосрочных инвестиций покинули страну после того, как центральный банк снизил ставки и предпринял шаги по замедлению роста кредитования. Рынки получили сообщение о том, что Турция не хочет горячего притока денег». [11]
- Контроль за движением капитала : некоторые политики контроля за капиталом, принятые в Китае, относятся к этой категории. Например, в Китае правительство не позволяет иностранным фондам напрямую инвестировать в свой рынок капитала . Кроме того, центральный банк Китая устанавливает для своих внутренних финансовых учреждений квоты на использование краткосрочного внешнего долга и не позволяет банкам злоупотреблять своими квотами. [12] В июне 1991 года правительство Чили ввело невознаграждаемые (неоплачиваемые) 20-процентные резервные требования, подлежащие депонированию в Центральном банке сроком на один год для обязательств в иностранной валюте для фирм, которые берут займы непосредственно в иностранной валюте. [13]
- Увеличение требований к банковским резервам и стерилизация : некоторые страны проводят политику фиксированного обменного курса . В условиях большого чистого притока капитала эти страны будут проводить интервенции на валютном рынке, чтобы предотвратить повышение обменного курса. Затем стерилизуйте денежно-кредитное воздействие интервенции посредством операций на открытом рынке и увеличения требований к банковским резервам . [14] Например, когда горячие деньги из США попадают в Китай, инвесторы продают доллары США и покупают китайские юани на валютном рынке . Это окажет повышательное давление на стоимость юаня. Чтобы предотвратить повышение курса китайской валюты, центральный банк Китая печатает юани для покупки долларов США. Это приведет к увеличению денежной массы в Китае, что, в свою очередь, приведет к инфляции. Затем центральный банк Китая должен увеличить требования к банковским резервам или выпустить китайские государственные облигации, чтобы вернуть деньги, которые он ранее выпустил на рынок в ходе операции валютного интервенции. Однако, как и другие подходы, этот подход имеет ограничения. Во-первых, центральный банк не может продолжать увеличивать банковские резервы, поскольку это отрицательно повлияет на прибыльность банка. Во-вторых, в странах с формирующейся рыночной экономикой внутренний финансовый рынок недостаточно глубок, чтобы операции на открытом рынке были эффективными.
- налогово-бюджетной политики Ужесточение : идея состоит в том, чтобы использовать бюджетные ограничения, особенно в форме сокращения расходов на неторгуемые товары, чтобы снизить совокупный спрос и обуздать инфляционное воздействие притока капитала. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мартин, Майкл Ф.; Моррисон, Уэйн М. (21 июля 2008 г.). Проблемы «горячих денег» Китая . Исследовательская служба Конгресса (Отчет). RS22921.
- ^ Горячие деньги и серийные финансовые кризисы, Антон Коринек, Экономический обзор МВФ (2011).
- ^ Перейти обратно: а б Кальво, Гильермо А.; Лейдерман, Леонардо; Рейнхарт, Кармен М. (1996). «Приток капитала в развивающиеся страны в 1990-е годы». Журнал экономических перспектив . 10 (2): 123–139. дои : 10.1257/jep.10.2.123 .
- ^ Бейли, Мартин Н.; Фаррелл, Диана; Лунд, Сьюзен (май 2000 г.). «Горячие деньги». Ежеквартальный журнал McKinsey .
- ^ Бейли, Мартин Н.; Фаррелл, Диана; Лунд, Сьюзен (2000). «Цвет горячих денег» . Иностранные дела . 79 (2): 99–109. дои : 10.2307/20049643 . JSTOR 20049643 .
- ^ Перейти обратно: а б Рейнхарт, Кармен; Рейнхарт, Винсент (2008). «Золотое дно потока капитала: всеобъемлющий взгляд на прошлое и настоящее» . Национальное бюро экономических исследований . Серия рабочих документов. дои : 10.3386/w14321 .
- ^ Кабальеро, Рикардо Дж.; Лоренцони, Гвидо (19 апреля 2007 г.). «Постоянная оценка и превышение: нормативный анализ» (PDF) . Массачусетский технологический институт и НБЭР .
- ^ Краткосрочные потоки капитала, Дэни Родрик, Андрес Веласко, 1999 NBER.
- ^ Перейти обратно: а б «Приток капитала: роль контроля» (PDF) . Позиция персонала МВФ . 19 февраля 2010 г.
- ↑ Турция удивляет снижением процентных ставок, Дельфин Штраусс, Financial Times, 16 декабря 2010 г.
- ^ Брайант, Стив (14 февраля 2011 г.). «Симсек говорит, что из Турции ушли «горячие деньги» на 8 миллиардов долларов» . Новости Блумберга .
- ↑ Китай активизирует усилия по ограничению притока горячих денег, China Daily, 9 ноября 2011 г.
- ^ Рана, Прадумна Б. (1998). Контроль за притоком краткосрочного капитала: опыт Латинской Америки и уроки для развивающихся стран (PDF) . Информационные записки Ресурсного центра по экономике и развитию (Отчет). Азиатский банк развития.
- ^ Кардарелли, Роберто; Козе, М. Айхан; Элекдаг, Селим (2009). «Притоки капитала: макроэкономические последствия и ответные меры политики» . Рабочие документы МВФ . 09 (40): 1. дои : 10.5089/9781451871883.001 .
- ^ Движение капитала в регионе АТЭС . Случайные статьи. 1995. дои : 10.5089/9781557754660.084 . ISBN 978-1-55775-466-0 .