Арма Сенкра
Арма Сенкра , (урожденная Арма Левретта Харкнесс , [ 1 ] 6 июня 1864 — 3 сентября 1900) — американский скрипач, выступавший в Европе. Ее короткая карьера закончилась браком, а затем самоубийством.
Где-то в 1880-х годах, после начала ее профессиональной карьеры в Европе, ее имя стали называть Анна. Нет никаких доказательств, подтверждающих это имя; Анна, вероятно, неправильно поняла Арму.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Харкнесс родилась в Уильямсоне, штат Нью-Йорк , и очень рано проявила потрясающие музыкальные таланты. Когда ей было 3 года, ее семья переехала в Бостон, где ее отец Л. Б. Харкнесс открыл газетный киоск. [ 2 ] [ 3 ] В очень молодом возрасте Харкнесс училась игре на скрипке и фортепиано у своей матери. Она начала уроки игры на скрипке в 5 лет, а в 7 лет начала двухлетнее обучение в Бостонской консерватории под руководством Юлиуса Эйхберга .
В 9 лет Харкнесс уехала учиться в Европу в сопровождении матери. Она намеревалась учиться у Фердинанда Давида , который умер незадолго до ее приезда. С 1873 по 1875 год она вместо этого училась у Арно Хильфа в Лейпциге; в это время она встретила Отто фон Бисмарка, который был очарован ее игрой. Харкнесс поехала в Бремен в начале 1876 года и встретила Генрика Венявского , который вдохновил ее продолжить учебу, поэтому она и ее мать поехали в Париж в надежде найти дополнительные инструкции. [ 3 ]
Они обратились к Жану-Дельфину Алару в надежде на частное обучение. Когда он услышал ее игру, он немедленно организовал ее осмотр и собеседование для поступления в Парижскую консерваторию на семестр, который начался тремя днями ранее. Она поступила туда и проучилась пять лет под руководством Ламберта Массара и Шарля Данкла . Руководители конкурирующих оркестров Эдуард Колонн и Жюль Пасделу боролись за ее таланты. [ 3 ]
За это время в Париже ее репутация быстро росла. Вьетан навещал ее во время посещения Парижа, она выступала на вечерах Розины Лаборд и выступала перед публикой на концертах Парижской выставки 1878 года во дворце Трокадеро . В 1880 году она получила 2-ю премию консерватории, исполнив Пьера Роде . первый концерт [ 4 ] [ 3 ] В восторженной рецензии в «Либерте» говорилось: «Какая чистота тона! Какой стиль! Какое чудесное мастерство! Ее бегущие стаккати удивительно однородны. Восторженные демонстрации продолжались до конца концерта. это вознаграждение, на которое она имеет право рассчитывать».
В 1881 году в возрасте 17 лет она выиграла первую премию консерватории, получив скрипку Гуаданьини с ее именем.
Профессиональная жизнь
[ редактировать ]Она начала успешную карьеру скрипачки-солиста в восемнадцать лет в 1882 году. Ее берлинский менеджер Герман Вольф, полагая, что он не сможет продавать ее как «Арма Харкнесс из Америки», заставил ее изменить свое имя и рекламировать себя как более экзотическую женщину. «Арма Сенкра из Индии». Она стала одной из немногих скрипачек , успешно сделавших свою карьеру в XIX веке, выступая по всей Европе в 1880-х годах. Включены выступления:
- Вечер 25 июня 1882 года в Мари Роз в Лондоне. доме [ 5 ]
- Ее профессиональный дебют состоялся 25 ноября 1882 года в Лондоне в «Кристал Пэлас», исполнив Концерт для скрипки Вьекштамса ре минор и Испанский танец Сарасате. [ 6 ] Несколько недель спустя она играла в «Кристал Пэлас», исполнив «Введение» Сен-Санса и «Рондо каприччио» , а также «Блестящий полонез» Венявского. [ 7 ]
- 1883 тур по Дании и Швеции.
- Тур по Германии 1884 года, в том числе 3 января в Лейпцигском Гевандхаусе , 30 сентября в Берлине с исполнением Концерта ре минор Вьекштампа и концерт в начале 1884 года в Берлине, на котором присутствовали Йозеф Иоахим и Эмиль Соре . [ 8 ]
- Игра в Менингене на герцогском концерте по приглашению Ганса фон Бюлова . [ 9 ]
- 18 декабря 1885 года, Концерт во Франкфуртском музее, исполнение Скрипичного концерта Мендельсона .
В 1884 году она вошла в круг Ференца Листа в последний год его жизни и поселилась в Веймаре . Она сыграла сонату Раффа соч. 73 с Морицем Розенталем на одном из мастер-классов Листа. [ 10 ] В сопровождении Листа она несколько раз играла «Весеннюю сонату» Бетховена на утренних концертах Листа в Альтенбурге. [ 11 ] Некоторые историки во многом объясняют ее последующий профессиональный успех тем, что она извлекла выгоду из своей связи с Листом и распространяла фотографии ее и Листа. [ 12 ]
В 1885 году она встретила Александра Бородина в Веймаре из-за связи с Листом. [ 13 ]
В конце 1886 года она отправилась в концертное турне по России в сопровождении Джорджа Либлинга . [ 14 ] В Москве она познакомилась с Чайковским . Ее выступление с Берлинской филармонией 4 октября 1886 года включало его «Меланколикую серенаду» .
Она была назначена камер-виртуозом при дворе великого герцога Саксонского Карла Александра , где Карл Халир . концертмейстером оркестра был [ 15 ]
Один из ее последних концертов состоялся во Франкфурте 17 февраля 1888 года, где она исполнила Концерт для скрипки соль минор Макса Бруха .
Смерть и наследие
[ редактировать ]В 1888 году она вышла замуж за немецкого юриста из Веймара по имени Д. Адольф Хоффманн и прекратила концертную деятельность. 3 сентября 1900 года, после двенадцати лет брака, она застрелилась из револьвера, находясь в Веймаре. [ 16 ] Были выдвинуты различные причины самоубийства, в том числе расстройство головного мозга или, по словам Эми Фэй , доведенное до отчаяния из-за измен своего мужа, [ 17 ] [ 18 ] [ 16 ] или согласно сенсационным газетным статьям, доведенным до отчаяния ее чрезмерно контролирующим мужем, который отказывался позволить ей выступать, или даже «анонимным письмам». [ 19 ] Мод Пауэлл намекнула в широко опубликованной статье 1908 года, что ненависть Харкнесса к скрипке стала причиной ее смерти. [ 20 ] Эми Фэй также написала в ежемесячном музыкальном журнале за 1901 год, что Арма выстрелила себе в сердце. По данным того же журнала, у нее остался сын. [ 21 ]
Форе , Ваша Лауб и Густав Холландер посвятили свои композиции Сенкре. [ 22 ] Коллекция личных фотографий и ее визитная карточка хранятся в Университете Брауна.
Гуаданьини 1750 года, которую она выиграла в консерватории, теперь названа в ее честь. Ее сыграла Фрида Скотта [ 23 ] и с 1937 по 1997 год Исаака Стерна . [ 24 ] У нее была модель Stradivarius 1685 года выпуска, которую теперь также называют в ее честь. [ 25 ]
Виолончелист Луи Мильх, который до переезда в Миннесоту был главным виолончелистом оркестра Иоганна Штрауса II в Вене, назвал свою дочь Армой Сенкрах Мильх. Она тоже стала скрипачкой, в первую очередь сформировав дуэт и трио со своими сестрами и играя в оркестре Orpheum Vaudeville с 1908 по 1912 год. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аммер, Кристина (2001). Невоспетые: история женщин в американской музыке . Корпорация Хэла Леонарда. ISBN 978-1-57467-061-5 .
- ^ «Личное». Гамильтон Зритель . 11 мая 1881 г. с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д «Арма Харкнесс: жизнь и триумфы молодой скрипачки в Париже - бостонской девушки, чья карьера наиболее многообещающая». Бостонский еженедельник Globe . 10 августа 1881 г. с. 2.
- ^ «Точки-ножницы». Фермеры округа Осборн . Канзас. 11 августа 1881 г. с. 1.
- ^ «Дома мадам Мари Роз-Мэйплсон». Эра . 1 июля 1882 г. с. 6.
- ^ «Хрустальный дворец» . «Музыкальные времена» и циркуляр по классам пения . 23 (478): 661. 1882. ISSN 0958-8434 . JSTOR 3358387 .
- ^ «Субботние концерты Хрустального дворца». Норвудские новости . 16 декабря 1882 г. с. 6.
- ^ «Триумф Армы Харкнесс в Берлине». Бостон Глобус . 3 февраля 1884 г. с. 10.
- ^ «Выдающиеся люди». Наш горный дом . 11 ноября 1885 г. с. 4.
- ^ Митчелл, Марк; Эванс, Аллан, ред. (2006). Мориц Розенталь в слове и музыке: наследие девятнадцатого века . Блумингтон: Университет Индианы. Нажимать. п. 134. ИСБН 978-0-253-34660-5 .
- ^ Уокер, Алан (2005). Размышления о Листе (1-е изд.). Итака: Издательство Корнельского университета. п. 184. ИСБН 978-0-8014-4363-3 .
- ^ Хиггинс, Паула (1991). «Парижская знать, шотландская принцесса и женский голос в песне позднего средневековья» . История старинной музыки . 10 : 195. дои : 10.1017/S0261127900001121 . ISSN 0261-1279 . JSTOR 942453 . S2CID 191451571 .
- ^ Моряк, Джеральд; Бородин А.П. (1984). «Письма Бородина» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 70 (4): 476–498. дои : 10.1093/mq/LXX.4.476 . ISSN 0027-4631 . JSTOR 741893 .
- ^ «Вопросы музыки: музыкальные ноты, зарубежные и отечественные». Чикаго Трибьюн . 30 января 1887 г. с. 17.
- ^ «Драматическое и музыкальное». Ежедневный реестр Никерсона . 27 сентября 1887 г. с. 4.
- ^ Jump up to: а б Маккарти, С. Маргарет В. (1985). «Эми Фэй: Американские годы» . Американская музыка . 3 (1): 52–62. дои : 10.2307/3052117 . ISSN 0734-4392 . JSTOR 3052117 .
- ^ «Арма Сенкра» . Склонен к игре на скрипке. 21 июля 2013 года . Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ «Американская скрипачка покончила с собой в Германии» . Нью-Йорк Таймс . 5 сентября 1900 года . Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ «Печальный конец американской девушки. Молодая Арма Сенкра, потерянная для искусства, убивает себя в Берлине». Глобус Святого Павла . 21 октября 1900 г. с. 18.
- ^ Пауэлл, Мод (27 декабря 1909 г.). «Цена славы». Мировые новости . Роанок, Вирджиния. п. 8.
- ^ Фэй, Эми (1901). Музыка: ежемесячный журнал, посвященный искусству, науке, технике и музыкальной литературе . WSB Мэтьюз. стр. 180–181.
- ^ «Категория: Сенкра, Арма — IMSLP: Скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Назад, Регина (25 апреля 2018 г.). «Сенкра, Арма» (PDF) . Музыка и гендер в Интернете .
- ^ "Свойство" . Тарисио . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «Богдан Божович – Фестивальные резонансы» . www.festival-resonances.be . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «Театр Орфей». Бьютт Шахтер . 10 марта 1909 г. с. 2.
- ^ «Классика драматического спектакля «Свадебная ночь» возглавляет Билла в Орфеуме». Воскресный Орегониан . 28 марта 1909 г. с. 2.
- ^ «Предметы Орфея». Стандарт Анаконды . 14 марта 1909 г. с. 18.
- ^ «Арма Мильх Нефф умирает 30 лет назад» . Звездная Трибьюн . 6 марта 1991 г. с. 24 . Проверено 21 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]Силке Венцель, «Арма Сенкра», MUGI — Музыка и гендер в Интернете, по состоянию на 23 декабря 2022 г. https://mugi.hfmt-hamburg.de/receive/mugi_person_00000764
- 1864 рождения
- 1900 самоубийств
- 1900 смертей
- Классические скрипачи XIX века
- Американские классические скрипачи
- Американские женщины-классические скрипачки
- Музыканты из Рочестера, Нью-Йорк
- Выпускники Парижской консерватории
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия в Германии
- Иммигранты в Германскую империю