Феттмильхское восстание
Восстание Феттмильха ( нем . Fettmilch-Aufstand ) 1614 года — антисемитское восстание в Свободном имперском городе Франкфурт -на-Майне , возглавляемое пекарем Винценцем Феттмильхом . Первоначально это было восстание гильдий против бесхозяйственности городского совета, в котором доминировали патриции , которое завершилось разграблением Франкфуртер-Юденгассе (еврейского квартала) и изгнанием всего еврейского населения Франкфурта, что стало самой серьезной вспышкой антисемитизма в Германии между четырнадцатый век и 1930-е годы . [ 1 ] Восстание длилось с мая, пока оно не было окончательно подавлено в ноябре благодаря вмешательству императора Священной Римской империи , ландграфа Гессен-Кассельского и архиепископа Майнца .
Фон
[ редактировать ]Восстание возникло в результате консолидации патрицианского режима во Франкфурте в конце 16 века, а также недовольства граждан бесхозяйственным управлением города и ограниченным влиянием гильдий на гражданскую политику. Эти политические претензии гильдий с самого начала были переплетены с антисемитскими настроениями.
Вспышка беспорядков
[ редактировать ]Беспорядки начались 9 июня 1612 года, когда горожане и гильдмастера потребовали, чтобы привилегии города были публично зачитаны городским советом ( нем . Rat ) перед избранием нового императора Матьяша , как это было принято в прежние времена. . Последний раз это произошло 36 лет назад, перед избранием предшественника Матиаса Рудольфа II . Городской совет отклонил требование граждан, что привело к слухам о том, что совет планировал скрыть от них информацию о налоговых льготах, которые будет предоставлен новым императором.
Более того, граждане хотели большего влияния в гражданском правительстве. В городском совете, состоящем из 42 членов, доминировали 24 члена из «патрицианских» семей, принадлежащих к обществу Альтен Лимпург . Это была часть франкфуртского патрициата, которая вела благородный образ жизни и жила за счет ренты за землю, а не за счет коммерции или торговли . Альтену Лимпургу противостояло другое патрицианское общество Zum Frauenstein города , которое содержало оптовиков , а оставшиеся 18 мест делило с представителями гильдий ремесленников. Такое расположение сидений было фиксированным. Более того, не было всеобщих выборов; голосование проводилось только тогда, когда конкретный советник подал в отставку или умер, чтобы выбрать своего преемника.
Гильдмейстеры также настаивали на создании публичного кукурузного рынка во Франкфурте, чтобы добиться снижения цен на зерно и снижения процентной ставки, взимаемой франкфуртскими евреями, с 12% до 6%. Кальвинисты . требовали равной гражданской позиции с лютеранами и позже поддержали восстание в большем количестве, чем они В дополнение к этим конкретным, но очень разнообразным требованиям, назревало общее недовольство, которое назревало на протяжении десятилетий по поводу предполагаемой корыстности совета, который начал называть граждан «субъектами» в своих публичных заявлениях.
Антисемитский аспект восстания в чем-то был обязан купцам, ремесленникам и другим людям, которые были в долгах перед ростовщиками во франкфуртском еврейском квартале, Юденгассе. Они надеялись избавиться от своих долгов, избавившись от кредиторов.
Договор с гражданами
[ редактировать ]В конфликте по поводу прочтения привилегий представителем цеховых мастеров выступил лавочник и пряничник Винценц Фетмильх, который был гражданином города с 1593 года. Получив отпор со стороны совета, они обратились сначала к курфюрстам и их представителям, присутствовавшим во Франкфурте для проведения выборов императора, и, наконец, к самому новому императору, когда он прибыл во Франкфурт на коронацию. Первоначально курфюрсты и император отказались вмешиваться во внутренние дела Франкфурта. Но когда гильдии сформировали комитет для переговоров с советом, Матиас учредил комиссию для разрешения спора.
Эта комиссия, которую возглавляли соседние лорды, архиепископ-курфюрст Майнцский и ландграф Гессен-Кассельский , рассматривалась франкфуртскими патрициями как угроза своему статусу. Более того, они опасались, что беспорядки окажут негативное влияние на Мессе (городской рынок). Нюрнберг и другие торговые города уже направили официальные запросы правительству Франкфурта о том, может ли оно гарантировать безопасность иностранных купцов. Поэтому 21 декабря 1612 года совет добровольно заключил соглашение, «гражданский договор» ( нем . Bürgervertrag ). Эта новая гражданская конституция, действовавшая до 1806 года, расширила состав совета на 18 мест и учредила комитет из девяти человек, представляющий гильдии, который имел право проверять финансовые счета города. В 1614 году недавно расширенный совет избрал Николауса Вайца новым Stadtschultheiß (сродни мэру).
Возобновившийся кризис
[ редактировать ]Когда в 1613 году состоялся новый процесс аудита, выяснилось, что Франкфурт по уши в долгах и что совет израсходовал, среди прочего, тот фонд, который должен был использовать для поддержки бедных и больных. Сборщики налогов присвоили деньги от штрафов для собственных нужд. Кроме того, стало известно, что патриций Иоганн Фридрих Фауст фон Ашаффенбург пытался добиться от императора блокирования прохождения гражданского договора.
Следующий конфликт касался « Judenstättigkeit », постановления, которое регулировало жизнь франкфуртских евреев. Деньги за защиту евреев, которые должны были выплачиваться в соответствии с этим постановлением, не поступали в гражданскую казну. Вместо этого члены совета поделились этим между собой. Чтобы этот незаконный акт не стал достоянием общественности, совет конфисковал все печатные экземпляры Judenstättigkeit . В то же время распространились слухи, что евреи объединились с патрициями. Винченц Фетмильх наконец опубликовал указ, который император Карл IV даровал евреям Франкфурта в 1349 году. В нем содержался роковой приговор, в котором говорилось, что император не будет возлагать на город ответственность, если евреи «уйдут на смерть, погибнут или будут убиты». " Многие восприняли это как разрешение на погром .
Восстание
[ редактировать ]6 мая 1613 года, после того как был обнародован огромный размер долга Франкфурта – 9,5 тонн золотых гульденов , толпа штурмовала Рёмер (здание городского совета Франкфурта) и заставила их передать ключи от городской казны комитет гильдий из девяти человек. В последующие месяцы совет мог тратить только те деньги, которые ему предоставил комитет. На том основании, что обе стороны нарушили недавно заключенный гражданский контракт, вмешался император, настаивая на компромиссе. 15 января 1614 года обе стороны подписали новый контракт.
Свержение Совета и угроза имперского запрета
[ редактировать ]Поскольку Совет не смог предоставить никаких доказательств местонахождения 9,5 тонн пропавшего золота, радикальное крыло гильдий под руководством Винценца Феттмильха набрало силу. 5 мая 1614 года он приказал своим сторонникам занять городские ворота, объявил старый совет распущенным и заключил его членов в тюрьму в Ремере. Старший мэр Иоганн Хартманн Байер , один из 18 новых советников, созданных по гражданскому контракту, провел переговоры с протестующими и 19 мая подписал с Феттмильхом соглашение, предусматривающее отставку совета. Однако через два месяца, 26 июля, в городе появился императорский глашатай, требующий восстановления совета. Когда этого не произошло к 22 августа, император пригрозил подвергнуть имперскому запрету каждого франкфуртера , который не был готов принести присягу подчиняться его командованию.
Разграбление Юденгассе
[ редактировать ]Протестующие, которые с самого начала предполагали, что император их поддержит, отреагировали с яростью, направленной на самого слабого из их предполагаемых врагов. 22 августа толпа подмастерьев хлынула по городу с криками: «Дайте нам работу и хлеб!» Около полудня уже пьяные подмастерья штурмовали Франкфуртскую Юденгассе, обнесенное стеной гетто на восточной стороне города, куда можно было попасть через трое ворот.
В последовавших за этим боях погибли один из подмастерьев и двое еврейских защитников. В конце концов евреи бежали на соседнее кладбище или в христианскую часть города, где многих из них спрятали дружелюбные жители Франкфурта. Тем временем толпа грабила Юденгассе, пока около полуночи ее наконец не вытеснила гражданская милиция Франкфурта. Ущерб от этого грабежа составил около 170 000 гульденов.
Сам Винченц Фетмильх, судя по всему, не участвовал в беспорядках. Позже, на суде, он заявил, что это произошло против его воли. Возможно, он ненадолго потерял контроль над своими последователями. Однако не существует убедительных доказательств, подтверждающих попытки Феттмильха выпутаться из этих беспорядков. Напротив, на следующий день он приказал изгнать всех евреев из Франкфурта. Большинство из них искали убежища в соседних городах Хёхст и Ханау (в Майнце и Гессене соответственно).
Конец Феттмильха
[ редактировать ]Эти антисемитские действия и переплетенный конфликт с императором привели к быстрому падению престижа Феттмильха. Все больше его последователей покидали его. 28 октября 1614 года императорский герольд объявил в «Рёмере», что имперский запрет был наложен на Феттмильха и портных Конрада Гернгросса и Конрада Шоппа как руководителей восстания. 27 ноября судья Иоганн Мартин Баур приказал арестовать Феттмильха. Впоследствии под запрет попали еще четыре франкфуртца, в том числе красильщик шелка Георг Эбель из Заксенхаузена .
В ходе длительного судебного процесса, который длился почти весь 1615 год, Фетмильх и тридцать восемь его соратников были привлечены к ответственности не за беспорядки непосредственно против евреев, а за оскорбление величества , поскольку они проигнорировали приказы императора. По крайней мере семеро из них были приговорены к смертной казни, которая была приведена в исполнение 28 февраля 1616 года на Россмаркте . [ 3 ] Перед обезглавливанием им клятвенные пальцы отрезали . Феттмильха также четвертовали после казни. Головы Феттмильха, Гернгросса, Шоппа и Эбеля были выставлены на пиках на башнях Старого Брюке , где они оставались, по крайней мере, до времени Гете , который упоминает их в своей автобиографии Dichtung und Wahrheit .
Среди древних останков с детства мне примечателен череп гражданского преступника, восседавший на башне моста. Это был один из трех или четырех, как показали пустые железные пики, которые с 1616 года пережили все невзгоды времени и погоды. Всякий раз, когда вы возвращались из Заксенхауса во Франкфурт, башня была перед вами, и череп бросался в глаза. .
— Иоганн Вольфганг Гете, Из моей жизни. Поэзия и правда. Часть 1, книга 4 [ 4 ]
Дом Фетмильха на Тёнгесгассе был снесен, а позорный столб на месте был установлен , на котором на немецком и латыни были перечислены его преступления.
После казней, которые включали обширное оглашение приговоров и продолжались несколько часов, был провозглашен императорский мандат, который предписывал восстановить изгнанных в августе 1614 года евреев с их прежними правами и привилегиями. Позже в тот же день евреи, находившиеся в Хёхсте и Ханау после изгнания, вернулись на Юденгассе в праздничной процессии. » . На воротах Юденгассе был установлен императорский орел с надписью «Римское императорское величество и защита Священной Империи
Последствия
[ редактировать ]При поддержке Империи старый совет, контролируемый обществом Альтен Лимпург, в значительной степени добился своих целей. Число советников общества было ограничено четырнадцатью, но все жалобы граждан на старый совет были отклонены. Соотношение сил в совете несколько сместилось в пользу купцов из общества «Цум Фрауэнштайн».
Таким образом, хотя коммерческий элемент в гражданском правительстве был несколько усилен, влияние ремесленников еще больше сократилось. Гильдии были обязаны выплатить императору штраф в размере 100 000 гульденов и были распущены. Отныне надзор за торговлей возлагался на сам совет. Девять франкфуртцев, участвовавших в беспорядках, были изгнаны из города навсегда, еще 23 были сосланы на ограниченный период времени. Более 2000 граждан были вынуждены заплатить штрафы.
Прошло более столетия, прежде чем граждане Франкфурта мирным путем вернули себе привилегии, утраченные в результате восстания Феттмильха. При поддержке императора в 1726 году была вновь учреждена ревизионная комиссия из девяти человек, что положило конец худшим злоупотреблениям патрицианского правительства посредством контроля над финансами.
Евреи должны были получить компенсацию за весь материальный ущерб из городской казны, но денег они так и не получили. Хотя они и стали жертвами восстания, старые ограничения их прав в основном сохранились. В новом Judenstättigkeit для Франкфурта, изданном имперскими комиссарами из Гессена и Майнца, указывалось, что число еврейских семей во Франкфурте должно быть ограничено пятьюстами. Ежегодно только двенадцати еврейским парам разрешалось вступать в брак, тогда как христианам нужно было только доказать гражданской администрации, что у них достаточно активов, чтобы получить лицензию на брак. Экономические права евреев были в целом эквивалентны правам христиан-неграждан, поскольку они не могли управлять магазинами, заниматься мелкой торговлей, устанавливать коммерческие партнерства с гражданами или владеть землей. Все эти ограничения имели корни глубоко в Средневековье. Новой особенностью нового Judenstättigkeit было то, что евреям теперь было прямо разрешено участвовать в оптовая торговля , хотя иногда от них требовалось поручительство, как в случае с зерном, вином, специями, а также в международной торговле тканью, шелком и другими тканями. Вполне возможно, что император таким образом расширил экономическую мощь евреев, чтобы они могли выступать в качестве противовеса христианским купеческим семьям, которым после отмены гильдий оставалось управлять Франкфуртом. Гетто Юденгассе просуществовало до наполеоновских времен .
Годовщина триумфального возвращения евреев во Франкфурт ежегодно отмечается еврейской общиной праздником Пурим Винц 20 Адара по еврейскому календарю . Название фестиваля происходит от имени Феттмильха, Винценц. Праздничная песня Megillat Vintz или Vinz-Hans-Lief была опубликована Эльхананом Бар Авраамом в 1648 году и продолжала петься на фестивале Пурим Винц вплоть до 20 века. В нем четыре стиха, тексты которых существуют на иврите , идише и немецком языке. Мелодия — немецкая маршевая песня Die Schlacht von Pavia . Песня является важным источником событий восстания.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилсон, Питер Х. (2016). Священная Римская империя: тысяча лет истории Европы . Пингвин Букс Лимитед. п. 106. ИСБН 978-0-14-195691-6 .
- ↑ Подпись гласит: «Отъезд евреев 23 августа, потому что один из них открыл шлюз Фишерфельда и позволил воде течь вверх и вниз; здесь их 1380 человек, молодых и старых, отсчитываются у ворот, когда они уходят. Изображение 37: Отъезд евреев из Франкфурта, 1614 г. Современная медная гравюра Георга Келлера Мюнхен.
- ^ Лотар Галл (Ред.): FFM 1200. Традиции и перспективы города . Торбеке. Зигмаринген 1994, ISBN 3-7995-1203-9, с. 127.
- ^ Эрих Трунц (ред.), Работы Гете. Гамбургское издание в 14 томах. . Гамбург, 1948 г. и далее: Кристиан Вегенер. Том 9, с. 148ф. (Онлайн)
Библиография
[ редактировать ]- Современные источники
- Джозеф Хан (Юспа) : Йосиф Омец. Франкфурт-на-Майне (Хан написал хронику франкфуртской еврейской общины ко времени погрома.
- Наманн Пух : [без названия] Франкфурт-на-Майне или Ханау, 1616 г. Ред. Бобзин, Герман Зюсс: Sammlung Wageseil , Harald Fischer Verlag, Erlangen 1996, ISBN 3-89131-227-X (песня на идиш о погроме и его последствиях для еврейской общины).
- Хорст Карасек : Восстание Федтмильха или как жители Франкфурта разожгли свой совет в 1612/14 году (= библиотека Вагенбаха в мягкой обложке , том 58), Вагенбах, Берлин 1979, ISBN 3-8031-2058-6.
- Современная стипендия
- Бенц, Вольфганг; Михок, Бриджит (30 июня 2011 г.). События, указы, споры (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер. стр. 132–134. ISBN 978-3-11-025514-0 .
- Боте, Фридрих; Куниц, Олаф; Эрмель, Ян; Граф, Михаил (1920). Экономическое и социальное развитие Франкфурта перед Тридцатилетней войной и восстанием жирного молока (1612–1616): Часть II: Статистическая обработка и документальные доказательства (на немецком языке). Дж. Баер.
- Брандт, Роберт (1996). Восстание Фетмильха: гражданские беспорядки и антисемитизм во Франкфурте-на-Майне 1612–1616 гг. (на немецком языке). Исторический музей. DNB-IDN 953714098 (Каталог выставки Исторического музея Франкфурта).
- Фридрихс, Кристофер Р. (1986). «Политика или погром? Восстание Фетмильха в немецкой и еврейской истории». Центральноевропейская история . 19 (2). Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 186–228. дои : 10.1017/S0008938900019427 . ISSN 0008-9389 .
- Хут, Маркус (2009). Франкфуртское «восстание жирного молока»: расследование франкфуртских беспорядков 1612–1616 годов (на немецком языке). Издательство ГРИН. ISBN 978-3-640-34512-0 .
- Кох, Райнер (1997). «1612–1616. Восстание жирного молока. Социальная взрывчатка среди населения». Архив истории и искусства Франкфурта . 63 . Франкфурт: Верлаг Вальдемар Крамер: 59–79. ISSN 0341-8324 .
- Кракауэр, Исидор. «Евреи Франкфурта в восстании Феттмильха 1612–1618». Журнал истории евреев в Германии . 1890 и 1892. Брауншвейг: 127–169, 319–365, 1–26.
- Мейн, Матиас (1980). Имперский город Франкфурт перед гражданским восстанием 1612–1614 годов: структура и кризис (на немецком языке). Чендлер. ISBN 978-3-7829-0235-9 .
- Рольфес, Ютта (1997). « Евреи в имперском городе Франкфурте-на-Майне во время восстания жирного молока 1612–1616 гг.». Архив истории и искусства Франкфурта . 63 . Франкфурт-на-Майне: Верлаг Вальдемар Крамер: 223–237. ISSN 0341-8324 .
- Стерн, Хайди (2009). Нур, Ашраф (ред.). «Изгнание евреев Франкфурта и Вормса в начале 17 века с точки зрения современного свидетеля Нахмана Пуха. Издание и комментарий к песне на идиш». Нахараим . 3 (1). Берлин, Нью-Йорк: Де Грюйтер: 1–53. дои : 10.1515/naha.2009.002 .
- Ульмер, Ривка (2001). Суматоха, травма и триумф: восстание Феттмильха во Франкфурте-на-Майне (1612–1616) согласно Мегилласу Винцу, критическому изданию текста на идиш и иврите, включая английский перевод . Франкфурт-на-Майне, Берлин, Берн: П. Ланг. ISBN 3-631-36957-3 .
- Турнянский, Хава (2000). «События во Франкфурте-на-Майне (1612–1616) в Мегиллас Винтс и в неизвестной идишской «исторической» песне». В Греце, Майкл (ред.). Творческие моменты европейского еврейства в период раннего Нового времени (на немецком языке). Гейдельберг: Университетское издательство К. Винтер. стр. 121–137. ISBN 978-3-8253-1053-0 .
Адаптации
[ редактировать ]- Революция во Франкфурте , телевизионный документальный фильм, BR Germany 1979, книга: Генрих Лейппе , режиссер: Фриц Умгельтер , с Гюнтером Штраком , Йостом Зидхоффом , Рихардом Мюнхом и др.
- Астрид Кейм, Пропавшее золото , акабус 2021 (исторический роман)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиография о погроме Феттмильха в Гессенской библиографии
- Музей Юденгассе (8 января 2002 г.). «Жирно-молочный бунт» . Проверено 22 августа 2019 г.
- Немецкий и идиш текст «Песни Винца-Ганса» (Megillat Vintz).
- Песня Vinz-Hans-Lied в исполнении Дианы Матут в сопровождении Симхата Ханефеша.