Густаво Эстева
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( июль 2013 г. ) |

Густаво Эстева (20 августа 1936 — 17 марта 2022) — мексиканский активист, «депрофессиональный интеллектуал» и основатель Centro de Encuentros y Dialogos Interculturales и Universidad de la Tierra в мексиканском городе Оахака . Он был одним из самых известных сторонников постразвития .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Эстева родилась в Мехико 20 августа 1936 года и была третьим ребенком в семье Элодии Фигероа и Гильермо А. Эстева, политика, писателя и профессора. [ 1 ] Отец Эстевы умер рано.
В 15 лет я был вынужден содержать большую семью, состоящую из братьев и сестер, тетушек и двоюродных братьев, и сначала стал офисным мальчиком в банке; и, наконец, благодаря Truman's Development, самому молодому руководителю IBM за всю историю . Благодаря экспертам по развитию и их образовательным проектам для слаборазвитых мексиканцев, я прибыл!!! С моими недавно отчеканенными кредитными часами на образование я мог бы оказаться в самом центре эпопеи развития: предоставлять хорошие услуги обществу, хорошие условия для работников и хорошие прибыли для заинтересованных сторон; при этом, конечно, получая солидный доход, престиж и спортивную машину. [ 2 ]
Часть моей функции как менеджера по персоналу заключалась в том, чтобы способствовать процессу идеологической обработки, который формировал лояльность работников к компании. Рабочим пришлось подчиниться той идеологической смирительной рубашке, согласно которой бороться за благо предприятия означало бороться за свои интересы. [ 3 ]
Эстева работала в разных компаниях. «Несмотря на личный дискомфорт, вызванный растущим осознанием обмана первоначальных обещаний моей профессии, я быстро продвинулся по карьерной лестнице». [ 3 ] Наконец он обратился к государственному сектору. Он работал в Банке внешней торговли и присоединился к марксистской группе с революционными устремлениями, которую покинул в 1965 году. [ 4 ]
Когда я занял важную должность в правительстве, я сделал это не с идеей совершить революцию внутри правительства или способствовать соответствующим социальным изменениям. Мне нужна была зарплата, и я искал убежища в своей работе, одновременно пытаясь достичь некоторой ясности внутри себя и относительно того, что делать. В последующие годы, работая в аппарате президента, отвечая за планирование государственного бюджета, я посвятил значительную часть своего свободного времени, многие часы и дни работы написанию своей первой книги: «Экономика и отчуждение». . Я закрывался в своей комнате, отделяя интеллектуальную деятельность от остальных дел. Пожалуй, это единственный из моих текстов, которому я серьезно посвятил длительные исследования и размышления. Это книга, которую я до сих пор ценю и которая содержит аргументы и рефлексивный анализ, которые я до сих пор поддерживаю. Это позволило мне сформулировать концепцию мира и отношение к изменениям, не требующее насилия. [ 5 ]
С 1970 по 1976 год он был высокопоставленным чиновником в правительстве президента Эчеверрии .
Когда он оставил эту работу, он полностью разочаровался в методах этатистского развития. [ 6 ]
Даже самые лучшие программы развития, подобные тем, которые я задумал и реализовал, были совершенно контрпродуктивными: они наносили ущерб их предполагаемым бенефициарам. [ 7 ]
Длительная встреча с [следующим президентом] [...] Лопесом Портильо и его главными советниками за две недели до его вступления в должность устранила для меня все сомнения относительно пути, по которому мне следует идти. На этом заседании президент недвусмысленно заявил, что его политика будет неблагоприятна для крестьян. Через пять дней после этой сессии я инициировал первую из двух некоммерческих организаций, войдя таким образом в мир гражданского общества , в котором я работаю с тех пор. [ 5 ]
В 1983 году он познакомился с Иваном Ильичем . «[...] Меня пригласили на семинар в Мехико по социальному строительству энергетики с Вольфгангом Заксом . Иван был там. Я был загипнотизирован. В тот же вечер я приступил к своей студии Ильича. Чуть позже я начал сотрудничать с ним. Еще позже, постепенно, мы стали друзьями». [ 8 ]
Эстева была советником Сапатистской армии национального освобождения в Чьяпасе на переговорах с правительством. Он работал в Центре межкультурного диалога и обменов (CEDI) в городе Оахака, регулярно публиковался в различных журналах, работал с индийскими группами и НПО. В 2019 году он стал соавтором процесса «Глобальный гобелен альтернатив» . [ 9 ]
Эстева умерла в Оахаке 17 марта 2022 года в возрасте 85 лет. [ 10 ]
мышление
[ редактировать ]Эстева получила католическое воспитание. Во время учебы в Иберо-Американском университете Густаво подошел к философу-иезуиту и спросил его, возможно ли рационально доказать существование бога. После многих чтений и встреч с философом он пришел к выводу, что это невозможно. [ 11 ] Когда он потерял веру в Бога, он заменил ее верой в разум . [ 12 ] Благодаря своим исследованиям он познакомился с инструментальной рациональностью ; неудовлетворенный, он повернулся, после некоторого самоанализа: [ 3 ] к марксизму . В 70-е годы Эстева
[...] принял участие в очень напряженных дебатах по поводу крестьян . Дебаты проходили по всей Латинской Америке и особенно в Мексике, что частично перекликалось с мировыми дебатами. Тема этой дискуссии позволила мне выступить с радикальной критикой известной позиции марксизма в отношении крестьян. Меня классифицировали как «кампесиниста», в отличие от многих других интеллектуальных позиций, в дебатах, которые в основном отмечались в рамках марксизма. Хотя я продолжал долгое время считать себя марксистом, мало-помалу я отказался от марксизма как учения и как политического и идеологического направления. [...] В этом процессе, благодаря которому я все ближе и ближе соприкасался с конкретной деятельностью крестьян, я смог подвергнуть сомнению категории всех дисциплин, которым я получил образование или которые я изучил самостоятельно. . Я начал формулировать радикальную критику развития . Это изменение в моем мышлении можно ясно увидеть в названии головной организации «Анализ, развитие и гестион», созданной в 1979 году для координации действий многих других НПО, которые мы создали в тот период.
[...]
Я подозреваю, что самый важный перелом в моей жизни произошел, когда я начал вспоминать свои детские переживания с бабушкой. Она не могла прийти в наш дом в Мехико через парадную дверь, потому что была индианкой. Моя мать не разрешила ей поговорить с нами в Сапотеке или рассказать нам истории о своей общине. Моя мать считала, что лучшее, что она может сделать для своих детей, — это радикально искоренить их индийское происхождение. Но я обожал свою бабушку и на каникулах просил отправить меня с ней в Оахаку. Вспоминая мою бабушку, вспоминая то, чему она меня учила, несмотря на ограничения, наложенные моей матерью – то, что у меня было в глубине души во время моего предыдущего путешествия – вспомнило меня с людьми на низовом уровне. Я описал этот опыт в тексте, написанном в 1986 году и который до сих пор считаю важным руководящим текстом, «Возрождение человеческого пространства». В этом тексте я упомянул о новых вопросах, которые я начал задавать себе в то время, а также о некоторых способах, которыми я начал им противостоять. Моя теоретическая работа о маргиналах, которой было много в те годы, очень ясно показывает новый путь, который закрепился и утвердился при встрече с Иваном Ильичем в 1983 году.
Разрыв с прежним образом мышления и действий отчетливо очевиден в 80-е годы. То, что я сделал и то, что я написал, ясно иллюстрирует это. Однако я все же нашел себя, особенно в сфере идей, укорененных в западном горизонте интеллигибельности. Только после переезда в сапотекскую деревню Сан-Пабло-Этла в Оахаке в 1989 году и после моего сотрудничества с сапатистами, начиная с 1994 года, я смог отказаться от этого горизонта и серьезно подумать о возможности появления нового горизонта для меня, хотя я еще не мог полностью это сформулировать. [ 3 ]
С марксизмом Эстева отказалась от всех идей об авангарде . Он является сторонником радикального плюрализма . [ 13 ]
Обсуждая национальную идентичность , Эстева ссылается на различие Гильермо Бонфила между глубокой (México profundo) и воображаемой Мексикой (México imaginario). Он ставит под сомнение современную одержимость планированием будущего и всякого рода «проектами»:
Национальный проект полностью основан на предложениях воображаемой Мексики. [...] Проект подразумевает проецирование себя в будущее. Современные люди хотят построить мир в соответствии с тем образом, который они имеют о себе, своим представлением о мире, а не признать, что они созданы по образу и подобию Бога или по традиции (Виллоро, 1992). Им нужен проект. Мексиканская элита унаследовала и приняла это принуждение, но не пыталась изобрести собственный проект: вместо этого она опиралась на западную модель, которую считала универсальной. Все, что было необходимо, — это навязать его с адаптацией, которую каждое поколение считало целесообразным. [ 14 ]
Противоположное отношение коренных народов , по мнению Эстевы, заключается не в отказе от перемен , а в
[...] одна из их лучших традиций, которая объясняет эту историческую преемственность, — это трансформация традиций традиционным способом. Они знают, что не могут существовать без видения будущего, но не претендуют на контроль над этим будущим: вместо высокомерных ожиданий современного человека, основанных на предположении, что будущее программируемо, они сохраняют надежды, прекрасно понимая, что эти могут быть реализованы или нет: они питают их, чтобы поддерживать их жизнь, но не удерживают их. Им не удалось избежать опыта современности, но они не укоренились в нем. [ 15 ]
Традиционно коренные жители не противопоставляли свой собственный проект доминирующему проекту, но времена изменились:
Сегодня, однако, два фактора впервые заставляют жителей глубокой Мексики сформулировать свой собственный проект: необходимость противостоять последней версии доминирующего проекта, в которой нет для них достойного места, с единым видением, которое выражает разнообразие их собственных идей и интересов, а также тот факт, что этот последний доминирующий проект обострил исторический конфликт между мексиканцами до такой степени, что он исчерпал первоначальное оправдание государственности - более того, если бы он продолжился, он разделил бы мексиканское общество на прочь это было бы неустойчиво. [ 16 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- Книги
- Дэвид Баркин, Густаво Эстева: Инфляция и демократия: пример Мексики , Мексика: 21 век, 1979 г.
- Густаво Эстева: Economía y enajenación [Экономика и отчуждение], Мексика, DF: Biblioteca Universidad Veracruzana, 1980.
- Густаво Эстева: Битва в сельской местности Мексики , Мексика: 21 век, 1982 год.
- Джеймс Э. Остин и Густаво Эстева (ред.): Продовольственная политика Мексики: поиск самодостаточности , Итака; Лондон: Корнельский университет. Пр., 1987 г.
- Густаво Эстева: Фиеста – за пределами развития, помощи и политики , Франкфурт-на-Майне. М.: Brandes & Apsel, 1992 - немецкий перевод избранных эссе, дополненное второе издание 1995 г.
- Густаво Эстева: Хроника конца эпохи: тайна САНО , Мексика: Посада, 1994.
- Густаво Эстева Фигероа и Мадху Сури Пракаш: Надежда на периферии: за пределами прав человека и развития , Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997.
- Мадху Сури Пракаш и Густаво Эстева: Бегство от образования: жизнь как обучение в низовых культурах , Нью-Йорк [и т. д.]: Питер Ланг, 1998
- Густаво Эстева и Мадху Сури Пракаш: Массовый постмодернизм: переделка почвы культур , Лондон и Нью-Джерси: Zed Books, 1998
- Густаво Эстева и Кэтрин Мариэль (ред.): Без кукурузы нет страны: страницы выставки , Мексика: Национальный совет по культуре и искусству, Главное управление народных культур и культур коренных народов, 2003 г.
- Густаво Эстева, Сальваторе Бабонес и Филипп Бабчицкий: Будущее развития: радикальный манифест , Бристоль: Policy Press, 2013 г.
- Густаво Эстева, под редакцией « Переосмысливая мир с Иваном Ильичем» , Риола (Бо), Mutus Liber, 2014 г.
- Густаво Эстева, Новые области сообщества Для размышлений об «общих благах» , Голоса из серии Абья Яла, Документы из Латинской Америки, под редакцией группы Camminardomandando, Mutus Liber Editions, 2016
- Густаво Эстева, Густаво Эстева: критика развития и другие эссе , Routledge, 2022 г.
Главы книг
- Эстева, Густаво. (1971). «Миф о мексиканском экономическом планировании». [Миф о мексиканском экономическом планировании] In Cuestiones Económicas Nacionales , изд. Национальный банк внешней торговли. Мексика: Национальный банк внешней торговли.
- Эстева, Густаво. (1974). «Самодостаточность и реорганизация производства, ключи к сельскохозяйственной стратегии, том I». [Самообеспеченность и реорганизация производства, ключи к сельскохозяйственной стратегии, том I] In Memoria Del First National Congress of Economists , изд. Национальный колледж экономистов. Мексика: Национальный колледж экономистов.
- Эстева, Густаво. (1980). «Нынешняя крестьянская экономика как вариант развития, идея, исследовательский проект и программа действий по развитию» [Текущая крестьянская экономика как вариант развития, идея, исследовательский проект и план действий по развитию], Мексика: Очерки COPIDER.
- Эстева, Густаво. (1984). «Обучение народному развитию и гражданам», В Исследовательском центре комплексного развития сельских районов (ред.), Обучение в сельской среде , Мексика: CIDERI.
- Эстева, Густаво. (1986). «В час встречи» [Час встречи], в: Адольфо Агилар Зинцер, Сесарео Моралес и Родольфо Пенья (ред.), Все еще дрожит. Политическое общество и социальные перемены: землетрясение 19 сентября 1985 года . Мексика, Грихальбо.
- Эстева, Густаво. (1987). «Развитие как угроза: борьба за сельскую местность Мексики», Теодор Шанин (ред.), Крестьяне и крестьянские общества. Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Эстева, Густаво. (1987). «Восстановление пространства людей», В книге Саула Х. Мендловица (ред.), На пути к справедливому миру во всем мире . Лондон: Баттервортс.
- Эстева, Густаво. (1989). «Альтернативы экономике», В макроэкономике 89´90. Коннектикут: Издательская группа «Душкин».
- Эстева, Густаво: «Развитие» в Словаре развития . Путеводитель по знанию как силе, Лондон и Нью-Джерси: Zed Books, 1992, стр. 6–25.
- Эстева, Густаво. (1993). «От имени человеческого достоинства: аргумент в пользу сопротивления идее развития», Камилла Нильсен, Оливер Рэтколб (ред.), От Канкуна до Вены. Международное развитие в новом мире . Вена: Форум Бруно Крайского для международного диалога.
- Эстева, Густаво. (1996). «Принимая инаковость другого», С. Марглин и Фредерик Апфель-Марглин (ред.), Деколонизация знаний: от развития к диалогу . Кларендон: Издательство Оксфордского университета.
- Эстева, Густаво. (1997). «От глобального мышления к локальному мышлению» (совместно с Мадху С. Пракашем) и «Баста! Мексиканские индейцы говорят «хватит»», Маджид Рахнема, с Викторией Боутри, читателем журнала «Постразвитие». Лондон: Зед Букс.
- Эстева, Густаво. (2009). «Возвращение к столу», В Пратеке, Продовольственный суверенитет и культура питания в глубокой Америке , Лима: Пратек
- Эстева, Густаво. (1998). «Революция новых общин» К. Кук и Дж. Д. Линдау (ред.), Права аборигенов и самоуправление . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина.
- Эстева, Густаво. (2001). «Мексика: создание своего собственного пути на низовом уровне», В. Беннтольдт-Томсен, Н. Фараклас и К. фон Верльхоф (ред.), « Есть альтернатива: существование и всемирное сопротивление корпоративной глобализации ». Виктория: Spinifiex Press/Лондон и Нуэва-Йорк: Zed Books.
- Эстева, Густаво; Стучул, Д.; Пракаш, МК; Шикша; В. (2002). «От педагогики освобождения к освобождению от педагогики». В «Развертывании обучающихся обществ: опыт возможностей» . Удайпур, Раджастан, Индия: Шикшантар, Народный институт переосмысления образования и развития.
- Эстева, Густаво (2004). «Un mundo de Muchos mundos» [Мир множества миров] с Мартиной Каллер. «Диалогический взгляд на историю сельского хозяйства Мексики». В книге Вольфганга Дитриха/Стефани Рейнберг (ред.), Латинская Америка и Европа: на пути к общему образованию. и культурное пространство? Франкфурт: Брандес и Апсель/Зюдвинд.
- Эстева, Густаво. (2005). «Университет де ла Тьерра: свобода обучения», «Развитие – выход за рамки: от продвижения к совместному движению», «Обучение с помощью кампаний по повышению грамотности: межкультурный подход к устному языку», «Культурное возрождение вместо образования» и «Время» для торжества». В С. Пимпаре и К. Салзано (ред.), Возникающие и вновь возникающие склоняющиеся сообщества: старые мудрости и новые инициативы со всего мира. Париж: ЮНЕСКО.
- Эстева, Густаво. (2008). «Другая кампания, APPO и левые». В книге Дайаны Денхэм и CASA Collective , «Обучение восстанию: истории массовой мобилизации в Оахаке». Окленд: PM Press.
- Эстева, Густаво. (2010). «За пределами образования», Лоис Мейер и Бенхамин Мальдонадо Альварадо (редакторы ), «Новый мир сопротивления коренных народов: Ноам Хомский и голоса из Северной, Южной и Центральной Америки». Сан-Франциско: Книги о городских огнях.
- Эстева, Густаво. (2018). «Дружба, надежда и удивление». В. В. Брунетта и К. О'Ши (ред.), Durty Words, Лиммерик, Ирландия: Издательство Durty Words.
- Эстева, Густаво. (2019). «Путь к диалогу жизней». [Путь к диалогу жизни] Стефано Сарторелло (координатор), Диалог и межэпистемический конфликт при строительстве общего дома, Мексика: Ибероамериканский университет.
- Эстева, Густаво. (2019). «Пути к автономии через шторм», Г. Макаран, П. Лопес и Дж. Варен (координаторы), Вуэльта а-ля автономия, Мексика: Bajo Tierra Ediciones/Editorial El Colectivo/UNAM/CEALC.
- Эстева, Густаво. (2019). «Постразработка @ 25: о том, как« застрять »и двигаться вперед. В сторону, назад и иначе». В книге Э. Кляйна и К. Э. Моррео, Постразвитие на практике: альтернативы, экономика, онтологии, Лондон и Нью-Йорк: Routledge.
- Эстева, Густаво. (2020). «Repensar El Carácter Del Régimen Dominante» [Переосмысление характера господствующего режима]. Рауль Орнелас и Даниэль Инклан (ред.), Qué Es El Futuro Del Capitalismo , Мехико: УНАМ, 69–104.
- Эстева, Густаво. (2020). «На следующий день». В Сегато, РС; Кренак, А.; Эскобар, А.; Эстева, Г.; Культурный хакинг; Торо Перес, К.; Лефф, Э.; Де Соуза Сантос, Б.; Зибечи, Р.; Клайвджо Гальего, Т.; Миньоло, В.; Торрес, Ю.Ф.; Райхманн Дж.; Адриа Альмазан и еще 300 человек; Ангуло Хара, К.; Сиснерос Ордоньес, Вашингтон; Дагуа Москера, Алабама; Эрнандес Ромеро, Р.; Ниблес Гутьеррес, Джорджия; Ярса де лос Риос, Вирджиния; Альбан Ачинте, А. Прометео, Пандемия на юге. Прометей.
- Статьи
- Эстева, Густаво. (1991). Развитие: модернизация бедности. Паноскоп, 27, 28 ноября.
- Эстева, Густаво: «Тепито: Нет, спасибо, Первый мир», в: В контексте, номер. 30 лет, осень/зима 1991 г.
- Эстева, Густаво; Пракаш, М.С. (1992). Массовое сопротивление устойчивому развитию: уроки банков Нармады, Эколог, Vol. 22, № 2, март/апрель, стр. 45–51. См. также Бюллетень Локаяна , лето 1992 г.
- Эстева, Густаво: «Возврат продуктов питания в сельское хозяйство», в: Culture and Agriculture [Вирджиния, США], 48, зима 1994 г.
- Эстева, Густаво: «От «глобального мышления» к «локальному мышлению»: причины выйти за рамки глобализации в сторону локализации», совместно с М.С. Пракашем, в: Osterreichische Zeitschirift für Politikwissenschatft, 2, 1995 г.
- Эстева, Густаво: «Принятие инаковости Зеленой революции» в: Фредерик Апффель-Марглин и Стивен А. Марглин , ред.: Деколонизация знаний: от развития к диалогу . Оксфорд: Clarendon Press, 1996, стр. 249–278.
- Эстева, Густаво: «Что за пределами развития?», С М.С. Пракашем, в: Развитие на практике , Vol. 8, №3, август 1998 г.
- Эстева, Густаво: «Сапатисты и народная власть», в Capital & Class , 68, лето 1999 г.
- Эстева, Густаво: «Смысл и масштаб борьбы за автономию» в: Лат. Являюсь. Перспектива, 28:2, март 2001 г., стр. 120–148.
- Эстева, Густаво (2004a): «Назад из будущего» - заметки к презентации «Школа и образование: симпозиум с друзьями Ивана Ильича», организованной TALC New Vision, Милуоки, 9 октября 2004 г., онлайн.
- Эстева, Густаво (2004b): «Руптурас: Поворотные моменты» онлайн
- Эстева, Густаво. (2007). Народное собрание народа Оахаки: хроника радикальной демократии. Перспективы Латинской Америки, выпуск 152, январь 2007 г.
- Эстева, Густаво. (2007). Оахака: путь к радикальной демократии. Социализм и демократия, Том 21, июль 2007 г., стр. 74–96.
- Эстева, Густаво: Коммуна Оахаки и автономное движение Мексики , Оахака-де-Хуарес, Оахака, Мексика: Эд. ¡Basta!, 2008, 22 стр.
- Эстева, Густаво. (2012). Подумайте обо всем еще раз: антикапитализм без социализма. Беседа с Теодором Шаниным. Под вулканом, 11, 18 марта-августа.
- Эстева, Густаво. (2015). Думайте из бездны. Голос племени , № 2: 23-29.
- Эстева, Густаво. (2015). Час автономии. Этнические исследования Латинской Америки и Карибского бассейна , Том. 10, № 1: 134-145.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гонсалес Гомес, Элиас (2022). «ЭСТЕВА, Густаво» . Биографический словарь латиноамериканских левых . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Эстева 2004а: 1
- ^ Jump up to: а б с д 2004b – без пейджинга
- ^ "Инцидент, в котором лидер, завербовавший меня в группу, убил другого лидера из-за ревности, спрятался в моем доме и подверг нас всех опасности, защищая его (чтобы защитить себя), наконец, заставил меня прозреть. Это были условия насилия, которые мы навязывали себе и хотели навязать всему обществу. Я не мог продолжать идти по этому пути. И снова в моей жизни случился разрыв». Эстева 2004b - Дата упоминается в интервью журналам in motion, см. Внешние ссылки.
- ^ Jump up to: а б Эстева 2004б
- ^ Зиай 2005:
- ^ Эстева 2004а: 2
- ^ Эстева 2004a: 4
- ^ «Глобальный гобелен альтернатив: основные члены» . Апрель 2023 г.
- ^ «Умер исследователь Густаво Эстева», 17.03.22, Ла Хорнада
- ^ Гонсалес Гомес, Элиас; Торнель, Карлос (2023). Густаво Эстева: жизнь и деятельность депрофессионализированного публичного интеллектуала . Мексика: Bajo Tierra Ediciones. стр. 34–35. ISBN 978-607-99849-8-4 .
- ^ Те, кто верят в разум, не верят, что они верят. «Разум стал заменой Бога, хотя я об этом не знал; он стал высшим референтом, действительным сам по себе. Это новое сознание, типично западное как для верующих, так и для неверующих. , предполагал доверие к разуму, предполагавшему, что он является объективной и прочной основой всех человеческих мыслей и поведения. Создавалось впечатление, что у вас нет веры во что-то (в разум), а скорее в то, что разуму удалось это установить. себя как окончательный горизонт понятность: это не то, во что вы верите, а то, что вы «знаете». Таким образом, ее состояние как веры скрыто. Как сказал испанский поэт Мачадо, «вера — это не вопрос того, чтобы что-то увидеть или поверить во что-то, а скорее». веря в то, что человек видит». Тогда я увидел, хотя и не верил в это, что разум (и, в конечном итоге, наука) дал мне истинный способ увидеть мир. С этой точки зрения фантазии, уловки, ошибки или иллюзии разума можно было только приписать. моим собственным ограничениям, а не самому разуму». 2004b - нет пейджинга
- ^ Об этом понятии см. Esteva 1996, passim.
- ^ Эстева 2001: 122
- ^ Эстева 2001: 122-123.
- ^ Эстева 2001: 123
Вторичная литература
[ редактировать ]- Теран, Густаво: Беседы с мексиканским кочующим рассказчиком Густаво Эстевой: учимся на маргинальной жизни , Диссертация, Университет Вермонта, 2002 г. [1] Архивировано 23 июля 2010 г. в Wayback Machine.
- Арам Зиай: «Густаво Эстева (род. 1936). Самоопределяющиеся сообщества вместо развития» в: один. Политика развития. Информация Север Юг , №. 23/24, 2005, 48-50
- Гонсалес Гомес, Элиас; Торнель, Карлос. Густаво Эстева: жизнь и деятельность публичного депрофессионализированного интеллектуала , Мексика: Bajo Tierra AC/Фонд Генриха Бёлля, 2023.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интервью с Густаво Эстевой о восстании сапатистов в Wayback Machine (архивировано 14 августа 2007 г.) (2001 г.)
- Интервью с Густаво Эстевой: Общество разных (2006)
- Запись в Diccionario Biográfico de las Izquierdas Latinoamericanas [Словарь латиноамериканских левых]
- «Новые политические горизонты: за пределами «демократического» национального государства», Глобальная рабочая группа. Вне. Разработка. На пути к системным эмансипаторным трансформациям , 2019.
- Сайт Центра межкультурных встреч и диалогов