Алексей Путилов

Алексей Иванович Путилов (1866–1940) — российский государственный чиновник, банкир и промышленник. [ 1 ]
Молодость и государственная служба
[ редактировать ]Путилов родился 24 июня (6 июля по новому стилю) в Новгородской губернии в семье тайного советника Ивана Павловича Путилова (1839–1916) и внучатого племянника предпринимателя Николая Ивановича Путилова (1820–1880). Он окончил Петербургский университет по юридическому факультету в 1889 году и, отклонив предложение обучения на профессора университета, поступил в 1890 году в Министерство финансов помощником юрисконсульта министерства. В 1896 году он был посвящен в масоны во французской ложе «Космос». [ нужна ссылка ]
В 1898 году он был назначен делопроизводителем Главной канцелярии Министерства финансов. Путилов был назначен исполняющим обязанности директора Главной канцелярии в 1900 году и полным директором Главной канцелярии в 1902 году. 28 октября (9 ноября) 1905 года он был назначен заместителем. Министр финансов, в этом качестве он возглавлял Дворянский государственный земельный банк и Государственный крестьянский земельный банк.
В 1905 году Путилов разработал план расширения крестьянского землевладения, согласно которому помещики продали часть своих имений. Когда царь Николай II отверг эту схему, Путилов подал в отставку с государственной службы 24 апреля (7 мая) 1906 года. [ нужна ссылка ]
Банковская карьера
[ редактировать ]В частном секторе Путилов стал членом правления Русско-Китайского банка в 1906 году и управляющим директором в 1908 году. Этот банк был крупнейшим акционером Китайско -Восточной железной дороги . После слияния в 1910 году Русско-Китайского банка с Северным банком с образованием Русско-Азиатского банка он был избран председателем нового учреждения, которое вскоре стало крупнейшим частным банком в России.
В 1910-14 годы Путилов организовал крупнейшие монополии в России, в том числе Военно-промышленный концерн («Русское общество по производству снарядов и военного снаряжения»), Русский табачный трест и Русскую генеральную нефтяную компанию, организованную в 1912 году для контролировать всю российскую нефтедобычу за пределами групп Nobel и Shell. [ нужна ссылка ]
Путилов был членом коллегии промышленности и торговли, а во время первой мировой войны был членом Особого совещания снабжения военного министерства. [ нужна ссылка ]
Директории
[ редактировать ]Путилов был председателем или членом правления следующих компаний в период 1910-1917 годов:
- Русско-Азиатский Банк
- Путиловский завод [ 2 ]
- Балтийский завод
- Невский завод
- Армавир - Туапсинская железная дорога
- Юго-Восточная железная дорога
- Москва - Казанская железная дорога
- Российское общество по производству снарядов и военных товаров
- Товарищество Санкт-Петербургского вагоностроительного завода
- Жилловское общество угольных шахт
- Горско-Ивановское угольное общество
- ГМ Лианозов и сыновья (нефть)
- Эмба-Каспийское акционерное общество (нефть)
- Бакинское нефтяное общество
- Российская компания Сименс-Шукерт
- Рекс Батарейный завод
- Санкт-Петербургское энергопередающее общество
- Электроэнергетическое акционерное общество
- Акционерное общество «Промет»
- Барановский завод
- Товарищество Издательского Дома А. Ф. Маркса
Революция и изгнание
[ редактировать ]После отречения Николая II в 1917 году Путилов и В.И. Вышнеградский организовали Общество экономического возрождения России. Путилов активно поддерживал генерала Лавра Корнилова , чья попытка государственного переворота в сентябре 1917 года (НС) закончилась неудачей.
Путилов был членом Временного совета Российской республики , созванного в Петрограде 7 (20) октября 1917 года. После большевистского переворота 25 октября (7 ноября) 1917 года Временный совет был распущен, все активы Русско- Азиатский банк внутри России был национализирован большевистским правительством. Путилов уехал в Харбин , в Маньчжурию , который был центром экономической базы Русско-Азиатского банка. Его старший сын Сергей ранее уехал в Париж, а остальные члены семьи остались в своем доме в Петрограде на Мытнинской набережной, 11.
В его отсутствие все имущество Путилова, движимое и недвижимое, было конфисковано декретом Совнаркома от 30 декабря 1917 г. (12 января 1918 г.). Весной 1918 года жене Путилова Вере, дочери Екатерине, внучке и младшему сыну Ивану удалось бежать в Финляндию, а оттуда в Париж. Тем временем в Харбине Путилов сотрудничал с генерал-лейтенантом (генерал-лейтенантом) Дмитрием Хорватом , начальником Китайско-Восточной железной дороги, в сохранении «белого» русского контроля над железной дорогой и оказании финансовой помощи антибольшевистским «ВС». на Юге России» под руководством генерала Петра Врангеля . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Затем Путилов присоединился к своей семье в Париже, где восстановил деятельность Русско-Азиатского банка на базе его зарубежных филиалов, с главным офисом в Париже. В 1921 году он вел переговоры с Леонидом Красиным о возможности создания советско-французского эмиссионного банка для помощи советскому правительству в проведении денежных реформ. Из дискуссий ничего не вышло, но когда в 1926 году они были преданы гласности и искажены эмигрантской прессой, Путилов был вынужден уйти с поста председателя Русско-Азиатского банка. Его сменил князь Сергей Кудашев. Банк обанкротился 26 сентября 1926 года, потеряв около пяти миллионов фунтов стерлингов на спекуляциях на финансовом рынке Парижа, и был окончательно ликвидирован в 1928 году.
Путилов умер в Париже 2 июня 1940 года.
Семья
[ редактировать ]Путилов женился на Вере Александровне Зейфарт (нем. Wera Seyfert), дочери генерал-лейтенанта Александра Александровича Зейфарта (1835-1918). Они были родителями четверых детей:
- Ekaterina (married name Rosalion-Soshalskaya)
- Сергей
- Мария (умерла 12 (25) мая 1912, приняв смертельную дозу мышьяка после того, как ее отец не одобрял человека, которого она любила; ее возлюбленный застрелился возле дома семьи Путиловых на Мытнинской набережной)
- Иван (12 (25) декабря 1902 г. - 18 мая 1977 г.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- В.И. Гурко. Особенности и фигуры прошлого. Правительство и общественное мнение в царствование Николая II.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Санкт-Петербургская энциклопедия (онлайн), статья «Путилов А.И.» http://encspb.ru/object/2804002447?lc=ru.
- ↑ Помимо верфи и артиллерийского литейного завода, в царские времена Путиловский завод производил более половины железнодорожного подвижного состава Российской империи. В 1896 году Путиловский завод построил железнодорожный вагон-церковь для использования на Транссибирской магистрали . http://archive.yourmuseum.ru/project/sib-foto/station/st6.htm [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Бывшие иностранные колонии и крупные концессии в Китае». http://worldstatesmen.org/China_Foreign_colonies.html
- ^ «Политика Гражданской войны в России». http://worldstatesmen.org/russia_war.html
- ^ «Китайская Восточная линия: история строительства и эксплуатации». http://old.transsib.ru/Eng/history-kvzd.htm