Кланы в Средней Азии
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2021 г. ) |
Кланы в Центральной Азии представляют собой политические сети, основанные на региональной и племенной лояльности. Кланы часто контролируют определенные правительственные ведомства, хотя между лояльностью клану и членством в правительственных учреждениях существует нестабильность. [ 1 ] Народы Средней Азии самоидентифицировали свои кланы до российской экспансии в 19 веке. [ нужна ссылка ] После распада СССР неформальные соглашения между кланами были единственным средством стабилизации новых республик. Этническая идентичность не играла роли вплоть до 1980-х годов, во время гласности . [ 2 ] Влияние кланов в новейшей истории Центральной Азии обусловлено огромным значением, которое они имели в прошлом. Более слабые государства Центральной Азии полагались на социальную значимость кланов, чтобы обеспечить свою легитимность посредством пактов и неформальных соглашений. Эти пакты гарантируют кланам неформальный доступ к власти и ресурсам и позволяют кланам стать центральными игроками в постсоветской политике. [ 3 ]
История
[ редактировать ]В то время как царский колониализм в целом оставлял кланы Средней Азии в покое, Ленин заявил в 1918 году, что большевики модернизируют регион и превратят его народы в «советские нации». Но огромная коммунистическая бюрократия советского партийного государства часто не могла обеспечить обещанные социальные и экономические блага, а созданная Советским Союзом идентичность (будь то этнонациональная или коммунистическая) пускала лишь самые поверхностные корни в Центральной Азии. По иронии судьбы, советские институты, призванные уничтожать кланы, на самом деле сделали их сильнее. Политика коллективизации и «национальности» 1920-х и 1930-х годов была направлена на модернизацию исчезнувших кланов путем превращения бродячих пастухов в оседлых советских подданных и подавления старых клановых связей новыми и более крупными «национальными» идентичностями, такими как кыргызы , туркмены или казахи . Однако члены клана адаптировались и выжили. Они также научились использовать советскую политику позитивных действий в отношении титульных национальностей как канал продвижения родственников в советской системе. В течение трех десятилетий под Никита Хрущев и Леонид Брежнев , кроме того, Москва сравнительно мало вмешивалась в политику республиканского уровня Центральной Азии, и как более крупные, так и более мелкие кланы могли поддерживать свои сети за счет ресурсов советского государства. [ 4 ]
После смерти Брежнева в 1982 году упадок советского режима принес новую нестабильность в Центральную Азию. С 1984 по 1988 год Москва проводила массовые чистки господствующих кланов в Узбекистане и Киргизии . Михаил Горбачев поставил на большинство постов экономической и политической власти большое количество этнических русских из Москвы. В общей сложности его попытки расшатать традиционную систему власти привели к тюремному заключению примерно 30 000 лидеров Центральной Азии. Но более глубокая тенденция, вызванная горбачевской перестройкой, подорвала власть партии-государства. Кланы вновь заявили о себе, воспользовавшись возможностью координировать свои действия против Москвы и показав, что они больше не будут молчать под ее тяжелой рукой. В Кыргызстане и Узбекистане клановые элиты заключили неформальные соглашения о возвращении власти. Они использовали этнические волнения и беспорядки 1989–1990 годов, чтобы делегитимизировать назначенцев Горбачева и выдвинуть собственных кандидатов на высокий пост первого секретаря республики. Акаев и Каримов первыми пришли к власти. [ 4 ]
Клановая идентичность
[ редактировать ]Клан представляет собой неформальную сеть идентичности, основанную на родственных связях и распространенную в полусовременных обществах. В таких обществах идентичности, встроенные в неформальные сети, такие как кланы, сильнее, чем формально институционализированные этнонациональные и религиозные идентичности. [ 5 ] Там, где клановые сети являются мощными социальными акторами, они сдерживают этнонациональные или религиозные конфликты и способствуют социальной стабильности. Кроме того, там, где кланы являются такими мощными социальными игроками, они также играют роль в политике перехода, переговоров и конфликтов на уровне элиты. В отличие от клиентелизма , кланы представляют собой целые паутины или сети отношений, горизонтальных и вертикальных, которые остаются связанными узами идентичности по мере того, как экономическая необходимость покровительства возрастает и падает. Хотя кланы часто основаны на региональном уровне, поскольку местничество помогает поддерживать связи, кланы зависят от генеалогических или родственных отношений, которые заменяют миграцию, язык или религию. [ 6 ]
Кланы включают как элитных, так и неэлитных членов, находящихся на разных уровнях общества и государства. Клановая элита – это те, кто обладает властью, а зачастую и деньгами, кто благодаря рождению и достижениям имеет статус и известность в клане. Клановой элитой могут быть губернаторы областей и председатели колхозов , если клан силен, или просто старосты менее влиятельного клана. В любом случае элиты нормативно и рационально связаны с благополучием своей клановой сети. Они предоставляют политические, социальные и экономические возможности своей сети и полагаются на ее лояльность и уважение для поддержания своего статуса. [ 6 ] Частные связи и повторяющиеся взаимодействия, которые характеризуют кланы, укрепляют доверие и чувство взаимности, позволяя участвующим людям заключать контракты, которые продляются во времени. Неформальные связи и сети клановой жизни снижают высокие транзакционные издержки заключения сделок в среде, где безличные институты слабы или отсутствуют, а стабильные ожидания трудно сформировать. Кланы фактически служат альтернативой формальным рыночным институтам и официальной бюрократии. [ 4 ]
По мнению ученых, размер кланов может варьироваться от 2000 до 20 000 человек на группу. В то время как совет старейшин по-прежнему управляет кланом в сельской местности, в городах этот последний окружен элитой. Элита нуждается в поддержке своей сети, чтобы поддерживать свой статус, защищать свою группу и получать выгоды в рамках политической и экономической системы. Неэлитным людям нужны старшие члены клана, чтобы найти работу, получить доступ к учебным заведениям, вести дела на базаре, получить кредит или закупить товары. [ 3 ]
Данные из трех стран Центральной Азии – Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана – показывают, что клановая идентичность более заметна, чем этнонациональность и религия, и является критически важной переменной в понимании стабильности и конфликта. [ 6 ]
Казахстан
[ редактировать ]Кыргызстан
[ редактировать ]Кыргызы обычно называют свое историческое племя или клан. Кыргызы используют традиционное слово «руу» , а также русский термин «род» или «клан» . Они оба относятся к названию клана, которое определяет их родственную сеть, расположенную в деревне или группе деревень и коллективов. Помимо крови, жители связаны обширными супружескими узами и, таким образом, фиктивно являются членами одного клана. [ 6 ]
Есть три «крыла» или группы кланов, которые контролируют правительство Кыргызстана : Онг или «правые», Сол или «левые» и Ичкилик.
- В Соле, базирующемся на севере и западе Кыргызстана, есть семь кланов, включая клан Сарыбагыш и клан Бугуу, который контролировал Киргизскую ССР до Великой чистки 1930-х годов. Политические лидеры Кыргызстана вышли из клана Сарыбагыш еще со времен правления Иосифа Сталина . В 1990 году клан использовал свое влияние для того, чтобы Аскар Акаев секретарем Компартии Кыргызстана стал вместо южанина Абсамата Масалиева . До тюльпановой революции 2005 года клан Сарыбагыш контролировал министерства финансов, внутренних дел, иностранных дел, госбезопасности и администрацию президента. [ 7 ]
- Группа Онг состоит из одного клана - адыгейцев, базирующегося на юге.
- Ичкилик также является южной группировкой, но в нее входят неэтнические кыргызы.
Узбекистан
[ редактировать ]Узбеки часто ассоциируют клан с мафией и поэтому неохотно называют свою местную сеть кланом. Узбеки говорят о своем жезле (менее напряженном русском термине), уруге или авлоде . Членами этого рода они считают не только свою деревню, в которой большинство жителей так или иначе связаны кровным или фиктивным родством, но и обычно несколько соседних деревень, связанных брачными союзами. [ 6 ]
Самым могущественным кланом в Узбекистане является самаркандский клан , традиционно контролирующий МВД; Президент Узбекистана Ислам Каримов был членом самаркандского клана, который базируется в Самарканде , Бухаре , Джизаке и Навои и является союзником более слабого джизакского клана . Ташкентский клан , контролирующий Службу национальной безопасности (СНБ), является союзником ферганского клана (иногда его считают одним и тем же кланом) и хорезмийского клана, базирующегося в Хорезме и южном Каракалпакстане . Ташкентский клан через свой альянс базируется в Ташкенте , а также в Фергане , Андижане и Намангане . [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ]
Таджикистан
[ редактировать ]Подробные данные о клановой принадлежности в Таджикистане отсутствуют. Однако таджики также используют термин «клан» . Таджикский режим публично осудил политическое влияние кланов. Однако клановые разногласия часто возникают на региональном и субрегиональном уровнях, когда советский режим переселил целые клановые деревни Гарми, Памири и Бадахшани в южно-центральный Таджикистан в 1950-х и 1960-х годах. [ 6 ] Таджикистан был втянут в кровавую гражданскую войну из-за провала пакта между кланами. Еще один пакт положил конец конфликту, и при поддержке России страна смогла установить новое правление. В настоящее время у власти находится клан меньшинства, но он полностью зависит от поддержки России.
Клановая политика и конфликты
[ редактировать ]С 1991 года сами жители Центральной Азии неоднократно громко выражали обеспокоенность по поводу коррупции и дестабилизации, сеянной клановой политикой («клановой политикой»). В более слабых государствах Центральной Азии клан приобретает все большее политическое значение, поскольку бюрократия не может адекватно обеспечивать потребности общества, а формальные институты не имеют легитимности. После распада СССР неформальные соглашения между кланами были единственным средством стабилизации новых республик. Помимо возможного присутствия внешних угроз, которые могли бы заставить изолированные группы сотрудничать друг с другом, а также определенного равновесия между более важными кланами, важным условием, которое позволило бы создать такие неформальные соглашения, было выявление лидера, способного посредничество интересов всех кланов. Соглашения между кланами, вступая в силу, обеспечивают долговечность государства до тех пор, пока оно защищает интересы клана. [ 3 ]
В ситуации большой экономической неопределенности кланы становятся сильными конкурентами государства и, более эффективно обеспечивая потребности своих членов, становятся более могущественными и влиятельными, чем государственные институты. Чтобы удовлетворить все запросы своих филиалов, кланы вынуждены отнимать у государства все большее количество ресурсов. Действуя неформально, конкурирующие кланы будут делить между собой офисы и ресурсы центрального государства. В результате сложился режим, который лучше всего можно было бы назвать клановой гегемонией. Хотя такой режим вряд ли будет демократией, он не будет и классическим авторитарным политическим порядком. [ 4 ] В настоящее время клановые элиты выбирают президента (все пять государств Центральной Азии являются президентскими республиками ), который должен быть омбудсменом по интересам кланов. Этими клановыми элитами могут быть губернаторы областей и председатели колхозов или просто сельские старосты. Практически все полномочия сосредоточены в руках президента или его окружения». Таким образом, через фигуру президента элита может контролировать большую часть природных ресурсов и активов страны и иметь возможность определять государственную политику. [ 3 ]
Исследования постсоветского перехода обычно интерпретировали конфликты через призму этнических и религиозных конфликтов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Изменения в военной политике Узбекистана после Андижанских событий [ постоянная мертвая ссылка ] Институт Центральной Азии-Кавказья и Программа изучения Шелкового пути
- ^ Борьба с независимостью: расширение факторов конфликта в Ферганской долине [ постоянная мертвая ссылка ] Университет Индианы
- ^ Jump up to: а б с д Чекарелли, Алессандра (15 августа 2007 г.). «Кланы, политика и организованная преступность в Центральной Азии». Тенденции в организованной преступности . 10 (3): 19–36. дои : 10.1007/s12117-007-9011-z . S2CID 154821806 .
- ^ Jump up to: а б с д Коллинз, Кэтлин (июль 2002 г.). «Кланы, пакты и политика в Центральной Азии» . Журнал демократии . 13 (3): 137–152. дои : 10.1353/jod.2002.0041 . S2CID 41422826 – через Project MUSE.
- ^ Геллнер, Эрнест (1983). Нации и национализм . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коллинз, Кэтлин (январь 2003 г.). «Политическая роль кланов в Центральной Азии». Сравнительная политика . 35 (2): 171–19. дои : 10.2307/4150150 . JSTOR 4150150 .
- ↑ Беспорядки в Кыргызстане связаны с клановым соперничеством. Архивировано 9 апреля 2007 г. в Wayback Machine EurasiaNet.
- ^ Азия Таймс
- ↑ Воинствующий ислам в Центральной Азии: случай Исламского движения Узбекистана. Архивировано 6 сентября 2006 г. в Wayback Machine , Беркли. Калифорнийском университете