Спинеттон
Спинеттон («большой спинет ») — разновидность клавесина, изобретенная в конце 17 века Бартоломео Кристофори , который впоследствии стал изобретателем фортепиано . Другими названиями этого инструмента были спинеттоне да театро («театра»), спинетта траверса («поперечный спинет»). [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Спинеттон был разновидностью спинета , что означает, в частности, что его струны располагались парами по диагонали относительно положения клавиатуры. Домкраты, которые передергивали струны, располагались парами противоположных сторон в больших промежутках между струнами. Большинство спинетов меньше обычных клавесинов. Спинеттон был очень длинным, но уже, чем обычный клавесин.
Новизна спинеттона Кристофори заключалась в том, что в отличие от любого другого спинетта в нем использовалось несколько хоров струн. Его расположение было 1×8’, 1×4’, что означает один набор струн нормальной октавы и один набор, звучащий на октаву выше. Как и для всех многохорных клавесинов, для этого потребовалось два набора гнезд, по одному на каждый хор. Игрок мог выбрать, какой хор струн будет звучать (8 ′, 4 ′ или оба вместе), сдвигая клавиатуру вперед и назад. Внутренний механизм, обеспечивший это, был таким же, как тот, который Кристофори ранее использовал для своего овального спинета . [ 2 ]
Как указывает Коттик (2003) , дизайн спинеттона свидетельствовал о необычайной изобретательности его изобретателя, что было отмечено рядом современных ученых (см. Бартоломео Кристофори ). Совсем непросто встроить два комплекта парных гнезд спинета в обычную струнную компоновку спинета, которая более тесна из-за наклона струн. Кристофори смог сделать это, используя в верхних струнах железо вместо привычных медных духовых. Затем эти струны можно было бы сделать более натянутыми — и, следовательно, длиннее, чтобы поддерживать одинаковую высоту звука — и тем самым создать пространство, необходимое для домкратов.
История
[ редактировать ]Спинеттоне, построенный Кристофори, предназначался для флорентийской семьи Медичи , а точнее для его покровителя принца Фердинандо , сына великого герцога Козимо III и наследника тосканского престола.
Принц Фердинандо был большим поклонником оперы и организовал множество оперных постановок на вилле Медичи в Пратолино . По словам Холмса (1999) , принц часто выступал в роли континуоиста , сидя за клавесином среди музыкантов оркестра. Театр, который был у принца в Пратолино, не был очень просторным, поэтому у принца был бы сильный стимул иметь инструмент, который был бы физически компактным и легко помещался в оркестре, но снабженным множеством струнных хоров, чтобы быть слышимым во время исполнения. Спинеттон был второй попыткой Кристофори выполнить это требование, первой из которых был его (менее успешный) овальный спинет .
Помимо того, что спинеттон был меньше обычного клавесина, он имел еще одно преимущество, на которое указал Коттик: благодаря диагональной геометрии струн исполнитель мог сидеть более или менее лицом к исполнителям на сцене, а звук проецировался в направлении аудитории.
Большая длина спинеттона давала преимущество при воспроизведении глубокого баса; как заметил исследователь клавесина Грант О'Брайен, «басовые струны очень длинные с очень небольшим ракурсом при масштабировании басовых струн». [ 3 ] - другими словами, их низкий тон был достигнут почти оптимально за счет длины, вместо того, чтобы прибегать, как во многих инструментах, к меньшему натяжению или большей толщине. Коттик предполагает, что инструмент, возможно, был спроектирован так, чтобы иметь мощный бас, потому что в выступлениях он заменял теорбу , щипковый басовый инструмент.
Спинеттон имел успех среди музыкантов при дворе Медичи . Монтанари (2002) документально подтверждает, что спинеттони Кристофори постоянно брались для использования из коллекции Медичи. В конечном итоге он построил в общей сложности четыре из них. [ 4 ] Еще один был построен позже его учеником Джованни Феррини .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Коттик (2003) , с. 211.
- ^ См. Коттик (2003).
- ^ О'Брайен, Грант (2002). «Консервация овальной спинетты 1690 года работы Бартоломео Кристофори - подход, основанный на археологической аналогии» . Клавиантика . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Коттик (2003) , стр. 213–214.
Ссылки
[ редактировать ]- Холмс, Уильям К. (1999), Монилья и Легренци (ред.), « Оперные комиссии и постановки в Пратолино в Ифанассе и Мелампо», Журнал музыковедения , 17 (1): 152–167, doi : 10.2307/764015 , JSTOR 764015
- Коттик, Эдвард (2003), История клавесина , Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета, ISBN 0-253-34166-3
- Монтанари, Джулиана (2002), «Овальные спинеты и коллекция гофрированных инструментов принца Фердинандо Медичи», в Росси-Роньони, Габриэле (редактор), La spinetta del 1690 [ Овальный спинет 1690 года ], Флоренция: Sillabe для Галерея Академии