Овальный спинет
Овальный спинет — разновидность клавесина, изобретенного в конце 17 века Бартоломео Кристофори , итальянским производителем инструментов, который позже прославился изобретением фортепиано . Овальный спинет отличался необычной формой, расположением струн и механизмом смены регистрации. [ 1 ]
Два овальных спинета, построенных Кристофори, сохранились до наших дней. Один из них, построенный в 1690 году, хранится в Музее музыкальных инструментов, являющемся частью Галереи Академии во Флоренции . Другой, 1693 года, находится в Музее музыкальных инструментов университета Лейпцигского .
Дизайн
[ редактировать ]Строковая раскладка
[ редактировать ]В овальном спинете струны располагались параллельно клавиатуре, так же, как и в вирджиналах . Это можно увидеть на следующей схематической диаграмме овального спинета 1690 года в искусственных цветах, показывающей контур, клавиатуру, мосты и расположение струн. Диаграмма и последующие являются раскрасками оригинала Тони Чиннери .
В отличие от вирджиналов, в овальном спинете самые длинные струны расположены посередине. Струны расположены таким образом, что пара струн, звучавшая самая низкая нота (C), находится точно посередине, следующая самая низкая пара (C#) находится сразу за самой нижней парой, третья самая низкая пара (D) - сразу перед самой нижней парой. пара и так далее. Из-за чередующегося рисунка две самые высокие ноты представляют собой самую переднюю и самую заднюю пары струн, то есть самые дальние друг от друга. При таком расположении струн овальный спинет приобретает (очень грубо) овальную форму; отсюда и его название.
Расположение разъемов и клавиатуры
[ редактировать ]Как и во всех клавесинах, струны овального спинета перебираются плектрами , подвешенными на гнездах - тонких вертикальных полосках дерева. Каждый разъем поднимается от дальнего конца своей клавиши, проходит через направляющий регистр в деке и заканчивается рядом с назначенной ему струной, достаточно близко для того, чтобы кончик иглы, удерживаемый разъемом - плектр - мог перехватить струну. На приведенной выше схеме клавиши, отмеченные голубыми точками, поднимают разъемы, которые проходят через слоты, показанные синим цветом, а клавиши, отмеченные бордовыми контрольными гнездами, проходят через слоты, отмеченные тем же цветом.
Такое расположение возможно, поскольку ключи имеют разную длину. Они показаны на следующей схеме клавиатуры, которая находится в нижней части корпуса и в основном скрыта декой. Клавиши имеют цветовую маркировку так же, как на первой схеме. Одинаковая цветовая кодировка имеется на дальнем конце каждой клавиши, схематически обозначая часть клавиши, которая зацепляет нижний конец разъемов.
Как можно видеть, под клавишами находятся две балансировочные планки: одна для клавиш, играющих на переднем ряду гнезд, другая — на клавишах, играющих на заднем ряду.
Преимущества дизайна
[ редактировать ]Конструкция Кристофори позволяет создать структурно очень стабильный инструмент. В обычном клавесине дальние концы струн тянут за согнутую сторону (длинную, изогнутую, наклонную сторону корпуса справа от игрока). По причинам, связанным с длиной струн, изгиб изгиба должен быть вогнутым, что делает его естественно слабым. Напротив, в овальном спинете струны натягиваются с обоих концов по выпуклой арке, что по своей сути является очень прочной конфигурацией.
Очевидно, для Кристофори было важно сохранить целостность дела. Позже, в своих фортепиано и клавесинах (стандартной формы) он использовал две отдельные изогнутые стороны: одну для поддержки деки, а другую для выдерживания натяжения струн. Это защитило деку от возможной деформации в случае, если внешняя изогнутая сторона выйдет из положения.
Второе преимущество овальной конструкции спинета Кристофори заключается в том, что она позволяет сделать инструмент более компактным. При простейшем расположении струн клавишного инструмента (по возрастанию высоты звука слева направо, как в полноразмерных клавесинах) получаемая треугольная форма громоздка и неэффективна. Клавесин спинет , который экономит место за счет расположения струн наклонными парами, по-прежнему намного длиннее , чем ширина. Virginals, заключающие треугольник струн в прямоугольную коробку, имеют много неиспользуемого пространства. По сравнению с этими конструкциями квазиовальная планировка Кристофори выделяется своей компактностью и эффективностью.
Изменение регистрации
[ редактировать ]Овальные спинеты Кристофори имеют два ряда струн, каждый с 8 футов нормальным шагом . В парах струн, показанных на диаграмме выше, каждая пара состоит из одной струны от каждого хора. Цель создания двух хоров, очевидно, была двоякой. Во-первых, при игре на обеих струнах одновременно получается более громкий звук. Во-вторых, два хора струн имеют разные тембры , поэтому контрастные качества звука можно получить, выбрав только один хор.
Контрастные тембры обусловлены двумя факторами. Из-за наклона перемычек в каждой паре струна ближе к внешнему краю корпуса короче. Причём он набран сравнительно ближе к бридже, что подчёркивает высшие гармоники . Кристофори усилил разницу в точках выщипывания, разместив плектры на противоположных сторонах гнезда в двух хорах, как показано на подробном рисунке ниже.
Играя в овальный спинет, игрок выбирает регистрацию; то есть конкретные хоры (более длинные струны, более короткие струны или обе вместе), которые будут звучать при нажатии клавиши. Кристофори достиг этой цели с помощью хитроумного механического устройства.
Для клавиш, играющих на ближнем ряду валетов (ближе к игроку), механизм работает так. Часть ключа, которая зацепляет нижний конец домкрата, имеет U-образную форму, причем каждый зубец U заканчивается широкой плоской верхней поверхностью. (Эта U-образная часть показана синим цветом на схемах ниже.) Весь механизм клавиатуры можно слегка смещать к игроку или от него с помощью ручек по бокам клавиатуры. В зависимости от расположения клавиатуры разъемы будут по-разному располагаться относительно буквы U, в результате чего будут воспроизводиться разные струны. Три возможности показаны на диаграммах ниже: звуковые разъемы показаны зеленым цветом, а бесшумные - красным.
Когда клавиатура полностью извлечена (притянута к игроку), гнездо, расположенное ближе к игроку, совмещено с пазом буквы U, так что будет звучать только та струна, которая будет затянута гнездом дальше, чем игрок (более длинная струна).
Когда клавиатура находится в промежуточном положении, ни один из разъемов не совмещен с U-образным пазом, и будут звучать оба набора струн.
Наконец, когда клавиатура полностью вставлена (оттолкнута от плеера), дальний разъем совпадает с прорезью, и звучит только струна, зажатая ближним разъемом (более короткая струна).
Отдельное устройство предотвращает погружение в него разъемов, расположенных над слотом.
Только что описанный механизм используется только для ближнего ряда домкратов. В дальнем ряду используется более простая, зеркальная схема: в зацепление домкратов входит цельный брусок. Его ширины достаточно, чтобы поднять оба, если клавиатура находится в промежуточном положении, но он задействует только переднее гнездо (более длинная струна), если клавиатура полностью выдвинута, и только заднее гнездо (более короткая струна), если клавиатура полностью вставлена. .
В результате, когда клавиатура полностью извлечена, все внутренние разъемы инструмента задействованы, играя на всех более длинных струнах, а когда клавиатура полностью вставлена, задействованы все внешние разъемы, играя на всех более коротких струнах. струны. Промежуточная позиция играет на всех струнах.
Разделенные клавиши
[ редактировать ]Самые низкие F# и G# на клавиатуре овального спинета 1690 года разделены. Целью было включить в компактную клавиатуру низкие ноты C и D. Довольно сложное расположение клавишных рычагов (см. схему клавиатуры выше) позволяет обеим половинам разделенных клавиш управлять своими собственными разъемами.
Назначение клавиш высотам звука — это ломаная октава , которая представляла собой систему назначения высоты звука, использовавшуюся в ранних клавишных инструментах. На следующей диаграмме показано назначение высоты звука восьми нижним нотам клавиатуры:
Несколько громоздкая схема менее неудобна, чем может показаться на первый взгляд, поскольку она могла бы доставить затруднения только в быстрых хроматических пассажах, которые редко встречаются в этом диапазоне звуков. Другой сохранившийся овальный спинет Кристофори 1693 года не имеет разделенных клавиш, но реализует тот же диапазон (четыре октавы, от C до C''') с использованием обычной клавиатуры.
Расположение арок
[ редактировать ]Две элегантные секции, напоминающие готические арки, на обоих концах инструмента состоят из круговых дуг. Изготовитель музыкальных инструментов и ученый Грант О'Брайен исследовал их конструкцию. [ 2 ] Кристофори сначала нарисовал линию длиной ровно 13 флорентийских сольди (в то время длина сольдо составляла 27,56 мм), которая служила основанием арки. Затем он продлил эту линию на одно сольдо в обе стороны и сделал отметки на одно сольдо за пределами базовой линии. Затем он центрировал циркуль или веревку по этим отметкам и начертил круглую форму арок радиусом 14 сольди. Эта конструкция была традиционным методом получения формы готических арок; см . Огив .
Длина струн и точки защипывания
[ редактировать ]Струны и кончики овального спинета 1690 года, измеренные Тони Чиннери, [ 2 ] находятся в поразительном соответствии с теми же размерами двух обычных клавесинов, построенных Кристофори десятилетия спустя, в 1722 и 1726 годах. В следующей таблице показаны длины более длинного набора струн:
Длина струн инструмента 1690 года аналогична более поздним клавесинам, за исключением самых низких басовых струн, длина которых не совпадает. То же самое относится и к точкам защипывания, рассчитанным как проценты от длины струны для более длинных хоров струн:
Все это говорит о том, что Кристофори, несмотря на склонность к новаторству, был консервативен в масштабировании струн. Последовательность измерений также свидетельствует о тщательности, с которой Кристофори раскладывал свои инструменты.
История
[ редактировать ]Кристофори построил два овальных спинета для семьи Медичи во Флоренции. Покровителем Кристофори был принц Фердинандо , сын великого герцога Козимо III и наследник тосканского престола. Принц Фердинандо, большой любитель оперы, организовал множество оперных постановок на вилле Медичи в Пратолино . По словам Уильяма Холмса (ссылки ниже), принц часто участвовал в роли континуоиста , сидя за клавесином среди оркестровых музыкантов. Театр, который был у принца в Пратолино, был небольшим, поэтому у принца был сильный стимул приобрести компактный инструмент, который мог бы поместиться в оркестре, но имел несколько струнных хоров для обеспечения громкости. Овальные спинеты, возможно, были попыткой Кристофори выполнить это требование (и не единственной такой попыткой - см. Ниже).
Две овальные спинеты являются предметами роскоши, новым изделием очень искусного мастера, и уже одно это сделало бы их дорогими. Кроме того, они заключены в изысканные шкафы из дорогой древесины. Счета, которые Кристофори представил своим работодателям, указывают на то, что столярные изделия были выполнены другим мастером, работавшим по субподряду с Кристофори. Краснодеревщик, вероятно, также изготовил внешние футляры для инструментов, но если так, то они теперь утеряны.
Оба овальных спинета присутствуют в описи коллекции музыкальных инструментов принца Фердинандо 1700 года. Этот инвентарь сегодня более известен как первое письменное свидетельство существования недавно изобретенного Кристофори фортепиано. Следующий перечень инструментов Медичи, очевидно составленный самим Кристофори, датируется 1716 годом, через три года после смерти принца Фердинандо. Овальные спинеты в этом описи не фигурируют и, очевидно, были утилизированы (подарком или продажей).
В 1726 году, спустя много времени после того, как были построены две оригинальные спинеты, но еще при жизни Кристофори, болонский строитель Джузеппе Мария Гоччини (1675 – после 1733) построил инструмент по схожим принципам: с самыми длинными струнами посередине, клавишами разной длины и возможность смены упоров путем скольжения клавиатуры. Однако инструмент Гоччини был восьмиугольным (прямоугольник с усеченными углами), а не прямоугольным с добавленными арками. Неизвестно, был ли этот инструмент вдохновлен Кристофори или был независимым изобретением. [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]Исследователь музыкальных инструментов Стюарт Полленс назвал овальный спинет « проявлением силы механического дизайна, полностью являющимся продуктом изобретательного характера Кристофори». [ 4 ] Однако, если не считать возможного примера Гоччини, овальный спинет не прижился во времена Кристофори.
Как отмечалось выше, толчком к созданию овального спинета, возможно, послужило желание принца Фердинандо создать компактный многохорный клавесин, подходящий для оркестровой ямы. Возможно, принц не был удовлетворен первыми усилиями Кристофори в этой области, потому что позже, в 1690-х годах, Кристофори создал другой дизайн, свой спинеттон («большой спинет»), в котором несколько струнных хоров располагались под углом к клавиатуре. , следуя основному принципу спинета . Возможно, Фердинандо считал спинеттон лучшим решением проблемы создания небольшого, но слышимого инструмента континуо, чем овальный спинет.
Доказательства, собранные Джулианой Монтанари из записей Медичи [ 5 ] поддерживает этот вывод. В то время как спинеттони Кристофори постоянно одалживались для использования из коллекции Медичи, этого нельзя сказать о овальных спинетах, которые, по словам Монтанари, «остались на тех же местах, постепенно разрушаясь». Учитывая, что овальный спинет не завоевал популярности при дворе Медичи, маловероятно, что он был бы принят в обществе в целом, учитывая затраты на его создание и консерватизм гильдий производителей инструментов того времени.
Спинцы сегодня
[ редактировать ]Два спинета, хотя и похожи по конструкции, сильно различаются в своем нынешнем состоянии. Овальный спинет 1693 года, ныне находящийся в Музее музыкальных инструментов , Лейпцигского университета был отреставрирован. Инструмент физически привлекателен, но поскольку процесс реставрации уничтожил информацию о более раннем состоянии инструмента, историческая ценность этого спинета для понимания творчества Кристофори уменьшилась.
Другой сохранившийся овальный спинет был обнаружен только в 2000 году и долгое время оставался незамеченным на хранении в обширной коллекции Стефано Бардини , антиквара начала 20-го века. Длительный период, в течение которого инструмент оставался незамеченным, отчасти объяснялся задержками с передачей коллекции Бардини от его наследников в государственную собственность. Инструмент был замечен, когда коллекция была наконец приобретена итальянским государством и подвергнута систематической инвентаризации. Неизвестно, как спинет попал в руки Бардини.
Инструмент 1690 года (показанный выше) имеет внешне ветхий вид, но представляет большую историческую ценность, ибо, судя по всему, за все три столетия своего существования он ни разу не реставрировался.
Исследование вновь открытого овального спинета 1690 года.
[ редактировать ]Историческое значение инструмента 1690 года было немедленно признано, и группа экспертов собралась для его изучения с помощью технологии, специально разработанной для сохранения инструмента в целости и сохранности. Используемое оборудование и методы включали установленный на раме лазерный указатель (для определения размеров без необходимости прикасаться к инструменту), рентгеновские лучи (для обнаружения внутренних частей корпуса), оптическую микроскопию (идентификация породы древесины), электронную микроскопию ( для состава проволоки и штыря) и инфракрасная спектрофотометрия (для идентификации клея).
Чтобы сохранить историческую ценность инструмента, итальянские власти выставили его в неизменном виде в Museo degli Strumenti Musicali в Galleria del Accademia . Чтобы дать представление о том, каким был инструмент, когда он был новым, они поручили строителям клавесинов Тони Чиннери и Керстин Шварц построить современную копию (на фото выше), которую музей выставляет рядом с оригиналом.
Номенклатура
[ редактировать ]Как заметил Грант О'Брайен (см. ссылки ниже), овальный спинет технически не является спинетом . «Спинет» обозначает разновидность клавесина со струнами, расположенными под углом к клавиатуре. Поскольку струны овального спинета расположены параллельно клавиатуре, его правильнее называть девственным . Термин «овальный спинет» используется просто потому, что это наиболее удобный английский перевод собственного итальянского термина Кристофори, spinetta ovale . Очевидно, итальянцы 17-го века использовали термин спинетта более широко, чем англичане 21-го века используют термин «спинет».
Примечания
[ редактировать ]- ^ За исключением случаев, указанных в тексте, все материалы в этой статье основаны на работе Росси-Роньони (2002), цитируемой ниже.
- ^ Jump up to: а б См. его главу в Rossi-Rognoni (2002), цитируемую ниже.
- ^ Коттик (2003, 230)
- ^ Пыльца (1991, 79)
- ↑ См. ее главу в книге Росси-Роньони (2002), цитируемую ниже.
Ссылки
[ редактировать ]При подготовке данной статьи были использованы следующие справочные материалы.
Книги и статьи
[ редактировать ]- La spinetta ovale del 1690 / Овальный спинет 1690 года под редакцией Габриэле Росси-Роньони (Sillabe для Galleria dell'Accademia, Флоренция, 2002). Этот полный том, подготовленный после открытия инструмента 1690 года, содержит несколько эссе экспертов по Кристофори и ранним инструментам. Он также содержит лабораторные отчеты экспертов в области ботаники, рентгенографии и металлургии. Также имеется множество схем и глянцевых иллюстраций. Текст двуязычный. Главы, упомянутые выше:
- Общий обзор Габриэле Росси-Роньони
- Обзор доказательств из записей Медичи, проведенный Джулианой Монтанари
- Рассказ Тони Чиннери и Керстин Шварц о том, как они создали свою копию инструмента.
- Отчет Гранта О'Брайена о том, как инструмент был спроектирован и расположен, который описывает приведенную выше геометрическую конструкцию, а также устанавливает, что единицей измерения, используемой Кристофори, было старое флорентийское сольдо .
- Различные главы, в которых представлены результаты лабораторных исследований
- Фрэнк Хаббард (1967) Три столетия изготовления клавесинов (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; ISBN 0-674-88845-6 ) документирует отмеченный выше консерватизм гильдий производителей клавесинов, а также дает общую информацию об историческом клавесине.
- Холмс, Уильям К. (1999) «Оперные комиссии и постановки в Пратолино: Ifianassa e Melampo Монильи и Легренци», Journal of Musicology vol. 17 нет. 1, стр. 152–167. Документирует участие принца Фердинандо в оперных постановках в качестве континуо-исполнителя.
- Коттик, Эдвард (2003) История клавесина . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Полленс, Стюарт (1991) «Три клавишных инструмента, подписанные помощником Кристофори Джованни Феррини», Журнал Общества Галпина 44: 77-93.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб -сайт Тони Чиннери предлагает обширное обсуждение, в том числе:
- фотографии обоих исторических инструментов, а также копии, сделанные Чиннери и Шварцем.
- звуковой файл копии играемого инструмента
- Препринт главы Овального спинета 1690 года, посвященной Чиннери/Шварцу.
- В этой статье Гранта О'Брайена содержится четкий и страстный призыв, сделанный после повторного открытия инструмента 1690 года, о том, что этот инструмент никогда не следует «восстанавливать» до игрового состояния, а следует хранить в неизмененном виде, чтобы помочь в будущих исследованиях и создании копий. (Согласно более поздней аннотации О'Брайена, его совет остался без внимания.)
- Препринтную версию главы Гранта О'Брайена в «Овальном спинете 1690 года» можно скачать с этого сайта .
- Изображение лейпцигского инструмента (сайт Лейпцигского музея музыкальных инструментов)