Конечно люди
Народ Даджу представляет собой группу из семи различных этнических групп, говорящих на родственных языках (см. Языки Даджу ), живущих по обе стороны границы Чада и Судана и в Нубийских горах . Разделенные расстоянием и говорящие на разных языках, в настоящее время они, как правило, имеют мало культурной близости друг к другу.
Традиционной территорией, отождествляемой с Даджу, являются холмы Даджу в южной части гор Марра, расположенные в провинции Дарфур в Судане . Поскольку горы Марра — единственная территория в Дарфуре с умеренным климатом и, следовательно, может поддерживать большое население, государство Даджу возникло, возможно, еще в 12 веке до нашей эры. Об этом королевстве известно очень мало, за исключением списка царей и нескольких упоминаний в египетских текстах. Самым древним упоминанием имен королей является царь Гитар во времена пророка Даджу Салеха, который умер и похоронен на берегу Вади Салех в юго-западном углу гор Марра. Даджу, по-видимому, с давних времен являются доминирующей группой в Дарфуре, соперничая за контроль со своими более поздними соперниками на севере горы Марра , земледельческим народом фур . Первоначальное поселение народа Даджу находилось на реке Желтый Нил [ныне Вади Ховар]. Они также оставили руины в Джебель-Мейдобе, Великих оазисах и торговом пути Дарб-эль-Арбайн в Египет.
Происхождение
[ редактировать ]Даджу, которых Анри Барт называл «народом фараона», первоначально мигрировали из долины Нила после вторжения в королевство Мероэ Изаны, короля Аксума, примерно в середине четвертого века нашей эры. Шенди , что на их родном языке означает «овца». Сначала они поселились в Вади аль-Малик , Вади-Ховар и Джебель-Мидоб в 3000 году до нашей эры, затем мигрировали из-за изменения климата в долину Нила и Египет, где правили под именем ливийских фараонов. Иракский король изгнал их на юг, где они вернулись в свою столицу Непту. Затем их снова гнали на юг, в Мероэ, пока Изана не погнала их на запад, в Вади-Ховар и Кордофан в западном Судане, и там они основали свои столицы вокруг Джебель-Кадира в Нубийских горах и многих других городов, которые сейчас находятся в Дарфуре и Чаде. Через несколько поколений они аннексировали землю, которая сейчас называется Дар Фур, и за ее пределами. Историки связывают это более позднее расширение с войной между королевством Даджу и королевством Донгола в 1100 году нашей эры, что побудило короля Ахмеда ад-Даджа перенести свою штаб-квартиру в Мери в Джебель-Марра массиве . Тем временем Семиа, одна из столиц Даджу, была полностью разрушена эмиром из Донголы. [1]
История
[ редактировать ]Говорят, что империя Даджу распространила свой контроль на восток до Курдуфана , к западу от Нубийских гор и на запад до Чада . [2] [3] Египетский историк Аль-Макризи , писавший около 1400 года, описал «Таджу» как довольно могущественное королевство, лежащее между Канемом и Нильским королевствами. [4] Говорят, что народ Даджу расселился на длинной полосе, простирающейся от Южного Курдуфана на запад через Дарфур и в Чад . [5]
Согласно традиции, династия Даджу была завоевана на сокоро говорящим народом Тунджур в 14 веке, который двинулся с запада через королевства Борну и Вадай . Даджу были рассеяны, а их король бежал на запад с частью своего народа и основал небольшое новое королевство в районе Дар Сила в Чаде, став народом Дар Сила Даджу . [ нужна ссылка ]
Другие даджу двинулись на восток, в конечном итоге поселившись на территории нынешней провинции Южный Курдуфан недалеко от Муглада , к северу от Абьея и к западу от Нубийских гор. Записи показывают, что они состояли из двух отдельных групп даджу, хотя неясно, вытеснила ли эта миграция ранее существовавшие народы, не относящиеся к даджу, или одна из групп даджу уже была коренным населением этого района. Есть один источник, который указывает, что и нгок- динка на юге, и мессия на севере признают, что даджу были коренным народом Муглада. [6] В конечном итоге они были вытеснены Мессирией, наступившей с севера, и были вытеснены на юг, в Абьей , где были разбиты и снова рассеяны нгок- динка . Одна группа была изгнана на запад (возможно, предки народа Ньялгулгуле), а другая группа, состоящая из Дар Фур Даджу, была изгнана на восток, в Нубийские холмы, поселившись недалеко от Лаговы, где они разработали свой собственный особый диалект языка Ньяла . [7]
Со временем Тунджур привнес в регион ислам (который ранее был языческим) и постепенно принял арабский язык в качестве своего административного языка. В 1596 году контроль над Дарфуром перешел в руки гибридной династии Кейра в результате смешанных браков между последним султаном правящей династии Тунджур Ахмадом аль-Макуром и ее более густонаселенными вассалами, народом фур . [8] в котором доминировали фуры, Образовавшийся в результате султанат Дарфур, просуществовал до 1898 года. [3] [9] [10]
География
[ редактировать ]В результате поражения от Тунджура, а затем доминирования фур, Даджу были вытеснены с большей части своей территории и теперь существуют в нескольких отдельных очагах в Судане и Чаде. [11]
Остальные люди Даджу существуют в следующих отдельных группах: [12]
- Бейго численностью 850 человек (1978 г.), проживающие в Южном Дарфуре в Судане, к юго-востоку от Ньялы , на холмах к востоку от Кубе. Язык бейго в настоящее время вымер, и большая часть оставшегося населения говорит по-арабски.
- Дар Даджу Даджу, насчитывающий 34 000 человек (1993 год), проживающий в регионе Гера в Чаде . Они говорят на языке даджу-монго .
- Дар Фур Даджу насчитывает 80 000 человек (2007 г.) и проживает в Южном Дарфуре в Судане на холмах Даджу в 40 км к северо-востоку от Ньялы . Они говорят на языке ньяла . Большая часть этого населения бежала в Чад в результате конфликта в Дарфуре . [13] Существует также небольшая популяция Дар Фур Даджу недалеко от города Лагова на Нубийских холмах.
- Дар Сила Даджу насчитывает 63 100 человек (2000 г.), проживает на юге Чада в районе Ваддай . Они говорят на языке Сила .
- Ньялгулгуле насчитывает 900 человек (1977 г.) и проживает в одной деревне в Западном Бахр-эль-Газале , Южный Судан, недалеко от слияния рек Сопо и Боро. Они говорят на языке Ньялгулгуле . Вероятно, это более поздняя миграция, возникшая в результате распада империи Даджу.
Есть также две группы, расположенные в Нубийских горах , и из-за их резкого языкового различия друг от друга, а также от других языков Даджу, общепринято считать, что они произошли от очень ранней миграции (возможно, 2000 лет назад) из Даджу. Урхеймат в горах Марра . Там они выделили свою небольшую территорию среди коренных жителей восточных Нубийских гор, кордофанских племен, а также среди более поздних мигрирующих племенных/лингвистических группировок: племен ньиманг , племена темеин и племена кадугли . Миграция горных нубийских племен на Нубийские холмы обычно рассматривается как следующая после основной миграции даджу. Нубийские горы обычно были местом «убежища» для преследуемых групп, ищущих безопасности, отсюда и значительное языковое разнообразие. [14]
- Логорики, насчитывающие 2000 человек (1971 г.), проживающие в центральной части Нубийских гор. Они говорят на языке лигури .
- Шатт номер 15 000 (1984 г.), проживающий на юго-востоке Нубийских холмов. [ нужны разъяснения ] столицы Кадугли . Они говорят на шаттском языке . [15] Более того, дзюкуны и йоруба заявляют о контактах с даджу.
Культура
[ редактировать ]Даджу в основном выращивают зерно (в основном просо, сорго и кукурузу). Во-вторых, они охотятся, а также собирают (в основном мед, ягоды и дикорастущие фрукты). [3] Женщины выполняют большую часть повседневной работы. Они сажают и сеют урожай, сеют зерно и готовят еду. Они также являются основными строителями домов. Типичный дом Даджу имеет круглую форму с конусной крышей, хотя в городах дома часто имеют прямоугольную форму. Общественные дела делятся. Традиционно женщины Даджу татуируют веки, десны и губы шипами акации. [3] Бойцы татуируют пики на левой руке священными черными и красными чернилами.
Дар Сила Даджу в Чаде организованы кланами, возглавляемыми мужчинами. Каждый клан имеет свою отдельную роль в обществе. Султан выбирается из одного из кланов, а его советники набираются из других кланов. Султанство в первую очередь выполняет роль религиозного лидера. [3]
Дар Даджу Даджу и Дар Сила Даджу преимущественно мусульмане , но они все еще практикуют многие из своих традиционных религиозных обычаев, включая строительство соломенных святилищ своему верховному богу Калге, которого они приравнивают к Аллаху ислама . [3] От этого названия произошло «Пар-Кальге», священная гора, расположенная недалеко от Напты. Дар Фур Даджу сохраняют свою старую и первоначальную религию. [3] Ислам стал религией большинства даджу к 15 веку, но вполне вероятно, что ислам значительно распространился до этой даты. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крамер, Роберт С., Лоббан, Ричард А. и Флер-Лоббан, Кэролайн (2013). Исторический словарь Судана. 4-е изд., Анри Барт, 1857 г., Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке: журнал экспедиции 1849–1855 гг. Том II. Нью-Йорк: Издательство Harper and Brothers. стр.544
- ^ Муса, Авраам; Древняя история Западного Судана [узурпировал] Военные США: Институт оборонного языка, 16 августа 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дженкинс, Орвилл; Популяция даджу в Судане и Чаде
- ^ аль-Макризи в Неемии Левзионе и Дж. Ф. Хопкинсе, ред. и транс. Корпус ранних арабских источников по истории Западной Африки (Кембридж, 1981, перепечатано в Принстоне, Нью-Джерси, 2000), стр. 353–54.
- ↑ Sudan Tribune: «Нубийцы: народная борьба за политическую нишу и равенство в Судане». Архивировано 9 июня 2012 г. в Wayback Machine, 1 апреля 2008 г.
- ↑ Sudanese Online: «ПОВТОРНЫЙ ОТЧЕТ ABC: ОТВЕТ АДАМУ Б. ЭЛХИРАИКЕ, доктору философии Чарльза К. Денга» 14 марта 2006 г.
- ^ [1] Энде, Нанне опт, История нубийцев, часть I.
- ^ Доктор Ричард Лоббан, профессор антропологии Колледжа Род-Айленда. «Сочетание моделирования с эмпиризмом: случай и контекст Судана». Архивировано 31 марта 2012 г. в документе Wayback Machine , представленном в Университете национальной обороны, июль 2008 г.
- ^ Нахтигаль, Густав; Сахара и Судан: Вадаи и Дарфур, стр. 273-274.
- ↑ BBC News: «Освобождение места для жертв Дарфура , 6 мая 2006 г.
- ^ Проект Джошуа Карта народа Даджу поселения Даджу
- ↑ Этнологическая запись о нило-сахарском, восточно-суданском, западном и даджуском языках получена 21 мая 2011 г.
- ↑ New York Times: «Лицо геноцида» , 19 ноября 2006 г.
- ^ «Телволл, Робин; Лингвистическое поселение в Нубийских горах» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2021 г. Проверено 22 мая 2011 г.
- ^ Телволл, Робин; Лингвистическое поселение в Нубийских горах, 1983 г.
- ^ Уикс, Ричард В. (1984). Мусульманские народы [2 тома]: Мировой этнографический обзор . Академик Блумсбери. п. 220. ИСБН 978-0-313-23392-0 .