Франц Тундер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2017 г. ) |
Франц Тундер (1614 – 5 ноября 1667) был немецким композитором и органистом эпохи раннего и среднего барокко . Он был важным связующим звеном между стилем раннего немецкого барокко, основанным на венецианских моделях, и стилем позднего барокко, кульминацией которого стала музыка И.С. Баха ; кроме того, он сыграл важную роль в разработке хоральной кантаты .
Жизнь
[ редактировать ]Согласно недавним исследованиям, Тундер родился в Любеке , а не в Баннесдорфе или Бурге на острове Фемарн , как считали более ранние ученые. О его молодости мало что известно, кроме того, что его таланта было достаточно, чтобы позволить ему быть назначенным придворным органистом Фридриха III, герцога Гольштейн-Готторпского в Готторфе, в возрасте 18 лет. Несколькими годами ранее он уехал в Италию. в компании Иоганна Хекелауэра , и вполне вероятно, что он учился у Джироламо Фрескобальди, пока тот был во Флоренции . ( Иоганн Маттесон утверждал, что да, но это оспаривалось более поздними учеными).
Между 1632 и 1641 годами Тундер работал в Готторфе «гофорганистом». В 1641 году он был назначен главным органистом Любека главной церкви , Мариенкирхе , сменив Петера Хассе . В 1647 году он также стал там администратором и казначеем. Этот пост он занимал до конца своей жизни. Его преемником стал Дитрих Букстехуде . Букстехуде женился на дочери Тандера, Анне Маргарете, в 1668 году.
Он положил начало традиции « Abendmusiken », длинной серии бесплатных концертов в Мариенкирхе, самые насыщенные из которых проводились перед Рождеством . Самый ранний из этих концертов состоялся в 1646 году. Судя по всему, концерты возникли как органные выступления специально для бизнесменов, собравшихся на еженедельном открытии городской фондовой биржи. Эти концерты продолжались на протяжении 17 и 18 веков; их отличало от других концертов бесплатный вход (поскольку они проходили в церкви) и финансирование со стороны деловых кругов.
Музыка
[ редактировать ]Наряду с Генрихом Шейдеманом и Маттиасом Векманном , Тундер был одним из важнейших представителей северогерманской органной школы; однако немногие из его работ сохранились.
Его сохранившиеся произведения свидетельствуют о заметном предпочтении стиля хоральной фантазии, хотя он также известен своими хоральными куплетами, такими как его постановка « Jesus Christus unser Heiland» , примечательная, в частности, расцветом вступительной педали (вероятно, самый ранний сохранившийся пример вступительной педали). соло в органном произведении), техника, которую более полно использовал Дитрих Букстехуде . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеффри Уэббер, « Кембриджский компаньон органа », под редакцией Николаса Тистлтуэйта и Джеффри Уэббера. Издательство Кембриджского университета, 1998. ISBN 0-521-57584-2
- Георг Карштедт, «Франц Тундер», Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ISBN 0-393-09745-5
- Керала Дж. Снайдер : «Франц Тандер», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 6 сентября 2005 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Джеффри Уэббер, «Кембриджский компаньон органа», под редакцией Николаса Тистлтуэйта и Джеффри Уэббера. Издательство Кембриджского университета, 1998. ISBN 0-521-57584-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1614 рождений
- 1667 смертей
- Музыканты из Любека
- Немецкие классические органисты
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Органисты и композиторы северогерманской традиции
- Композиторы-классики 17 века.
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Музыканты-мужчины 17 века
- Немецкие классические органисты мужского пола
- Немецкие композиторы XVII века.