Франс ван Лит
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2014 г. ) |

Франциск Георгий Иосиф ван Лит, SJ , или часто называемый Франсом ван Литом или с любовью Ромо ван Литом ( яванский : «Отец ван Лит»; 17 мая 1863 — 9 января 1926), был священником -иезуитом из Ойршота , Нидерланды , который стал пионером католической церкви. Миссия на Яве , особенно в Центральной Яве .
Он крестил первых яванцев в Сендангсоно , основал школу учителей в Мунтилане и боролся за образование яванцев во время голландского колониального правления.
Он был известен благодаря своей способности синхронизировать римско-католическое учение с учением Кеджавена , чтобы оно могло быть принято яванскими обществами. Сегодня в Восточной и Центральной Яве католицизм является религией, которую исповедует довольно большое количество яванцев и людей китайской этнической группы.
Папа Иоанн Павел II , выступая с речью в Джокьякарте 10 октября 1989 года, сказал, что он стоял в тот день в центре острова Ява, чтобы почтить память тех, кто заложил основы католического народа, отца ван Лита, SJ, и двое его учеников, монсеньор Согиджапраната и И. Дж. Касимо.
Биография
[ редактировать ]Ван Лит прибыл в Семаранг в 1896 году для изучения культуры и обычаев Явы . В 1897 году его поместили в Мунтилан . Он остановился в Деса-Семампире на берегу реки Ламат. 14 декабря 1904 года ван Лит крестил 171 жителя деревни из района Калибаванг в Сендангсоно, Кулон Прого . Это событие считается рождением Церкви среди яванцев , когда 171 человек стал первым яванцем, принявшим католицизм. Местом крещения сейчас является паломнический центр Сендангсоно .
Родное образование
[ редактировать ]В маленькой деревне Семампир он построил школу и церковь. Он также начал строительство комплекса католических школ в Мунтилане, начиная с « Нормаальской школы » в 1890 году, школы для учителей или « Квикшколы » в 1904 году, а затем школы для директоров школ в 1906 году. Эта школа для учителей была открыта для всех. коренной яванец всех религий. Все началось со 107 студентов, 32 из которых не католики.
В 1911 году была официально основана семинария Мертоюдан , первая в Индонезии, построенная отчасти потому, что некоторые выпускники школы хотели стать священниками. Одним из них был монсеньор А. Соеджапраната С.Дж. (1896–1963), который позже стал архиепископом Семаранга , первым индонезийским епископом по рождению.
Небольшая церковь и школа в Семампире затем превратились в комплекс зданий, который в 1911 году был назван Колесе Франциска Ксаверия. В 1948 году школьный комплекс сгорел.
Это образование, начавшееся в Мунтилане, привело к появлению индонезийских католических политиков, таких как Касимо и Франс Седа , среди других.
В Клатене ван Лит пытался основать Hollands Inlandse School (HIS, начальную школу для индонезийских детей). Первоначально проект не получил разрешения помощника резидента, поскольку в Клатене уже существовал протестантский HIS. Из-за отказа отец ван Лит сделал предложение непосредственно жителю Суракарты ( Соло ). Его предложение было принято, и в 1920 году была основана HIS Kanisius Klaten и началась просветительская деятельность.
Ван Лит боролся за образование коренных яванцев. Он отправил студентов в голландские университеты и призвал Общество Иисуса строить колледжи.
Политика
[ редактировать ]Он был членом Совета по образованию («Onderwijsraad») в 1918 году. В том же году он был также избран членом Комиссии по рассмотрению вопроса о государственности Голландской Индии ( Commissie tot Herziening van de Grondslagen der Staatsinrichting van Nederlandsch-Indië). ). Комиссия была основана для реализации попытки голландского правительства создать государственные правила Голландской Индии, в которых будут участвовать как голландцы, так и местные жители. В комиссии ван Лит потребовал место для местной делегации в « Фольксрааде ».
Он также был рекомендован в качестве члена «Фольксраада» (Народного совета) Исламской партией Сарекат, возглавляемой близким другом ван Лита К. Х. Агусом Салимом . Однако он так и не был избран в Народный совет.
Во время своего пребывания в качестве члена Совета по образованию и Комиссии по рассмотрению вопроса о государственности Голландской Индии Ромо ван Лит боролся за интересы коренных индонезийцев, что не нравилось голландскому правительству. В 1920 году ван Лит вернулся в Нидерланды, чтобы поправить свое пошатнувшееся здоровье. Когда он попытался вернуться в Индонезию, он столкнулся с сопротивлением со стороны правительства Нидерландов.
Вернуться в Индонезию
[ редактировать ]В 1924 году ван Лит, наконец, вернулся и решил остаться в Семаранге , основав Голландско-Инландскую школу (HIS) и « Стандартную школу », одновременно обучая -иезуитов новичков . Ван Лит умер 9 января 1926 года в Семаранге и был похоронен на иезуитском кладбище в Мунтилане .

См. также
[ редактировать ]- Альбертус Соэджапраната - один из учеников ван Лита, который впоследствии стал первым местным епископом Индонезии.
- Римский католицизм в Индонезии
Ссылки
[ редактировать ]- (на голландском языке) Леопольд Мария ван Рейкеворсел С.Дж., 1952 г., Пастур Ф. ван Лит С.Дж.: основатель миссии на Центральной Яве, 1863–1926 гг . Неймеген : Фонд Сент-Клавербонда.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ван Лит и Мунтилан «Вифлеем ван Ява» , Компас