Людмила Фрайт
Людмила Фрайт (31 декабря 1919 — 14 марта 1999) — югославский и сербский композитор. Она писала хоровые, оркестровые и камерные произведения, музыку к фильмам и радиодрамам, электроакустические произведения, а также музыку для детей. За свою музыку для детей она получила множество наград.
Биография
[ редактировать ]Людмила (Лида) Фрайт родилась в Белграде , Югославия , в семье музыкантов. Ее отец Йован (Ян) Фрайт, родившийся в 1882 году в Пльзене (ныне Чехия ) , поселился в Сербии в 1903 году. Он работал скрипачом, органистом, дирижером, композитором и музыкальным издателем. Он основал издательство Edition Frajt в Белграде. После его смерти в 1938 году семейным бизнесом продолжил заниматься его сын Стеван Фрайт, также музыкант.
Людмила Фрайт получила свои первые уроки музыки дома; затем она посещала Белградскую музыкальную школу, где одним из ее преподавателей был Иосип Славенский . В 1938 году она поступила на изучение композиции в недавно основанную Белградскую музыкальную академию (ныне музыкальный факультет) у Милое Милоевича . Ее учебу прервала Вторая мировая война . После освобождения страны она возобновила учебу. Однако ее профессор Милоевич умер в 1946 году, и поэтому она закончила учебу вместе с Йосипом Славенским как первая выпускница женского пола по композиции. (Еще одна выдающаяся сербская женщина-композитор Любица Марич получила образование в Праге ).
Помимо профессиональных отношений, у Фрайта и Славенски также сложилась близкая личная дружба: Славенский и его жена Милана Илич выступали свидетелями на свадьбе Людмилы Фрайт и Миле Франович. К сожалению, Франович был убит на Сирмийском фронте всего через три года после того, как они поженились. После этой трагедии молодая вдова так и не вышла замуж повторно.
С 1946 по 1952 год Людмила Фрайт была заведующей музыкальным отделом кинокомпании Avala Film ; с 1952 по 1958 год была заместителем музыкального редактора Белградского радио ; а затем, с 1958 года и до выхода на пенсию, она была секретарем Музыкального комитета Югославского радио и телевидения (ЈРТ) в Белграде. Помимо сочинения, она также занималась этнографическими исследованиями и страстно собирала архаичные народные инструменты. [ 1 ]
Она умерла в Белграде в возрасте 80 лет.
Личный стиль
[ редактировать ]Первоначально стиль Фрайт вращался вокруг сочетания импрессионистического звукового мира, вдохновленного французскими композиторами, и ее желания изучать и использовать самые глубокие слои фольклора. Это желание выявилось и развивалось во время ее учебы у Милоевича и Славенского. После Второй мировой войны, вместо того чтобы поддаться официальному требованию писать музыку в соответствии с доктриной социалистического реализма, Фрайт обратился к изучению сербского фольклора. Однако ее композиции этого периода не основаны на цитатах из народной музыки.
В 1960-е и 1970-е годы Фрайт изучал и усваивал новейшие композиционные приемы европейского музыкального авангарда – в частности, алеаторику, идею «ажура» и различные мультимедийные эксперименты. Она смешала и объединила их со своим уже устоявшимся интересом к фольклору , ритуалам и древности. Примечательна ее склонность использовать необычные, квазиархаичные инструменты и натуралистичные звуковые эффекты; некоторые из ее произведений написаны для таких инструментов, как народные дудки, серебряные ложки и детские игрушки.
Людмила Фрайт — пионер женского творчества в области сербской музыки. Ее дискурс отличается камерностью, лиризмом и тонкостью, что проявляется как в выборе жанров и исполнительских сил, так и в ее композиционных приемах. Более того, ее восхищал женский голос (как сольный, так и хоровой), и она часто писала «женские» вокальные жанры, такие как колыбельная и тренодия .
Она умерла естественной смертью в Белграде.
Важные работы
[ редактировать ]- 1953-65 Пять прелюдий для арфы
- 1965 Странный музыкант , симфоническая повесть для детей (слова Десанки Максимович )
- 1966 «Музыкант и птицы» , рапсодия для кларнета с оркестром.
- 1967 Астероиды , электроакустическая музыка.
- 1969 Прощальные песни для смешанного хора (слова из народной поэзии)
- 1970 «Песни ночи» , кантата для женского хора и камерного оркестра (слова: авторские) [ 2 ]
- 1971 Колыбельная для сопрано и детских игрушек
- 1972 «Серебряные звуки» для струнного квартета и серебряных ложек
- 1973 «Тренодия» для женского хора
- 1975 Эклога для духового квинтета, струнных и ударных
- 1975 Ноктюрн , электроакустическая музыка.
- 1979 Фигуры в движении , электроакустическая музыка
- 1981 Bells для смешанного хора и кассеты (слова Звонимира Бркича )
- 1982 Музыка для 13 струнных инструментов
Библиография
[ редактировать ]- Петар Бингулак: Сочинения о музыке (Белград, Университет искусств, 1991).
- Ивана Медич: «Людмила Фрайт. «Другой» сербский композитор», в: Sveske no. 77 (сентябрь 2005 г.), стр. 208–214.
- Ивана Медич: «Посвящается Йосипу Славенскому», в: Мирьяна Живкович (ред.), Иосип Славенский и его эпоха (Белград, музыкальный факультет / Сербская академия наук и искусств / Ассоциация сербских композиторов , 2007).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэди, Джули Энн; Сэмюэл, Риан (1994). Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува . WW Нортон и компания. ISBN 9780393034875 . Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Коэн, Аарон И. (1984). Международная дискография женщин-композиторов .
- 1919 рождений
- 1999 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Музыканты из Белграда
- Сербские композиторы-классики
- Сербские женщины-композиторы-классики
- Сербский народ чешского происхождения
- Женщины-композиторы XX века
- Югославские композиторы
- Сербские композиторы музыки к фильмам
- Югославские композиторы музыки к фильмам
- Женщины-композиторы музыки к фильмам