Любица Марич
Любица Марич | |
---|---|
![]() Любица Марич на сербской марке 2009 года | |
Рожденный | |
Умер | 17 сентября 2003 г. | (94 года)
Занятие | Композитор |
Любица Марич (Ljubica Marić) Сербское произношение: [ʎûbitsa mƎːritɕ] , 18 марта 1909 — 17 сентября 2003) — композитор из Югославии . Она была ученицей Иосипа Штолцера-Славенского . Она была известна тем, что ее вдохновляла византийская православная церковная музыка. Она была профессором и музыкального факультета в Белграде членом Сербской академии наук и искусств . Любица Марич считается самым оригинальным сербским композитором двадцатого века и самым влиятельным в музыкальном отношении. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Родился в Крагуеваце, Сербия, в семье отца Павле и матери Катарины, урожденной Дордевич, потомка Войводы Чолак-Анты Симеоновича , одного из лидеров Первого сербского восстания . [ 2 ] Любица проделала огромный творческий и интеллектуальный путь, чтобы способствовать развитию сербской музыки . Она была первой сербкой, получившей диплом по композиции в 1929 году. В Государственной консерватории в Праге она училась в аспирантуре у Йозефа Сука . Будучи студенткой, она получила похвалы на фестивалях в Амстердаме, Страсбурге и Праге.
Ее описывали как гениально одаренную женщину, а ее музыку продвигал великий сторонник современной музыки Герман Шерхен . Ее музыку исполняли крупнейшие камерные ансамбли и оркестры, а Алоис Габа предложил ей должность доцента кафедры четвертоновой музыки Пражской государственной консерватории. Вторая мировая война прервала ее международную карьеру, поэтому большую часть своей жизни она провела в Белграде , где сосредоточилась на написании новых произведений. Она также занималась изобразительным искусством, писала философские стихи , работала профессором Белградской музыкальной академии и членом Сербской академии искусств и наук.
Любица Марич была первым композитором, использовавшим византийскую церковную музыку в нелитургических произведениях. В своем творчестве она синтезировала средневековую музыку с авангардным опытом музыки ХХ века , создавая произведения с философской лирикой. Ее музыка возвестила начало постмодернизма и минимализма , и она считается предшественником Арво Пярта и Джона Тавенера .
К концу жизни музыка Любицы Марич снова была с энтузиазмом принята в крупных европейских музыкальных центрах Нидерландов , Германии и Великобритании . В Амстердаме музыкой . вышел компакт-диск с ее камерной Фонд KölnMusik заказал ей новое сочинение, а издательство Furore Verlag из Касселя выпустило партитуры всех ее сочинений. Компакт-диск с ее наиболее представительными композициями издал издательство Chandos . Некоторые считают Любицу Марич одним из самых оригинальных творцов второй половины 20 века.
Наследие
[ редактировать ]В 2009 году Постоянное представительство Республики Сербия при ЮНЕСКО обратилось с просьбой провести мероприятие по случаю 100-летия со дня рождения Любицы Марич. [ 3 ]
«Любица Марич использовала весь арсенал современной музыки для достижения высокой цели. Она говорит из глубины души ясным и впечатляющим языком…» – так охарактеризовал музыку Любицы Марич Дмитрий Шостакович. Ее музыку и оригинальность ее выражения хвалили многие другие великие артисты 20-го века, такие как Барток, Лютославский, Хаба, Николя Слонимский, Герман Шрехен и Мариус Флотюис. Все они считали сочинения Любицы Марич одними из величайших музыкальных творений 20 века.
Список композиций
[ редактировать ]- Для мужского хора «Печаль о девочке» (1928)
- Соната-фантазия, для скрипки соло (1928/29)
- Струнный квартет (1930/31) – проиграл
- Духовой квинтет (1931)
- Музыка для оркестра (1932)
- Сюита для четвертьтонового фортепиано (1936/37) – утеряна
- Трио, для кларнета, тромбона и контрабаса (1937) – проиграло
- Эскизы для фортепиано (1944) – утеряны.
- Четыре импровизации и фуги на темы Октоэха для фортепиано (около 1944 г.) – утеряны.
- Три прелюдии и этюд, для фортепиано (1945, ред. 1997)
- Две песни для смешанного хора (1945) – потеряны (Румыния, The Mist)
- Триумфальный марш, для симфонического оркестра (вероятно, 1945 г.) - утерян.
- Три народные песни для смешанного хора (1946)
- Детские хоры (1946/64) («Куриные заботы», «Соловей и охотники», «Загадки», «Недостаток Вайолет»)
- Песня и танец, для фортепиано (1947)
- Хоровод Бранко, для фортепиано (1947)
- Соната для скрипки и фортепиано (1948)
- Стихи из оперы «Горный венок», для баритона и фортепиано (1951)
- «Песни космоса», кантата для смешанного хора и симфонического оркестра (1956)
- Пассакалья, для симфонического оркестра (1957)
- Octoicha 1, для симфонического оркестра (1958/9, ред.1998)
- Византийский концерт для фортепиано с оркестром (1959)
- «Порог мечты», кантата для сопрано, меццо-сопрано, рассказчика и камерного оркестра (1961)
- Остинато супертема Октоича, для фортепиано, арфы и струнного оркестра (1963)
- Плач, Пастораль и Гимн, для смешанного хора и инструментального ансамбля, из
- музыка для говорящей оратории «Слова света» (1962/66) (редакция Мирьяны Живкович, 2009)
- Чародейка, мелодичная декламация для сопрано и фортепиано (1964)
- Песня для флейты (1976)
- Призыв, для контрабаса и фортепиано (1983, ред. 1998)
- Монодия Октоича, для виолончели соло (1984)
- «Из пения тьмы», речитативная кантата для меццо-сопрано и фортепиано (1984)
- Асимптота, для скрипки и струнного оркестра (1986)
- The Wondrous Milligram, для флейты и сопрано (1992)
- Архайя, для струнного трио (1992)
- Архайя 2, для духового трио (1993, ред. 1998)
- Торс, для фортепианного трио (1996, ред. 1998)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Любица — первая леди-дирижер с зубочисткой» . Новости. 25 ноября 2015 года . Проверено 23 октября 2017 г.
- ^ «Я иду ради своей свободы» . Политика Интернет (на сербском языке). 10 апреля 2010 г.
- ^ «ЮНЕСКО. Исполнительный совет, 176-я сессия, 2007 г.» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- статья из журнала «Новый звук» ЖИЗНЬ И ТРУДОВАНИЕ ЛЮБИЦЫ МАРИЧ , 2009.
- Биография (немецкий язык)
- Музыкальный факультет в Белграде
- Официальный сайт Сербской академии наук и искусств
- Биография на сайте Muzička Centrala
- Список работ
- ljubicamaric.com